Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 402
Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 апреля 2012 г. N 402

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОЗДАННЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, А ТАКЖЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ - ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

2. Установить, что реализация полномочий Федеральной службы по интеллектуальной собственности, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 апреля 2012 г. N 402

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОЗДАННЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, А ТАКЖЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В УСТАНОВЛЕННОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ - ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - результаты интеллектуальной деятельности), а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - федеральный государственный контроль и надзор).

2. Федеральный государственный контроль и надзор осуществляется Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

3. Под федеральным государственным контролем и надзором понимается деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений государственными заказчиками и организациями-исполнителями требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (далее - обязательные требования), а также на обеспечение защиты прав Российской Федерации на указанные результаты интеллектуальной деятельности посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок (далее - проверка) государственных заказчиков и организаций-исполнителей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

4. Федеральный государственный контроль и надзор осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, а также обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот.

5. Для обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот в ходе осуществления военно-технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, которая контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле, осуществляется:

а) контроль закрепления в установленном законодательством Российской Федерации порядке за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности;

б) контроль за охраной и защитой прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

в) реализация мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению действий, нарушающих права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе за рубежом;

г) участие совместно с государственными заказчиками в судебно-претензионной работе по защите прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, включая представление интересов Российской Федерации в отношении таких прав, в том числе за рубежом.

6. При осуществлении федерального государственного контроля и надзора Федеральная служба по интеллектуальной собственности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля и надзора, организацией и проведением проверок государственных заказчиков и организаций-исполнителей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. В соответствии с настоящим Положением федеральный государственный контроль и надзор осуществляется в отношении:

а) государственных заказчиков, осуществляющих заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий;

б) организаций-исполнителей, финансирование государственных контрактов и договоров с которыми осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

в) организаций-исполнителей, участвующих в исполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения, а также продукции, которая контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле.

8. Федеральный государственный контроль и надзор осуществляется в форме проверок в соответствии с настоящим Положением и административным регламентом исполнения государственной функции, утверждаемым Федеральной службой по интеллектуальной собственности в установленном порядке.

Проверка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

9. Предметом проверок государственных заказчиков является соблюдение ими при осуществлении деятельности обязательных требований, касающихся:

а) распоряжения правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

б) включения в государственные контракты и договоры, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, условий распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществления государственного учета и использования таких результатов, выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения их правовой охраны, а также проведения патентных исследований;

в) обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

г) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;

д) осуществления государственного учета результатов интеллектуальной деятельности в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации;

е) организации использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации;

ж) осуществления мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению действий, нарушающих права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности;

з) обеспечения правовой охраны и защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в ходе военно-технического сотрудничества, а также при экспорте продукции, которая контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле;

и) предоставления иностранным заказчикам права использования результатов интеллектуальной деятельности при производстве продукции военного, специального и двойного назначения, содержащей такие результаты.

10. Предметом проверок организаций-исполнителей является соблюдение ими обязательных требований, касающихся выполнения условий государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, в части:

а) распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также выявления охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;

б) проведения патентных исследований;

в) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

г) представления сведений для обеспечения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;

д) использования результатов интеллектуальной деятельности;

е) учета прав на результаты интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов;

ж) соблюдения условий лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации.

11. Предметом проверок организаций-исполнителей, указанных в подпункте "в" пункта 7 настоящего Положения, является соблюдение ими обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, а также обязательных требований, касающихся:

а) выполнения положений контрактов (договоров) на поставку (разработку) продукции военного назначения в части обеспечения интересов Российской Федерации при использовании результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества;

б) выявления результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, используемых при производстве продукции, экспорт которой контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле;

в) обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в экспортной продукции, и (или) условий их использования;

г) представления в Федеральную службу по интеллектуальной собственности сведений для обеспечения государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, права на которые передаются иностранным заказчикам и используются для целей, не связанных с государственными нуждами, в том числе сведений о единых технологиях военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации и передаются в установленном порядке для использования на территории иностранных государств.

12. Предметом плановой проверки является соблюдение государственным заказчиком или организацией-исполнителем обязательных требований.

При включении государственного заказчика или организации-исполнителя в ежегодный план проведения плановых проверок используются данные государственного учета результатов интеллектуальной деятельности, в том числе содержащихся в едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, государственных реестров (реестров) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а также реестров государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, ведение которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и организации.

13. Предметом внеплановой проверки является соблюдение государственным заказчиком или организацией-исполнителем обязательных требований, а также исполнение предписаний Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

14. В целях получения данных для осуществления федерального государственного контроля и надзора Федеральная служба по интеллектуальной собственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке имеет право:

использовать сведения из государственных реестров (реестров) охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, реестров государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, реестров заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу, реестра организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, ведение которых осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также баз данных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения государственных заказчиков;

запрашивать и получать от государственных заказчиков и организаций-исполнителей необходимые документы и материалы, относящиеся к предмету проверки и указанные в пункте 15 настоящего Положения.

15. В ходе проверки подлежат рассмотрению следующие документы и материалы:

а) государственные контракты, в том числе прилагаемая к ним документация, касающаяся предмета проверки;

б) акты сдачи-приемки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

в) отчеты о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах военного, специального и двойного назначения;

г) контракты с иностранными заказчиками и договоры, заключенные для их исполнения;

д) отчеты о проведении патентных исследований;

е) материалы заявок на выдачу охранных документов (патентов, свидетельств);

ж) официально опубликованные заявки и патенты (описания к патентам);

з) приказы (распоряжения) об отнесении информации о результатах интеллектуальной деятельности к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне;

и) документы государственного учета результатов интеллектуальной деятельности;

к) инвентаризационные описи, ведомости, акты инвентаризации, передаточные акты, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;

л) договоры об отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

м) лицензионные договоры о предоставлении прав использования результатов интеллектуальной деятельности;

н) документы, касающиеся использования (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

о) документы бухгалтерского учета прав на результаты интеллектуальной деятельности;

п) формы статистического наблюдения, касающиеся результатов интеллектуальной деятельности;

р) отчеты об оценке стоимости исключительного права на результат интеллектуальной деятельности;

с) договоры о международном научно-техническом сотрудничестве;

т) иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы, относящиеся к предмету проверки.

16. Уполномоченные и иные должностные лица государственных заказчиков и организаций-исполнителей обязаны представлять по требованию Федеральной службы по интеллектуальной собственности необходимые документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки.

17. Информация, получаемая Федеральной службой по интеллектуальной собственности в ходе осуществления федерального государственного контроля и надзора, используется исключительно в целях, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.

18. Особенности осуществления федерального государственного контроля и надзора органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются совместным нормативным правовым актом Федеральной службы по интеллектуальной собственности и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

19. По результатам проверки составляется акт по установленной законодательством Российской Федерации форме.

20. Для устранения выявленных Федеральной службой по интеллектуальной собственности нарушений в адрес проверяемых государственного заказчика или организации-исполнителя направляется соответствующее предписание о необходимости устранения выявленных нарушений, которое является обязательным для исполнения.

21. В случаях выявления нарушений прав Российской Федерации, юридических и физических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, а также неисполнения (ненадлежащего исполнения) предписания Федеральной службы по интеллектуальной собственности информация о нарушении законодательства Российской Федерации и материалы проверки направляются по решению руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности в правоохранительные органы Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и иные органы государственной власти Российской Федерации.