В связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации", которым на органы прокуратуры с 01.10.2009 возложены новые полномочия в сфере организации и осуществления надзора за исполнением таможенного законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Установить, что в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать решения таможенных органов об аресте имущества должника, принятые в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов, имеют право:
по постановлениям руководителя (заместителя руководителя) Федеральной таможенной службы при наличии достаточных оснований, предусмотренных ст. 156 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", - Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;
по постановлениям начальников (заместителей начальников) региональных таможенных управлений - транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, и их заместители;
по постановлениям начальников (заместителей начальников) таможен и таможенных постов - транспортные прокуроры (на правах районных) и их заместители.
2. Решение о санкционировании ареста имущества либо отказе в даче санкции принимать соответствующему прокурору или его заместителю не позднее следующего рабочего дня со дня получения постановления об аресте имущества и направлять по почте заказным письмом либо вручать под расписку должностному лицу таможенного органа.
При принятии решения о санкционировании ареста имущества проверять законность и обоснованность вынесенного таможенным органом постановления, при необходимости истребовать дополнительные документы.
3. Санкцию о наложении ареста проставлять на первом листе постановления таможенного органа, заверять ее подписью и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.
В случае отказа в даче санкции направлять инициатору в письменной форме информацию с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии решения и оформлении постановления об аресте имущества.
4. При поступлении решения таможенного органа об отмене ареста имущества проверять его законность и обоснованность и при наличии к тому оснований принимать меры прокурорского реагирования.
5. Начальнику управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортным прокурорам (на правах районных):
5.1. Обеспечить эффективный надзор за исполнением таможенными органами требований ст. 156 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при осуществлении ареста имущества должника.
5.2. Осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию органами прокуратуры новых полномочий, в том числе издать соответствующие организационно-распорядительные документы; определить должностных лиц, исполняющих данные обязанности; провести межведомственные совещания (рабочие встречи) с руководителями таможенных органов соответствующего уровня с целью выработки механизма взаимодействия; обеспечить уведомление таможенных органов о разграничении компетенции органов прокуратуры при санкционировании решений таможенных органов об аресте имущества должника.
5.3. Организовать учет принятых таможенными органами постановлений по указанному направлению деятельности и проведение сверок данных с таможенными органами по итогам работы за каждое полугодие.
5.4. Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав участников внешнеэкономической деятельности при проведении ареста имущества, включая сведения, поступившие от граждан, государственных и общественных организаций, размещенные в средствах массовой информации. По каждому факту нарушения прав участников внешнеэкономической деятельности при проведении ареста имущества принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования надзорной практики. Проблемные вопросы организации прокурорского надзора рассматривать на заседаниях коллегий и (или) координационных совещаниях.
5.5. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры, активный обмен информацией с участниками внешнеэкономической деятельности, государственными и общественными организациями в целях оперативного выявления нарушений закона.
6. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере обеспечить координацию работы на данном направлении деятельности.
7. Транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, о проделанной работе, состоянии законности и проблемных вопросах при осуществлении новых полномочий информировать управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере один раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
8. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
9. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА