Оглавление
Утверждены
Приказом Федеральной службы
морского флота России
от 29 ноября 1996 г. N 43
Введены в действие
с 1 апреля 1997 года
Взамен РД 31.11.25.28-87.
Настоящие Правила устанавливают условия сохранной перевозки морским транспортом рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов (далее - рыбных грузов).
Правила не распространяются на перевозку рыбных продуктов в герметичной упаковке (консервов).
1. Общие положения
1.1. При перевозке рыбных грузов следует руководствоваться "Правилами морской перевозки продовольственных грузов. Общие требования" (РД 31.11.25.00-96).
1.2. Перечень групп, подгрупп и наименований рыбных грузов в соответствии с транспортной классификацией представлен в таблице.
Таблица
ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП, ПОДГРУПП И НАИМЕНОВАНИЙ РЫБНЫХ ГРУЗОВ
┌──────────────────────┬────────┬────────────────────────────────┐ │ Номер и наименование │ Код │ Грузы конкретных наименований, │ │ группы и подгруппы │ │ относящиеся к данной подгруппе │ │ по РД 31.11.25.00-96 │ │ │ ├──────────────────────┼────────┼────────────────────────────────┤ │6. Морепродукты │СОМ 060 │Креветки, кальмары, трепанги и │ │ │СОХ 060 │др. │ │ │ │ │ │14. Рыба │СОМ 140 │ │ │ │СОХ 140 │ │ │ │ │ │ │14.1. Рыба мороженая │СОМ 141 │Треска, камбала и др. │ │14.2. Рыба соленая │СОХ 142 │Салака, палтус и др. │ │14.3. Рыба копченая │СОХ 143 │Сельдь, скумбрия и др. │ │14.4. Рыба вяленая, │СОХ 144 │Вобла, тарань, зубан и др. │ │ сушеная │ │ │ │ │ │ │ │15. Рыбопродукты │СОМ 150 │Икра, балычные изделия и др. │ │ │СОХ 150 │ │ └──────────────────────┴────────┴────────────────────────────────┘
2. Требования к грузу
2.1. Рыбные грузы, предъявляемые к морской перевозке, должны соответствовать требованиям государственных и международных стандартов, технических условий, быть доброкачественными, чистыми, без посторонних запахов, гнили или механических повреждений.
2.2. Предъявляемые к морской перевозке рыбные грузы должны иметь температуру не выше значений, указанных в Приложении.
3. Требования к таре и упаковке
3.1. Тара и упаковка рыбных грузов, предъявленных к перевозке, должна соответствовать государственным стандартам и условиям торговых контрактов, быть прочной, чистой, правильной геометрической формы.
3.2. Мороженая рыба предъявляется к морской перевозке, как правило, в картонных ящиках. Картонные ящики с мороженой рыбой должны быть обтянуты полипропиленовой или металлической лентой или оклеены гуммированной лентой. Допускается обвязка ящиков проволокой, шпагатом или веревкой.
3.3. Мороженые рыбопродукты и морепродукты (в брикетах, блоках) предъявляются к морской перевозке упакованными в картонные, деревянные и металлические ящики, а в отдельных случаях - в мешки джутовые, сети, кули рогожные.
4. Требования к транспортным средствам
4.1. Перевозка рыбных грузов допускается, как правило, рефрижераторным тоннажем.
4.2. Для перевозки рыбных грузов предпочтительнее использовать суда с батарейным охлаждением, так как при перевозке их на судах с воздушным охлаждением вследствие усушки могут возникать потери массы, превышающие нормы естественной убыли.
4.3. Перевозка рыбных грузов на нерефрижераторных судах допускается только в том случае, если температура наружного воздуха на всем пути следования судна лежит в пределах, допускаемых режимами хранения этих грузов (рыба сушеная, вяленая, рыба копченая и т.д.), с согласия грузоотправителя.
4.4. Груз, предъявляемый к морской перевозке в рефрижераторных контейнерах (рефрижераторных лихтерах), может перевозиться на специализированных сухогрузных судах (контейнеровозах, лихтеровозах, ролкерах и т.п.), имеющих специальные приспособления для подключения контейнеров и лихтеров, а также соответствующий энергозапас.
4.5. Подготовка судна к приему груза выполняется в соответствии с требованиями РД 31.11.25.00-96.
4.6. До начала погрузки грузовые помещения судна должны быть охлаждены и иметь температуру воздуха на 2 - 3 °C ниже температуры мороженой продукции, принимаемой к перевозке.
В период грузовых работ температура воздуха в грузовых помещениях должна быть не выше минус 10 °C. При повышении температуры выше минус 10 °C люки трюмов (твиндеков) закрываются, грузовые операции прекращаются и температура снижается до установленного уровня.
5. Прием груза судном
5.1. Рыбная продукция в портах принимается на борт судна счетом грузовых мест: контейнеров, пакетов.
5.2. В портах, не имеющих производственных холодильников или холодильного склада, переработка рыбных грузов осуществляется по прямому варианту "вагон / автомобиль - судно", "судно - вагон / автомобиль".
5.3. Во время грузовых работ администрация судна обязана внимательно следить за качеством и состоянием тары, в которой груз предъявляется к перевозке.
5.4. Груз, не соответствующий требованиям разд. 2 и 3 настоящих Правил, к перевозке не принимается.
5.5. При погрузке рыбопродукции в таре разрешается использовать перегрузочные средства, исключающие возможность разваливания, сдавливания и деформации грузовых мест, а также отвечающие требованиям техники безопасности.
5.6. При перегрузочных операциях портовые рабочие должны быть одеты в чистые халаты, а поверх обуви они обязаны (если нет других указаний лиц, отвечающих за проведение грузовых работ) надевать чистые чуни - чулки из парусины.
5.7. При отсутствии решетчатого настила груз должен укладываться на поддоны или сепарацию из досок, брусков и т.п.
5.8. На рефрижераторных судах с горизонтальной системой охлаждения между штабелем груза и переборками должно быть оставлено пространство не менее 150 мм.
5.9. На рефрижераторных судах с системой батарейного охлаждения между штабелем груза и батареями охлаждения должно быть оставлено свободное пространство не менее 300 мм.
5.10. На рефрижераторных судах с канальной системой воздушного охлаждения запрещается укладка рыбопродукции вплотную к каналам подачи воздуха. Расстояние до труб или выходных отверстий воздушных каналов должно быть не менее 200 мм.
5.11. Запрещается перевозка рыбных грузов в одном грузовом помещении с любыми другими пищевыми грузами.
5.12. Если к перевозке предъявляются рыбные грузы нескольких наименований, их, учитывая ротацию портов выгрузки, следует размещать в разных грузовых помещениях так, чтобы в нижние помещения попадали более тяжелые, а в верхние - более легкие грузы.
5.13. Во время загрузки судов необходимо следить за равномерностью укладки груза по всей площади грузовых помещений.
5.14. Мороженые рыбные грузы в ящиках, которые перевозятся при температуре минус 20 °C, укладываются вплотную друг к другу (без разделительной сепарации).
5.15. Сепарацию отдельных коносаментных партий следует производить предварительно охлажденными материалами, не препятствующими движению охлаждающего воздуха.
5.16. При предъявлении рыбных грузов к морской перевозке в рефрижераторных контейнерах и лихтерах последние грузятся на специализированные суда в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
6. Режимы перевозки
6.1. Во время перевозки рыбных грузов в рефрижераторных трюмах (как и в рефрижераторных контейнерах и лихтерах) необходимо поддерживать регламентированный температурно-влажностный режим.
6.2. При определении режима перевозки следует пользоваться данными, приведенными в справочном Приложении. В зависимости от специфических условий перевозки, подготовки груза и других причин требования к режимам могут быть уточнены грузовладельцем (или фрахтователем). В этом случае режимы перевозки должны быть доведены до перевозчика в письменной форме.
В экспортно-импортных перевозках, а также при перевозках между иностранными портами в Европе следует руководствоваться женевским "Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок", подписанным в 1970 г., в соответствии с которым самая высокая температура в любой точке груза при погрузке, перевозке и выгрузке не должна быть выше следующих значений (°C):
замороженная рыба минус 18; охлажденная рыба (должна всегда перевозиться "во льду"), за исключением копченой, соленой, сушеной или живой рыбы плюс 2.
6.3. Если несколько партий рыбных грузов перевозятся по требованию или с согласия грузовладельца в одном грузовом помещении или в разных, но обслуживаемых одним воздухоохладителем помещениях, то в них следует поддерживать более низкую температуру из требуемых, если нет других письменных указаний грузовладельца.
6.4. Разница температур входящего и удаляемого из трюма воздуха не должна превышать 1 °C при установившемся режиме работы установки.
6.5. При перевозках отдельных рыбных грузов (балычные изделия и т.п.), помимо поддержания температурно-влажностного режима, требуется создать циркуляцию воздуха в грузовых помещениях. На судах с батарейной системой охлаждения для этой цели могут быть использованы подволочные вентиляторы.
7. Сдача груза в порту назначения
7.1. По приходе в порт назначения грузовые помещения, если они были опломбированы, вскрываются в присутствии представителя грузополучателя, о чем составляется акт, в котором указывается состояние груза, определенное внешним осмотром.
7.2. Выгрузка должна производиться с соблюдением требований РД 31.11.25.00-96.
7.3. По окончании выгрузки судна стороны, сдающие и принимающие продукцию, сверяют результаты сдачи и приема груза и оформляют установленные документы.
Приложение
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕЖИМЫ ПЕРЕВОЗКИ РЫБЫ И РЫБОПРОДУКЦИИ
┌───────────────────────┬───────────────┬─────────┬──────────────┐ │ Наименование │ Вид тары │ Масса │Температурный │ │ рыбной продукции │ (упаковки) │ одного │режим, град. C│ │ │ │ места │ │ │ │ │(брутто),│ │ │ │ │ кг │ │ ├───────────────────────┼───────────────┼─────────┼──────────────┤ │Рыба мороженая │Картонные ящ., │23 - 62 │Минус 20 │ │ │тюки, кули │ │ │ │ │ │ │ │ │Рыба соленая │Бочки заливные │30 - 155 │Минус 4 - │ │ │ │ │минус 8 │ │ │ │ │ │ │Икра и молоки │Картонные ящ., │до 60 │Минус 18 │ │рыбные мороженые │бочки деревян. │ │ │ │ │ │ │ │ │Икра рыбная соленая │Бочки деревян. │до 60 │0 - минус 8 │ │ │ │ │ │ │Фарш рыбный │Бочки деревян. │до 100 │Минус 18 │ └───────────────────────┴───────────────┴─────────┴──────────────┘