Оглавление
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 октября 2000 г. N 2411
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (I ч.), ст. 29, N 27, ст. 3213) приказываю:
--------------------------------
<*> Сноска исключена. - Приказ Минтранса РФ от 13.08.2007 N 118.
1. Утвердить "Федеральные авиационные правила. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок".
2 - 3. Исключены. - Приказ Минтранса РФ от 13.08.2007 N 118.
Директор
В.И.АНДРЕЕВ
Согласовано
Статс-секретарь -
заместитель директора
К.К.РУППЕЛЬ
Начальник УАД
Ю.И.БАРАНОВ
Начальник ЗПУ
Ю.В.КОРЗУНОВ
Первый Заместитель
Председателя
Госстандарта России
И.А.КОРОВКИН
11.08.2000
Приложение
к Приказу ФСВТ России
от 18 апреля 2000 г. N 89
1. Общие положения
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок (далее Правила), разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов.
1.2. Обязательная сертификация организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, проводится в целях:
- создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
- обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
- безопасности жизни и здоровья граждан.
1.3. Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы:
- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее авиаГСМ) на склад аэропорта;
- хранение авиаГСМ;
- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;
- заправку авиаГСМ в воздушные суда.
Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и только их часть. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна иметь договорные отношения с организацией, имеющей сертификат соответствия организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, выданный на соответствующие виды работ.
1.4. Деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок включает в себя:
- обеспечение безопасности при эксплуатации и испытаниях авиационной техники в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании развития авиации" от 08.01.1998 N 10-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226);
- организацию проведения контроля качества авиаГСМ на соответствующих этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок в целях выявления изменений показателей качества авиаГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности авиаГСМ к заправке в воздушные суда;
- для осуществления лабораторного контроля качества организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, создает специализированное структурное подразделение - лабораторию ГСМ. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна быть сертифицирована в качестве организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда. Если организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, не сертифицирована в качестве организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, заключает договор с соответствующей сертифицированной организацией;
- обеспечение выполнения экологических норм, норм охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Для этих целей организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, обеспечивает наличие соответствующих стандартов и нормативных правовых актов, осуществляет организационные и технические мероприятия для выполнения их требований;
- осуществление в установленном порядке взаимодействия со службами аэропорта, эксплуатантами, организациями технического обслуживания и / или ремонта авиационной техники, а также с другими организациями.
Примечание. В случае если договора на поставку авиаГСМ заключены эксплуатантом и организацией технического обслуживания и / или ремонта авиационной техники самостоятельно, специалисты организации, осуществляющей авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должны убедиться, что поставляемые авиаГСМ соответствуют требованиям стандартов и технических условий, допущены к применению в установленном порядке и внесены в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов.
1.5. Настоящие Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее Заявитель).
1.6. Сертификация осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации и его территориальными органами.
1.7. Действие сертификата соответствия может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть внесены изменения органом, выдавшим этот документ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
1.8. Действие сертификата соответствия может быть отменено решением выдавшего его уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориальных органов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
1.9. Проведение обязательной сертификации организаций авиатопливообеспечения воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно.
1.10. Осуществление деятельности по авиатопливообеспечению воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
1.11. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам, осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, кроме уже указанных, используются следующие термины, понятия и сокращения:
- аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями), далее "авиатопливообеспечение воздушных перевозок";
- контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств авиаГСМ, далее "контроль качества авиаГСМ";
- документ, выдаваемый на средство заправки, разрешающий проведение заправки авиаГСМ из данного средства заправки, далее "контрольный талон";
абзац исключен. - Приказ Минтранса РФ от 13.08.2007 N 118;
- юридическое лицо любой организационно-правовой формы собственности, имеющее специализированное структурное подразделение - лабораторию ГСМ, осуществляющее контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей при авиатопливообеспечении воздушных перевозок, далее "организация, осуществляющая контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда";
- гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации), далее "эксплуатант".
1.12. Сертификация организаций-заявителей проводится с применением процедур, утвержденных в установленном порядке.
1.13. Основанием для начала проведения процедур сертификации является представление заявителем в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы Заявки на проведение сертификации (Приложении N 1) и документации, указанной в Приложении N 2 к настоящим Правилам, в соответствии с установленными формами (Приложения N N 3 - 6).
2. Организационная структура Заявителя
2.1. Заявитель разрабатывает производственную структуру управления. Принятая у Заявителя структура управления оформляется текстуально или графически и утверждается руководителем Заявителя.
2.2. Структура управления Заявителя должна обеспечивать решение им следующих основных задач:
- осуществление авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- поддержание деятельности Заявителя на уровне требований, установленных настоящими Правилами;
- осуществление контроля качества авиаГСМ;
- осуществление технического обслуживания сооружений, технологического оборудования и технических средств;
- комплектование оборудованием, запасными частями, расходными материалами, различными видами энергии;
- обеспечение высокого качества выполнения работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок и эффективности его контроля.
