Оглавление
Зарегистрировано в Минюсте России 3 августа 2017 г. N 47656
В соответствии с пунктом 9 статьи 8, частью первой статьи 16 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4229) и подпунктом 5.2.18(41) пункта 5.2 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2868; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 11, ст. 1316; N 25, ст. 3065; N 26, ст. 3197; N 33, ст. 4088; 2010, N 6, ст. 649; N 9, ст. 960; N 24, ст. 3039; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 35, ст. 4574, ст. 4575; N 45, ст. 5854; 2011, N 14, ст. 1935; N 43, ст. 6079; N 46, ст. 6523; N 47, ст. 6653, ст. 6662; 2012, N 1, ст. 192; N 37, ст. 5001; N 43, ст. 5874, ст. 5886; 2013, N 16, ст. 1966; N 23, ст. 2909; N 33, ст. 4386; N 38, ст. 4817; N 45, ст. 5822; 2014, N 9, ст. 923; N 16, ст. 1897; N 37, ст. 4961; 2015, N 1, ст. 279; N 2, ст. 491; N 5, ст. 821; N 14, ст. 2118; N 23, ст. 3334; N 26, ст. 3901; N 27, ст. 4080; N 40, ст. 5563; N 44, ст. 6136; N 49, ст. 6976; N 51, ст. 7352; 2016, N 2, ст. 325; N 13, ст. 1828; N 26, ст. 4066; N 28, ст. 4741; N 32, ст. 5122; N 41, ст. 5828; N 42, ст. 5929; 2017, N 8, ст. 1250), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, порядок их редактирования и подготовки к утверждению, порядок их утверждения и отмены.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.
Министр
Д.В.МАНТУРОВ
Утвержден
приказом Минпромторга России
от 6 июля 2017 г. N 2170
1. Настоящий Порядок устанавливает правила разработки основополагающих национальных стандартов Российской Федерации (далее - основополагающий национальный стандарт), правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений, правила их редактирования и подготовки к утверждению, правила их утверждения и отмены.
2. Разработку и утверждение основополагающих национальных стандартов осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) для достижения целей стандартизации, реализации задач стандартизации и в соответствии с принципами стандартизации, установленными Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4229).
3. Росстандарт разрабатывает и утверждает правила стандартизации при необходимости дополнения или конкретизации отдельных положений основополагающих национальных стандартов, а также определения порядка и методов проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ.
4. Рекомендации по стандартизации разрабатываются участниками работ по стандартизации и утверждаются Росстандартом в целях предварительной проверки на практике отдельных положений организационного и методического характера применительно к соответствующему объекту стандартизации.
5. Разработка основополагающих национальных стандартов осуществляется при условии проведения их публичного осуждения, проводимого в соответствии с пунктами 6 - 9 настоящего порядка.
Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются без проведения публичного обсуждения.
6. В целях разработки основополагающего национального стандарта Росстандарт с использованием федеральной государственной информационной системы Росстандарта размещает уведомление о разработке проекта основополагающего национального стандарта в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 134 "Об утверждении порядка размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2016 г., регистрационный N 41144) (далее - Приказ N 134) и обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления.
7. Профильное управление Росстандарта, в компетенцию которого входят вопросы стандартизации, организует проведение публичного обсуждения проекта основополагающего национального стандарта, составляет перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний, включая результаты рассмотрения данных замечаний, дорабатывает проект стандарта с учетом полученных замечаний.
8. Срок публичного обсуждения проекта основополагающего национального стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта стандарта на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не может быть менее чем 60 календарных дней.
9. После завершения публичного обсуждения Росстандарт с использованием федеральной государственной информационной системы Росстандарта размещает уведомление о завершении публичного обсуждения проекта основополагающего национального стандарта в соответствии с Приказом N 134 и обеспечивает доступность доработанного проекта основополагающего национального стандарта и перечня полученных замечаний заинтересованным лицам для ознакомления.
10. Проект основополагающего национального стандарта и перечень полученных в электронной форме и на бумажном носителе замечаний заинтересованных лиц направляются Росстандартом в технический комитет по стандартизации, к сфере компетенции которого относятся вопросы методологии стандартизации.
Проект правил по стандартизации направляется Росстандартом в технический комитет по стандартизации, к сфере компетенции которого относятся вопросы методологии стандартизации.
