Оглавление
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения идентификации контролируемых товаров и технологий;
форму идентификационного заключения;
Правила заполнения идентификационного заключения.
2. Внести в Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2687; 2005, N 7, ст. 562; 2012, N 3, ст. 415), следующие изменения:
а) абзац второй пункта 2 заменить текстом следующего содержания:
"Необходимым условием для получения специального разрешения на осуществление деятельности по проведению экспертизы является наличие:
лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (для российской организации);
квалификационного аттестата специалиста в области экспортного контроля (для должностных лиц российской организации, наделенных полномочиями удостоверять своей подписью идентификационное заключение, указанное в статье 24 Федерального закона "Об экспортном контроле").";
б) в подпункте "б" пункта 9 слова "лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну" заменить словами "невыполнение организацией-заявителем условия, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящих Правил".
3. Признать утратившими силу:
абзац третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477 "О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2687);
подпункт "в" пункта 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2005 г. N 54 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 562);
подпункт "б" пункта 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 384 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 21, ст. 2465);
пункт 4 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. N 654 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 477" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 36, ст. 4126);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 1201 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам экспортного контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 3, ст. 549).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2016 г. N 565
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения идентификации контролируемых товаров и технологий.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"контрольные списки" - списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, утверждаемые указами Президента Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об экспортном контроле";
"страна назначения" - иностранное государство, в котором предполагается использование (потребление) полученных из Российской Федерации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них);
"страна отправления" - иностранное государство, из которого осуществляется ввоз в Российскую Федерацию товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них);
"экспертные организации" - российские организации, получившие в установленном порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.
3. Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые являются объектами внешнеэкономических операций и в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Проведение идентификации контролируемых товаров и технологий не требуется для товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), включенных в размещенный на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень товаров, в отношении которых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля.
4. Идентификация контролируемых товаров и технологий проводится в 2 этапа.
На первом этапе устанавливается соответствие товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки.
На втором этапе определяются действующие в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности, установленные Федеральным законом "Об экспортном контроле", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Результаты идентификации контролируемых товаров и технологий отражаются в идентификационном заключении, составленном по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 г. N 565 "О порядке идентификации контролируемых товаров и технологий, форме идентификационного заключения и правилах его заполнения", и в соответствии с Правилами заполнения идентификационного заключения, утвержденными указанным постановлением.
Если в результате проведенной идентификации одна часть товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) признана соответствующей товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, а другая - не соответствующей товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, для каждой из указанных частей товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) оформляется отдельное идентификационное заключение.
6. Идентификационные заключения и документы, на основании которых проводилась идентификация контролируемых товаров и технологий, подлежат учету и хранению в течение 3 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
II. Установление соответствия товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) товарам и технологиям, включенным в контрольные списки
7. Соответствие товаров, в том числе сырья, материалов и оборудования (далее - идентифицируемый товар), товарам, включенным в контрольные списки, осуществляется в следующей последовательности:
а) устанавливается отрасль промышленности или науки, к которой относится или в которой преимущественно применяется идентифицируемый товар. Определяется общепринятое техническое или торговое наименование идентифицируемого товара, обычно используемое в международном обороте для обозначения однородной группы (класса) продукции, к которой относится идентифицируемый товар.
Для микроорганизмов, являющихся возбудителями заболеваний, общепринятым считается таксономическое наименование (на латинском и английском языках) по номенклатуре, одобренной Международным союзом микробиологических обществ.
Для химикатов в качестве общепринятого наименования может использоваться его наименование в соответствии с номенклатурой Международного союза теоретической и прикладной химии;
б) составляется краткое описание идентифицируемого товара, характеризующее его техническую сущность (назначение, состав, конструктивные особенности, способ изготовления и др.). Определяется код идентифицируемого товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - код ТН ВЭД ЕАЭС) на уровне не менее первых 4 знаков товарной позиции;
в) в соответствии с установленной отраслью промышленности или науки, к которой относится или в которой преимущественно применяется идентифицируемый товар, и кодом ТН ВЭД ЕАЭС определяются тематические разделы (категории) контрольных списков, в рамках которых осуществляется поиск позиций (пунктов) для проведения сравнительного анализа соответствия описания идентифицируемого товара описаниям товаров, указанных в позициях (пунктах) контрольных списков.
Для упрощения поиска позиций (пунктов) контрольных списков с целью проведения сравнительного анализа могут использоваться справочно-информационные ресурсы и поисковые системы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и экспертных организаций, размещенные в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
г) для проведения сравнительного анализа выбирается позиция (пункт) контрольных списков, которая имеет признаки сходства с идентифицируемым товаром (его кратким описанием).
Наличие признаков сходства идентифицируемого товара и соответствующей позиции (пункта) контрольных списков устанавливается с учетом взаимосвязи этой позиции (пункта) с вышестоящими позициями (пунктами) контрольных списков и поясняющих примечаний к ним, а также следующих положений:
позиция (пункт) контрольных списков, содержащая описание какого-либо оборудования либо технического устройства, равным образом относится и к такому оборудованию либо устройству, представленному в несобранном виде, а также в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, такое оборудование либо устройство обладает основными функциональными (потребительскими) свойствами комплектного или завершенного устройства;
любая ссылка в описании позиции (пункта) контрольных списков на какой-либо материал должна рассматриваться и как ссылка на изделие, изготовленное из этого материала или содержащее этот материал в своем составе;
позицию (пункт) контрольных списков, содержащую описание какого-либо изделия из определенного материала, следует рассматривать как относящуюся к изделию, полностью или частично состоящему из этого материала;
позицию (пункт) контрольных списков, содержащую описание какого-либо изделия, следует рассматривать и как относящуюся к оборудованию или иному техническому устройству, в состав которого в качестве основного компонента входит такое изделие, при условии, что это изделие может быть отделено (изъято) без утраты им основных функциональных (потребительских) свойств.
Идентифицируемый товар и позиция (пункт) контрольных списков признаются имеющими признаки сходства, если контролируемый товар, описание которого содержит эта позиция (пункт), удовлетворяет любому из следующих условий:
имеет общепринятое наименование, соответствующее общепринятому наименованию идентифицируемого товара, или общее с ним целевое назначение;
обладает основными функциональными (потребительскими) свойствами, присущими идентифицируемому товару.
В случае если при выборе позиции (пункта) контрольных списков для проведения сравнительного анализа имеются признаки сходства идентифицируемого товара с двумя или более позициями (пунктами) контрольных списков, преимущество отдается той позиции (пункту), которая применительно к идентифицируемому товару содержит наиболее полное (точное) его описание;
д) определяются технические характеристики идентифицируемого товара в параметрах и единицах измерения, приведенных в позиции (пункте) контрольных списков, выбранной для проведения сравнительного анализа.
Для установления количественных значений технических характеристик идентифицируемого товара используется коммерческая (контракт, счет-фактура, товарно-сопроводительные документы) и техническая документация (техническое задание на разработку, стандарты, технические условия, паспорт изделия, формуляр, сертификат качества, протокол испытания и др.).
Если коммерческая или техническая документация на идентифицируемый товар не содержит параметров и (или) их количественных значений в единицах измерения, необходимых для проведения сравнительного анализа, допускается определение требуемых параметров и единиц измерения расчетным или экспериментальным путем.
Для химиката определяются структурная формула, а также (если это практически осуществимо) его регистрационный номер, присвоенный Реферативной службой по химии (CAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), который может использоваться в качестве основного (но не единственного) признака, указывающего на принадлежность (непринадлежность) к товарам, включенным в контрольные списки;
е) проводится сравнительный анализ идентифицируемого товара и позиции (пункта) контрольных списков, с которой он имеет признаки сходства, заключающийся в сопоставлении описания этой позиции (пункта) и указанных в ней параметров и их количественных значений с идентифицируемым товаром и его техническими характеристиками.
Если идентифицируемый товар соотносится с описанием позиции (пункта) контрольных списков, а его технические характеристики (с учетом предельно достижимых показателей, полученных по результатам испытаний или расчетным путем) совпадают с техническими характеристиками, указанными в этой позиции (пункте), либо превосходят их, идентифицируемый товар признается товаром, соответствующим товарам, включенным в контрольные списки.
Действие отдельных позиций (пунктов) контрольных списков, содержащих описание определенного оборудования или технического устройства, распространяется и на составные части (компоненты) такого оборудования или устройства. В случае если идентифицируемый товар предназначен для интеграции в какое-либо оборудование или техническое устройство, идентификации также подлежит это оборудование или устройство с целью установления принадлежности идентифицируемого товара как составной части (компонента) контролируемого оборудования или технического устройства к товарам, включенным в контрольные списки.
Идентифицируемый товар признается товаром, не соответствующим товарам, включенным в контрольные списки, если:
в контрольных списках отсутствуют позиции (пункты), имеющие признаки сходства с идентифицируемым товаром;
идентифицируемый товар не соотносится с описанием позиции (пункта) контрольных списков, выбранной для проведения сравнительного анализа, либо его технические характеристики не достигают технических характеристик, указанных в этой позиции (пункте).
8. Соответствие информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в том числе программного обеспечения (далее - идентифицируемый продукт научно-технической деятельности), технологиям, включенным в контрольные списки, устанавливается следующим образом:
а) составляется краткое описание идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, раскрывающее его целевое назначение, техническую сущность и источник происхождения (собственная разработка, результат заказанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, публикация в научно-технической литературе, приобретение права на использование и др.);
б) устанавливается отрасль промышленности или науки, к которой относится или в которой преимущественно применяется идентифицируемый продукт научно-технической деятельности;
в) в соответствии с установленной отраслью промышленности или науки, к которой относится или в которой преимущественно применяется идентифицируемый продукт научно-технической деятельности, определяются тематические разделы (категории) контрольных списков, в рамках которых осуществляется поиск позиций (пунктов) для проведения сравнительного анализа соответствия описания идентифицируемого продукта научно-технической деятельности описаниям технологий, указанным в позициях (пунктах) контрольных списков.
Для сравнительного анализа выбираются позиции (пункты) контрольных списков, которые содержат описание технологий, имеющих целевое назначение, аналогичное целевому назначению идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, либо обладающих одинаковыми с ним основными функциональными (потребительскими) свойствами.
В случае если при выборе позиции (пункта) контрольных списков для проведения сравнительного анализа имеет место сходство идентифицируемого продукта научно-технической деятельности с двумя или более позициями (пунктами) контрольных списков, преимущество отдается той позиции (пункту), которая применительно к идентифицируемому продукту содержит наиболее полное (точное) его описание;
г) сравнительный анализ проводится путем сопоставления описания соответствующей позиции (пункта) контрольных списков с идентифицируемым продуктом научно-технической деятельности (его кратким описанием).
Если идентифицируемый продукт научно-технической деятельности соотносится с описанием позиции (пункта) контрольных списков, выбранной для сравнительного анализа, идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признается продуктом научно-технической деятельности, соответствующим технологиям, включенным в контрольные списки;
д) при отсутствии в контрольных списках позиций (пунктов), содержащих описание технологий, имеющих целевое назначение, аналогичное целевому назначению идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, и (или) обладающих одинаковыми с ним основными функциональными (потребительскими) свойствами, проводится идентификация товара, для которого этот продукт предназначен или может быть применен. В этом случае соответствие либо несоответствие идентифицируемого продукта научно-технической деятельности технологиям, включенным в контрольные списки, устанавливается исходя из результатов идентификации товара, для которого этот продукт предназначен или может быть применен.
Идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признается продуктом научно-технической деятельности, соответствующим технологиям, включенным в контрольные списки, если этот продукт научно-технической деятельности был специально создан или модифицирован (приспособлен) для любого из товаров, включенных в контрольные списки.
9. Сомнения, возникшие при установлении принадлежности идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности к товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, которые не могут быть устранены любым разумным способом, толкуются в пользу признания таких идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности включенными в контрольные списки.
III. Определение действующих в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности
10. Определение действующих в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных Федеральным законом "Об экспортном контроле", другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в следующей последовательности:
а) проводится проверка соответственно страны назначения либо страны отправления идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности и иностранных участников внешнеэкономической операции, объектом которой является этот идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности, на принадлежность к иностранным государствам, иностранным организациям и гражданам, а также лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства, в отношении которых в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации применяются специальные экономические меры, предусмотренные пунктами 1 - 4 или 8 части 2 статьи 3 Федерального закона "О специальных экономических мерах".
В случае если действие указанных специальных экономических мер распространяется только на определенные виды (категории) научно-технической продукции, устанавливается принадлежность идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности к этой продукции;
б) проводится анализ внешнеэкономической операции, объектом которой является идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности, с целью выявления признаков, которые в соответствии с пунктом 3 Правил получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности", дают основания полагать, что идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности может быть использован в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности.
Указанный анализ проводится только в отношении внешнеэкономических операций, предусматривающих вывоз из Российской Федерации идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, признанного не соответствующим товарам и технологиям, включенным в контрольные списки, но код ТН ВЭД ЕАЭС которого на уровне первых 4 знаков товарной позиции соответствует кодам ТН ВЭД ЕАЭС, приведенным в контрольных списках.
IV. Особенности проведения независимой идентификационной экспертизы контролируемых товаров и технологий экспертными организациями
11. Экспертные организации проводят независимую идентификационную экспертизу контролируемых товаров и технологий (далее - независимая идентификационная экспертиза) на основании договора, заключенного с российским участником внешнеэкономической деятельности (далее - заказчик экспертизы).
12. Для проведения независимой идентификационной экспертизы заказчик экспертизы представляет в экспертную организацию документы, содержащие сведения:
об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности, раскрывающие их техническую сущность и назначение, в том числе состав, характеристики (свойства), другие существенные признаки и особенности, а также коммерческое наименование и обозначение;
о характере и содержании внешнеэкономической операции, объектом которой являются идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности, стране назначения (отправления) и иностранных участниках внешнеэкономической операции;
о результатах независимой идентификационной экспертизы, проведенной другими экспертными организациями в отношении тех же идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности, являющихся объектом одной и той же внешнеэкономической операции (сведения представляются в случае, если такая экспертиза проводилась).
В случае если содержащихся в представленных документах сведений недостаточно для однозначной идентификации контролируемых товаров и технологий, экспертная организация вправе запросить у заказчика экспертизы недостающую информацию.
Документы, представляемые заказчиком экспертизы в экспертную организацию, должны иметь регистрационные реквизиты и иные отметки, позволяющие установить, кем и когда эти документы были созданы (подписаны). Подлинность представляемых документов должна быть надлежащим образом удостоверена заказчиком экспертизы.
13. Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами экспертной организации в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
14. Документы, представляемые в экспертную организацию для проведения независимой идентификационной экспертизы, в установленном порядке регистрируются и передаются экспертам, назначаемым из числа работников экспертной организации, отвечающих установленным квалификационным требованиям и допущенных к проведению независимой идентификационной экспертизы по результатам аттестации.
Экспертная организация с согласия заказчика экспертизы может привлекать к проведению независимой идентификационной экспертизы ученых и специалистов, не являющихся работниками экспертной организации. Такие ученые и специалисты осуществляют свою экспертную деятельность в соответствии с настоящими Правилами. Без согласования с заказчиком экспертизы ученые и специалисты, не являющиеся работниками экспертной организации, могут привлекаться только в качестве консультантов по отдельным научным или техническим вопросам, возникающим в процессе проведения независимой идентификационной экспертизы, без предоставления им (раскрытия) информации о заказчике экспертизы, об условиях и участниках внешнеэкономической операции, объектом которой являются идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности, а также без предоставления сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
К проведению независимой идентификационной экспертизы в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны привлекаться только эксперты из числа работников экспертной организации, имеющих соответствующий допуск к работе с указанными сведениями.
15. Руководитель экспертной организации:
организует получение информации и документов, необходимых для проведения независимой идентификационной экспертизы;
разъясняет экспертам их права и обязанности, предупреждает об ответственности за составление заведомо ложного идентификационного заключения;
проверяет правильность составления экспертами идентификационного заключения и обоснованность содержащихся в нем выводов;
обеспечивает формирование информационных ресурсов и справочных баз данных, необходимых для осуществления экспертной деятельности в установленной сфере;
принимает меры по обеспечению защиты информации ограниченного доступа, представленной для проведения независимой идентификационной экспертизы;
организует на регулярной основе обучение (повышение квалификации) экспертов;
обеспечивает учет и хранение идентификационных заключений и документов, на основании которых проводилась идентификационная экспертиза, в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
Руководитель экспертной организации вправе делегировать свои полномочия подчиненному ему должностному лицу (далее - руководитель экспертизы).
16. Эксперт имеет право:
производить необходимые исследования, измерения, анализы и расчеты;
заявлять руководителю экспертной организации (руководителю экспертизы) о необходимости представления заказчиком экспертизы дополнительных документов и информации, которые требуются для всесторонней и объективной оценки товаров и технологий;
информировать руководителя экспертной организации (руководителя экспертизы) о невозможности проведения идентификации контролируемых товаров и технологий в случае, если возникающие при этом вопросы выходят за пределы специальных познаний эксперта.
Эксперт обязан:
осуществлять всесторонний и объективный анализ представленных для проведения независимой идентификационной экспертизы информации и документов;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов идентификационного заключения;
обеспечить сохранность документов, представленных заказчиком экспертизы, и неразглашение информации ограниченного доступа;
уведомлять руководителя экспертной организации обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению неправомерных или незаконных действий, в том числе коррупционной направленности.
17. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю имеет право запрашивать у экспертной организации копии выданных идентификационных заключений, а также документы, на основании которых проводилась независимая идентификационная экспертиза.
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2016 г. N 565
ИДЕНТИФИКАЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ N ____________
1. Составитель заключения _____________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Сведения о внешнеэкономической операции ____________________________ ___________________________________________________________________________
2.1. Документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
2.2. Страна назначения (отправления) __________________________________ ___________________________________________________________________________
2.3. Российский участник внешнеэкономической операции _________________ ___________________________________________________________________________ 2.4. Иностранные участники внешнеэкономической операции _______________ ___________________________________________________________________________
2.4.1. Покупатель (продавец) __________________________________________ ___________________________________________________________________________
2.4.2. Потребитель (конечный пользователь) ____________________________ ___________________________________________________________________________
3. Сведения об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности
N объекта | Наименование | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Описание |
4. Установление соответствия идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности товарам и технологиям, включенным в контрольные списки
4.1. Позиции (пункты) контрольных списков, выбранные для сравнительного анализа
N объекта | Номер позиции (пункта) | Номер раздела | Наименование списка |
4.2. Результаты сравнительного анализа
N объекта | Характеристики объекта | Описание позиции (пункта) | Выводы |
5. Определение действующих в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности
5.1. Применение специальных экономических мер:
а) в отношении страны назначения (отправления) ________________________ __________________________________________________________________________;
б) в отношении иностранного участника внешнеэкономической операции ____ __________________________________________________________________________;
в) в отношении идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности
N объекта | Результаты проверки |
5.2. Наличие признаков, дающих основания полагать, что идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
6. Общие выводы по результатам идентификации __________________________ ___________________________________________________________________________
7. Дополнительная информация __________________________________________ ___________________________________________________________________________
8. Уполномоченное лицо ________________________________________________
9. Дата составления ___________________________________________________
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2016 г. N 565
1. Настоящие Правила определяют порядок заполнения идентификационного заключения.
2. Идентификационное заключение составляется на русском языке на бумаге формата A4 с использованием печатающего устройства или в виде электронного документа.
Идентификационное заключение заполняется без исправлений (в случае составления на бумажном носителе).
Идентификационное заключение, составленное на бумажном носителе и состоящее из 2 и более листов, прошивается и пронумеровывается, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись.
3. Идентификационному заключению присваивается регистрационный номер, который формируется по следующей схеме:
,
где:
элемент 1 - порядковый номер идентификационного заключения согласно учету, ведущемуся юридическим или физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), составившим идентификационное заключение (начинается с единицы в каждом календарном году);
элемент 2 - последние 2 цифры года, в котором составлено идентификационное заключение;
элемент 3 - идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный юридическому лицу или физическому лицу (в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя), составившему идентификационное заключение.
4. В позиции "Составитель заключения" указываются сведения о составителе идентификационного заключения:
для юридического лица - полное наименование, организационно-правовая форма в соответствии с учредительными документами, местонахождение и контактный телефон. В случае если составителем идентификационного заключения является экспертная организация, также указывается номер и дата выдачи свидетельства о получении специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля;
для физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя и отчество (если имеется), сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер, когда и кем выдан), адрес постоянного проживания или регистрации, контактный телефон.
5. В позиции "Документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция" указываются номер контракта (договора) или иного документа, подтверждающего намерения сторон осуществить внешнеэкономическую операцию, и дата его подписания (число, месяц, год).
В случае если документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция, не имеет номера или даты подписания, проставляются буквосочетания "б/н" или "б/д" соответственно.
Если внешнеэкономическая операция осуществляется в рамках односторонней внешнеэкономической сделки или без совершения какой-либо сделки, делается запись "Без договора".
6. В позиции "Страна назначения (отправления)" указывается краткое наименование страны назначения (страны отправления) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
7. В позиции "Российский участник внешнеэкономической операции" указываются сведения о российском участнике внешнеэкономической операции:
для юридического лица - полное наименование, организационно-правовая форма в соответствии с учредительными документами, местонахождение и контактный телефон;
для физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) - фамилия, имя и отчество (если имеется), сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер, когда и кем выдан), адрес постоянного проживания или регистрации, контактный телефон.
8. В позиции "Покупатель (продавец)" указываются наименование и адрес иностранного лица, являющегося покупателем (получателем) или продавцом (отправителем) идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности.
9. В позиции "Потребитель (конечный пользователь)" указываются наименование и адрес иностранного лица, которым будут непосредственно потребляться (использоваться) идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности. Если на дату составления идентификационного заключения иностранный потребитель (конечный пользователь) неизвестен, делается запись "Не определен". В случае если внешнеэкономическая операция предусматривает ввоз идентифицируемых товаров и идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности на территорию Российской Федерации, проставляется прочерк.
10. В позиции "Сведения об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности":
в графе "N объекта" указывается порядковый номер идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности начиная с единицы;
в графе "Наименование" указываются коммерческое наименование идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности в соответствии с контрактом (договором) или иным документом, подтверждающим намерения сторон осуществить внешнеэкономическую операцию, а также сведения о марке, модели, артикуле, стандарте, чертежном (децимальном) или заводском номере. В случае если коммерческое наименование отличается от общепринятого технического (торгового) наименования, последнее указывается в скобках (например, "Изделие 45Ж11 (лазерная установка)");
в графе "Код ТН ВЭД ЕАЭС" указывается классификационный код идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне первых 4 знаков товарной позиции;
в графе "Описание" приводится краткое описание идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности. Если объектом внешнеэкономической операции является товар, указываются сведения, характеризующие его техническую сущность. В случае если товар интегрируется в другое изделие, также приводятся краткие сведения о таком изделии и его назначении. Если объектом внешнеэкономической операции является продукт научно-технической деятельности, указываются сведения, раскрывающие его целевое назначение, техническую сущность и источник происхождения (собственная разработка, результат заказанных научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, публикация в научно-технической литературе, приобретение права на использование и др.).
11. В позиции "Позиции (пункты) контрольных списков, выбранные для сравнительного анализа":
в графе "N объекта" указывается порядковый номер идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, аналогичный приведенному в соответствующей графе позиции "Сведения об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности";
в графе "Номер позиции (пункта)" указывается номер позиции (пункта) контрольного списка, выбранной для проведения сравнительного анализа. Для идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, соответствие которого технологиям (программному обеспечению), включенным в контрольные списки, устанавливается посредством идентификации товара, для которого этот продукт научно-технической деятельности предназначен либо может быть применен, также указывается в скобках номер позиции (пункта) контрольных списков, выбранной для проведения сравнительного анализа с таким товаром. При отсутствии в контрольных списках позиций (пунктов), соответствующих требованиям и условиям, предъявляемым к выбору позиции (пункта) для сравнительного анализа, делается запись "позиций (пунктов) для сравнительного анализа не имеется". При этом в остальных графах проставляется прочерк;
в графе "Номер раздела" указывается номер раздела контрольного списка, к которому относится позиция (пункт), выбранная для проведения сравнительного анализа;
в графе "Наименование списка" приводится наименование контрольного списка, который содержит позицию (пункт), выбранную для проведения сравнительного анализа.
12. В позиции "Результаты сравнительного анализа":
в графе "N объекта" указывается порядковый номер идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, аналогичный приведенному в соответствующей графе позиции "Сведения об идентифицируемых товарах или идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности";
в графе "Характеристики объекта" указываются характеристики идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, определяющие их основные функциональные и (или) потребительские свойства, в параметрах и единицах измерения, которые использовались при сопоставлении с позицией (пунктом), выбранной для проведения сравнительного анализа. Если применительно к идентифицируемому товару или идентифицируемому продукту научно-технической деятельности в контрольных списках отсутствуют позиции (пункты), требующие сравнительного анализа, делается запись "указание характеристик не требуется". При этом в остальных графах проставляется прочерк;
в графе "Описание позиции (пункта)" приводится описание позиции (пункта) контрольного списка, выбранной для проведения сравнительного анализа с идентифицируемым товаром или идентифицируемым продуктом научно-технической деятельности. Для идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, соответствие которого технологиям (программному обеспечению), включенным в контрольные списки, устанавливается посредством идентификации товара, для которого этот продукт научно-технической деятельности предназначен либо может быть применен, приводится описание позиции (пункта) контрольного списка, выбранной для проведения сравнительного анализа с таким товаром;
в графе "Выводы" указываются сведения о результатах сопоставления идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности и позиции (пункта) контрольного списка, выбранной для проведения сравнительного анализа. В случае если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признан соответствующим товарам (технологиям), включенным в контрольные списки, делается запись "соответствует контролируемым товарам (технологиям)". Если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признан не соответствующим товарам (технологиям), включенным в контрольные списки, делается запись "не соответствует контролируемым товарам (технологиям)".
13. В позиции "Применение специальных экономических мер":
в позиции "а" указываются результаты проверки страны назначения (страны отправления) идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности на принадлежность к иностранным государствам, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В случае если в отношении страны назначения (страны отправления) применяются специальные экономические меры, делается запись "применяются специальные экономические меры, установленные (приводится ссылка на соответствующий нормативный правовой акт с указанием его номера и даты)". Если в отношении указанной страны специальные экономические меры не применяются, делается запись "специальные экономические меры не применяются";
в позиции "б" указываются результаты проверки иностранных участников внешнеэкономической операции на принадлежность к иностранным организациям и гражданам, а также лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В случае если на иностранных участников внешнеэкономической операции распространяется действие специальных экономических мер, делается запись "применяются специальные экономические меры, установленные (приводится ссылка на соответствующий нормативный правовой акт с указанием его номера и даты)". Если в отношении указанных иностранных лиц специальные экономические меры не применяются, делается запись "специальные экономические меры не применяются";
в позиции "в" приводятся следующие сведения:
в графе "N объекта" указывается порядковый номер идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности, аналогичный приведенному в соответствующей графе позиции "Сведения об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности";
в графе "Результаты проверки" приводятся сведения о принадлежности (непринадлежности) идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности к товарам, информации, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности (правам на них), на которые распространяется действие специальных экономических мер. В случае если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности подпадает под действие специальных экономических мер, делается запись "применяются специальные экономические меры, установленные (приводится ссылка на соответствующий нормативный правовой акт с указанием его номера и даты)". Если в отношении идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности специальные экономические меры не применяются, делается запись "специальные экономические меры не применяются".
14. В позиции "Наличие признаков, дающих основания полагать, что идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности" указываются результаты анализа внешнеэкономической операции на предмет наличия (отсутствия) признаков, которые в соответствии с пунктом 3 Правил получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 "О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности", дают основания полагать, что идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности может быть использован в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности.
В случае наличия хотя бы одного из таких признаков делается запись "имеются". Если такие признаки отсутствуют, делается запись "не выявлены". Для внешнеэкономических операций, в отношении которых проведение указанного анализа не требуется, делается запись "проведение анализа не требуется".
15. В позиции "Общие выводы по результатам идентификации" в зависимости от результатов идентификации указываются следующие сведения:
в случае если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признан не соответствующим товарам (технологиям), включенным в контрольные списки, и на указанный идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности не распространяется действие запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, делается запись "Для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении, лицензия или иное разрешение, предусмотренное законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не требуется";
в случае если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признан соответствующим товарам (технологиям), включенным в контрольные списки, делается запись "Для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении, требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";
в случае если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признан не соответствующим товарам (технологиям), включенным в контрольные списки, и на указанный идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности не распространяется действие запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, но при этом выявлены признаки, дающие основания полагать, что указанный идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности может быть использован в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, делается запись "Для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении, требуется разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации";
в случае если в отношении идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности применяются специальные экономические меры, делается запись "На внешнеэкономическую операцию, указанную в настоящем заключении, распространяется действие специальных экономических мер, установленных (приводится ссылка на соответствующий нормативный правовой акт с указанием его номера и даты)";
в случае если идентифицируемый товар или идентифицируемый продукт научно-технической деятельности признан соответствующим товарам (технологиям), включенным в контрольные списки, но при этом для осуществления определенных внешнеэкономических операций с указанным идентифицируемым товаром или идентифицируемым продуктом научно-технической деятельности законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля предусмотрены изъятия из режима лицензирования, делается запись "Идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности, указанные в настоящем заключении, соответствуют товарам и технологиям, включенным в контрольные списки. Вместе с тем для осуществления данной внешнеэкономической операции в соответствии с (приводится ссылка на норму правового акта, которым предусмотрены изъятия из режима лицензирования, с указанием его наименования, номера и даты) лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю не требуется".
В случае если по результатам проведенной идентификации контролируемых товаров и технологий в отношении идентифицируемых товаров или идентифицируемых продуктов научно-технической деятельности сделаны различные выводы, в позиции указываются сведения о результатах идентификации для каждого идентифицируемого товара или идентифицируемого продукта научно-технической деятельности с указанием их порядкового номера и наименования, аналогичных приведенным в соответствующей графе позиции "Сведения об идентифицируемых товарах и идентифицируемых продуктах научно-технической деятельности".
16. В позиции "Дополнительная информация" может излагаться любая информация, имеющая значение для целей экспортного контроля.
17. В позиции "Уполномоченное лицо" указываются должность, фамилия и инициалы лица, уполномоченного в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" удостоверять идентификационное заключение. В случае составления заключения на бумажном носителе проставляется его подпись, которая заверяется соответствующей печатью (при ее наличии). При составлении заключения в форме электронного документа такое заключение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью указанного лица.
18. В позиции "Дата составления" указывается число, месяц и год составления идентификационного заключения.