Оглавление
Зарегистрировано в Минюсте России 5 октября 2016 г. N 43925
Во исполнение пункта 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339) и статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4339) приказываю:
1. Утвердить Порядок осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэкономразвития России от 16 марта 2009 г. N 82 "Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне" (зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2009 г., регистрационный N 13812);
приказ Минэкономразвития России от 16 ноября 2010 г. N 554 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 16 марта 2009 г. N 82 "Об утверждении порядка осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне" (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2011 г., регистрационный N 19869).
Министр
А.В.УЛЮКАЕВ
Утвержден
приказом Минэкономразвития России
от 23.08.2016 N 530
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны (далее - резидент) соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне).
2. Контроль осуществляется должностными лицами Министерства экономического развития Российской Федерации либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему на основании соглашения о передаче органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий по управлению особой экономической зоной в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339) (далее - Федеральный закон об особых экономических зонах) полномочия, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 8 Федерального закона об особых экономических зонах (далее соответственно - Министерство, орган исполнительной власти), в форме проверки исполнения резидентами условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (далее - проверка).
3. В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
4. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
5. Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана, утверждаемого Министром экономического развития Российской Федерации (далее - план проверок). В план проверок включаются проверки, проводимые Министерством и органами исполнительной власти. Проверки, проводимые органами исполнительной власти, включаются в план проверок на основании предложений органов исполнительной власти. Указанные предложения представляются в Министерство не позднее чем за два месяца до окончания текущего года. План проверок на очередной календарный год составляется не позднее чем за месяц до окончания текущего года.
Первая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через 24 (двадцать четыре) месяца с даты заключения с ним соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
В плане проверок указываются:
а) наименование резидента - юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
б) место проверки;
в) предмет проверки;
г) период проверки;
д) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).
6. Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения Министерством или органом исполнительной власти от юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти письменных сведений о нарушении резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений.
7. Проведение проверки оформляется приказом Министра экономического развития Российской Федерации либо соответствующим решением руководителя органа исполнительной власти, содержащим сведения, указанные в подпунктах "а" - "д" пункта 5 настоящего Порядка (далее - акт субъекта), а также фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих).
8. Не позднее чем за 14 (четырнадцать) календарных дней до даты начала проведения проверки резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) направляется по почте заказным письмом уведомление о проведении проверки (далее - уведомление), которое содержит:
а) номер и дату приказа (акта субъекта) о проведении проверки;
б) фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих) (далее - проверяющие);
в) место проверки;
г) предмет проверки;
д) период проверки;
е) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
ж) список документов, которые резидент обязан представить к дате начала проверки по месту ее проведения.
По прибытии на место проверки проверяющие обязаны вручить резиденту под расписку копию приказа (акта субъекта) о проведении проверки.
9. При проведении проверки проверяющие руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Порядком.
10. Срок проверки составляет не более 14 (четырнадцати) календарных дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, осуществляющих проверку, срок проверки продлевается на основании решения Министерства либо органа исполнительной власти, но не более чем на 14 (четырнадцать) календарных дней.
Проверка может быть завершена до истечения срока, указанного в приказе (акте субъекта) о проведении проверки.
11. При проведении проверки проверяющие обязаны:
а) соблюдать сроки проведения проверки;
б) ознакомить резидента с его правами и обязанностями при проведении проверки;
в) обеспечить сохранность и возврат резиденту полученных от него подлинников документов;
г) соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну резидента и ставших известными проверяющим в ходе проверки;
д) организовывать и проводить проверку, не нарушая производственного процесса резидента;
е) ознакомить резидента с результатами проверки.
12. Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
а) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом на территории особой экономической зоны);
б) требовать и получать:
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для резидентов - юридических лиц) или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для резидентов - индивидуальных предпринимателей), выданные не ранее чем за 3 (три) месяца до даты проведения проверки;
документы, указанные в приложении к настоящему Порядку, характеризующие деятельность резидента за период проверки, а также подтверждающие осуществление резидентом капитальных вложений, в случаях, если осуществление капитальных вложений является обязательным условием соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;
в) фиксировать факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления проверяющим недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления, несанкционированного доступа к накопленной у проверяющих информации;
г) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки) с целью получения объективной картины состояния исполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
Доступ проверяющих на территорию, в здание или в помещение резидента осуществляется при предъявлении ими руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента приказа (акта субъекта) о проведении проверки либо его заверенной печатью копии одновременно со служебным удостоверением.
13. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки обязан:
а) подготовить и представить проверяющим документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 12 настоящего Порядка, по списку, указанному в уведомлении;
б) обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в здания, служебные и производственные помещения резидента.
14. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки вправе:
а) присутствовать при проведении проверки;
б) давать комментарии и объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
в) ознакомиться с актом проверки и давать по нему мотивированные возражения (в случае необходимости) в письменной форме с приложением соответствующих документов;
г) обжаловать действия проверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. По результатам проверки не позднее 5 (пяти) рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки, включающий:
а) вводную часть, которая содержит указание на:
дату, время и место составления акта;
дату и номер приказа (акта субъекта), на основании которого проведена проверка;
фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
наименование проверяющего органа;
наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого резидента;
срок и место проведения проверки;
период проверки;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или их уполномоченных представителей);
подписи проверяющих;
факты устранения (неустранения) нарушений, выявленных предыдущими проверками;
б) основную часть, которая содержит:
описание видов деятельности резидента, осуществляемых на территории особой экономической зоны;
описание результатов осмотра объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с приложением фото-, видеосъемки в случае проведения такого осмотра);
факты несоблюдения условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (при выявлении);
иные обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом об особых экономических зонах, которые могут послужить основанием для направления Министерством либо органом исполнительной власти заявления в суд о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;
в) резолютивную часть, которая содержит изложение фактических результатов проверки, а в случае выявленных нарушений - со ссылкой на документы, подтверждающие отраженные в акте нарушения.
К акту проверки прилагаются:
копия приказа (акта субъекта) о проведении проверки;
справки, объяснения, документы или их копии, имеющие отношение к проводимой проверке, в том числе подтверждающие факты нарушений, в случаях их выявления.
Акты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
16. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый экземпляр акта проверки вручается резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) под расписку, второй экземпляр акта проверки остается в Министерстве либо в органе исполнительной власти.
Если указанным способом вручение акта проверки невозможно, акт проверки направляется резиденту посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в Министерстве либо в органе исполнительной власти.
17. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) после ознакомления с актом проверки ставит на всех его экземплярах подпись и дату с записью "с актом ознакомлен". При отказе резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного представителя резидента) от подписания акта проверки проверяющими делается соответствующая отметка в акте проверки.
18. В случае несогласия с результатами проверки резидент в течение 7 (семи) календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в Министерство либо в орган исполнительной власти, который рассматривает их в течение 7 (семи) календарных дней и сообщает резиденту о результатах такого рассмотрения.
19. В случае если в результате проверки выявлен факт неисполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, Министерство либо орган исполнительной власти в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для обжалования результатов проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По истечении срока, указанного в уведомлении, Министерство либо орган исполнительной власти проводит в соответствии с настоящим Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
20. В случае если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения, Министерство либо орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
21. Орган исполнительной власти ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство отчет, включающий:
а) информацию о проведенных проверках, которая содержит:
наименования резидентов;
сроки проведения проверок;
составы проверяющих;
б) копии актов проверок, заверенные руководителем органа исполнительной власти в установленном порядке;
в) копии уведомлений об устранении выявленных нарушений, заверенные руководителем органа исполнительной власти в установленном порядке;
г) копии актов субъекта, заверенные руководителем органа исполнительной власти в установленном порядке.
Приложение
к Порядку осуществления
контроля за исполнением резидентом
особой экономической зоны
соглашения об осуществлении
промышленно-производственной,
технико-внедренческой,
туристско-рекреационной
деятельности или деятельности
в портовой особой экономической
зоне, утвержденному приказом
Минэкономразвития России
от 23.08.2016 N 530
1. Утвержденная приказом или распоряжением уполномоченного лица учетная политика юридического лица.
2. Бухгалтерская отчетность <1>:
--------------------------------
<1> В соответствии с образцами форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (зарегистрирован Минюстом России 2 августа 2016 г., регистрационный N 18023), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 5 октября 2011 г. N 124н (зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 2011 г., регистрационный N 22599), от 17 августа 2012 г. N 113н (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2012 г., регистрационный N 25592), от 4 декабря 2012 г. N 154н (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26501), от 6 апреля 2015 г. N 57н (зарегистрирован Минюстом России 30 апреля 2015 г., регистрационный N 37103).
бухгалтерский баланс;
отчет о финансовых результатах;
приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
3. Документы и сведения о характеристиках и качестве производимой продукции (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами).
4. Декларации по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, налогу на землю.
5. Книга покупок, книга продаж.
6. Платежные документы (платежные поручения, выписки банка), подтверждающие осуществление инвестиций.
7. Договоры с контрагентами (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения.
8. Акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг).
9. Товарные накладные, подтверждающие приход (расход) товара стоимостью свыше 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
10. Документы, подтверждающие оплату проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, если проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий предусмотрено законодательством Российской Федерации.
11. Документы, подтверждающие направление в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации и результатов инженерных изысканий для обеспечения проведения экспертизы, если проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий предусмотрено законодательством Российской Федерации.