Проект рекомендаций по стандартизации направляется Росстандартом в технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации, к сфере компетенции которого относятся вопросы, регулируемые проектом рекомендации по стандартизации.
11. Технический комитет по стандартизации в соответствии с Порядком проведения экспертизы проектов документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, утвержденным приказом Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 547 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2016 г., регистрационный N 43420), проводит экспертизу проекта основополагающего национального стандарта, проекта правил стандартизации и проекта рекомендаций по стандартизации (далее - проект стандарта).
12. Срок проведения экспертизы проекта стандарта не может быть более чем 90 календарных дней со дня поступления проекта стандарта в соответствующий технический комитет.
13. По итогам экспертизы проекта стандарта секретариат технического комитета на основе консенсуса, достигаемого в соответствии с Правилами достижения консенсуса при разработке национальных стандартов Российской Федерации, утвержденными приказом Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 548 "Об утверждении Правил достижения консенсуса при разработке национальных стандартов Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2016 г., регистрационный N 43419), подготавливает мотивированное предложение об утверждении проекта стандарта и в течение 7 календарных дней направляет его в Росстандарт.
14. В случае недостижения консенсуса технический комитет подготавливает мотивированное предложение о доработке проекта стандарта, которая осуществляется в соответствии с пунктами 5 - 12 настоящего Порядка.
15. При получении предложения технического комитета об утверждении проекта стандарта Росстандарт направляет проект стандарта на редактирование оператору Федерального информационного фонда стандартов (далее - оператор Фонда), который в течение 10 календарных дней со дня получения указанных предложений осуществляет редактирование проекта стандарта.
При наличии замечаний редакционного характера Росстандарт в течение 7 календарных дней со дня завершения редактирования вносит необходимые исправления в проект стандарта и направляет его вместе с экземпляром проекта стандарта, содержащим редакционные замечания, оператору Фонда.
Оператор Фонда в течение 7 календарных дней со дня получения проекта стандарта проводит его окончательное редактирование, проставляет штамп "В НАБОР" на каждом листе доработанного экземпляра проекта стандарта и возвращает его в Росстандарт вместе с экземпляром, содержащим редакционные замечания, завизированным редактором.
16. Росстандарт в течение 7 календарных дней со дня поступления доработанного проекта стандарта принимает решение об утверждении основополагающего национального стандарта, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации путем принятия организационно-распорядительного документа.
17. Информация о принятии решения об утверждении основополагающего национального стандарта размещается на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 7 календарных дней со дня принятия Росстандартом такого решения.
18. Предложения о внесении изменений в основополагающий национальный стандарт, правила стандартизации и рекомендации по стандартизации направляются участниками работ по стандартизации в Росстандарт.
Росстандарт в течение 15 календарных дней рассматривает поступившие предложения и направляет их в секретариат технического комитета по стандартизации, указанный в пункте 10 настоящего порядка.
19. Секретариат технического комитета в течение 30 календарных дней рассматривает поступившие предложения о внесении изменений в основополагающий национальный стандарт, правила стандартизации и рекомендации по стандартизации и по результатам рассмотрения направляет в Росстандарт заключение с предложением о возможности внесения изменений.
20. Разработка изменений, их утверждение, а также пересмотр основополагающего национального стандарта, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации осуществляются в соответствии с главой II настоящего Порядка.
21. Отмена основополагающих национальных стандартов, правил по стандартизации и рекомендаций по стандартизации осуществляется в следующих случаях:
а) при утверждении и введении в действие взамен данных основополагающего национального стандарта, правил по стандартизации и рекомендаций по стандартизации других основополагающего национального стандарта, правил по стандартизации и рекомендаций по стандартизации;
б) если основополагающий национальный стандарт, правила по стандартизации и рекомендации по стандартизации утратили свою актуальность в связи с изменением направлений работ в их области деятельности.
Отмена рекомендаций по стандартизации также осуществляется при утверждении и введении в действие национального стандарта Российской Федерации, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации.
22. Росстандарт принимает решение об отмене основополагающего национального стандарта, правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации путем принятия организационно-распорядительного документа и размещает информацию об отмене указанных документов с использованием федеральной государственной информационной системы Росстандарта.