Письмо Банка России от 02.09.1994 N 107
Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 2 сентября 1994 г. N 107

ОБ УТОЧНЕНИИ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с поступающими из Главных территориальных управлений Банка России, а также уполномоченных банков и уполномоченных предприятий запросами относительно порядка обращения наличной иностранной валюты в Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации сообщает следующее.

1. Согласно пункту 3 письма Банка России от 01.10.93 N 56 "Об изменении порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" уполномоченные банки не могут принимать от граждан (в том числе действующих от имени либо по поручению уполномоченных предприятий) наличную иностранную валюту в оплату за реализуемые уполномоченными предприятиями на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) для зачисления валютной выручки на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Таким образом, платежи в иностранной валюте в пользу уполномоченных предприятий за реализуемые на территории Российской Федерации гражданам товары (работы, услуги) осуществляются путем перевода средств в иностранной валюте на текущие валютные счета уполномоченных предприятий с открытых в уполномоченных банках валютных счетов физических лиц (с использованием форм расчетов, принятых в международной банковской практике) либо с текущих валютных счетов предприятий в порядке, установленном в абзацах 2 и 3 пункта 6 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту". Не допускается иной порядок осуществления платежей в иностранной валюте и, соответственно, зачисления уполномоченными банками средств в иностранной валюте на текущие валютные счета уполномоченных предприятий за реализуемые на территории Российской Федерации гражданам товары (работы, услуги), в том числе путем приема уполномоченным банком (обменным пунктам уполномоченного банка) наличной иностранной валюты от физических лиц для последующего зачисления ее на текущий счет уполномоченного предприятия в счет оплаты за реализуемые уполномоченным предприятием товары (работы, услуги).

2. Платежи в рублях за реализуемые уполномоченными предприятиями товары (работы, услуги) осуществляются путем:

- внесения наличных рублей в кассу уполномоченного предприятия с обязательным применением контрольно-кассовых машин и последующим зачислением рублей на расчетный счет уполномоченного предприятия в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России 22.09.93 N 40 и доведенным до сведения Главных территориальных управлений Банка России письмом от 04.10.93 N 18;

- перевода уполномоченным банком причитающихся физическим лицам за купленную у них наличную иностранную валюту (в том числе находящимися в помещениях уполномоченных предприятий обменными пунктами уполномоченных банков) денежных средств в рублях на рублевый счет уполномоченного предприятия, заключившего соответствующий договор с уполномоченным банком, в счет оплаты за товары (работы, услуги), реализованные этим уполномоченным предприятием физическим лицам. В этом случае выдача наличных рублей физическому лицу уполномоченным банком не производится; копии товарных чеков (счетов) уполномоченного предприятия о факте и цене реализации гражданам за рубли товаров (работ, услуг) помещаются в документы дня, а в графе "Выдано рублей" выписываемой работником обменного пункта справки ф. 377 делается следующая запись: "Товарный чек (счет) N _________ от "__" ______ 199_ г. на сумму _________ руб.". Гражданам выдается второй экземпляр справки ф. 377.

Купленная у физических лиц уполномоченными банками (их обменными пунктами, в том числе открытыми в помещениях уполномоченных предприятий) наличная иностранная валюта не может быть зачислена на текущие валютные счета уполномоченных предприятий и подлежит использованию уполномоченным банком для валютно-кассового обслуживания клиентов в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации, в том числе для продажи этой наличной иностранной валюты физическим лицам за рубли.

Уполномоченные предприятия за счет полученной рублевой выручки имеют право покупать через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации иностранную валюту в порядке и на цели, установленные Банком России.

3. В соответствии с требованиями пункта 3 письма Банка России от 01.10.93 N 56, требованиями письма Банка России от 27.12.93 N 67 "О некоторых вопросах порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации", а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 настоящего письма, перевод (зачисление) на валютные счета уполномоченных предприятий принятой от физических лиц (в том числе действующих от имени либо по поручению уполномоченных предприятий) наличной иностранной валюты, осуществляемый уполномоченными банками начиная с 01.01.94, является нарушением требования пункта 2 "а" статьи 12 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и влечет применение к уполномоченным банкам санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе указанных в пункте 17.7 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту".

