Приказ Генпрокуратуры России от 05.08.2019 N 550
Об утверждении Положения о порядке направления в иностранные банки, иные иностранные организации и уполномоченные органы иностранных государств запросов в связи с проведением проверки соблюдения запрета, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"

Оглавление

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 5 августа 2019 г. N 550

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ, ИНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ЗАПРОСОВ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТА, УСТАНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 07.05.2013 N 79-ФЗ "О ЗАПРЕТЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ЛИЦ ОТКРЫВАТЬ И ИМЕТЬ СЧЕТА (ВКЛАДЫ), ХРАНИТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ЦЕННОСТИ В ИНОСТРАННЫХ БАНКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЛАДЕТЬ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ"

В целях обеспечения эффективной реализации органами прокуратуры Российской Федерации полномочий, предоставленных частью 4 статьи 7 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 79-ФЗ), руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 06.08.2019 Положение о порядке направления в иностранные банки, иные иностранные организации и уполномоченные органы иностранных государств запросов в связи с проведением проверки соблюдения запрета, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Положение).

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить:

неукоснительное исполнение Положения путем издания необходимых организационно-распорядительных документов, определяющих порядок организации работы по его реализации нижестоящими прокурорами и в аппарате прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры;

проведение до 01.09.2019 с уполномоченными должностными лицами поднадзорных государственных органов и организаций обучающих мероприятий, предусматривающих доведение Положения до их сведения и разъяснение порядка его реализации;

ежеквартальное информирование управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о практике реализации Положения в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" (далее - приказ от 29.08.2014 N 454) и предусмотренной им типовой схемой докладной записки.

3. Главной военной прокуратуре:

определить порядок организации работы по реализации Положения в органах военной прокуратуры;

ежеквартально информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о практике реализации органами военной прокуратуры Положения в порядке, установленном приказом от 29.08.2014 N 454 и предусмотренной им типовой схемой докладной записки.

4. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:

ежегодно анализировать практику реализации органами прокуратуры Российской Федерации полномочий, предоставленных частью 4 статьи 7 Закона N 79-ФЗ;

использовать результаты анализа практики исполнения за рубежом российских запросов, включая сведения об отказах иностранных банков, иных иностранных организаций и компетентных органов иностранных государств в предоставлении запрашиваемой информации и (или) документов, о фактах длительного рассмотрения российских запросов, для инициирования предложений о совершенствовании международного сотрудничества в области предупреждения коррупции, в том числе в рамках участия в мероприятиях международного характера;

ежегодно до 15 февраля докладывать об исполнении настоящего приказа Генеральному прокурору Российской Федерации с предложениями по совершенствованию этой деятельности.

5. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный
советник юстиции
1 класса
А.Э.БУКСМАН

Утверждено
приказом и.о. Генерального прокурора
Российской Федерации
от 05.08.2019 N 550

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ, ИНЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ЗАПРОСОВ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПРЕТА, УСТАНОВЛЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 07.05.2013 N 79-ФЗ "О ЗАПРЕТЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ЛИЦ ОТКРЫВАТЬ И ИМЕТЬ СЧЕТА (ВКЛАДЫ), ХРАНИТЬ НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ЦЕННОСТИ В ИНОСТРАННЫХ БАНКАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЛАДЕТЬ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ"

1. Общие положения

Настоящее Положение определяет основания и порядок направления органами прокуратуры Российской Федерации запросов в иностранные банки, иные иностранные организации и уполномоченные органы иностранных государств в связи с проведением проверки соблюдения запрета, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Закон N 79-ФЗ).

2. Основания направления запросов в иностранные банки, иные иностранные организации и уполномоченные органы иностранных государств

2.1. В случае если при проведении в государственном органе или организации проверки соблюдения запрета, установленного Законом N 79-ФЗ, лицами, на которых он распространен, возникает необходимость в получении информации и (или) документов от иностранного банка, иной иностранной организации либо компетентного органа иностранного государства, уполномоченное должностное лицо такого государственного органа или организации обращается с соответствующим запросом в органы прокуратуры Российской Федерации (далее - запрос).

Уполномоченным должностным лицом государственного органа или организации является должностное лицо, уполномоченное принимать решение об осуществлении проверки соблюдения запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

2.2. В системе органов прокуратуры Российской Федерации указанные запросы рассматриваются в следующем порядке:

запросы уполномоченных должностных лиц федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, рассматриваются в управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и в Главной военной прокуратуре согласно компетенции;

запросы уполномоченных должностных лиц территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, рассматриваются в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, прокуратуре комплекса "Байконур" должностными лицами, на которых возложен надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

2.3. В целях соблюдения установленных законодательством Российской Федерации сроков проведения проверок запрос рассматривается в максимально сжатые сроки. При этом сроки рассмотрения запроса в прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуре, прокуратуре комплекса "Байконур" не могут превышать 15 календарных дней с момента его регистрации, а в управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и в Главной военной прокуратуре - 30 календарных дней, за исключением случаев направления запросов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" при установлении таких сроков непосредственно в запросе.

