Протокол от 17.02.2000
О механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза

Оглавление

ПРОТОКОЛ от 17 февраля 2000 года

О МЕХАНИЗМЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕР В ТОРГОВЛЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Кыргызской Республики, Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

руководствуясь соглашениями о Таможенном союзе и двусторонними соглашениями о свободной торговле государств - участников Таможенного союза, а также учитывая положения Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.,

в соответствии с пунктом 23 Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.,

в целях согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товара во взаимной торговле и в торговле с третьими странами,

желая обеспечить защиту национального производства, создание условий, способствующих развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции,

стремясь минимизировать потери государств - участников Таможенного союза (далее по тексту - государства - участники) от применяемых мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей продукции,

руководствуясь общепринятыми нормами и принципами международного права,

согласились о нижеследующем.

Статья 1

Для целей настоящего Протокола используются следующие основные понятия:

существенный ущерб отрасли национальной экономики - подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли национальной экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию государства - участника аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого соответствующим государством - участником или третьими странами, и выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке государства - участника, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли национальной экономики государства - участника, негативном влиянии на товарные запасы, занятость населения, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели;

угроза причинения существенного ущерба отрасли национальной экономики - подтвержденная доказательствами очевидная неотвратимость причинения существенного ущерба отрасли национальной экономики;

отрасль национальной экономики - производители аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в любых отраслях экономики государства - участника;

аналогичный или непосредственно конкурирующий товар - товар, который классифицируется одним и тем же кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и полностью идентичен другому товару или сопоставим с ним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить таким товаром другой товар в процессе потребления;

специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств - участников для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет Сторона посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;

специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер и взимается уполномоченным органом государства - участника сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины;

антидемпинговые меры - меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Сторона посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятия ценовых обязательств;

антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается уполномоченным органом государства - участника сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины;

демпинговый импорт - импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости;

компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого одним из государств - участников или третьими странами, которые применяет Сторона посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия ценовых обязательств;

компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационных мер и взимается уполномоченным органом государства - участника сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины.

Статья 2

Установить, что:

специальные защитные меры могут быть введены в форме количественных ограничений импорта товара или в форме специальных пошлин;

антидемпинговые меры могут быть введены в форме антидемпинговых пошлин либо принятия ценовых обязательств;

компенсационные меры могут быть введены в форме компенсационных пошлин либо принятия ценовых обязательств на срок, необходимый для устранения существенного ущерба или угрозы причинения существенного ущерба в соответствии с положениями настоящего Протокола и (или) национальным законодательством государств - участников.

Статья 3

В случае, когда импорт товаров на территорию государства одной из Сторон осуществляется в таких количествах и на таких условиях, которые наносят существенный ущерб или создают угрозу причинения существенного ущерба отрасли национальной экономики, эта Сторона может после расследования, проведенного в соответствии с национальным законодательством, применить специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры в отношении этого импорта товаров.

Статья 4

Если одна из Сторон собирается применить специальные защитные, антидемпинговые или компенсационные меры, то эта Сторона должна заблаговременно, но не позднее чем за 30 дней до планируемого введения меры, проинформировать об этом другие Стороны и предложить проведение консультаций.

Предложение о проведении консультаций направляется в письменной форме, к нему прилагаются материалы, подтверждающие наличие факта существенного ущерба или угрозы причинения существенного ущерба отрасли национальной экономики.

Статья 5

Установить, что подтверждение факта существенного ущерба должно основываться на имеющихся данных и включать объективный анализ как объема импорта товара и его влияния на цены национального внутреннего рынка аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, так и последствий такого импорта для производителей отрасли национальной экономики импортирующего государства - участника.

Объем импорта товара рассматривается с точки зрения его значительного роста в абсолютных и относительных значениях по отношению к уровню производства и потребления аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на территории импортирующего государства - участника.

Статья 6

Установить, что влияние импорта товара на цены национального внутреннего рынка устанавливается путем определения факта существенной разницы между ценами импортируемого товара и ценами на аналогичные или непосредственно конкурирующие товары национального производства или факта иного существенного влияния импорта на эти цены, которое приводит или может привести к их понижению, препятствует или будет препятствовать повышению таких цен, которое имело бы место в случае отсутствия импорта товара.