Зачисление начиная с 01.01.94 иностранной валюты на текущие валютные счета уполномоченных предприятий в нарушение требований писем Банка России от 01.10.93 N 56 и от 27.12.93 N 67 с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 настоящего письма, влечет применение Главными территориальными управлениями Банка России санкций, указанных в пунктах 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6, 17.8 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11, имея в виду, что прием наличной иностранной валюты уполномоченными предприятиями (в том числе через уполномоченные банки и их обменные пункты для последующего зачисления иностранной валюты на текущие валютные счета уполномоченных предприятий) должен рассматриваться как деятельность, осуществляемая без необходимого разрешения Банка России.

Кроме того, в случае выявления нарушений уполномоченными предприятиями валютного законодательства Российской Федерации (в том числе указанных выше в настоящем письме) рекомендуем Главным территориальным управлениям Банка России рассматривать вопрос об аннулировании у находящихся на подведомственной им территории предприятий - нарушителей разрешений на реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, выданных соответствующими Главными управлениями, либо ходатайствовать перед Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля об аннулировании указанных разрешений, выданных ранее Управлением международных операций, либо Департаментом иностранных операций, либо Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля.

Главные территориальные управления Банка России должны незамедлительно направлять в адрес Главного управления валютного регулирования и валютного контроля сведения о выявленных фактах нарушений установленного Банком России порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, копии писем об аннулировании соответствующих разрешений предприятий - нарушителей, а также информацию о суммах, взысканных в доход государства.

4. Место расположения кассы и контрольно-кассовых машин уполномоченного предприятия должны быть изолированы от места приема наличной иностранной валюты в обменных пунктах уполномоченных банков, открытых в помещениях уполномоченных предприятий.

5. В случае, если место реализации гражданам предприятием товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, признаваемое таковым в соответствии с пунктом 14 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 (с учетом изменений, внесенными письмом Банка России от 27.12.93 N 67), находится на территории, не подведомственной Главному территориальному управлению Банка России, выдающему разрешение, то это место реализации должно быть предварительно согласовано соответствующим предприятием с Главным территориальным управлением Банка России по месту реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.

Реализация гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в местах, не указанных в разрешениях Банка России, допускается только после внесения выдавшим разрешение Главным территориальным управлением Банка России соответствующих изменений в выданное ранее разрешение, оформленных как дополнение, являющихся неотъемлемой частью упомянутого разрешения. Указанное дополнение должно содержать любые изменения мест реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. До внесения соответствующих изменений в разрешение Банка России не допускается реализация гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в местах, не указанных в разрешении Банка России. В случае, если новое (дополнительное) место реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту находится на территории, не подведомственной Главному территориальному управлению Банка России, выдавшему разрешение, внесение изменений в разрешение допускается только после согласования нового (дополнительного) места реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту с Главным территориальным управлением Банка России по новому (дополнительному) месту реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.

6. Пункт 11 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 (с учетом изменений, внесенных письмом Банка России от 27.12.93 N 67) дополнить текстом следующего содержания:

"11.8. Письмо Главного территориального управления Банка России о согласовании мест реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. (Представляется только в случае, если место реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту планируется расположить на территории, не подведомственной Главному территориальному управлению Банка России, выдающему разрешение на реализацию товаров (работ, услуг) за иностранную валюту.)".

7. Предприятия, получившие в соответствии с инструкцией Банка России от 20.01.93 N 11 статус уполномоченных предприятий, могут при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту самостоятельно:

- декларировать в иностранной валюте цены товаров (прейскуранты и тарифы на работы и услуги);

- устанавливать соотношение цен на товары (тарифов и прейскурантов на работы и услуги) в иностранной валюте и в рублях, что должно оформляться соответствующими приказами по предприятию.

Декларирование цен на товары (тарифов и прейскурантов на работы и услуги) в иностранной валюте должно осуществляться уполномоченными предприятиями путем:

- одновременного установления ценников в иностранной валюте на реализуемые товары (работы, услуги) и выставления в доступном для обозрения месте объявления о едином соотношении цен (тарифов, прейскурантов) в иностранной валюте и в рублях;

- одновременного установления ценников (тарифов, прейскурантов) на реализуемые товары (работы, услуги) в иностранной валюте и в рублях;

- комбинирования вышеизложенных способов декларирования цен.