2.4. При рассмотрении запроса изучаются наличие оснований для направления запроса в иностранный банк, иную иностранную организацию либо компетентный орган иностранного государства об оказании содействия в получении информации и (или) документов (далее - международный запрос), достаточность содержащихся в запросе сведений, позволяющих предположить наличие в иностранном банке, иной иностранной организации, компетентном органе иностранного государства информации и (или) документов, свидетельствующих о нарушении проверяемым лицом запрета, установленного Законом N 79-ФЗ, идентифицировать проверяемое лицо, его счета, вклады, наличные денежные средства, ценности в иностранных банках, иностранные финансовые инструменты, а также иных сведений, указывающих на прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами.

2.5. Предположение уполномоченного должностного лица о возможном наличии таких сведений в иностранном банке, иной иностранной организации, компетентном органе иностранного государства, не основанное на материалах предварительной проверки, в том числе полученных из иных источников (публикации в средствах массовой информации, сведения правоохранительных органов, иные материалы), не может служить основанием для направления международного запроса.

2.6. При отсутствии оснований либо сведений, позволяющих идентифицировать проверяемое лицо и (или) его счета, вклады, наличные денежные средства, ценности и иностранные финансовые инструменты, по результатам рассмотрения запроса принимается мотивированное решение об отказе в его удовлетворении, о чем сообщается его инициатору с предложением устранить выявленные препятствия для подготовки международного запроса.

2.7. Органам прокуратуры Российской Федерации при рассмотрении запросов следует обеспечить взаимодействие с подразделениями государственных органов и организаций, которые проводят проверки соблюдения запрета, установленного Законом N 79-ФЗ, и в случае необходимости в рамках такого взаимодействия и реализации предоставленных полномочий принимать меры к восполнению отсутствующей информации и получению дополнительных сведений, требуемых для подготовки международного запроса.

2.8. При соответствии запроса требованиям к содержанию и оформлению, установленным настоящим Положением, прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему специализированный прокурор, прокурор комплекса "Байконур" по каналам срочной связи направляет такой запрос и материалы к нему в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для подготовки международного запроса.

Начальники структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военные прокуроры окружного звена передают соответствующие запросы и материалы в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в порядке, установленном организационно-распорядительным документом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

3. Порядок подготовки и направления международных запросов

3.1. В запросе уполномоченного должностного лица государственного органа или организации, направляемом в орган прокуратуры Российской Федерации, должны быть указаны следующие сведения:

основания для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения запрета, установленного Законом N 79-ФЗ лицами, на которых он распространен;

полученные в ходе проверки данные, подтверждающие нарушение запрета, установленного Законом N 79-ФЗ;

должностное положение лица, в отношении которого проводится проверка, его фамилия, имя, отчество на русском и английском языках (из заграничного паспорта), дата и место рождения, серии и номера документов, удостоверяющих личность (паспорт гражданина Российской Федерации и паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации), даты их выдачи, срок действия, сведения об органе, выдавшем документ, при наличии - индивидуальный номер налогоплательщика;

при необходимости запроса сведений в отношении иных лиц (супруги (супруга), несовершеннолетних детей), в том числе третьих лиц, через которых осуществляется косвенное владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, - аналогичные сведения о таких лицах;

наименование государства, в котором требуется получить информацию и (или) документы;

перечень запрашиваемых сведений и (или) документов;

наименование кредитной организации, в которой предположительно открыт счет (вклад), хранятся наличные денежные средства и ценности, и (или) иные идентифицирующие ее признаки (регион нахождения, адрес и др.), при наличии - номер счета (вклада);

имеющаяся информация, идентифицирующая и характеризующая иностранные финансовые инструменты.

3.2. Запрос подписывается уполномоченным должностным лицом государственного органа или организации и адресуется прокурору соответствующего уровня.

3.3. К запросу следует приобщить имеющиеся материалы, свидетельствующие о нарушении запрета, установленного Законом N 79-ФЗ.

3.4. По результатам рассмотрения запроса в управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции готовится докладная записка курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, по согласованию с которым принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении запроса и подготовке международного запроса;

об отказе в удовлетворении запроса при отсутствии оснований либо сведений, позволяющих идентифицировать проверяемое лицо и (или) его счета, вклады, наличные денежные средства, ценности и иностранные финансовые инструменты.

3.5. О принятом решении сообщается инициатору запроса. В случае если запрос поступил от прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему специализированного прокурора, прокурора комплекса "Байконур" или из Главной военной прокуратуры, они уведомляются о принятом решении и в семидневный срок сообщают о нем инициатору запроса.

3.6. По согласованию с курирующим заместителем Генерального прокурора Российской Федерации управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с учетом положений международно-правовых документов, законодательства запрашиваемого государства и практики международного сотрудничества определяется канал направления международного запроса.

Международный запрос может быть направлен как Генеральной прокуратурой Российской Федерации в иностранный банк, иную иностранную организацию или компетентный орган иностранного государства, так и по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации другими российскими государственными органами по имеющимся у них каналам международного сотрудничества на основании соглашений о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с этими государственными органами или иных договоренностей.

Для получения информации и (или) документов в рамках одного запроса могут быть использованы один или несколько каналов направления международных запросов.

Международный запрос в иностранный банк или иную иностранную организацию направляется через Центральный банк Российской Федерации в соответствии с соглашением с ним, либо через компетентные органы иностранных государств, либо через МИД России по дипломатическим каналам.

3.7. Подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ответственным за подготовку и направление международного запроса, является управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

3.8. При необходимости к подготовке международных запросов по решению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, может привлекаться Главное управление международно-правового сотрудничества.

3.9. Главным управлением международно-правового сотрудничества при необходимости в установленном порядке осуществляется перевод подписанного международного запроса и приложений к нему на официальный язык запрашиваемого государства или иной заявленный им иностранный язык.

При этом планируемые к передаче с международным запросом документы, подготовленные в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, прокуратуре комплекса "Байконур", должны поступать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с переводом на официальный язык запрашиваемого государства либо иной заявленный им иностранный язык.

3.10. По согласованию с иностранным банком, иной иностранной организацией или компетентным органом иностранного государства для ускорения рассмотрения копии международных запросов могут передаваться срочными видами связи, включая электронную почту.

3.11. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществляет мониторинг рассмотрения направленных международных запросов и в случае длительного непоступления ответов на них инициирует направление в иностранный банк, иную иностранную организацию или компетентный орган иностранного государства соответствующих напоминаний.

4. Порядок представления дополнительной информации и (или) документов в иностранный банк, иную иностранную организацию или компетентный орган иностранного государства после направления международного запроса

4.1. В случае поступления от иностранного банка, иной иностранной организации или компетентного органа иностранного государства запроса о представлении дополнительных информации и (или) документов, требуемых для рассмотрения ранее направленного международного запроса, управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции принимаются меры по их получению и направлению инициатору такого запроса в возможно короткий срок.

4.2. При необходимости получения дополнительных сведений от уполномоченного должностного лица государственного органа или организации, которые проводят проверку соблюдения запрета, установленного Законом N 79-ФЗ, для рассмотрения запроса иностранного банка, иной иностранной организации или компетентного органа иностранного государства о представлении дополнительных информации и (или) документов управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции направляет соответствующий запрос такому должностному лицу либо прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему специализированному прокурору, прокурору комплекса "Байконур", в Главную военную прокуратуру.

В таком запросе указываются конкретные вопросы, требующие разрешения, и устанавливаются сроки представления необходимых сведений.

4.3. При получении прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему специализированным прокурором, прокурором комплекса "Байконур", Главной военной прокуратурой дополнительных сведений, имеющих значение для рассмотрения международного запроса, направленного в соответствии с разделом 3 настоящего Положения, такие сведения незамедлительно передаются в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции для рассмотрения вопроса об инициативном дополнительном информировании иностранного банка, иной иностранной организации или компетентного органа иностранного государства, которое осуществляется в порядке, установленном пунктами 3.7 - 3.10 настоящего Положения.

5. Порядок предоставления уполномоченным должностным лицам государственных органов и организаций информации и (или) документов, полученных от иностранных банков, иных иностранных организаций, компетентных органов иностранных государств в ответ на направленные международные запросы

5.1. Поступившие на иностранном языке информация и (или) документы по результатам рассмотрения международного запроса, направленного в соответствии с настоящим Положением, передаются управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в Главное управление международно-правового сотрудничества для осуществления перевода на русский язык.

5.2. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции обеспечивает легализацию документов, получаемых в соответствии с международными запросами, путем их удостоверения подписью должностного лица и гербовой печатью, если легализация документов не произведена органом, препроводившим их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

5.3. После поступления в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции перевода предоставленных иностранным банком, иной иностранной организацией, компетентным органом иностранного государства материалов они в семидневный срок направляются инициатору запроса.

В случае если запрос поступал от прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему специализированного прокурора, прокурора комплекса "Байконур" или из Главной военной прокуратуры, соответствующие материалы направляются им.

Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему специализированный прокурор, прокурор комплекса "Байконур", Главная военная прокуратура в трехдневный срок после получения материалов пересылают их уполномоченному должностному лицу государственного органа или организации.

6. Принципы использования информации и (или) документов, полученных в соответствии с настоящим Положением

Органы прокуратуры Российской Федерации, уполномоченные должностные лица государственных органов и организаций обеспечивают:

использование полученных в соответствии с настоящим Положением информации и (или) документов исключительно для выполнения задач и реализации полномочий, установленных Законом N 79-ФЗ;

конфиденциальность (строгое соблюдение требований к специальному режиму хранения и обработки сведений, составляющих охраняемую законом тайну, служебную информацию ограниченного распространения, включая персональные данные);

своевременность и оперативность передачи информации и (или) документов, предусмотренных настоящим Положением.