Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 71
Об утверждении Правил осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 февраля 2016 г. N 71

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР" ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКСПОРТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

Во исполнение частей 8 и 9 статьи 3.1 Федерального закона "О банке развития" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" деятельности по поддержке экспорта и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 2016 г. N 71

ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР" ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКСПОРТА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления акционерным обществом "Российский экспортный центр" (далее - Центр) деятельности по поддержке экспорта российских товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (далее соответственно - экспорт, российская продукция) и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Корпорация) по вопросам осуществления деятельности, определенной Федеральным законом "О банке развития", которая включает:

а) участие в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта, в том числе оказания содействия реализации международных договоров, государственных и иных проектов, предусматривающих экспорт;

б) организацию финансовой поддержки экспорта;

в) осуществление информационной и консультационной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также международных организаций, осуществляющих или планирующих осуществлять экспорт, либо финансирующих или планирующих осуществлять финансирование экспорта, либо оказывающих посреднические услуги при осуществлении экспорта (далее - экспортеры), российских инвесторов, осуществляющих или планирующих осуществлять инвестиции за пределами территории Российской Федерации (далее - российские инвесторы), их иностранных контрагентов по соответствующим сделкам, российских и иностранных кредитных организаций, а также иных организаций, оказывающих финансовую поддержку указанным лицам, по вопросам развития и поддержки экспорта, включая организацию доступа к информации о мерах поддержки экспорта, а также о деятельности уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки экспорта;

г) содействие продвижению за рубежом российской продукции, включая содействие выставочно-ярмарочной, конгрессной, маркетинговой и иной деятельности, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) содействие адаптации российской продукции на внешних рынках, включая проведение испытаний, оценку (подтверждение) соответствия, тесты и т.д.;

е) поддержку в получении правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом;

ж) содействие в урегулировании международных торговых и экономических споров по вопросам экспорта;

з) содействие деятельности некоммерческих организаций, представляющих интересы экспортеров;

и) содействие деятельности организаций, являющихся посредниками при осуществлении экспорта;

к) иную деятельность в целях поддержки экспорта.

2. Центр обеспечивает комплексную поддержку экспорта, в том числе организует предоставление как финансовых, так и нефинансовых мер поддержки экспорта, включая содействие в подготовке и сборе необходимых документов, организации рассмотрения документов и формировании перечня услуг экспортеру, обеспечение оперативного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями по предоставлению мер поддержки экспорта, а также обеспечивает поддержку инвестиционной деятельности российских лиц за рубежом.

3. Центр оказывает услуги по поддержке экспорта экспортерам и российским инвесторам.

4. Центр осуществляет деятельность по поддержке экспорта самостоятельно, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

II. Участие Центра в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта

5. Участие Центра в реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта осуществляется в следующих формах:

а) участие в разработке и подготовка предложений к проектам нормативных правовых актов по вопросам поддержки и развития экспорта;

б) подготовка заключений к проектам (проектам изменений) государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия, оказывающие влияние на развитие и поддержку экспорта, включая оценку мероприятий по развитию и поддержке экспорта, показателей их эффективности и финансового обеспечения;

в) подготовка по запросам федеральных органов исполнительной власти предложений о формировании позиции Российской Федерации по вопросам, связанным с экспортом, на международных переговорах, в рамках участия Российской Федерации в деятельности международных организаций, интеграционных объединений;

г) разработка и направление в органы государственной власти Российской Федерации предложений о совершенствовании нормативно-правовой базы по развитию экспорта и инструментов поддержки экспорта;

д) подготовка и направление по запросам федеральных органов исполнительной власти информации по вопросам реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере экспорта и инструментов поддержки экспорта;

е) осуществление аналитических исследований по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, проблемам и перспективам развития экспорта, ведение статистики в сфере экспорта, анализ практики осуществления экспорта;

ж) анализ практики поддержки экспорта за рубежом с целью выявления наиболее эффективных методик и инструментов поддержки экспорта.

6. В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта федеральные органы исполнительной власти направляют в Центр для подготовки заключения проекты нормативных правовых актов, включая проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы государственной поддержки экспорта.

7. Центр вправе в 10-дневный срок со дня поступления проекта нормативного правового акта, указанного в пункте 6 настоящих Правил, представлять федеральным органам исполнительной власти и Корпорации заключение на этот проект.

8. Федеральные органы исполнительной власти и Корпорация обеспечивают внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, вместе с заключением Центра.

В случае непредставления либо представления Центром своего заключения с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящих Правил, федеральный орган исполнительной власти вносит проекты нормативных правовых актов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, в Правительство Российской Федерации без заключения Центра.