Статья 7

Определить, что доказательства влияния импорта товара на отрасль национальной экономики должны основываться на оценке всех значимых экономических факторов, оказывающих влияние на состояние отрасли, включая, в частности, имевшее место или возможное в ближайшем будущем снижение продаж, прибыли и объема производства, доли на рынке, производительности, окупаемости капиталовложений, использования производственных мощностей, факторов, влияющих на внутренние цены, фактического и потенциального влияния на доходы, запасы на складах, занятость населения, заработную плату, темпы роста, возможность увеличения совокупного уставного капитала предприятий отрасли национальной экономики или увеличения их капиталовложений.

Статья 8

Определить, что доказательство существенного ущерба или угрозы причинения существенного ущерба для отрасли национальной экономики импортирующего государства - участника должно основываться также на изучении факторов иных, чем импорт товара, которые негативно влияют на состояние отрасли, в том числе на объем и уровень цен импорта товара, осуществляемого на нормальных условиях, изменение спроса и потребления, последствия ограничительной торговой практики и конкуренции между иностранными и национальными производителями, изменение технологии производства, экспортные и производственные показатели отрасли национальной экономики.

Существенный ущерб, причиняемый такими факторами, не должен относиться за счет импорта товара, к которому возможно принятие специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Статья 9

Считать, что установление угрозы причинения существенного ущерба отрасли национальной экономики основывается исключительно на фактах. При этом должны быть рассмотрены такие факты, как:

динамика импорта, свидетельствующая о реальной возможности продолжения значительного роста объемов импорта товара;

наличие свободных производственных мощностей или неизбежный очевидный рост производственных мощностей экспортера, который свидетельствует о реальной возможности значительного увеличения импорта товара на территорию импортирующего государства - участника с учетом потенциальной емкости других рынков сбыта;

такой уровень цен импорта товара, который оказывает существенный подавляющий эффект на цены национальных товаропроизводителей и может привести к дальнейшему росту спроса на импортируемые товары;

объем запасов аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.

Статья 10

Считать, что ни один из факторов или фактов, перечисленных в статьях 5 - 9 настоящего Протокола, сам по себе не должен являться обязательным основанием для вывода о наличии существенного ущерба либо угрозы причинения существенного ущерба. Вывод о наличии или отсутствии существенного ущерба или угрозы причинения существенного ущерба принимается на основе изучения совокупности всех факторов или фактов. В отдельных случаях, когда существенный ущерб или угроза причинения существенного ущерба вызвана возросшими объемами импорта товара или, в их отсутствие, тем фактом, что импорт осуществляется по ценам или на условиях, наносящих существенный ущерб отрасли национальной экономики, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры могут быть приняты в случае наличия причинно - следственной связи между существенным ущербом или угрозой причинения существенного ущерба отрасли национальной экономики и возросшими объемами импорта товара, либо демпинговым импортом товара, либо субсидируемым импортом товара.

Статья 11

В отношении расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, каждая Сторона соглашается изучать представление другой Стороны и информировать Интеграционный комитет о существенных фактах и заключениях, на основе которых будут приниматься окончательные решения. До принятия решения о введении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер Стороны будут предпринимать все возможное для конструктивного решения проблемы, в частности, в рамках двусторонних консультаций.

Статья 12

В случае особой срочности, когда задержка с применением специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер причинила или может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли национальной экономики, который будет трудно устранить впоследствии, могут применяться в соответствии с национальным законодательством временные специальные, временные антидемпинговые и временные компенсационные пошлины до проведения консультаций при условии, что проведение таких консультаций будет незамедлительно организовано.

При этом Стороны информируют Интеграционный комитет о введении указанных мер.

Статья 13

Положения настоящего Протокола, предусматривающие применение специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер во взаимной торговле государств - участников соглашений о Таможенном союзе, применяются до создания единой таможенной территории этих государств.

Статья 14

Споры между Сторонами относительно толкования или применения положений настоящего Протокола будут разрешаться путем переговоров.

Статья 15

В случае необходимости в настоящий Протокол могут быть внесены изменения или дополнения по согласованию Сторон.

Статья 16

Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения депозитарием, которым является Интеграционный комитет, последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу <*>. Каждая из Сторон может выйти из настоящего Протокола по истечении шести месяцев с даты уведомления депозитария по дипломатическим каналам о своем намерении прекратить его действие.

--------------------------------

<*> Протокол вступил в силу для Российской Федерации 12 декабря 2000 г.

Совершено в г. Москве 17 февраля 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Интеграционном комитете, который направит каждой Стороне, подписавшей настоящий Протокол, его заверенную копию.

(Подписи)