Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 N 609
Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 октября 2005 г. N 609

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".

Указанный специальный технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления.

2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим Постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 2005 г. N 609

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"

1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.

2. В соответствии с Федеральными законами "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.

3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее:

"автомобильная техника" - колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них;

"автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" - впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника;

    "выбросы" - выбросы вредных (загрязняющих)  веществ,  которыми
являются   отработанные   газы   двигателей  внутреннего  сгорания
и испарения  топлива  автомобильной  техники,  содержащие  вредные
(загрязняющие) вещества (оксид углерода (CO), углеводороды (C H ),
                                                             m n
оксиды азота (NO ) и дисперсные частицы);
                x

"газовый двигатель" - двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе;

"дизель" - двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия;

"искровой двигатель" - двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газовом топливе;

"Правила ЕЭК ООН" - Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций согласно приложению N 1, принятые в соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента;

"технические нормативы выбросов" - устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега;

"экологический класс" - классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.

4. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а также топливо для таких двигателей.

5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы:

    а) легковые  автомобили (код ТН ВЭД  России 8703, код  ОКП  45
1400)   категории   M   с   двигателями   внутреннего    сгорания,
                     1
используемые  для  перевозки  пассажиров,  имеющие не более 8 мест
для сидения, кроме места водителя;

б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700) с двигателями внутреннего сгорания категорий:

    M  максимальной    массой  не  более  5  т,  используемые  для
     2
перевозки  пассажиров,  имеющие  более  8 мест  для сидения, кроме
места водителя;
    M   максимальной  массой свыше 5 т, используемые для перевозки
     3
пассажиров,  имеющие  более  8  мест  для   сидения,  кроме  места
водителя;

в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701, 8704, 8705, 8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130, 45 2100, 45 2200, 45 2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий:

    N   максимальной  массой  не  более 3,5  т,  используемые  для
     1
перевозки грузов и установленного на них оборудования;
    N    максимальной   массой  свыше  3,5 т,  но  не  более 12 т,
     2
используемые   для   перевозки  грузов  и  установленного  на  них
оборудования;
    N   максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки
     3
грузов и установленного на них оборудования.

6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы согласно приложению N 2.

7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.

8. Техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются следующие:

а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2:

    категорий  M ,  M   максимальной  массой  не более 3,5 т, N  с
                1    2                                         1
искровыми   двигателями   (бензиновыми,   газовыми)  и  дизелями -
технические  нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-04  (уровни  выбросов  B, C, D),  Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с
дополнением 1 (только для дизелей);
    категорий M  максимальной массой свыше 3,5 т,  M , M , N , N ,
               1                                    2   3   1   2
N   с  дизелями  и  газовыми  двигателями - технические  нормативы
 3
выбросов,  предусмотренные  Правилами  ЕЭК  ООН N  49-02  (уровень
выбросов B), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
    категорий M  максимальной  массой  свыше 3,5 т, M , M , N , N
               1                                     2   3   2   3
с бензиновыми двигателями - технические нормативы выбросов   (CO -
55 г/кВт.ч, C H  - 2,4 г/кВт.ч, NO  - 10 г/кВт.ч) при  испытаниях,
             m n                  x
предусмотренных   Правилами   ЕЭК  ООН N 49-03 (испытательный цикл
ESC);
    б) в отношении автомобильной техники  экологического класса 3:
    категорий  M ,  M   максимальной  массой не  более 3,5 т, N  с
                1    2                                         1
искровыми   двигателями  (бензиновыми,   газовыми)   и  дизелями -
технические  нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N  83-05  с   исправлениями  1 - 3,  дополнениями  1 - 5  (уровень
выбросов А), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
    категорий  M  максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
                1                                   2   3   1   2
N   с дизелями  и газовыми  двигателями  -  технические  нормативы
 3
выбросов,  предусмотренные  Правилами  ЕЭК  ООН  N 49-04  (уровень
выбросов A), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
    категорий M  максимальной  массой  свыше 3,5 т, M , M , N , N
               1                                     2   3   2   3
с  бензиновыми двигателями - технические      нормативы   выбросов
(CO - 20 г/кВт.ч, C H  - 1,1 г/кВт.ч, NO  - 7 г/кВт.ч)         при
                   m n                  x
испытаниях, предусмотренных Правилами N 49-03 (испытательный  цикл
ЕТС);
    категорий  M   максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N
                1                                    2   3   2   3
повышенной  проходимости   с   дизелями  -  технические  нормативы
выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 96-01 с дополнениями
1, 2,  Правилами  ЕЭК  ООН N 24-03 с  дополнением  1  (только  для
дизелей);
    в) в отношении автомобильной техники экологического  класса 4:
    категорий  M ,  M   максимальной  массой  не более 3,5 т, N  с
                1    2                                         1
искровыми  двигателями   (бензиновыми,   газовыми)  и  дизелями  -
технические  нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН
N 83-05   с   исправлениями  1 - 3,  дополнениями  1 - 5  (уровень
выбросов B), Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для
дизелей);
    категорий  M  максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
                1                                   2   3   1   2
N   с  дизелями  и  газовыми  двигателями  - технические нормативы
 3
выбросов,  предусмотренные  Правилами  ЕЭК  ООН  N  49-04 (уровень
выбросов B1),  Правилами  ЕЭК  ООН N 24-03 с дополнением 1 (только
для дизелей);
    категорий M  максимальной  массой свыше 3,5 т, M , M , N , N ,
               1                                    2   3   1   2
N   с  бензиновыми  двигателями - технические  нормативы  выбросов
 3
(CO - 4 г/кВт.ч, C H  - 0,55 г/кВт.ч, NO  - 2 г/кВт.ч)         при
                  m n                   x
испытаниях,       предусмотренных     Правилами   ЕЭК  ООН N 49-03
(испытательный цикл ЕТС);
    г) в отношении автомобильной техники  экологического  класса 5
категорий M  максимальной массой свыше 3,5 т, M , M , N , N , N  с
           1                                   2   3   1   2   3
дизелями и газовыми двигателями - технические  нормативы выбросов,
предусмотренные Правилами ЕЭК ООН N 49-04 (уровни выбросов B2, C),
Правилами ЕЭК ООН N 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).

9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение технических требований к автомобильной технике и установленным на ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются основные технические требования согласно приложению N 3.

10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента.

11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭК ООН.

13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет.

Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия.

В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия.

14. Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки:

а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу настоящего регламента;

б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.;

в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.;

г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г.

Приложение N 1
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВИЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА "О ТРЕБОВАНИЯХ К ВЫБРОСАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ, ВЫПУСКАЕМОЙ В ОБРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ"

1. Правила ЕЭК ООН N 24 (24-03 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся:

--------------------------------

<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.

I. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

II. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;

III. официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия".

2. Правила ЕЭК ООН N 49 (49-02, 49-03, 49-04 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ".

--------------------------------

<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.

3. Правила ЕЭК ООН N 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей".

--------------------------------

<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.

4. Правила ЕЭК ООН N 96 (96-01 <*>) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями".

--------------------------------

<*> Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.

Приложение N 2
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ

─────────┬─────────────────────┬──────────────────────────────────
 Экологи-│Категории и подгруппы│      Нормативные документы,
 ческий  │автомобильной техники│   устанавливающие требования к
 класс   │                     │   экологическим характеристикам
 автомо- │                     │ автомобильной техники/технические
 бильной │                     │         нормативы выбросов
 техники │                     │
─────────┴─────────────────────┴──────────────────────────────────
   0      M , M  максимальной   Правила ЕЭК ООН
           1   2                N 83-02, уровень выбросов A
          массой не более 3,5
          т, N  с бензиновыми
              1
          двигателями

          M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 49-01
           1
          массой свыше 3,5 т,
          M , M , N , N , N  с
           2   3   1   2   3
          дизелями

          M  максимальной       CO - 85 г/кВт.ч, C H  -
           1                                      m n
          массой свыше 3,5 т,   5 г/кВт.ч, NO  - 17 г/кВт.ч
          M , M , N , N  с                   x
           2   3   2   3        (9-режимный испытательный цикл)
          бензиновыми
          двигателями
   1      M , M  максимальной   Правила ЕЭК ООН N 83-02, уровни
           1   2                выбросов B, C соответственно
          массой не более
          3,5 т, N  с
                  1
          бензиновыми
          двигателями и
          дизелями

          M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 49-02, уровень
           1                    выбросов A
          массой свыше 3,5 т,
          M , M , N , N , N  с
           2   3   1   2   3
          газовыми двигателями
          и дизелями

          M  максимальной       CO - 72 г/кВт.ч, C H  -
           1                                      m n
          массой свыше 3,5 т,   4 г/кВт.ч, NO  - 14 г/кВт.ч
          M , M , N , N  с                   x
           2   3   2   3        (9-режимный испытательный цикл)
          бензиновыми
          двигателями
   2      M , M  максимальной   Правила ЕЭК ООН N 83-04, уровни
           1   2                выбросов B, C, D соответственно
          массой не более
          3,5 т, N  с
                  1
          искровыми
          двигателями
          (бензиновыми,
          газовыми) и дизелями

          M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 49-02, уровень
           1                    выбросов B
          массой свыше 3,5 т
          M , M , N , N , N  с
           2   3   1   2   3
          газовыми двигателями
          и дизелями

          M  максимальной       CO - 55 г/кВт.ч, C H  -
           1                                      m n
          массой свыше 3,5 т,   2,4 г/кВт.ч, NO  - 10 г/кВт.ч (при
          M , M , N , N  с                     x
           2   3   2   3        испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
          бензиновыми           N 49-03, испытательный цикл ESC)
          двигателями
   3      M , M  максимальной   Правила ЕЭК ООН N 83-05, уровень
           1   2                выбросов A
          массой не более
          3,5 т, N  с
                  1
          искровыми
          двигателями
          (бензиновыми,
          газовыми) и дизелями

          M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
           1                    выбросов A
          массой свыше 3,5 т,
          M , M , N , N , N  с
           2   3   1   2   3
          газовыми двигателями
          и дизелями

          M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 96-01
           1
          массой свыше 3,5 т,
          M , M , N , N , N
           2   3   1   2   3
          повышенной
          проходимости с
          дизелями

          M  максимальной       CO - 20 г/кВт.ч, C H  -
           1                                      m n
          массой свыше 3,5 т,   1,1 г/кВт.ч, NO  - 7 г/кВт.ч (при
          M , M , N , N  с                     x
           2   3   2   3        испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
          бензиновыми           N 49-03, испытательный цикл ESC)
          двигателями
   4      M , M  максимальной   Правила ЕЭК ООН N 83-05, уровень
           1   2                выбросов B
          массой не более
          3,5 т, N  с
                  1
          искровыми
          двигателями
          (бензиновыми,
          газовыми) и дизелями

          M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
           1                    выбросов B1
          массой свыше 3,5 т,
          M , M , N , N , N  с
           2   3   1   2   3
          газовыми двигателями
          и дизелями

          M  максимальной       CO - 4 г/кВт.ч, C H  -
           1                                     m n
          массой свыше 3,5 т,   0,55 г/кВт.ч, NO  - 2 г/кВт.ч (при
          M , M , N , N  с                      x
           2   3   2   3        испытаниях по Правилам ЕЭК ООН
          бензиновыми           N 49-03, испытательный цикл ЕТС)
          двигателями
   5      M  максимальной       Правила ЕЭК ООН N 49-04, уровень
           1                    выбросов B2, C
          массой свыше 3,5 т,
          M , M , N , N , N  с
           2   3   1   2   3
          газовыми двигателями
──────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 3
к специальному техническому
регламенту "О требованиях
к выбросам автомобильной
техникой, выпускаемой
в обращение на территории
Российской Федерации, вредных
(загрязняющих) веществ"

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

─────────────────────┬───────────┬──────────────────────────────────────
    Характеристики   │  Единица  │           Нормы в отношении
        топлива      │ измерения │         автомобильной техники
                     │           ├────────────┬────────────┬────────────
                     │           │экологичес- │экологичес- │экологичес-
                     │           │кого класса │кого класса │кого класса
                     │           │      2     │      3     │     4
─────────────────────┴───────────┴────────────┴────────────┴────────────
                                   Бензин

 Концентрация свинца,  мг/дм3         10           5             0
 не более
 Концентрация серы,     мг/кг        500          150            50
 не более
 Объемная доля        процентов
 углеводородов, не
 более:
  ароматических                      не            42            35
                                 установлена
  олефиновых                         не            18            18
                                 установлена
 Объемная доля        процентов       5            1             1
 бензола, не более
 Массовая доля        процентов      не           2,7           2,7
 кислорода, не более             установлена
 Давление насыщенных     кПа
 паров с учетом
 климатических
 условий:
  в летний период                  45 - 80      45 - 80       45 - 80
  в зимний период                  50 - 100     50 - 100      50 - 100
 Отложения на                        не        соответствие европейским
 впускных клапанах и             установлены  бензинам для автомобильной
 в камере сгорания                               техники экологических
                                                    классов 3 и 4 <*>
                           Дизельное топливо

 Цетановое число, не                  49           51            51
 менее
 Плотность при 15       кг/м3      820 - 860    820 - 845    820 - 845
 град. С
 Массовая доля        процентов      не            11            11
 полициклических                 установлена
 ароматических
 углеводородов, не
 более
 Концентрация серы,     мг/кг        500          350            50
 не более
 Фракционный состав -   град. С      360          360           360
 95 процентов объема
 перегоняется при
 температуре не более
 Смазывающая             мкм         460          460           460
 способность, не
 более
────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Определяется на стадии подготовки производства.