8. Предприятия, учреждения, организации, не являющиеся уполномоченными предприятиями, не имеют права совершать указанные в пункте 7 настоящего письма действия, в том числе устанавливать ценники на реализуемые физическим лицам товары (тарифы и прейскуранты на работы и услуги) или декларировать каким-либо иным способом цены на эти товары (тарифы и прейскуранты на работы и услуги) в иностранной валюте.

9. Зачисление наличной иностранной валюты на валютные корреспондентские счета банков - нерезидентов в уполномоченных банках, а также снятие с этих счетов наличной иностранной валюты и оплата с них дорожных чеков в иностранной валюте допускается только по специальным разрешениям Банка России (Главного управления валютного регулирования и валютного контроля), выдаваемым уполномоченным банкам в каждом конкретном случае.

10. Зачисление наличной иностранной валюты на валютные счета предприятий, учреждений, организаций - нерезидентов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 5.5 письма Банка России от 27.12.93 N 67 (с учетом изменений, внесенных письмом Центрального банка Российской Федерации от 27.05.94 N 92 "Об уточнении порядка ведения рублевых и валютных счетов официальных представительств иностранных государств в уполномоченных банках"), а также случаев, когда это прямо разрешено Банком России.

11. На валютные счета физических лиц - нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом - нерезидентом валютного счета, может быть зачислена наличная иностранная валюта, принятая уполномоченным банком только от владельцев соответствующих счетов (их представителей) и только в следующих случаях:

- наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом - нерезидентом либо уполномоченным им лицом, зачисляется в пределах сумм, указанных владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом) таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом);

- наличная иностранная валюта, снятая владельцем счета (его представителем) с его валютного счета в уполномоченном банке, может быть зачислена на тот же счет и в пределах суммы снятой с него наличной иностранной валюты. При этом физическим лицом - владельцем счета (его представителем) в уполномоченный банк представляется документ, подтверждающий снятие наличной иностранной валюты с того счета, на который наличная иностранная валюта будет зачислена.

12. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте физическим лицам (резидентам и нерезидентам) заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей (в том числе при заключении трудового договора (контракта) на определенный срок и на время выполнения определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Указанные в настоящем пункте вознаграждения и выплаты не могут осуществляться путем передачи физическим лицам (резидентам и нерезидентам) валютных ценностей.

Вышеизложенные требования не распространяются на случаи начисления и выплаты в иностранной валюте физическим лицам - нерезидентам указанных вознаграждений и выплат находящимися на территории Российской Федерации дипломатическими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными межправительственными организациями, их филиалами и представительствами.

13. Начисление уполномоченными банками процентов по остаткам средств на открытых у них счетах (вкладах) резидентов и нерезидентов осуществляется только в той иностранной валюте, в которой открыт соответствующий счет (вклад), и только с зачислением указанных средств на валютный счет (вклад), на который начисляются проценты.

14. Без ограничений могут зачисляться суммы бесхозяйной наличной иностранной валюты, наличной иностранной валюты, перешедшей к государству по праву наследования и найденной в кладах, на бюджетный валютный счет и на текущие валютные счета органов государственного управления, ответственных в соответствии с законодательством Российской Федерации за учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

15. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, покупать у них банковские и дорожные чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц (продавать им банковские и дорожные чеки в иностранной валюте).

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи снятия наличной иностранной валюты, покупки банковских и дорожных чеков в иностранной валюте на оплату расходов, связанных с командированием работников соответствующих предприятий, учреждений, организаций в иностранные государства, а также на случаи снятия наличной иностранной валюты с валютных счетов резидентов и нерезидентов по специальному разрешению Банка России.

16. Снятие наличной иностранной валюты и расчеты за приобретаемые банковские и дорожные чеки в иностранной валюте для оплаты расходов, связанных с командированием за границу, осуществляются с текущего валютного счета не ранее чем за три банковских дня до убытия работников в зарубежную командировку и только на основании представляемых соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями (резидентами и нерезидентами) в уполномоченные банки заявлений (поручений), в которых указываются номера и даты приказов по предприятию, учреждению, организации о командировании их работников за границу. Указанные валютные средства подлежат выдаче работнику под отчет либо - в случае невыдачи - зачислению в полном объеме на текущий валютный счет соответствующего предприятия, учреждения, организации в уполномоченном банке в течение трех банковских дней с момента снятия указанных средств.