2.3. Для выполнения перечисленных задач система управления Заявителя должна иметь следующие уровни:
- высшее руководство;
- руководство производственными подразделениями (инженерного, материально-технического обеспечения и т.д.);
- руководство производственными участками, сменами, бригадами, группами.
У Заявителя с малыми объемами работ некоторые уровни управления могут быть объединены или не установлены.
2.4. Заявитель должен иметь руководящий персонал, ответственный за:
- организацию авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- организацию и проведение контроля качества авиаГСМ;
- организацию и проведение внутреннего инспекционного контроля.
2.5 Заявителем разрабатываются и утверждаются положения для всех структурных подразделений, имеющих в прямом или функциональном подчинении несколько самостоятельных элементов организационной структуры. В указанных положениях отражаются функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности охватывают полный комплекс функций, реализуемых Заявителем в целом.
2.6. Заявитель принимает на работу персонал в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством Российской Федерации. На весь руководящий и инженерно-технический персонал разрабатываются и утверждаются соответствующими лицами Заявителя должностные инструкции.
3. Информационное и документационное обеспечение деятельности Заявителя
3.1. Общие положения
3.1.1. Заявитель должен иметь в своем распоряжении комплект документации, включающий:
- Воздушный кодекс и другие нормативные акты, регулирующие деятельность в области гражданской авиации;
- необходимые стандарты и технические условия;
- нормативные правовые акты, методические документы и материалы федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и его территориальных органов;
- документы общего и распорядительного характера, должностные и технологические инструкции (карты), регламент технического обслуживания;
- технологию работы;
- руководство по качеству;
- документы, содержащие информацию о суточном расходе авиатоплива и противообледенительной жидкости, обеспечивающих безопасность и бесперебойность полетов воздушных судов заказчика в соответствии с договорами (контрактами).
При этом рекомендуется иметь у Заявителя перечень документации в соответствии с настоящим пунктом с указанием количества экземпляров и их распределения по подразделениям.
3.1.2. Заявитель обеспечивает содержание и ведение документации на все виды оборудования, включая резервуары, средства заправки, средства очистки, оборудование лаборатории ГСМ и т.п.
3.1.3. Заявитель осуществляет:
- регистрацию проводимых работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок;
- регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых на заправку авиаГСМ. Заявитель сообщает в уполномоченный орган в области гражданской авиации о снижении запаса авиатоплива, обеспечивающего бесперебойную работу аэропорта не менее трех суток;
- регистрацию наработки и технического состояния конкретных экземпляров технологического оборудования, установки на оборудование и снятия с него комплектующих и других изделий, фиксирование произведенных ремонтов, периодического технического обслуживания и разовых осмотров;
- регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых в спецмашины противообледенительных жидкостей;
- уведомление уполномоченного органа в области гражданской авиации о снижении запаса противообледенительной жидкости, обеспечивающей бесперебойную работу аэропорта.
Регистрация осуществляется в журналах или иных документах, утвержденных нормативными правовыми актами, документами изготовителя или Заявителя.
3.2. Технология работы Заявителя
3.2.1. Заявитель разрабатывает собственную технологию работы, регулирующую процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок, далее "технология работы".
3.2.2. Технология работы оформляется отдельным документом и утверждается руководителем Заявителя.
3.2.3. Технология работы разрабатывается с учетом следующих особенностей:
- объема выполняемых Заявителем работ;
- количественного и ассортиментного состава авиаГСМ, используемых эксплуатантами;
- количества и типов воздушных судов, для заправки которых Заявитель осуществляет свою деятельность;
- количества, состава и состояния технологического оборудования и технических средств, находящихся у Заявителя.
3.2.4. Технология работы включает в себя следующие разделы:
- общие положения;
- организация выполнения технологических процессов:
а) прием авиаГСМ;
б) хранение авиаГСМ;
в) перекачка авиаГСМ;
г) подготовка авиаГСМ и выдача их на заправку;
д) заправка авиаГСМ в воздушное судно;
- организация контроля качества:
а) отбор проб авиаГСМ;
б) лабораторный контроль качества;
в) аэродромный контроль качества;
- организация технического обслуживания оборудования;
- организация работы в аварийной и нештатной ситуации;
- требования к персоналу;
- организация инспекционного контроля.
3.2.5. Технология работы излагается по принципу положительного результата. Разделы технологии работы, относящиеся к организации выполнения технологических процессов, должны содержать изложенные в требуемой последовательности их выполнения процедуры.
3.2.6. В технологии работы должно быть предусмотрено соблюдение и выполнение законов, настоящих Правил, стандартов, технических условий, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, регламентирующих вопросы безопасности и регулярности полетов.
3.2.7. Технология работы Заявителя должна пройти процедуру экспертной оценки ее соответствия настоящим Правилам в научной или иной организации привлекаемой уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами в установленном порядке (далее - привлекаемая организация).
3.3. Технологические инструкции
3.3.1. В соответствии с задачами, предусмотренными в каждом разделе технологии работы, разрабатываются и утверждаются технологические инструкции (карты), детализирующие процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок, далее "технологические инструкции". Технологические инструкции (карты) являются внутренним документом Заявителя.
3.3.2. В технологических инструкциях (картах) определяются объем и последовательность выполняемых работ, квалификация и численность персонала, методики безопасной работы, перечень технологического оборудования, технических средств и приборов, а также, при необходимости, промежуточные нормативы, определяющие степень сохранности и уровень подготовленности авиаГСМ к применению.
3.4. Регламент технического обслуживания
3.4.1. Заявитель разрабатывает и утверждает регламент технического обслуживания технологического оборудования и технических средств, используемых Заявителем. Регламент технического обслуживания разрабатывается на основании паспортов и инструкций по эксплуатации изготовителей конкретного типа оборудования.
3.5. Руководство по качеству
3.5.1. Заявитель внедряет систему качества, которая отражается в руководстве по качеству.
3.5.2. Руководство по качеству оформляется отдельным документом и утверждается руководителем Заявителя.
4. Требования к технической оснащенности Заявителя
4.1. В зависимости от выполняемых работ Заявитель должен иметь: резервуары, средства перекачки, хранилища, навесы, сливно-наливные и раздаточные устройства, средства заправки, другие технологические объекты, обеспечивающие получение, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку, заправку и слив авиаГСМ из систем воздушных судов, а также необходимый комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.
Указанные объекты должны быть в постоянном пользовании Заявителя на период осуществления деятельности.
4.2. Количество и размеры резервуаров должны быть достаточными, чтобы обеспечить повседневные нужды аэропорта, а также для создания резервного количества авиатоплива.
4.3. Все новые и модернизированные технологические объекты, вводимые Заявителем в эксплуатацию, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными правовыми актами в области гражданской авиации.
4.4. Заявитель постоянно поддерживает в исправном состоянии технологическое оборудование и технические средства, задействованные в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда.
4.5. Заявитель осуществляет следующие обязательные виды обслуживания технологического оборудования и технических средств:
- периодические формы обслуживания, предусмотренные стандартами и нормативными правовыми актами;
- периодические формы обслуживания, предусмотренные регламентом технического обслуживания;
- обслуживание технологического оборудования перед каждым приемом авиаГСМ, наполнением средств заправки, в начале каждой смены по параметрам, установленным технологией работы Заявителя.
4.6. Результаты технического обслуживания фиксируются в соответствующих журналах, актах, графиках зачистки емкостей.
5. Номенклатура авиаГСМ
5.1. При осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок Заявитель использует авиаГСМ, отвечающие следующим требованиям:
- допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов;
- вырабатываемые по технологии производства (регламенту), утвержденной в установленном порядке;
- имеющие паспорта качества изготовителя (для авиаГСМ зарубежного производства - сертификат качества);
- имеющие оформленные в соответствии с "Правилами сертификации нефтепродуктов", утвержденными Постановлением Госстандарта России N 78 от 08.10.98 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.98, регистрационный N 1666, сертификаты соответствия (для авиаГСМ, подлежащих обязательной сертификации).
5.2. Использование авиаГСМ, не внесенных в соответствующие разделы руководства по летной и технической эксплуатации воздушных судов, осуществляется в установленном порядке.
6. Требования к Заявителю по приему, хранению, подготовке и выдаче на заправку, заправке авиаГСМ в воздушные суда
6.1. Паспорт качества
6.1.1. Основанием для выдачи наливных авиаГСМ на заправку в воздушные суда является паспорт качества, формируемый в процессе приема, хранения, подготовки к выдаче авиаГСМ на заправку лабораторией ГСМ Заявителем, а при ее отсутствии - сертифицированной организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
6.1.2. Паспорт качества оформляется при положительных результатах входного контроля, сопроводительной документации и на основании приемного и складского контроля качества.
6.1.3. Возобновление паспорта качества проводится в случае истечения гарантийного срока хранения, нарушения герметичности заводской упаковки или подозрения на потерю кондиционности авиаГСМ. Возобновление паспорта качества осуществляет головная научно-исследовательская организация гражданской авиации по применению авиаГСМ на основании проведенных исследований.
6.1.4. Паспорта качества и сертификаты соответствия хранятся в лаборатории ГСМ или у лиц, специально назначенных руководством Заявителя.
6.2. Требования к Заявителю по приему авиаГСМ
6.2.1. До поступления авиаГСМ Заявителю осуществляется комплекс мероприятий по оценке состояния и исправности технологического оборудования и технических средств, задействованных для приема, оценки качества и чистоты остатков авиаГСМ в трубопроводах и резервуарах, предназначенных для приема, а также мероприятия по исключению возможности смешения поступающих авиаГСМ с некондиционными авиаГСМ, находящимися в резервуарах склада.
6.2.2. Для исключения смешения авиаГСМ, поступивших по трубопроводу, в железнодорожных или автомобильных цистернах (наливных авиаГСМ), Заявитель обеспечивает выделение под слив каждого вида авиаГСМ отдельных стояков, трубопроводных коммуникаций, насосов, резервуаров. Для авиаГСМ, поступающих в заводской упаковке, выделяются раздельные места хранения для различных видов (марок) авиаГСМ.
6.2.3. При приеме авиаГСМ на склад проводятся операции, направленные на исключение возможности попадания в процесс подготовки и выдачи на заправку вида (марки) авиаГСМ, не оговоренного договором (контрактом) с потребителем.
Указанные операции должны включать идентификацию партии авиаГСМ по ассортименту, количеству и качеству путем проведения оценки сопроводительной документации (паспорта качества и сертификата соответствия), отбора проб и проведения анализов.
6.2.4. Процедуры отбора проб и проведения арбитражного анализа оговариваются в договоре (контракте) с поставщиком.
6.2.5. При поступлении авиаГСМ в герметичной заводской упаковке проводятся проверки сохранности упаковки, наличия маркировки, полноты и правильности оформления сопроводительной документации.
6.2.6. При положительных результатах проверок и анализов осуществляется прием авиаГСМ в резервуары склада или тарное хранилище.
При неудовлетворительных результатах проверок и анализов принимаемые авиаГСМ не принимаются и хранятся отдельно от принятых авиаГСМ.
6.2.7. При поступлении партии авиаГСМ без паспорта качества, с паспортом качества, срок действия которого истек, отсутствием сведений об обязательной сертификации Заявитель осуществляет мероприятия по получению в установленном порядке сертификата соответствия и получению (возобновлению действия) паспорта качества.
6.2.8. Подтверждение качества поступившей партии авиаГСМ и возможности ее вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку производится после приема партии авиа ГСМ в резервуары склада ГСМ, а также после каждого долива авиаГСМ другой партии путем проведения приемного контроля.
6.2.9. При неудовлетворительных результатах приемного контроля авиаГСМ устраняются от дальнейших операций по подготовке к применению и хранятся отдельно от принятых. Использование указанных авиаГСМ осуществляется после проведения мероприятий в соответствии с пунктом 6.1.3 настоящих Правил.
6.3. Требования к Заявителю по хранению авиаГСМ
6.3.1. Поступившие Заявителю авиаГСМ хранятся в резервуарах и тарных хранилищах в течение срока и в объеме, необходимом для бесперебойного обеспечения потребностей заказчика в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
6.3.2. При хранении авиаГСМ должна быть исключена возможность изменения их качества за счет испарения легких фракций, загрязнения или смешения с другими видами (марками) авиаГСМ, нарушения герметичности заводской тары. Это должно обеспечиваться:
- выделением отдельных групп резервуаров под каждый вид авиаГСМ с обвязкой отдельной трубопроводной коммуникацией;
- отделением резервуаров с некондиционным авиаГСМ от общей системы трубопроводов;
- регулярным проведением технического обслуживания технологического оборудования и сооружений;
- раздельным хранением видов (марок) авиаГСМ в герметичной таре и регулярным осмотром ее состояния;
- соблюдением гарантийных сроков хранения;
- удалением свободной воды и загрязнений из резервуаров;
- осуществлением контроля уровня чистоты авиаГСМ.
6.3.3. Сохранность качества авиаГСМ при хранении должна подтверждаться регулярным контролем его качества в объеме складского контроля.
6.3.4. При удовлетворительных результатах складского контроля авиаГСМ подлежат дальнейшему хранению или выдаче на заправку.
При неудовлетворительных результатах приемного контроля авиаГСМ устраняются от дальнейших операций по подготовке к применению и хранятся отдельно. Использование указанных авиаГСМ осуществляется после проведения мероприятий в соответствии с п. 6.1.3 настоящих Правил.
6.3.5. Объем запасов противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов в осенне-зимний период должен гарантировать возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков.
6.4. Требования к Заявителю по подготовке авиаГСМ и выдаче их на заправку
6.4.1. Подготовка к выдаче на заправку наливных авиаГСМ включает: отстаивание, очистку от механических примесей и воды, добавление в авиатопливо противоводокристаллизационной жидкости, межскладские и внутрискладские перекачки, а также аэродромный контроль качества.
6.4.2. АвиаГСМ в неповрежденной упаковке изготовителя не нуждаются в специальных предварительных операциях по подготовке к заправке. До истечения срока хранения, при выполнении условий хранения, установленных стандартами или техническими условиями, авиаГСМ в сохранившей герметичность таре передаются по заявке эксплуатанту или организации технического обслуживания и / или ремонта авиационной техники с приложением копии паспорта качества изготовителя и могут непосредственно использоваться для заправки систем воздушных судов.
6.4.3. Подготовка авиаГСМ к выдаче на заправку должна обеспечивать получение:
- уровня чистоты, соответствующего нормативам по содержанию механических загрязнений и воды перед поступлением наливных авиаГСМ в соответствующие системы воздушных судов;
- авиатоплив с добавлением присадок, придающих необходимые эксплуатационные свойства.
6.4.4. После поступления авиатоплива в резервуары Заявитель обеспечивает его отстаивание в течение периода времени, который определяется маркой авиаГСМ и высотой взлива в резервуаре. Время отстаивания зависит также от типа резервуара, количества и состава загрязнений и устанавливается соответствующими стандартами или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
До тех пор, пока не истекло требуемое время отстаивания и не получены удовлетворительные результаты проверок уровня чистоты, авиатопливо не подлежит выдаче из резервуара.
6.4.5. В процессе выдачи наливных авиаГСМ на заправку Заявитель осуществляет аэродромный контроль в соответствии с пп. 7.5.
6.5. Требования к Заявителю по заправке авиаГСМ в воздушные суда
6.5.1. Заправка авиаГСМ в воздушные суда осуществляется из средств заправки. Не разрешается проведение заправки наливных авиаГСМ, не имеющих паспортов качества, выданных лабораторией ГСМ Заявителя или организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, и из средств заправки, не имеющих оформленных в установленном порядке контрольных талонов.
7. Требования к Заявителю по контролю качества авиаГСМ
7.1. Общие положения
7.1.1. На соответствующих этапах приема, хранения, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда осуществляется контроль качества авиаГСМ.
Контроль качества осуществляется персоналом инженерно-технических подразделений Заявителя и лаборатории ГСМ Заявителя или организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
7.1.2. Заявитель обеспечивает проведение следующих видов контроля качества: входного, приемного, складского, аэродромного.
7.2. Входной контроль
7.2.1. Входной контроль осуществляется при приеме на склад Заявителя партии авиаГСМ путем проверки поступающих транспортных средств, количества авиаГСМ и сопроводительной документации. Для наливных авиаГСМ осуществляется проверка уровня чистоты поступающих авиаГСМ.
По результатам входного контроля принимается решение о порядке приема на склад ГСМ поступивших авиаГСМ.
7.3. Приемный контроль
7.3.1. Приемный контроль проводится для наливных авиаГСМ. Приемный контроль проводится после окончания приема авиаГСМ в резервуары и каждого долива резервуара авиаГСМ другой партии.
7.3.2. Приемный контроль предназначен для проверки марки и качества авиаГСМ в резервуаре в целях исключения возможности вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку некондиционных авиаГСМ.
7.3.3. Приемный контроль проводится по показателям качества, установленным в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
При положительных результатах входного и приемного контроля на авиаГСМ оформляется паспорт качества.
7.4. Складской контроль
7.4.1. Складской контроль проводится для определения уровня изменения параметров качества хранящихся авиаГСМ и подтверждения возможности дальнейшего хранения или применения авиаГСМ.
7.4.2. Складской контроль проводится с периодичностью и по показателям качества, установленным в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
7.5. Аэродромный контроль
7.5.1. Аэродромный контроль осуществляется при подготовке, выдаче и заправке наливных авиаГСМ в воздушные суда. При аэродромном контроле подтверждается качество выдаваемой на заправку марки авиаГСМ путем оценки требуемого уровня чистоты авиаГСМ и паспорта качества, выданного лабораторией ГСМ Заявителя или организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
При удовлетворительном результате аэродромного контроля на средство заправки оформляется контрольный талон.
7.5.2. Порядок и периодичность проведения аэродромного контроля устанавливается в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
8. Инспекционный контроль
8.1. Общие положения
8.1.1. Для обеспечения контроля за деятельностью Заявителя осуществляется внутренний и внешний инспекционный контроль.
8.1.2. Инспекционный контроль осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, государственными инспекторами, а также инспекторскими службами (инспектором) Заявителя.
Абзац исключен. - Приказ Минтранса РФ от 04.10.2011 N 259.
8.2. Внешний инспекционный контроль
8.2.1. Внешний инспекционный контроль проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, государственными инспекторами.
Абзац исключен. - Приказ Минтранса РФ от 04.10.2011 N 259.
8.2.2. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы осуществляет инспекционный контроль в целях подтверждения текущего соответствия Заявителя сертификационным требованиям.
Абзацы второй - третий исключены. - Приказ Минтранса РФ от 04.10.2011 N 259.
8.2.3. Государственные инспектора осуществляют контроль (надзор) за деятельностью Заявителя в соответствии с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3170; 2011, N 22, ст. 3187).
8.3. Внутренний инспекционный контроль
8.3.1. Внутренний инспекционный контроль осуществляется инспекторскими службами (инспектором) Заявителя. Инспекторская служба (инспектор) действует на основании положения, утвержденного руководителем Заявителя.
8.3.2. При внутреннем инспекционном контроле осуществляются проверки:
- правильности и полноты выполнения всех операций, предусмотренных технологией работы и технологическими инструкциями;
- выполнения контроля качества авиаГСМ;
- регулярности и правильности ведения контрольно-регистрационной документации;
- наличия последних версий документов на рабочих местах;
- применения исправного оборудования;
- выполнения графиков технического обслуживания оборудования;
- выполнения замечаний и рекомендаций сертификационных и инспекторских проверок.
8.3.3. Инспектор осуществляет сбор, анализ и обобщение всех замечаний, случаев ухудшения качества авиаГСМ, нештатных ситуаций у Заявителя. Инспектор участвует в работе комиссий, создаваемых при расследовании нештатных ситуаций.
8.3.4. Инспектор осуществляет контроль за состоянием технологического оборудования и технических средств, задействованных в производственном процессе, а также выявляет отклонения от процедур, установленных в технологии работы Заявителя.
8.3.5. Инспектор проводит последовательный осмотр объектов, связанных с приемом, хранением, подготовкой и выдачей на заправку, заправкой авиаГСМ в воздушные суда. Осмотр объектов осуществляется по типовой карте инспектирования, форма которой разрабатывается с учетом выполняемых Заявителем работ, используемого оборудования и технических средств.
8.3.6. Инспектор посещает все находящиеся под его контролем объекты, проводит их осмотр, как в присутствии, так и в отсутствие должностного лица, отвечающего за данный объект.
8.3.7. На основании инспектирования инспектор составляет акт инспекции, где отмечаются замеченные несоответствия с указанием сроков устранения недостатков, необходимости замены оборудования или персонала, не справляющегося со своими служебными обязанностями.
9. Требования к профессиональной подготовке инженерно-технического персонала Заявителя
9.1. Общие положения
9.1.1. Заявитель должен иметь необходимое количество квалифицированных специалистов, аттестованных и допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов конкретных типов воздушных судов, с учетом объема выполняемых Заявителем работ.
9.1.2. Руководящий и инженерно-технический персонал Заявителя проходит периодическую переподготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
9.1.3. Должностные лица и специалисты Заявителя, непосредственно связанные с обеспечением безопасности полетов, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, иметь специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
9.2. Требования к обеспечению аттестации персонала
9.2.1. При проведении сертификации Заявитель обеспечивает обязательную аттестацию следующего персонала, непосредственно связанного с обеспечением безопасности полетов:
- лица, ответственного за организацию приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов (заместитель руководителя Заявителя, ведущий инженер или иное лицо, занимающее указанную должность);
- лица, ответственного за организацию работы заправочной бригады (руководитель заправочной бригады, руководитель смены или иное лицо, занимающее указанную должность);
- лица, ответственного за эксплуатацию технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачу авиаГСМ в средства заправки (далее авиатехник ГСМ).
9.2.2. Персонал Заявителя должен иметь объем знаний, соответствующий настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам, устанавливающим соответствующие требования.
9.3. Требования по организации приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов
9.3.1. Лицо, ответственное за организацию приема, хранения, подготовку авиаГСМ к заправке воздушных судов, должно иметь знания:
- руководящей и нормативно-технической документации по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- организационно-технологических процессов подготовки авиаГСМ от приема на склад до выдачи на заправку;
- нормативных требований к ассортименту, взаимозаменяемости и качеству марок авиаГСМ;
- влияния изменений качества авиаГСМ на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
9.3.2. Лицо, ответственное за организацию приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов, должно показать свои способности и умение организовать работу Заявителя по выдаче кондиционных авиаГСМ в пределах установленных сроков их хранения и с гарантией их качества, организовать и обеспечивать эксплуатацию технологического оборудования и технических средств Заявителя.
9.4. Требования к организации работы заправочной бригады
9.4.1. Лицо, ответственное за организацию работы заправочной бригады, должно иметь знания:
- руководящих нормативно-технических документов по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- технологии осмотра, обслуживания, контроля исправности пунктов налива, топливозаправщиков и маслозаправщиков;
- технологии подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов и порядок заправки воздушных судов авиаГСМ;
- методик оценки исправности функционирования применяемых систем топливообеспечения при расследовании аварий, авиационных происшествий и предпосылок к ним;
- определения кондиционности заправляемых авиаГСМ на основании результатов лабораторного и аэродромного контроля качества;
- методик оценки чистоты авиакеросинов и содержания противоводокристаллизационных жидкостей с помощью приборов инструментального контроля и при помощи визуального анализа;
- технических и метрологических характеристик наземного технологического оборудования для очистки авиатоплив, дозирования противоводокристаллизационной жидкости в авиакеросины, выдачи масла в маслозаправщик;
- физической сущности явлений и процессов, протекающих при стоянке и полетах в топливных системах самолетов и вертолетов, и их влияние на изменение качества заправленного топлива и возможные последствия.
9.4.2. Лицо, ответственное за организацию работ по заправке воздушного судна, должно показать свои способности и умение проводить организационно-технологические процессы подготовки авиаГСМ и их заправки в воздушные суда с применением различных заправочных средств, использовать информацию о качестве подготовленных к заправке авиаГСМ, оценивать кондиционность подготовленных авиаГСМ по их физико-химическим и эксплуатационным показателям, а также оценивать изменение их качества в средствах заправки.
9.5. Требования к организации процесса эксплуатации технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачи авиаГСМ в средства заправки
9.5.1. Авиатехник ГСМ должен иметь знания:
- руководящих нормативно-технических документов по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- технологии подготовки авиатоплива (в том числе с добавлением противокристаллизационной жидкости) и авиамасла к выдаче их в средства заправки;
- технологии осмотра, обслуживания, контроля состояния и характеристики:
а) фильтров и фильтров-сепараторов всех типов;
б) дозаторов и счетно-дозирующих устройств с добавлением противокристаллизационной жидкости;
в) бойлерных для авиамасел;
- методик оценки исправности указанных выше средств;
- методик оценки чистоты авиатоплив и авиамасел при выдаче их на заправку с применением визуального контроля и методов экспресс-контроля;
- объемов и сроков проведения профилактических и регламентных работ по находящимся в ведении техническим средствам.
9.5.2. Лицо, занимающее должность авиатехника ГСМ, должно иметь соответствующую квалификацию для осуществления процессов очистки и фильтрации авиатоплив и авиамасел, дозирования в авиакеросины противоводокристаллизационной жидкости, обеспечивать готовность и исправность находящихся в его ведении технических средств, использовать предписанные методы и средства контроля чистоты и содержания противоводокристаллизационной жидкости в авиакеросинах, налаживать систему выдачи кондиционных авиаГСМ в средства заправки, проводить в некомфортных условиях анализ содержания в авиатопливе воды и мехпримесей визуальным методом и методами экспресс-контроля.
Приложение N 1
Форма Заявки на проведение
сертификации
ЗАЯВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК 1. _______________________________________________________________ наименование юридического лица (далее - Заявитель) Место нахождения _________________________________________________ __________________________________________________________________ Телефон _______________ Факс _____________ Телекс ________________ Расчетный счет ___________________________________________________ В лице ___________________________________________________________ Ф.И.О. руководителя организации Просит провести сертификацию _____________________________________ наименование юридического лица на соответствие нормативных документов. 2. Заявитель: - выполняет все условия сертификации; - выполняет сертификационные требования; - оплачивает все расходы по проведению сертификации. 3. Дополнительные сведения ___________________________________ ___________________ ____________ Ф.И.О. руководителя подпись М.П. организации
Приложение N 2
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ЗАЯВИТЕЛЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ
1. Копии учредительных документов Заявителя.
2. Документ, раскрывающий сферу деятельности (Приложение N 3).
3. Паспорт на Заявителя (Приложение N 4).
4. Технология работы.
5. Руководство по качеству.
6. Кадровый состав Заявителя (Приложение N 5).
7. Должностные инструкции на персонал, связанный с проведением работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок.
8. Номенклатура используемых авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей (Приложение N 6).
9. Сертификат соответствия Заявителя как организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, или договор с соответствующей сертифицированной организацией.
10. Заключение привлекаемой организации об уровне качества и чистоты авиаГСМ, выдаваемых на заправку Заявителю.
11. Документы, свидетельствующие о взаимодействии Заявителя со службами аэропорта, эксплуатантами и с другими организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность.
Приложение N 3
Форма сферы деятельности
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
__________________________________________________________ наименование организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок
┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐ │Наименование работ (услуг)│ Нормативная документация, │ │ │на соответствие которой производится │ │ │ сертификация │ ├──────────────────────────┴─────────────────────────────────────┤ │ Наименование авиаГСМ │ ├───────────────────────────┬────────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────┴────────────────────────────────────┤ │ │ ├───────────────────────────┬────────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────┼────────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────┴────────────────────────────────────┤ │ │ ├───────────────────────────┬────────────────────────────────────┤ │ │ │ └───────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
___________________ ____________ Ф.И.О. руководителя подпись М.П. организации
Приложение N 4
Форма Паспорта организации
авиатопливообеспечения
воздушных перевозок
ПАСПОРТ ОРГАНИЗАЦИИ АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1. Реквизиты Организация: зарегистрирована в __________________ города _________________ г. свидетельство _______________ свидетельство о перерегистрации N __ от ___________ г. Почтовый адрес: Россия, ___________________ Расчетные реквизиты: р/с N к/с N БИК Наименование банка, город ИНН Код ОКОНХ Код ОКНО Руководитель _________________ тел. (8-код) _________ факс. (8-код) _____ Главный бухгалтер ____________ тел. (8-код) ______________________ 2. Перечень основных производственных помещений
┌────────────┬──────────────┬────────┬─────────────┬─────────────┐ │Наименование│Функциональное│Характе-│ Нормативные │ Дата ввода в│ │ │ назначение │ристика │требования НД│эксплуатацию │ ├────────────┼──────────────┼────────┼─────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────┼─────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────┼─────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ └────────────┴──────────────┴────────┴─────────────┴─────────────┘
3. Перечень основных производственных сооружений
┌────────────┬──────────────┬────────┬─────────────┬─────────────┐ │Наименование│Функциональное│Характе-│ Нормативные │Дата ввода в │ │ │ назначение │ристика │требования НД│эксплуатацию │ ├────────────┼──────────────┼────────┼─────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────┼─────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ ├────────────┼──────────────┼────────┼─────────────┼─────────────┤ │ │ │ │ │ │ └────────────┴──────────────┴────────┴─────────────┴─────────────┘
5. Перечень технологического оборудования по авиатопливообеспечению воздушных перевозок
┌───────┬──────┬──────────┬─────────┬────────────┬───────────────┐ │Наиме- │Завод-│Дата ввода│Функцио- │НД на обору-│Характеристики.│ │нование│ской │в эксплуа-│нальное │дование │ Параметры │ │обору- │номер │тацию │место на-│ │ │ │дования│ │ │хождения │ │ │ │ТИП │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼──────┼──────────┼─────────┼────────────┼───────┬───────┤ │ │ │ │ │ │Требуе-│Факти- │ │ │ │ │ │ │мые по │ческие │ │ │ │ │ │ │НД │ │ ├───────┼──────┼──────────┼─────────┼────────────┼───────┼───────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼──────┼──────────┼─────────┼────────────┼───────┼───────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────┴──────┴──────────┴─────────┴────────────┴───────┴───────┘
4. Перечень технических средств измерений
┌───────┬─────────┬──────┬────────────────────────┬─────────┬────┐ │Наиме- │Функцио- │Номер │Параметры характеристики│ Дата │При-│ │нование│нальное │завод-├────────────┬───────────┤последней│ме- │ │ │место на-│ской │ предел │погрешность│ поверки │ча- │ │ │хождения │ │ измерения │ │ │ние │ ├───────┼─────────┼──────┼────────────┼───────────┼─────────┼────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼────────────┼───────────┼─────────┼────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───────┼─────────┼──────┼────────────┼───────────┼─────────┼────┤ │ │ │ │ │ │ │ │ └───────┴─────────┴──────┴────────────┴───────────┴─────────┴────┘
Приложение N 5
Форма Кадрового состава Заявителя
КАДРОВЫЙ СОСТАВ
________________________________________________________ наименование организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок
┌──────┬─────────┬────────────┬───────────┬─────────┬────────────┐ │Ф.И.О.│Должность│ Виды │ Базовое │Последняя│Стаж общий /│ │ │ │производимых│образование│перепод- │по специаль-│ │ │ │ работ │ │готовка │ности │ ├──────┼─────────┼────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ ├──────┼─────────┼────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ ├──────┼─────────┼────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ ├──────┼─────────┼────────────┼───────────┼─────────┼────────────┤ │ │ │ │ │ │ │ └──────┴─────────┴────────────┴───────────┴─────────┴────────────┘
___________________ ____________ Ф.И.О. руководителя подпись М.П. организации
Приложение N 6
Форма номенклатуры авиационных
топлив, масел, смазок
и специальных жидкостей
НОМЕНКЛАТУРА АВИАЦИОННЫХ ТОПЛИВ, МАСЕЛ, СМАЗОК И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЖИДКОСТЕЙ
________________________________________________________ наименование организации авиатопливообеспечения воздушных перевозок
┌───────────────────────────────┬────────────────────────────────┐ │ Наименование продукта │ Нормативный документ │ │ │ (ГОСТ, ОСТ, ТУ) │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ ├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤ │ │ │ └───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
___________________ ____________ Ф.И.О. руководителя подпись М.П. организации