9. Центр осуществляет подготовку заключений к проектам (проектам изменений) государственных программ Российской Федерации, содержащих мероприятия, оказывающие влияние на развитие и поддержку экспорта, включая оценку мероприятий по развитию и поддержке экспорта, показателей их эффективности и финансового обеспечения в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".

10. Федеральные органы исполнительной власти и Корпорация рассматривают предложения Центра при подготовке информации по торгово-экономическому сотрудничеству в части экспорта, необходимой для выработки позиции к переговорам с зарубежными партнерами, международными организациями и региональными объединениями.

11. Федеральные органы исполнительные власти в рамках своей компетенции представляют Центру информацию по вопросам развития и поддержки экспорта. Порядок и форма представления сведений определяется соглашениями Центра и соответствующих федеральных органов исполнительной власти с учетом требований федеральных законов.

III. Организация финансовой поддержки экспорта

12. Центр организует предоставление финансовой поддержки экспорта (страховой, гарантийной, кредитной) во взаимодействии с акционерным обществом "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" и Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (акционерным обществом).

13. Центр может осуществлять деятельность по организации финансовой поддержки экспорта во взаимодействии с иными российскими, зарубежными и международными финансовыми организациями.

IV. Осуществление Центром информационной и консультационной поддержки, организация доступа экспортеров и иных заинтересованных лиц к информации о мерах поддержки экспорта

14. Информационная поддержка экспорта осуществляется на основании обращений экспортеров и иных заинтересованных лиц, а также путем размещения информации о мерах поддержки экспорта и порядке осуществления внешнеэкономической деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и в форме публичных мероприятий с участием представителей Центра.

15. Обращения экспортеров и иных заинтересованных лиц в целях информационной и консультационной поддержки рассматриваются в порядке, установленном регламентом Центра.

16. Информация о мерах поддержки экспорта размещается на официальном сайте Центра в сети "Интернет". Ссылка на официальный сайт Центра размещается на Едином портале внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации в сети "Интернет".

17. Информационная поддержка экспорта осуществляется Центром по следующим основным направлениям:

а) информирование о порядке и особенностях прохождения процедур, необходимых для осуществления экспорта, в Российской Федерации и в иностранных государствах;

б) информирование о текущей конъюнктуре, перспективах развития мировых рынков товаров и услуг и рынках отдельных государств;

в) информирование о мерах поддержки экспорта, применяемых на федеральном и региональных уровнях, порядке и условиях их применения;

г) информирование о процедурах доступа на иностранные рынки российской продукции, в том числе о тарифных, нетарифных ограничениях, процедурах и требованиях подтверждения соответствия российской продукции, иных мерах, применяемых в иностранных государствах, которые оказывают либо могут оказать существенное влияние на экспорт российской продукции;

д) информирование и консультирование по вопросам оценки (подтверждения) соответствия, в том числе международной сертификации российской продукции и сертификации российской продукции на страновых рынках, включая информирование об органах по сертификации и испытательных лабораториях, аккредитованных в зарубежных странах, а также об органах по сертификации и испытательных лабораториях, осуществляющих деятельность в рамках международных и региональных организаций и систем по сертификации, процедурах прохождения сертификации и порядке оформления и получения сертификата (декларации) соответствия российской продукции;

е) информирование об имеющихся на зарубежных рынках рисках, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, и о возможностях регистрации и (или) правовой охраны за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и (или) российской продукции;

ж) информирование о порядке доступа на иностранные рынки государственных закупок, официально объявленных тендерах и аукционах на поставку российской продукции, а также об условиях участия в таких тендерах и аукционах;

з) информирование о предстоящих бизнес-миссиях, мероприятиях, связанных с международной выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью в Российской Федерации и в иностранных государствах, а также об условиях участия в таких мероприятиях;

и) информирование потенциальных покупателей об экспортируемой российской продукции и условиях ее приобретения;

к) информирование о реализуемых экспортных и инвестиционных проектах за рубежом и возможностях кооперации экспортеров российской продукции в рамках указанных проектов для поставки российской продукции;

л) консультирование по вопросам налогообложения и отчетности экспорта;

м) консультирование по вопросам подготовки, заключения и исполнения экспортных контрактов;

н) информирование об организации обучения и повышения квалификации экспортеров в сфере экспорта;

о) информирование о предложениях иностранных участников внешнеэкономической деятельности по взаимодействию и сотрудничеству при реализации проектов, связанных с экспортом;

п) информирование о зарубежных участниках внешнеэкономической деятельности - потенциальных покупателях российской продукции.