17. Возвращенные работником в кассу предприятия, учреждения, организации не израсходованные за границей во время командировки подотчетные суммы в иностранной валюте (в том числе банковские и дорожные чеки в иностранной валюте) подлежат в течение трех банковских дней с момента их возвращения работником в кассу предприятия, учреждения, организации сдаче в выдавший валютные средства уполномоченный банк для зачисления в полном объеме на тот же валютный счет соответствующего предприятия, учреждения, организации, с которого указанная иностранная валюта была снята. При этом этот банк обязан купить не использованные во время зарубежных командировок банковские и дорожные чеки в иностранной валюте и зачислить соответствующие средства в иностранной валюте на текущий валютный счет, с которого производилась оплата за указанные банковские и дорожные чеки в иностранной валюте.

В течение трех банковских дней до момента сдачи указанных в настоящем пункте средств в уполномоченный банк они могут быть использованы предприятием, учреждением, организацией только для оплаты расходов, связанных с командированием их работников за границу, и подлежат выдаче работнику под отчет с учетом требований настоящего письма.

18. При сдаче предприятием, учреждением, организацией возвращенных работником в кассу предприятия, учреждения, организации не израсходованных за границей во время командировки подотчетных сумм в иностранной валюте, а также не выданных работнику для оплаты расходов, связанных с командированием за границу, сумм в иностранной валюте, в уполномоченный банк представляется документ, подтверждающий снятие наличной иностранной валюты с того счета, на который наличная иностранная валюта будет зачислена, либо документ, подтверждающий покупку банковских и дорожных чеков в иностранной валюте за счет средств на текущем валютном счете соответствующего владельца.

19. Находящиеся в Российской Федерации представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации могут взимать в таможенно-режимной зоне с физических лиц - нерезидентов консульские сборы и средства на покрытие фактических расходов, связанных с выполнением консульских действий, наличными деньгами либо в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте.

Указанные поступления в наличной иностранной валюте подлежат зачислению в полном объеме на текущие валютные счета представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации в уполномоченных банках.

20. Из последнего абзаца пункта 2 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 исключаются следующие слова: "в качестве юридического лица".

21. Пункт 17.5 инструкции Банка России от 20.01.93 N 11 изложить в следующей редакции:

"17.5. Направлять заявления об осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) в органы прокуратуры либо иные органы, уполномоченные предъявлять иски о ликвидации юридического лица;".

22. В соответствии с пунктом 8 письма Банка России от 27.12.93 N 67 из установленной инструкцией Банка России от 20.01.93 N 11 (Приложение N 1) формы разрешения Банка России на реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) исключить слова: "согласованным с местными органами исполнительной власти".

23. Из письма Банка России от 27.12.93 N 67 (с учетом изменений, внесенных письмом Центрального банка Российской Федерации от 27.05.94 N 92) исключить пункт 5.6.

Пункт 5.7 письма Банка России от 27.12.93 N 67 (с учетом изменений, внесенных письмом Центрального банка Российской Федерации от 27.05.94 N 92) считать пунктом 5.6.

При этом по вопросам применения пункта 5.6 письма Банка России от 27.12.93 N 67 (с учетом изменений, внесенных письмом Центрального банка Российской Федерации от 27.05.94 N 92, а также настоящим письмом) разъясняем, что, кроме случаев, указанных в пунктах 5.1 - 5.5 упомянутого письма Банка России, предприятия, учреждения, организации - резиденты могут принимать платежи в наличной иностранной валюте, а уполномоченные банки могут зачислять наличную иностранную валюту на валютные счета предприятий, учреждений, организаций - резидентов только на основании специальных разрешений Банка России на прием наличной иностранной валюты.

24. Настоящее письмо вступает в силу с момента его подписания, за исключением пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, которые вступают в силу с 01.10.94.

* * *

С выходом настоящего письма утрачивают силу пункты 9 и 10 раздела VIII "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352.

Просим содержание настоящего письма довести до сведения уполномоченных банков и уполномоченных предприятий в возможно короткие сроки.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО