Постановление Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7
Об утверждении Регламента арбитражных судов

Оглавление

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июня 1996 г. N 7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Заслушав и обсудив представленный Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлевым В.Ф. Регламент арбитражных судов, руководствуясь ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Утвердить Регламент арбитражных судов.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ

Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА

РЕГЛАМЕНТ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Глава 1. Общие положения

1. Регламент арбитражных судов Российской Федерации (далее - Регламент) разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности арбитражных судов.

Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества.

Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации.

2. Арбитражные суды руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Регламентом.

Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне" и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак - эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Описание и порядок использования эмблемы устанавливаются Положением о геральдическом знаке - эмблеме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Описанием геральдического знака - эмблемы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждаемыми приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Эмблема Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может служить основой для создания иных символов арбитражных судов Российской Федерации. Все вопросы, связанные с разработкой официальных символов арбитражных судов Российской Федерации, разрешаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По вопросам, связанным с организацией работы, арбитражные суды руководствуются также приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, председателей соответствующих арбитражных судов, издаваемыми в пределах предоставленных им полномочий.

Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

3. Структура и штатное расписание Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пределах численности судей и работников аппарата, установленной федеральным законом.

Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда в пределах численности судей и работников аппарата, установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и с учетом примерных структур арбитражных судов, одобренных Советом председателей арбитражных судов и утвержденных Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Один экземпляр утвержденного штатного расписания направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

4. Делопроизводство осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утверждаемой Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На основе названной Инструкции может разрабатываться инструкция по делопроизводству в арбитражном суде с учетом особенностей структуры, штатной численности и технической оснащенности, которая утверждается Приказом председателя соответствующего суда.

5. В арбитражных судах ведется учет законодательства и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа на основании утвержденных Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Примерных правил учета законодательства и судебной практики в арбитражных судах Российской Федерации и Классификатора отраслей законодательства для учета нормативных актов и судебно-арбитражной практики.

6. В арбитражных судах ведется статистический учет и отчетность по формам и в соответствии с методическими рекомендациями, которые утверждаются Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При наличии программного обеспечения ведение статистического учета и составление отчетности могут производиться в автоматизированном режиме.

Ответственность за достоверность статистической отчетности и своевременное ее представление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации несет председатель арбитражного суда.

7. В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

8. Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда.

Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

Правила по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Информация о порядке пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда и правилах по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Глава 2. Председатель арбитражного суда. Заместитель председателя арбитражного суда

9. Председатель арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, осуществляет руководство судом и организует его деятельность.

Вся организационно-распорядительная деятельность председателя арбитражного суда и его заместителей имеет своей целью обеспечение правосудия при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и закону.

10. Председатель арбитражного суда в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического и психического воздействия на них и членов их семей, посягательств на их имущество незамедлительно сообщает об этих обстоятельствах соответствующим органам для принятия мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", а также информирует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

11. Председатель арбитражного суда незамедлительно сообщает в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о чрезвычайных происшествиях (угроза взрыва (взрыв), пожар, стихийные бедствия, хищение (утрата) судебных дел или документов и т.п.), имевших место в соответствующем суде.

12. Председатель арбитражного суда издает по вопросам организации деятельности арбитражного суда приказы и распоряжения.

13. Председатель суда:

1) распределяет обязанности между своими заместителями;

2) в пределах предоставленных полномочий решает кадровые вопросы:

издает приказы о вступлении судьи в должность и об оставлении должности;

решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса;

решает вопросы поощрения судей, вносит предложения о награждении судей государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;

обращается в соответствующую квалификационную коллегию судей с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности;

осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата суда;

решает вопросы о применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности к работникам аппарата суда в порядке, установленном действующим законодательством;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

3) устанавливает правила внутреннего трудового распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

4) организует работу по определению специализации судей, судебных составов по рассмотрению экономических споров и других дел, подведомственных арбитражному суду, и издает по этим вопросам приказы (распоряжения);

5) организует систематическое изучение и обобщение судьями и работниками суда судебной практики и статистики, на основании которых готовятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также обеспечивается соблюдение норм материального и процессуального права;

6) осуществляет организационные мероприятия, направленные на соблюдение процессуальных сроков и укрепление исполнительской дисциплины;

7) организует текущее и перспективное планирование работы суда, контроль и обеспечение выполнения планов;

8) организует работу по своевременному рассмотрению жалоб на действия судей и обращений, связанных с организацией деятельности суда.

14. Председатель арбитражного суда регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда на совещаниях, проводимых по итогам работы суда в отчетном периоде.

По вопросам внутренней деятельности арбитражного суда проводятся оперативные совещания, порядок и периодичность проведения которых определяются председателем суда.

15. Председатель арбитражного суда организует работу по обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, средствами массовой информации, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами.

16. Председатель арбитражного суда осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

17. Заместитель председателя арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи, а также процессуальных полномочий, установленных Кодексом, в соответствии с распределением обязанностей:

организует деятельность возглавляемой им судебной коллегии;

организует работу курируемых им структурных подразделений аппарата суда;

выполняет другие функции по организации работы суда.

Заместитель председателя арбитражного апелляционного суда и заместитель председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации возглавляют постоянное судебное присутствие соответствующего арбитражного суда.

Раздел II. СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА

Глава 3. Порядок образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов, формирования судебных коллегий и судебных составов

17.1. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия соответствующих арбитражных судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда и постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации являются обособленными подразделениями соответствующих судов вне мест постоянного пребывания этих судов и осуществляют их полномочия.

18. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации и федеральных арбитражных судах округов создаются, в арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии.

В арбитражных судах субъектов Российской Федерации, где численность судей не позволяет сформировать судебные коллегии, образуются только судебные составы.

19. Судебные коллегии арбитражного суда формируются из числа судей этого суда.

Члены судебных коллегий утверждаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

20. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации образуются, а в судебных коллегиях федеральных арбитражных судов округов могут быть образованы судебные составы, специализирующиеся на рассмотрении отдельных категорий дел.

Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда.

Персональный состав судебных составов определяется приказом председателя арбитражного суда.

Численность судебного состава, как правило, должна быть не менее пяти судей.

В арбитражных судах, где численность судей не позволяет сформировать такой состав, на рассмотрении дел определенной категории специализируются отдельные судьи.

21. Исключен. - Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2004 N 6.

22. Вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую решаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

Вопросы перевода судей из одного судебного состава в другой решаются председателем арбитражного суда.

22.1. В случае, если судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, находящийся в отставке, привлекается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к исполнению обязанностей судьи в составе той судебной коллегии, где он работал до ухода в отставку, вынесение Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления по этому вопросу не требуется.

Глава 4. Председатель судебной коллегии. Председатель судебного состава

23. Судебную коллегию возглавляет председатель коллегии - заместитель председателя арбитражного суда.

Председатель судебной коллегии организует работу коллегии.

24. Судебный состав возглавляет председатель судебного состава, утверждаемый:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда.

Председатель судебного состава организует работу судебного состава.

Председатели судебных составов утверждаются сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

25. Должностные обязанности председателей судебных коллегий и судебных составов определяются Положением о судебной коллегии, а при отсутствии судебных коллегий - Положением о судебном составе, утверждаемыми председателем арбитражного суда.

Глава 5. Судья арбитражного суда

26. При рассмотрении дел арбитражным судом судья обязан обеспечить правильное применение законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В вопросах организации своей деятельности судья руководствуется Положением о судебной коллегии, Положением о судебном составе, а также организационно-распорядительными документами председателя суда, издаваемыми в пределах его полномочий.

27. Судья наряду с осуществлением полномочий по отправлению правосудия выполняет также и другие функции по реализации полномочий арбитражного суда, установленных Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", принимает участие в изучении и обобщении судебной практики, подготовке предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

28. Судья осуществляет непосредственное руководство работой помощника судьи, секретаря судебного заседания и других работников аппарата суда, обеспечивающих исполнение его полномочий.

Глава 6. Аппарат арбитражного суда

29. Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом суда, возглавляемым руководителем аппарата - администратором соответствующего арбитражного суда.

Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда.

Должностные обязанности администратора арбитражного суда определяются Положением об администраторе арбитражного суда, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

30. Функции аппарата арбитражного суда определяются Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

Конкретные функции работников аппарата арбитражного суда определяются приказами и распоряжениями председателя суда, а также должностными инструкциями, разработанными с учетом структуры, штатной численности и т.п.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Глава 7. Распределение исковых заявлений, заявлений, жалоб и дел

31. Распределение исковых заявлений, заявлений, жалоб и дел в арбитражном суде (далее - распределение) осуществляется председателями судебных коллегий и председателями судебных составов соответственно между судебными составами и судьями.

Распределение производится с учетом специализации и нагрузки судебных составов, судей и должно обеспечивать объективное и беспристрастное рассмотрение каждого дела.

Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом судей, председательствующий и персональный состав суда назначаются председателем судебного состава.

Председатель арбитражного суда с учетом нагрузки и специализации судебных составов и судей вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, если отсутствует возможность сформировать коллегиальный состав судей для рассмотрения конкретного спора или нагрузка судей судебной коллегии не позволяет рассмотреть дело в установленные сроки, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом.

Как правило, председатель судебного состава, участвующий в рассмотрении дела, председательствует в судебном заседании.

Распределение дел при наличии программного обеспечения может производиться в автоматизированном режиме.

Порядок распределения дел должен соответствовать положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.

Глава 8. Организация подготовки и рассмотрения дела в судебном заседании

32. Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично.

В целях оказания помощи судье в совершении им процессуальных действий, предусмотренных статьей 135 Кодекса, при проведении со сторонами или их представителями собеседования, а также в предварительном судебном заседании может присутствовать помощник судьи.

33. В месте проведения заседания арбитражного суда должны находиться символы судебной власти: изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях.

34. В соответствии со статьей 17 Кодекса в арбитражных судах дела рассматриваются единолично судьей или коллегиально в зависимости от категории спора и инстанции, а также с учетом указаний суда кассационной инстанции и в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

35. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей осуществляется в порядке, установленном статьей 19 Кодекса.

В целях обеспечения реализации положений названной статьи и Федерального закона "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" председателем арбитражного суда должно быть обеспечено наличие полного списка арбитражных заседателей и организован беспрепятственный доступ к нему сторон по делу.

Ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранных кандидатур арбитражных заседателей должны разрешаться арбитражным судом в сроки, обеспечивающие возможность их извещения о месте и времени судебного разбирательства, а также ознакомления с материалами дела до судебного разбирательства.

36. Заседания арбитражного суда проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Кодекса.

Ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть заявлено до начала судебного разбирательства.

37. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или коллегиальным составом судей, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом судей.

Замена судьи производится с соблюдением требований статьи 18 Кодекса и установленного в суде порядка распределения дел.

Вопрос о замене судьи или одного из судей, рассматривающих дело, другим судьей того же судебного состава решается председателем этого судебного состава.

При невозможности замены судьи или одного из судей в пределах одного судебного состава вопрос о замене судьи или передаче дела в другой судебный состав той же судебной коллегии решается председателем коллегии, в его отсутствие - председателем арбитражного суда.

При невозможности замены судьи в пределах одной судебной коллегии вопрос о замене его судьей другой судебной коллегии решается председателем арбитражного суда.

После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала.

38. Порядок разрешения заявленного отвода установлен статьей 25 Кодекса.

Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, а также нескольких судей или всего состава суда разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда либо председателем судебного состава в день проведения судебного разбирательства. По результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта независимо от того, заявлен отвод в письменной форме или заявление было сделано устно и внесено в протокол судебного заседания.

39. При рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях в ходе каждого судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным статьей 155 Кодекса.

40. При рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях проводятся судебные прения в порядке, установленном статьей 164 Кодекса.

41. Судья, а при коллегиальном рассмотрении дела председательствующий в судебном заседании, руководит судебным заседанием и принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

В ходе судебного заседания председательствующий не вправе:

ограничивать судей в возможности задавать вопросы лицам, участвующим в деле;

снимать вопросы, поставленные судьями перед лицами, участвующими в деле;

комментировать вопросы судей.

Судьи при коллегиальном рассмотрении дела задают вопросы лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса с разрешения председательствующего.

Глава 9. Принятие решения, постановления, определения

42. Согласно статье 166 Кодекса после исследования доказательств по делу и судебных прений председательствующий в судебном заседании объявляет рассмотрение дела по существу законченным и арбитражный суд удаляется для принятия решения, о чем объявляется присутствующим в зале судебного заседания.

При отсутствии совещательной комнаты арбитражный суд для обсуждения и принятия решения остается в помещении, в котором рассматривается дело. На время совещания судей лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в заседании суда, удаляются из помещения.

43. Решение объявляется председательствующим стоя. Все находящиеся в зале заседания выслушивают решение арбитражного суда стоя.

В исключительных случаях (в силу болезни или иных уважительных причин) с разрешения председательствующего лицо, участвующее в деле, может выслушивать решение сидя.

44. Судья, не согласный с мнением большинства судей, голосовавших за принятие судебного акта, обязан подписать этот судебный акт и вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение приобщается к материалам дела.

Судья, голосовавший за принятый судебный акт по существу рассматриваемого судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого судебного акта, вправе письменно изложить свое особое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела.

Особое мнение судьи должно быть изготовлено в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия решения, то есть изготовления его в полном объеме.

45. В соответствии со статьей 195 Кодекса копии решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта в целях информации направляются в арбитражные суды Российской Федерации. Направление копий таких решений осуществляется по адресам электронной почты арбитражных судов в сети Интернет.

Поступающие в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации копии решений (постановлений) арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов подлежат регистрации и хранению в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

Копии решений (постановлений) арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поступающие в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, подлежат учету и хранению в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.

46. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов подлежат опубликованию в порядке, установленном статьей 196 Кодекса.

Такие решения направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Управление анализа и обобщения судебной практики) для опубликования в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов могут публиковаться в издаваемых федеральными арбитражными судами округов периодических изданиях.

В случае отмены (изменения) решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта соответствующее постановление подлежит опубликованию в тех же указанных изданиях, в которых было опубликовано решение.

Глава 10. Исполнение судебных актов

47. Заявление истца об обращении решения к немедленному исполнению рассматривается арбитражным судом в кратчайшие сроки.

Организация этой работы и контроль осуществляются председателем арбитражного суда.

48. В соответствии со статьей 319 Кодекса исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции. Этот же суд рассматривает также заявления, связанные с исполнением судебного акта кассационной или надзорной инстанции.

Раздел IV. ПРЕЗИДИУМ АРБИТРАЖНОГО СУДА

Глава 11. Общие положения

49. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в составе арбитражных судов создаются президиумы.

50. Президиум арбитражного суда возглавляет председатель суда.

51. Организационное, документальное и информационное обеспечение работы президиума осуществляют:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - лица, назначаемые председателем суда (помощник председателя, другие работники аппарата).

52. Президиум арбитражного суда созывается председателем суда по мере необходимости.

53. О времени созыва президиума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены президиума и приглашенные лица уведомляются заблаговременно.

54. Заседания президиума проводит председатель арбитражного суда, в его отсутствие - первый заместитель, в отсутствие первого заместителя - один из заместителей председателя.

55. Заседания президиума арбитражного суда являются открытыми.

С разрешения председательствующего во время заседания президиума может производиться кино- и фотосъемка, видеозапись.

56. По поручению председательствующего осуществляется стенографирование заседания президиума.

Стенографирование заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации организует Управление делопроизводства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Стенографирование заседания президиума федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации организует лицо, назначаемое председателем соответствующего суда.

57. Контроль за выполнением поручений президиума по рассматриваемым вопросам осуществляется лицами, назначенными председателем арбитражного суда.

58. О необходимости продления срока выполнения поручения, содержащегося в постановлении президиума, лицо, ответственное за его выполнение, письменно докладывает председателю арбитражного суда за три дня до истечения срока.

59. В зале заседания президиума должны находиться символы судебной власти: изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

Глава 11.1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

59.1. Согласно Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, введенных в состав Президиума Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Президиума при рассмотрении конкретного дела входят также судьи-докладчики по делу, назначенные Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 60.5 настоящего Регламента.

59.2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды.

59.3. Заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводятся в определенный день недели.

Внеочередные заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводятся по решению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

59.4. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

Глава 12. Рассмотрение Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дел по пересмотру судебных актов в порядке надзора

60. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает дела по пересмотру судебных актов в порядке надзора в соответствии с главой 36 Кодекса, настоящим Регламентом и Порядком организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

60.1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает дело к своему рассмотрению на основании определения суда о передаче дела в Президиум.

60.2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает дела в порядке очередности их поступления в Президиум, но не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

В случаях, не терпящих отлагательства, Президиум может изменить очередность рассмотрения дел.

60.3. Очередность рассмотрения дел на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определяется повесткой заседания, утверждаемой Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за неделю до проведения заседания.

60.4. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным Кодексом.

60.5. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при утверждении повестки заседания Президиума назначает судью-докладчика (судей-докладчиков) по каждому делу из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

61. Дело рассматривается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в открытом судебном заседании, если иное не определено Кодексом.

Перед началом заседания Президиума Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации производит регистрацию лиц, участвующих в деле, явившихся на заседание Президиума, и информирует об этом Президиум.

61.1. Заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса, при соблюдении порядка, установленного статьями 153, 154 и 303 Кодекса.

Лица, участвующие в деле, а также иные лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Президиума, допускаются в зал заседания Президиума до начала рассмотрения дела.

Представители средств массовой информации, аккредитованные при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, проходят в зал Президиума по аккредитационным удостоверениям, другие журналисты - по списку, представленному пресс-службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Лицам, присутствующим на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не разрешается приносить в зал судебного заседания кино-, видео- и фотоаппаратуру, а также средства связи без специального разрешения.

Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенную судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио и телевидению, не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени.

61.2. Председательствующий в судебном заседании открывает заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, информирует членов Президиума о явке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей, выясняет вопрос о возможности слушания дела, руководит заседанием Президиума, обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка.

61.3. Рассмотрение дела в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации начинается с доклада судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - докладчика по данному делу, который излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

По окончании доклада судья-докладчик отвечает на вопросы членов Президиума.

61.4. Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика.

Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

Продолжительность выступления лиц, участвующих в деле, не должна превышать 10 минут.

По ходатайству лица, участвующего в деле, председательствующий вправе продлить время выступления.

61.5. После выступления лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, председательствующий объявляет рассмотрение дела законченным, после чего Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации переходит к принятию постановления в закрытом совещании.

61.6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Президиума.

Никто из членов Президиума не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании Президиума голосует последним.

Член Президиума, не согласный с мнением большинства членов Президиума, голосовавших за принятие судебного акта, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение приобщается к материалам дела.

61.7. В судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора, председательствующим объявляется резолютивная часть принятого по результатам рассмотрения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Информация о принятом постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сразу же после объявления резолютивной части постановления размещается Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

61.8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должно соответствовать требованиям, предусмотренным в статье 306 Кодекса, и быть подписано председательствующим в заседании Президиума.

61.9. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной (пункт 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14).

Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Глава 13. Рассмотрение вопросов судебной практики и организации работы суда

62. Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" к полномочиям президиума арбитражного суда отнесено рассмотрение вопросов судебной практики. Президиумы федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации рассматривают также вопросы организации работы суда.

62.1. Подготовка и проведение заседаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики осуществляется в порядке, утвержденном Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Подготовка и опубликование обзоров судебной практики арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами, федеральными арбитражными судами округов осуществляется в порядке, утвержденном Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

63. Материалы по вопросам судебной практики для рассмотрения президиумом передаются:

в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации - в Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в федеральном арбитражном суде округа, арбитражном апелляционном суде и арбитражном суде субъекта Российской Федерации - лицу, на которое возложено организационное, документальное и информационное обеспечение работы президиума арбитражного суда.

64. Вопросы, предлагаемые к вынесению на рассмотрение президиума, оформляются докладными записками на имя председателя арбитражного суда и рассматриваются в порядке очередности их поступления в президиум.

В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на рассмотрение президиума арбитражного суда вопроса, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях.

65. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости президиум арбитражного суда вправе изменить эту очередность.

66. Лица, приглашенные на заседание президиума арбитражного суда, могут принимать участие в обсуждении вопросов судебной практики.

67. Решения, принимаемые президиумом, оформляются постановлением президиума и подписываются председателем арбитражного суда.

На основании постановления президиума по вопросам организации работы арбитражного суда председатель суда может издавать приказы и распоряжения.

68. Обзоры судебной практики, одобренные Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также направляются в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Обзоры судебной практики, одобренные президиумом федерального арбитражного суда округа, доводятся до сведения судей и других работников аппарата суда, а также арбитражных судов данного округа.

Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда.

Обзоры судебной практики, подготовленные федеральными арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами и арбитражными судами субъектов Российской Федерации, направляются в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а обзоры арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации - также в федеральный арбитражный суд округа.

Если президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации, арбитражного апелляционного суда или президиум федерального арбитражного суда округа посчитает целесообразным опубликовать обзор в печатных органах, в том числе издаваемых самими арбитражными судами, такой документ направляется в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с предложением о рассмотрении и одобрении его на заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Раздел V. ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

69. В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Пленум) решает вопрос о введении судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, используя при этом механизм ротации судей.

В состав Президиума судья вводится Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года.

Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно.

70. В соответствии с пунктом 2 статьи 27, пунктом 2 статьи 33.4, пунктом 2 статьи 37 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда, сроком на два года.

Один и тот же судья может быть введен в состав президиума федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда субъекта Российской Федерации неоднократно.

Председатель арбитражного суда может внести на рассмотрение Пленума представление о выводе судьи арбитражного суда из состава президиума арбитражного суда: в случаях приостановления или прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"; ввиду неоднократного уклонения по неуважительным причинам от исполнения обязанностей члена президиума арбитражного суда; в связи с личным заявлением члена президиума арбитражного суда.

71. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" на заседаниях Пленума председательствует Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в его отсутствие - первый заместитель Председателя, в отсутствие первого заместителя - один из заместителей Председателя.

71.1. Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации избирается Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года.

Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно.

72. Заседания Пленума проводятся открыто и гласно.

С разрешения председательствующего во время заседания Пленума может производиться кино- и фотосъемка, видеозапись.

73. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости Пленум вправе изменить эту очередность.

74. Предложения о включении вопросов в повестку заседания Пленума оформляются докладными записками на имя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

75. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на Пленум материала, предложения по выносимому на обсуждение вопросу, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиям. К материалам прилагается проект постановления Пленума.

76. По вопросам, вынесенным на рассмотрение Пленума, представляются материалы в виде:

проекта закона или иного нормативного правового акта, вносимого в порядке законодательной инициативы;

проекта постановления по вопросам судебной практики;

проекта постановления по другим вопросам деятельности арбитражных судов, входящим в компетенцию Пленума.

По поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к подготовке материалов могут привлекаться члены Научно-консультативного совета при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководителями.

77. Проекты закона или иного нормативного правового акта, вносимого в порядке законодательной инициативы, а также проекты постановлений по вопросам судебной практики передаются Секретарю Пленума не позднее чем за 15 дней до заседания Пленума.

Материалы по другим вопросам организации деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, входящим в компетенцию Пленума, передаются Секретарю Пленума за 3 дня до заседания Пленума.

О непредставлении материалов в установленный срок Секретарь Пленума докладывает Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для принятия соответствующего решения.

78. О времени созыва Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены Пленума уведомляются заблаговременно.

79. Регистрация присутствующих на заседании Пленума осуществляется Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

80. Материалы на Пленуме докладывают Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместители, а также председатели судебных составов, судьи, руководители структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

81. По обсуждаемым на Пленуме вопросам вправе высказать свое мнение участвующие в заседании Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации и другие приглашенные лица.

82. Продолжительность выступления не должна превышать 30 минут - для доклада, 15 минут - для содоклада и заключительного слова.

При обсуждении докладов выступающим предоставляется до 10 минут; для вопросов, предложений, сообщений, справок - до 3 минут.

Председательствующий обеспечивает необходимый порядок проведения заседания и соблюдение регламента.

Обсуждение вопроса повестки заседания прекращается по решению Пленума.

В обсуждении вопросов могут также участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума.

83. Постановление Пленума принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования.

84. Пленум по результатам обсуждения может образовать редакционную комиссию из числа членов Пленума с целью доработки проекта постановления. Доработанный проект выносится на рассмотрение очередного Пленума.

85. Постановления Пленума подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Секретарем Пленума.

86. Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляет организационное, документальное и информационное обеспечение работы Пленума.

87. Протокол оформляется не позднее 7 дней после окончания заседания и подписывается Секретарем Пленума.

88. Контроль за выполнением протокольных поручений Пленума осуществляется Секретарем Пленума.

89. О необходимости продления срока выполнения поручения, содержащегося в Постановлении Пленума, лицо, ответственное за его выполнение, письменно докладывает Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 3 дня до истечения срока.

90. Подготовку информации о работе Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для публикации в средствах массовой информации обеспечивает секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации совместно с Пресс-службой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Направление постановлений Пленума арбитражным судам осуществляет Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

91. В зале заседания Пленума должны находиться символы судебной власти: изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

92. Организация и проведение совместного заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляются в порядке, предусмотренном особым регламентом, утверждаемым постановлениями указанных Пленумов.

Раздел VI. СОВЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

93. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов Российской Федерации (далее - Совет).

94. В состав Совета входят Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председатели федеральных арбитражных судов округов, председатели арбитражных апелляционных судов и председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

95. Совет возглавляет Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

96. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

97. День заседания Совета назначает Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

98. О времени заседания Совета и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены Совета уведомляются заблаговременно.

99. Материалы по вопросам повестки заседания Совета готовятся председателем арбитражного суда, внесшим вопрос на рассмотрение Совета.

По поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации материалы по вопросам, вынесенным на рассмотрение Совета, готовятся структурными подразделениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Информационное и документальное обеспечение работы Совета осуществляют структурные подразделения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесшие вопросы на рассмотрение Совета.

100. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости Совет вправе изменить эту очередность.

101. Стенографирование и ведение звукозаписи заседания Совета организуют Управление делопроизводства и Хозяйственное управление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

102. Решения по вопросам, вынесенным на рассмотрение Совета, принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Совета.

Решения Совета носят рекомендательный характер.

103. Для реализации решений, принятых Советом, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

По поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проекты приказов и распоряжений подготавливаются структурными подразделениями в соответствии с их компетенцией.

104. Контроль за исполнением приказов и распоряжений, принятых в целях реализации решений Совета, осуществляется Организационно-контрольным управлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Раздел VII. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

Глава 14. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов

105. В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

106. В целях реализации организационного обеспечения деятельности арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует суды о новом законодательстве, дает разъяснения по вопросам судебной практики, изучает организацию работы в арбитражных судах и обобщает положительный опыт, организует учебу и стажировку судей и работников аппаратов судов, проводит совещания и семинары, осуществляет кадровое и финансовое обеспечение.

107. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке организационного обеспечения направляются арбитражным судам постановления Пленума и иные материалы по вопросам обобщения судебной практики, приказы и распоряжения, информационные и информационно-методические письма, методические рекомендации и иные документы организационно-методического характера.

108. Работа по организационному обеспечению деятельности судов осуществляется структурными подразделениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пределах задач и функций, установленных положениями о них.

109. Руководство арбитражного суда обязано ознакомить или, в случае прямого указания, организовать изучение документов и исполнение поручений, поступающих из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Глава 15. Вопросы взаимодействия

110. Арбитражные суды в целях повышения эффективности их деятельности могут осуществлять взаимный обмен информацией по вопросам обобщения судебной практики и организации работы суда.

111. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, а также разработки предложений по совершенствованию законодательства при федеральных арбитражных судах округов действуют научно-консультативные советы.

Положение о научно-консультативном совете и его состав утверждаются приказом председателя федерального арбитражного суда округа.

112. Научно-консультативные советы могут быть созданы также при арбитражных апелляционных судах и арбитражных судах субъектов Российской Федерации для проработки сложных вопросов судебной практики и разработки предложений по совершенствованию законодательства.

Положение о научно-консультативном совете и его состав утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда.

113. Взаимодействие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации с соответствующими органами судейского сообщества осуществляется в порядке, установленном законодательством.

По вопросам организации работы по взаимодействию с органами судейского сообщества председателем соответствующего арбитражного суда издаются распоряжения.

114. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации взаимодействует с Министерством юстиции Российской Федерации в решении вопросов, связанных с обеспечением установленного порядка деятельности арбитражных судов, и других вопросов, отнесенных к компетенции Службы судебных приставов.

В необходимых случаях ими принимаются согласованные организационно-распорядительные акты, в соответствии с которыми председатели арбитражных судов взаимодействуют с органами службы судебных приставов на территории субъектов Российской Федерации.

115. Международные связи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном законодательством, в соответствии с планами и программами международно-правового сотрудничества, подготавливаемыми Международно-правовым отделом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и утверждаемыми Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Глава 16. Организация рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций

116. Арбитражные суды в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение обращений, заявлений и жалоб (далее - обращения), в том числе касающихся деятельности суда в целом либо действий судьи, работника аппарата суда, и направление по ним ответов в установленные законом сроки в соответствии с действующим законодательством и Положением о порядке рассмотрения писем, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, утвержденным Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В этих целях в арбитражных судах организуется работа с письменными обращениями.

117. Работа с письменными обращениями осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах.

118. При поступлении жалобы на действия судьи, работника аппарата суда председатель арбитражного суда, исходя из ее содержания, может поручить проверку по ней одному из своих заместителей, председателю судебного состава, руководителю структурного подразделения.

Каждая жалоба на действия судьи должна быть тщательно проверена. При установлении фактов нарушений действующего законодательства, норм и правил судебной этики председатель арбитражного суда принимает меры организационного характера, а при необходимости решает вопрос о внесении в отношении судьи соответствующего представления в квалификационную коллегию судей.

Председатель арбитражного суда обязан незамедлительно информировать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о фактах привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы должен быть мотивированным и подписан председателем или заместителем председателя арбитражного суда либо по их поручению иным должностным лицом в пределах его компетенции.

Глава 17. Порядок выдачи подлинных документов из судебных дел

119. В соответствии со статьей 75 Кодекса подлинные документы из судебного дела, как правило, возвращаются лицам, участвующим в деле, или передаются иным лицам после вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.

Вопрос о выдаче названных документов разрешается председателем арбитражного суда либо иным лицом по его поручению.

После выдачи документов в деле должны остаться заверенные копии выданных документов.

120. Выдача органам дознания и следствия, а также судам общей юрисдикции подлинных документов из судебного дела производится арбитражным судом с соблюдением указанных положений Кодекса (статья 75).

Документы могут быть выданы на основании направленного в арбитражные суды мотивированного постановления следователя или судебного акта суда общей юрисдикции в предусмотренных федеральным законом случаях.

Глава 18. Хранение и возврат вещественных доказательств

121. Хранение вещественных доказательств в арбитражном суде, включая учет, принятие на хранение и выдачу вещественных доказательств после вступления судебного акта, которым заканчивается дело, в законную силу, осуществляется в случаях, предусмотренных законом, и в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.

122. Организационно-распорядительным документом председателя арбитражного суда определяются место и условия хранения вещественных доказательств, а также назначается лицо, ответственное за этот участок работы.

123. Хранение вещественных доказательств осуществляется в условиях, не допускающих утрату и обеспечивающих их возврат владельцам или передачу иным лицам, в соответствии с требованиями статьи 80 Кодекса.

Глава 19. Депозитные счета

124. В целях реализации положений статей 94, 106 - 110 Кодекса в каждом арбитражном суде открывается депозитный счет.

125. На депозитный счет вносятся суммы лицами, участвующими в деле, в порядке встречного обеспечения при рассмотрении арбитражным судом заявлений о принятии обеспечительных мер, а также лицами, заявившими ходатайство об участии в деле эксперта (экспертов) или о вызове свидетелей, которым производится выплата вознаграждения за счет зачисленных на депозитный счет средств.

126. Выплата денежных средств, зачисленных на депозитный счет, производится на основании судебного акта, принятого арбитражным судом.

Глава 20. Информация о деятельности арбитражных судов

127. Доступ к информации о деятельности арбитражных судов обеспечивается арбитражными судами в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на основе принципов открытости и доступности информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; достоверности и своевременности ее предоставления; свободы поиска, получения, передачи и распространения информации любым доступным способом; соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиты их чести, достоинства и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдения прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности арбитражных судов.

128. Доступ к информации о деятельности арбитражных судов обеспечивается посредством присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; опубликования данной информации в средствах массовой информации, размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в занимаемых арбитражными судами помещениях; письменных и устных ответов на запросы граждан и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, устанавливаемом приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

129. В арбитражных судах в соответствии с приказами и распоряжениями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации организуется работа по созданию официальных сайтов арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещению на них информации, созданию пунктов подключения к сети Интернет и принятию мер по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

130. Председателями арбитражных судов обеспечивается достоверность предоставляемой информации о деятельности арбитражных судов, соблюдение сроков и порядка предоставления информации, изъятие из предоставляемой информации сведений, доступ к которым ограничен, создание организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности арбитражных судов.