18. Центр вправе осуществлять информирование и консультирование экспортеров также по иным вопросам, связанным с экспортом.

19. В целях повышения эффективности взаимодействия между экспортерами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, уполномоченными на осуществление поддержки экспорта, и иными заинтересованными лицами, выработки согласованных подходов в сфере поддержки экспорта, выявления и устранения проблем, связанных с осуществлением экспорта, содействия кооперации экспортеров, производителей экспортируемой российской продукции, а также повышения конкурентоспособности экспортируемой российской продукции Центр обеспечивает проведение ежегодного всероссийского экспортного форума.

V. Оказание Центром содействия продвижению за рубежом российской продукции

20. С целью оказания содействия продвижению за рубежом российской продукции Центр:

а) участвует в формировании федеральными органами исполнительной власти ежегодных планов проведения деловых мероприятий с иностранными партнерами по продвижению экспорта российской продукции (далее - деловые мероприятия) и их повестки;

б) самостоятельно организует проведение деловых мероприятий;

в) участвует в ежегодном планировании федеральными органами исполнительной власти мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;

г) информирует и привлекает экспортеров к участию в деловых мероприятиях и мероприятиях, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;

д) участвует в проведении деловых мероприятий и мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью;

е) организует и проводит конференции и иные публичные деловые мероприятия по вопросам поддержки экспорта;

ж) готовит предложения об устранении торговых барьеров при экспорте российской продукции на внешние рынки во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми деловыми ассоциациями;

з) содействует российским производителям в подготовке документов, необходимых для приведения российской продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта (стандартизация, сертификация, необходимые разрешения);

и) организует и проводит мероприятия, направленные на повышение информированности экспортеров в области адаптации российской продукции на внешних рынках;

к) обобщает предложения экспортеров по отраслям и страновым приоритетам относительно выявленных ими ограничений, запретов и дискриминации экспорта российской продукции, а также иных ограничительных мер, оказывающих влияние на доступ российской продукции на зарубежные рынки, и направляет их в федеральные органы исполнительной власти;

л) представляет в федеральные органы исполнительной власти информацию о рисках возникновения административных и иных ограничений в торговле на внешних рынках в отношении российской продукции;

м) по запросу федерального органа исполнительной власти участвует в выработке позиции Российской Федерации и реализации мер по вопросам регулирования и поддержки экспорта российской продукции, принимаемых в рамках интеграционных экономических объединений;

н) по запросу федеральных органов исполнительной власти принимает участие в подготовке позиции Российской Федерации при урегулировании международных торговых и экономических споров, в том числе с учетом позиций и предложений заинтересованных представителей бизнес-сообщества;

о) по запросу федеральных органов исполнительной власти может привлекаться к представлению и защите интересов Российской Федерации при урегулировании международных торговых и экономических споров;

п) оказывает содействие экспортерам в урегулировании на досудебном этапе споров по защите их прав в связи с осуществляемым экспортом;

р) по запросам экспортеров взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения защиты прав и законных интересов экспортеров при осуществлении экспорта.

21. Федеральные органы исполнительной власти запрашивают предложения Центра при ежегодном планировании деловых мероприятий и мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью.

22. Взаимодействие по вопросам участия Центра в формировании плана деловых мероприятий и мероприятий, связанных с выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью, определяется соглашением между Центром и федеральным органом исполнительной власти.

23. В целях подготовки предложений о необходимых мероприятиях по устранению ограничений при экспорте российской продукции на внешние рынки федеральные органы исполнительной власти направляют в Центр информацию по результатам анализа выявленных ими таких ограничений.

24. Центр обеспечивает взаимодействие с отраслевыми деловыми ассоциациями в целях подготовки предложений, указанных в пункте 23 настоящих Правил.

25. Центр обобщает предложения российских производителей и экспортеров по отраслям и страновым приоритетам относительно выявленных ими ограничений, запретов и дискриминации экспорта российской продукции, а также иных ограничительных мер, оказывающих влияние на доступ российской продукции на зарубежные рынки, и направляет такие предложения в Министерство экономического развития Российской Федерации.

26. Центр обобщает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации информацию о рисках возникновения административных и иных ограничений в торговле на внешних рынках в отношении российской продукции.

27. Порядок взаимодействия Центра с торговыми представительствами Российской Федерацией за рубежом, иными загранучреждениями федеральных органов исполнительной власти определяется соглашениями Центра с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

28. Федеральные органы исполнительной власти вправе запрашивать предложения Центра для подготовки позиции Российской Федерации при урегулировании международных торговых и экономических споров.

VI. Поддержка правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом

29. Центр оказывает поддержку правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом в следующих формах:

а) подготовка предложений о потребностях экспортеров в механизмах и формах поддержки правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом, разработка предложений об инструментах, мерах поддержки и условиях их предоставления, направление этих предложений в федеральные органы исполнительной власти;

б) консультирование экспортеров по вопросам правовой охраны, защиты и продвижения интеллектуальной собственности за рубежом.

30. Центр оказывает поддержку экспортерам по вопросам правовой охраны, защиты и продвижения интеллектуальной собственности за рубежом в следующих формах:

а) консультирование и сопровождение по вопросам подготовки и подачи международных патентных заявок в соответствии с договором о патентной кооперации;

б) консультирование и сопровождение по вопросам подготовки и подачи патентных заявок в зарубежных странах;

в) консультирование в области правовой охраны, судебной защиты и лицензирования российских результатов интеллектуальной деятельности за рубежом;

г) консультирование в области проведения патентных исследований, в том числе с целью обеспечения патентной чистоты экспортируемой российской продукции в отношении стран экспорта;

д) организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности и развития компетенций экспортеров в области правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности за рубежом;

е) консультирование по вопросам обеспечения защиты экспортеров от исков о нарушении прав третьих лиц, а также предотвращения нарушения прав экспортеров третьими лицами;

ж) оказание услуг по управлению, включая доверительное управление, патентами российских производителей и экспортеров для получения справедливого вознаграждения за использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных в Российской Федерации;

з) оказание услуг по взаимодействию с зарубежными патентными поверенными по вопросам получения правовой охраны и защиты прав российских правообладателей в судебных и административных инстанциях за рубежом;

и) оказание услуг по проведению маркетинговых исследований, в том числе с целью поиска потенциальных лицензиатов;

к) оказание услуг по подготовке документов для лицензирования, уступки или приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности.

VII. Особенности взаимодействия Центра с отдельными федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией

31. Особенности взаимодействия Центра с отдельными федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией определяются соглашениями, заключаемыми между федеральными органами исполнительной власти, Корпорацией и Центром.

32. Соглашения, заключаемые между Центром, отдельными федеральными органами исполнительной власти и Корпорацией, должны содержать в том числе следующие условия:

а) основные направления взаимодействия сторон при осуществлении функций по поддержке экспорта;

б) сроки рассмотрения обращений (запросов) сторон с учетом особенностей направлений взаимодействия;

в) наименование структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Корпорации и Центра, сведения о должностных лицах, ответственных за организацию взаимодействия между сторонами;

г) особенности взаимодействия федерального органа исполнительной власти, Корпорации и Центра при разработке федеральным органом исполнительной власти и Корпорацией проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы экспорта;

д) порядок формирования рабочих групп (в случае необходимости);

е) порядок урегулирования спорных вопросов, в том числе в случаях, когда стороны не выполняют условия соглашения;

ж) порядок взаимодействия Центра с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при наличии таких территориальных органов;

з) порядок обмена информацией, включая технические условия обмена информацией;

и) обязательства по защите информации, полученной в рамках взаимодействия;

к) порядок внесения изменений в соглашение.

VIII. Порядок оказания Центром услуг по поддержке экспорта экспортерам

33. Центр заключает с экспортерами договоры об оказании услуг по поддержке экспорта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

34. Порядок оказания Центром услуг по поддержке экспорта определяется регламентами, утверждаемыми органами управления Центра.

35. Для заключения с Центром договора об оказании услуг по поддержке экспорта экспортер направляет в Центр письменное обращение с приложением документов, перечень которых определяется регламентом Центра по оказанию услуг.

36. На основании информации, содержащейся в обращении, дополнительных сведений, получаемых Центром, Центр самостоятельно определяет перечень услуг по поддержке экспорта для конкретного запрашивающего лица.

37. Центр в срок не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации обращения направляет экспортеру информацию об услугах по поддержке экспорта, которые могут быть ему оказаны, об условиях оказания таких услуг либо о необходимости предоставления дополнительной информации. В исключительных случаях срок ответа на обращение может быть продлен еще на 5 рабочих дней, о чем экспортер должен быть уведомлен.

38. Особенности комплексного оказания услуг по поддержке экспорта определяются договором об оказании услуг по поддержке экспорта, заключаемым между Центром и экспортером.

39. Органы управления Центра устанавливают размер платы за оказание услуг по поддержке экспорта.