Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по составлению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту и ввести ее в действие с отчета за 1994 год.
2. С введением указанной Инструкции отменить ранее действовавшую Инструкцию по заполнению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту общего пользования, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 18.06.92 N 60.
Заместитель Председателя
Госкомстата России
В.В.ДАЛИН
Утверждена
Постановлением Госкомстата России
от 21 октября 1994 г. N 222
Общие положения
1. Настоящей Инструкцией должны руководствоваться все предприятия подотрасли "Автомобильный транспорт", независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых являются грузопассажирские перевозки на коммерческой основе (за плату), имеющие соответствующие лицензии на перевозки грузов и пассажиров, выданные Российской транспортной инспекцией Минтранса России.
1.1. В части пассажирских перевозок отчитываются также предприятия других отраслей экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие регулярные таксомоторные перевозки и перевозки пассажиров автобусами по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования и имеющие лицензию на перевозки пассажиров (вида "П"), выданную органами Российской транспортной инспекции Минтранса России.
1.2. Предприятия, арендующие автомобили и использующие их для осуществления грузопассажирских перевозок на коммерческой основе (за плату), составляют отчет по этим автомобилям за весь период аренды.
1.3. Предприятия - арендодатели не включают в отчет данные о работе и использовании автомобилей, сданных в аренду сторонним предприятиям (организациям) или физическим лицам, за весь период аренды.
1.4. При внутрихозяйственной аренде автотранспортных средств отдельными подразделениями или работниками предприятия (связанными с ним трудовыми отношениями) объем транспортной работы и полученные от нее финансовые результаты, а также показатели использования подвижного состава отражаются в отчетах предприятия, включая данные по этим подразделениям (работникам).
1.5. Работа и использование автомобильного транспорта по хозтехобслуживанию предприятия (перевозки грузов для нужд предприятия, перевозки работников предприятия в автобусах к месту работы или жительства, служебные разъезды на автобусах и легковых автомобилях) в отчеты не включаются.
2. В тех случаях, когда в отчетном году по сравнению с предыдущим имеет место изменение методологии определения объема перевозок грузов (пассажиров), в отчетах текущего года данные по грузовым (пассажирским) перевозкам за соответствующий период предыдущего года приводятся по методологии отчетного года.
Если изменение методологии определения объема перевозок грузов (пассажиров) произошло в течение года, то данные по перевозкам приводятся, исходя из новой методологии с начала отчетного года, т.е. включая период до изменения методологии. Данные за соответствующий период предыдущего года приводятся также применительно к новой методологии.
3. При изменении организационной структуры отчеты заполняются в следующем порядке:
3.1. Предприятия (производственные объединения), из состава которых отдельные подразделения (структурные единицы, филиалы) выделились на самостоятельный баланс, составляют отчеты с исключением показателей деятельности выделившихся подразделений (структурных единиц, филиалов) за все предыдущие периоды (до выделения) отчетного года и соответственно предыдущего года.
3.2. Самостоятельные предприятия, образованные на базе выделенных подразделений (структурных единиц, филиалов), составляют отчеты с включением показателей деятельности этих подразделений (структурных единиц, филиалов) с начала года, т.е. включая период до выделения их на самостоятельный баланс. При этом отчетные данные за соответствующий период прошлого года также приводятся с начала года.
3.3. При ликвидации отдельных подразделений предприятия или отдельных предприятий (филиалов), входящих в состав производственного объединения, отчеты составляются без исключения показателей ликвидированных подразделений, предприятий (филиалов) за предыдущие до ликвидации периоды отчетного года и за соответствующие периоды прошлого года.
4. Заголовочная часть отчетов заполняется на основании учредительных документов в следующем порядке:
4.1. Реквизит "Ведомство, концерн, ассоциация" - указывается наименование органа, в организационную структуру которого входит отчитывающееся предприятие. Если предприятие не входит в эти структуры, следует поставить прочерк.
4.2. Реквизит "Наименование организации - составителя" - указывается полное наименование, принятое в учредительных документах, зарегистрированных в установленном порядке, а затем в скобках - сокращенное название (аббревиатура).
4.3. Реквизит "Адрес" - указывается наименование территории и юридический адрес организации с почтовым индексом.
4.4. Реквизит "Форма собственности (хозяйствования)" - указывается принадлежность предприятия к форме собственности в соответствии с Классификатором форм собственности (КФС): государственная федеральная собственность, государственная собственность субъектов Федерации, муниципальная, собственность общественных организаций, частная, смешанная с иностранным и смешанная без иностранного участия на момент составления отчетности. При необходимости уточнения формы собственности следует обращаться в соответствующий Комитет по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, на который возложена функция регистрации объектов, переданных в государственную собственность, или Комитет по управлению имуществом городов и районов, который регистрирует объекты, переданные в муниципальную собственность.
Предприятия и организации относятся к смешанной форме собственности во всех случаях, когда собственниками имущества являются субъекты разных форм собственности, независимо от доли каждого в стоимости имущества данного предприятия, организации. Например, акционерные предприятия, часть собственности которых принадлежит государству.
К частной форме собственности относятся предприятия и организации, в которых собственниками имущества являются субъекты частной формы собственности (акционерные предприятия, товарищества, у которых акции остались в распоряжении трудового коллектива, частные предприятия, кооперативы, коллективные предприятия).
5. Коды проставляются организацией - составителем отчета на основании информационного письма органов государственной статистики о включении предприятия (организации) в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).
6. В статистических отчетах данные приводятся строго за установленный календарный период времени. Например, данные за отчетный месяц приводятся за период с первого по последнее (включительно) число отчетного месяца, данные с начала отчетного года - за период с первого января отчетного года по последнее (включительно) число отчетного месяца и т.д.
7. Отчеты представляются в сроки и адреса, предусмотренные утвержденными формами.
8. При составлении статистической отчетности должна быть обеспечена полнота заполнения отчетов и достоверность отчетных данных.
9. Отчеты подписываются руководителем предприятия. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной отчетности" руководители несут административную ответственность за непредоставление статистической отчетности, нарушение сроков представления отчета и искажение отчетных данных.
Порядок заполнения форм
I. Общие указания по заполнению форм
1.1. Продукция автомобильного транспорта в натуральном и денежном исчислении и показатели использования подвижного состава отражаются в отчетности по видам сообщения. Отнесение грузовых и пассажирских перевозок к городским, пригородным, междугородным и международным сообщениям производится на основании Устава автомобильного транспорта.
1.2. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые на маршрутах в пределах черты города (другого населенного пункта).
1.3. К пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно.
1.4. К междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров. В междугородные перевозки включаются внутриобластные, которые осуществляются на маршрутах, проходящих в пределах одной области, края, республики в составе России, межобластные - на маршрутах, проходящих по территории двух и более областей (краев, республик в составе России).
В отчетности за 1994 и 1995 гг. маршруты, проходящие между пунктами отправления и назначения по территории России и государств - участников СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина), условно относятся к междугородным.
1.5. К международным - перевозки, выполненные автотранспортом России между пунктами отправления и назначения России и стран дальнего зарубежья, включая государства Прибалтики (Латвию, Литву и Эстонию).
Из международных перевозок грузов выделяются: экспорт, импорт, транзитные и на территории иностранных государств. Их суммарный объем равен перевозкам грузов в международном сообщении.
К транзитным относятся перевозки грузов, осуществляемые между грузоотправителями и грузополучателями иностранных государств по территории России (например, Польша - Монголия).
К перевозкам грузов на территории иностранных государств относятся перевозки, осуществляемые автотранспортом России между грузоотправителями и грузополучателями иностранных государств, без заезда на территорию России (например, Польша - Германия).
1.6. К сельским автобусным маршрутам относятся маршруты, связывающие:
- сельские населенные пункты между собой, с районным центом, являющимся селом, городом или поселком городского типа, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями;
- два районных центра, один из которых является селом;
- специальные маршруты по доставке учащихся из сельских населенных пунктов в школы и обратно.
Сельский населенный пункт, находящийся на расстоянии менее 3 километров от автобусной остановки, относится к пункту, обслуживаемому автобусным сообщением.
Сельский населенный пункт, обслуживаемый одновременно пригородным и междугородным автобусным сообщением по строке, "Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами в пригородном и междугородном сообщениях на конец года" учитывается один раз.
2. При составлении отчетов на 12 месяцев по формам N 65-автотранс и N 3-автотранс необходимо обеспечить полное соответствие содержащихся в них данных по перевозкам грузов и пассажиров.
II. Продукция грузового автомобильного транспорта в натуральном выражении
2.1. Продукция грузового автомобильного транспорта в натуральном выражении представляет собой выполненные объемы перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах). В отчетах эти показатели отражаются в тысячах с одним десятичным знаком.
В перевозки грузов и грузооборот включаются суммарные объемы, выполненные грузовыми автомобилями (включая грузовые таксомоторы), пикапами и фургонами на шасси легковых автомобилей и автоприцепами.
2.2. В связи с переходом на применение свободных тарифов на перевозки грузов устанавливается следующий порядок учета работы грузовых автомобилей предприятий автомобильного транспорта.
Независимо от условий оплаты за работу грузового автомобильного транспорта перевозки товарных грузов в городском, пригородном, междугородном сообщениях, оформлены путевыми листами N 4-С, 4-П, 4-М, должны учитываться и отражаться в статистическом отчете в тоннах и тонно-километрах в точном соответствии с товарно-транспортной документацией (типовой товарно-транспортной накладной или другой формой), по которым производится списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходование их у грузополучателей, а также ведется складской учет.
2.3. Перевозки грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но возможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, также оформляются товарно-транспортной документацией и учитываются в тоннах и тонно-километрах.
Количество перевезенных грузов грузовыми автомобилями (включая автоприцепы) указывается по фактическому весу перевезенных грузов с учетом веса тары, веса контейнеров за каждую ездку (заезд). При этом определение веса штучных длинномерных, а также объемных грузов (дрова, лесоматериалы, песок, известь и т.п.) в товарно-транспортных накладных производят грузоотправители путем частичного взвешивания или путем применения соответствующих переводных коэффициентов (см. Приложение N 1), а стандартный груз - путем умножения количества мест на вес одного места, по грузам, учитываемым в штуках (станки, машины всякие, холодильники и др.), - путем умножения на вес, указанный в технической документации.
При перевозке длинномерных грузов с помощью прицепов вес груза, соответствующий грузоподъемности автомобиля, считается выполненным автомобилем, остальная часть веса груза - выполненной прицепом.
Определение веса перевезенных грузов по грузоподъемности автомобиля без учета фактического веса этих грузов не допускается.
Приравнивать перевозки пассажиров к перевозкам грузов в тоннах и тонно-километрах и включать их в отчет не разрешается.
Количество выполненных тонно-километров (грузооборот) определяется путем умножения фактически перевезенного за отдельные ездки (заезды) груза (включая груз, перевезенный на автоприцепах) на расстояние перевозки и суммирования полученных произведений.
2.4. Только в исключительных случаях, когда при перевозке грузов нетоварного характера невозможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера (например, при перевозке грунта в отвалы, снега, мусора и др. грузов нетоварного характера), а также при внутригородских перевозках с заездами не менее чем в 4 пункта за одну ездку, разрешается осуществлять перевозки без оформления товарно-транспортной накладной. В этих случаях объем перевозок грузов и грузооборот для отражения в статистической отчетности определяется предприятиями автомобильного транспорта расчетно, исходя из единой для всех автомобилей нормативной производительности на один автомобиле-час работы автомобиля в размере 1,2 тонны и нормативного среднего расстояния перевозки одной тонны груза - 10 километров.
2.5. Технологические перевозки грузов (внутризаводские, внутриобъектные, внутрипостроечные) в объемных показателях не учитываются.
2.6. Указанный порядок учета работы грузовых автомобилей обязателен для всех предприятий автомобильного транспорта, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Из общего итога выполненных тонно-километров выделяются тонно-километры, выполненные бензиновыми, дизельными, газобаллонными автомобилями: автомобилями, работающими на сжиженном нефтяном газе и сжатом природном газе, газодизельными. Их сумма должна равняться общему грузообороту, показанному в отчете.
III. Продукция автобусного транспорта в натуральном выражении
3.1. Продукция автобусного транспорта в натуральном выражении представляет собой выполненные объемы перевозок пассажиров и пассажирооборот (в пассажиро-километрах). В отчетах эти показатели отражаются в тысячах с одним десятичным знаком.
В перевозки пассажиров и в пассажирооборот включаются суммарные объемы, выполненные эксплуатационными маршрутными автобусами (включая пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда), маршрутными таксомоторами и автобусами, работающими по заказам.
Количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот автобусов определяются отдельно по каждому виду сообщения - внутригородскому, пригородному, междугородному и международному.
3.2. Количество пассажиров с платным проездом, перевезенных маршрутными автобусами и маршрутными таксомоторами, определяется на основании следующих документов и положений:
а) во внутригородском сообщении
- при продаже отдельным гражданам по установленному тарифу разовых билетов на одну пассажиропоездку в автобусе общего пользования с кондуктором; количество перевезенных пассажиров принимается равным количеству проданных билетов;
- при продаже отдельным гражданам по установленному тарифу абонементных талонов и разовых билетов на одну пассажиропоездку в автобусе общего пользования без кондуктора; количество перевезенных пассажиров определяется делением выручки от продажи абонементных талонов и разовых билетов на утвержденный для данного города единый тариф. Количество перевезенных пассажиров маршрутными таксомоторами определяется делением выручки от продажи разовых билетов по каждому маршруту на утвержденный для данного маршрута тариф;
б) при действии в городе единого тарифа и единых разовых проездных билетов (абонементных талонов) на нескольких видах городского пассажирского транспорта количество перевезенных пассажиров определяется делением выручки от реализации единых разовых проездных билетов (абонементных талонов) на действующий в данном городе единых тариф и между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) распределяется пропорционально выполненной работе в место - километрах с учетом пассажиропотоков;
в) при продаже отдельным гражданам, предприятиям по установленному тарифу абонементного билета долговременного пользования количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, приведенное в таблице 1.
Таблица 1
┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐ │ Категория пассажиров, вид │Учитываемое количество пассажиров,│ │ абонементного билета │ перевезенных автобусами за месяц │ │ ├────────────────┬─────────────────┤ │ │ в пригородном │ во внутригород- │ │ │ сообщении │ ском сообщении │ ├─────────────────────────────┼────────────────┼─────────────────┤ │1. Отдельные граждане │ │ │ │ (платные билеты) │ - │ 120 │ │2. Предприятия (платные │ │ │ │ билеты) │ - │ 125 │ │3. Платные проездные билеты │ │ │ │ проезда двумя видами │ │ │ │ транспорта │ - │ 65 │ │4. Платные билеты для проезда│ │ │ │ тремя видами транспорта │ - │ 55 │ │5. Учащиеся, студенты │ │ │ │ (платные личные билеты) │ - │ 100 │ │6. Учащиеся, студенты, │ │ │ │ рабочие, служащие (платные│ │ │ │ личные билеты) │ 50 │ - │ │7. Школьники, проживающие в │ │ │ │ сельской местности в │ │ │ │ течение учебного года │ │ │ │ (бесплатные билеты) │ 50 │ - │ └─────────────────────────────┴────────────────┴─────────────────┘
В число платных пассажиров не включаются пассажиры с правом бесплатного проезда в автобусах, а также пользующиеся проездными документами, оплаченными предприятиями (организациями).
3.3. Количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается по справками о количестве выданных документов, на основании которых разрешен бесплатный проезд отдельных категорий граждан. Эти справки представляются организациями, выдавшими документы на бесплатный проезд (городским исполнительным комитетом, городским военным комиссариатом, местными органами социального обеспечения и др.). Количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда. Лица с правом бесплатного проезда как в городском, так и в пригородном сообщении должны учитываться только в одном из сообщений (во внутригородском или пригородном).
3.4. По решениям местных органов власти в отдельных городах Российской Федерации вводится бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте для всего населения. В этом случае рекомендуется следующая методика учета (расчета) количества перевезенных пассажиров:
а) перевозки пассажиров определяются делением пассажирооборота на среднюю дальность поездки пассажира;
б) пассажирооборот - умножением возможных пассажиро-километров на коэффициент наполнения подвижного состава;
в) возможные пассажиро-километры исчисляются умножением общего пробега автобусов с пассажирами на вместимость среднесписочного автобуса с учетом его общей (номинальной вместимости);
г) коэффициент наполнения и средняя дальность поездки определяются на основании натуральных обследований пассажиропотоков.
Схема расчета
Общий пробег автобуса с пассажирами - 2860 тыс. км.
Общая (номинальная) вместимость среднесписочного автобуса - 83,5 места.
По данным натурных обследований пассажиропотоков:
коэффициент наполнения автобуса - 0,39;
средняя дальность поездки одного пассажира - 5,6 км.
Расчет:
возможные пассажиро-километры:
2860 x 83,5 = 238810 тыс. пасс.-км;
пассажирооборот:
238810 x 0,39 = 93136 тыс. пасс.-км;
перевозка пассажиров:
93136/5,6 = 16631 тыс. человек.
3.5. Если в данном городе имеется несколько автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами во внутригородском сообщении, то количество перевезенных пассажиров по абонементным талонам и абонементным билетам долговременного пользования, а также количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, распределяется по этим предприятиям пропорционально выполненной работе автобусами на линии (в место-км по полному числу мест) каждого автотранспортного предприятия (аналогично в пригородном сообщении).
3.6. При наличии в городе Службы единого заказчика транспортной работы (услуг) на городские перевозки при местных органах исполнительной власти данные о количестве перевезенных пассажиров включаются в отчет по сведениям этой службы.
3.7. В пригородном сообщении при продаже отдельным гражданам по действующему тарифу разовых билетов на одну поездку в маршрутном автобусе общего пользования количество перевезенных пассажиров определяется делением пассажирооборота на среднее расстояние поездки пассажира. Среднее расстояние определяется на основании разовых натурных обследований пассажиропотоков на пригородных маршрутах, утверждается в установленном порядке и принимается постоянной величиной в статистическом отчете на срок до очередного обследования.
3.8. В междугородном и международном сообщениях количество перевезенных пассажиров определяется по числу проданных билетов.
3.9. Работа автобусов по заказам включается в соответствующий вид сообщения в зависимости от маршрута использования автобуса.
Количество перевезенных пассажиров заказными автобусами во внутригородском и пригородном сообщениях (кроме перевезенных туристско-экскурсионными автобусами) определяется делением пассажирооборота (расчетного) на среднее расстояние поездки пассажира в пригородном сообщении; если в хозяйстве таких перевозок нет, для расчета берется расстояние, равное 15 км.
Количество перевезенных пассажиров заказными автобусами в междугородном и международном сообщениях, а также туристско - экскурсионными автобусами во всех видах сообщения, принимается равным количеству пассажиров, указанному в путевом листе автобуса.
Пассажирооборот определяется на основании следующих положений:
а) пассажирооборот автобусов во внутригородском сообщении определяется умножением количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки пассажира по данному городу. Среднее расстояние поездки пассажира на городских маршрутах устанавливается аналогично изложенному в пункте 3.7.
По городским билетам учащихся берется половина среднего расстояния поездки пассажира по данному городу.
б) пассажирооборот в пригородном сообщении:
- при продаже отдельным гражданам по установленному тарифу разовых билетов на одну поездку в пригородном маршрутном автобусе общего пользования (как с кондуктором, так и без него) определяется делением выручки от перевозки пассажиров пригородными автобусами (за вычетом выручки от перевозки багажа) на действующий тариф на один пассажиро-километр;
- при продаже отдельным гражданам, предприятиям по установленному тарифу абонементных месячных билетов на пассажиропоездки в автобусах общего пользования определяется умножением количества перевезенных пассажиров за месяц на фактическое расстояние поездки пассажира по проданным билетам;
- по поездкам граждан с правом бесплатного проезда определяется умножением количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки пассажира в пригородом сообщении;
- по поездкам школьников, проживающих в сельской местности, в течение учебного года по бесплатным билетам определяется умножением количества перевезенных школьников на среднее расстояние поездки, принимаемое равным пяти километрам;
в) пассажирооборот на междугородных и международных автобусных линиях определяется умножением количества перевезенных пассажиров по билетам с данным интервалом (поясом) расстояний поездки на середину данного интервала расстояний и последующим суммированием полученных произведений.
3.10. Пассажирооборот в пригородом и междугородном сообщениях на маршрутных таксомоторах определяется умножением количества перевезенных пассажиров по билетам с данным интервалом (поясом) расстояний поездки на середину этого интервала расстояний и последующим суммированием полученных произведений.
3.11. Пассажирооборот по заказным автобусам общего пользования:
- во внутригородском и пригородном сообщениях (кроме туристско-экскурсионных автобусов) определяется как произведение общего пробега автобусов на их среднюю вместимость и на коэффициенты использования пробега и вместимость. Произведение этих двух коэффициентов принимается равным 0,65;
- в междугородном и международном сообщениях, а также туристско-экскурсионным автобусам во всех видах сообщения определяется как произведение количества перевезенных пассажиров, указанного в путевом листе, на пробег автобуса с пассажирами.
IV. Продукция автомобильного транспорта в денежном выражении
4.1. Доходы от перевозок грузов слагаются из сумм, поступивших в оплату транспортных услуг на счета предприятий в учреждениях банков либо в кассу предприятия непосредственно. Предприятия, определяющие доходы от реализации услуг не по моменту поступления средств, определяют доходы в размере стоимости оказанных услуг по их выполнению и предъявлению покупателям расчетных документов.
4.2. Доходы отражаются без налога на добавленную стоимость.
4.3. Доходы от погрузочно-разгрузочных работ, экспедиторских и коммерческих операций, по эксплуатации складов и от прочих услуг и работ, связанных с перевозкой, в доходы от перевозок грузов не включаются.
4.4. В доходы от перевозок пассажиров эксплуатационными автобусами (включая маршрутные таксомоторы) во всех видах сообщения включается общая сумма фактической выручки от продажи всех видов проездных билетов (как отдельным гражданам, так и предприятиям и организациям), а также выручка от перевозок пассажиров заказными автобусами.
4.5. В тех городах, где работа городского пассажирского транспорта организована на основе договорных экономических взаимоотношений местных органов исполнительной власти и соответствующих транспортных предприятий (в частности, создана Служба единого заказчика), в доходах - всего и в т.ч. маршрутных автобусов отражается выручка, полученная автопредприятиями за фактически выполненную транспортную работу по перевозкам пассажиров по расчетному тарифу (за 100 место-километров пробега), а в случае если сбор выручки находится в ведении предприятия, - доходы от перевозок пассажиров, взимаемые в форме платы за проезд и ассигнования из бюджета на покрытие затрат транспортной работы (разница между расчетным тарифом и суммой выручки).
4.6. При выделении прямых дотаций из бюджета на покрытие убытков они по строкам "доходы - всего" и "в т.ч. маршрутных автобусов" не учитываются, а отражаются в строке "дотация из бюджета (с учетом целевых дополнительных средств)" по внутригородским и пригородным перевозкам.
4.7. В доходы от перевозок платных пассажиров включаются доходы, полученные от продажи проездных документов (билетов, талонов и т.д.), оплаченных исключительно населением при перевозке пассажиров и багажа маршрутными автобусами.
При получении средств по расчетному тарифу от Заказчика из общей суммы, в обязательном порядке выделяется часть средств, полученных от населения, и отражается по строке "доходы от перевозок платных пассажиров". Рекомендуется распределять эти средства Службой единого заказчика между отдельными пассажирскими предприятиями пропорционально выполненной транспортной работе в место-километрах.
Доходы от продажи проездных билетов, оплаченных предприятиями и организациями, в строку "доходы от перевозок платных пассажиров" не включаются, эти данные отражаются в строках "доходы - всего" и "доходы маршрутных автобусов".
4.8. В доходы от перевозок пассажиров легковыми таксомоторами кроме выручки, полученной от перевозок пассажиров легковыми таксомоторами (с учетом доходов от предварительных заказов таксомоторов по телефону), включаются также доходы, поступившие по безналичному расчету от перевозки почты и периодической печати органами связи.
4.9. В доходах от эксплуатации легковых автомобилей по обслуживанию предприятий, учреждений, организаций (заказчиков) отражаются доходы, полученные от заказчиков за предоставленные легковые автомобили для служебных разъездов их работников.
4.10. Денежные поступления от сдачи в аренду подвижного состава сторонним предприятиям, организациям и физическим лицам в доходы от перевозок грузов и пассажиров не включаются и относятся на счет прибылей и убытков.
V. Расходы по перевозкам грузов и пассажиров
5.1. В расходах по перевозкам грузов и пассажиров отражается полная себестоимость, т.е. все произведенные за отчетный период расходы по эксплуатации автомобилей (затраты на оплату труда, материальные затраты, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие расходы), включаемые в себестоимость перевозок.
Затраты на перевозки регламентируются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552.
5.2. В расходах по перевозкам грузов не должны отражаться расходы: по погрузочно-разгрузочным работам, экспедиторским операциям, по эксплуатации складов и прочим услугам и работам, связанным с перевозкой.
5.3. В расходах по легковым автомобилям, используемым на обслуживании сторонних предприятий, учреждений, организаций, не должны отражаться расходы по легковым автомобилям, используемым для служебных разъездов работников отчитывающегося автопредприятия (служебным автомобилям).
VI. Использование эксплуатационного парка автомобилей (грузовых, автобусов, легковых таксомоторов)
6.1. Пребывание автомобилей в распоряжении предприятия - всего (в автомобиле-днях) определяется путем суммирования всех календарных дней пребывания на предприятии, включая выходные и праздничные дни, каждого отдельного автомобиля в течение отчетного года. В зависимости от использования автомобилей и их технического состояния дни пребывания автомобилей в распоряжении предприятия учитываются как автомобиле-дни в работе, в простое в ремонте и его ожидании, в простое в технически исправном состоянии.
6.2. Пребывание автомобилей в работе (в автомобиле-днях) определяется суммированием количества автомобилей, выпущенных из гаража на линию, за каждый день отчетного года, независимо от количества отработанных смен в течение суток. Автомобиль, возвратившийся с линии в гараж ранее установленного заданием времени, независимо от причин возврата, учитывается бывшим в работе один день. При двухсменной работе за день работы автомобиля считается работа обеих смен; при трехсменной работе, даже если, согласно суточному графику, последняя смена заканчивается после 24 часов, по всем трем сменам учитывается один автомобиле-день работы. При выпуске автомобиля на линию в календарные сутки более одного раза при подсчете автомобиле-дней в работе такой автомобиль должен учитываться только один раз.
Если грузовой автомобиль, выехавший на линию, не выполнил никакой работы по причине отсутствия груза, то этот день учитывается как автомобиле-день в работе.
Автомобиле-днем в работе считается также день работы грузового автомобиля, используемого на стажировке водителей с одновременным осуществлением перевозок грузов, оформленных необходимой товарно - транспортной документацией.
При междугородных и международных перевозках и перевозках по заказам грузов и пассажиров, когда в связи с расстоянием маршрута и характером перевозки водитель выполняет задание более чем в течение одних суток, автомобиле-дни в работе определяются как количество дней нахождения в командировке, начиная со дня выхода на линию, включая день возвращения в гараж, за исключением целодневных простоев (по технической неисправности, бездорожью, ожиданию обратного груза, отдыха водителей и др.).
Автомобиле-дни по автомобилям, направляемым на спортивные соревнования и другие мероприятия, не связанные с перевозкой грузов и пассажиров, в автомобиле-дни в работе не включаются.
Если автомобиль в течение какого-либо дня находился в ремонте и затем в этот же день был выпущен на линию, то такой день пребывания автомобиля в хозяйстве относится к автомобиле-дням в работе.
6.3. Пребывание автомобилей в ремонте и ожидании ремонта (в автомобиле-днях) определяется суммированием всех дней, в течение которых автомобили находились в отчетном году в каком-либо виде ремонта (капитальном, текущем) как в собственных мастерских, так и в мастерских других предприятий.
Автомобили, подлежащие списанию с баланса хозяйства, как непригодные к восстановлению, но еще не списанные, учитываются как автомобили в ожидании ремонта.
Автомобили, простаивающие из-за отсутствия шин, учитываются по строке пребывания автомобилей в простое в ремонте и ожидании ремонта.
6.4. Пребывание автомобилей в простоях в исправном состоянии складывается из автомобилей-дней простоев в связи с отсутствием грузов, топлива, водителей, из-за бездорожья, в связи с выходными и праздничными днями водителей и по другим причинам.
6.5. Ниже приводятся расчеты пребывания автомобилей в распоряжении предприятия - всего, в том числе в работе, в простоях, в ремонте и его ожидании и в технически исправном состоянии на примере грузового автопарка.
┌────────┬─────────┬───────────────┬─────────────────────────────┐ │ Марки │Списочное│Автомобиле-дни │ В том числе: │ │автомо- │число ав-│ пребывания в ├───────┬─────────┬───────────┤ │ билей │томобилей│ распоряжении │ в │в ремонте│в простое в│ │ │на конец │ предприятия │работе │ и его │технически │ │ │отчетного│ │ │ожидании │ исправном │ │ │ года │ │ │ │ состоянии │ ├────────┼─────────┼───────────────┼───────┼─────────┼───────────┤ │ГАЗ-53А │ 2 │ 2 x 365 = 730│ │ │ │ │ │ │(с 1 января по │ 480 │ 100 │ 150 │ │ │ │ 31 декабря) │ │ │ │ │МАЗ-500 │ - │ 90 │ │ │ │ │ │ │(с 1 января по │ │ │ │ │ │ │ по 31 марта │ 54 │ - │ 36 │ │ЗИЛ-151 │ - │ 275 │ │ │ │ │ │ │(с 1 января по │ │ │ │ │ │ │ 30 ноября) │ 160 │ 50 │ 65 │ │КрАЗ-257│ 1 │ 184 │ │ │ │ │ │ │(с 1 июля по │ │ │ │ │ │ │ 31 декабря) │ 110 │ 25 │ 49 │ │Итого │ 3 │ 1279 │ 804 │ 175 │ 300 │ └────────┴─────────┴───────────────┴───────┴─────────┴───────────┘
Пребывание автомобилей в распоряжении предприятия - всего (в автомобиле-днях) должно быть равно сумме пребывания автомобилей в работе, в простое в ремонте и его ожидании и в простое в исправном состоянии.
В данном примере: 804 + 175 + 300 = 1279 автомобиле-дней.
6.6. По автомобилям, откомандированным в распоряжение других организаций (на хлебоуборку, заготовку и др.), предприятия, на балансе которых состоят автомобили, обязаны включать в свой отчет сведения о наличии, использовании и работе этих автомобилей за время нахождения их в командировке в отчетном году. Основанием для включения в отчет сведений являются путевые листы по этим автомобилям или справки других организаций, если автомобили в командировке работали по путевым листам последних.
Хозяйства, в которых работали прикомандированные автомобили, данные о наличии, использовании и работе этих автомобилей в свой отчет не включают. Они обязаны выдать водителю об этом справку или выслать ее в автохозяйство, которому принадлежит автомобиль.
6.7. Пребывание грузовых автомобилей в распоряжении предприятия с учетом их грузоподъемности (в автомобиле-тонно - днях) определяется путем умножения числа автомобиле-дней пребывания на предприятии каждой марки автомобиля на их грузоподъемность (по паспорту завода - изготовителя) и суммирования полученных произведений; при этом грузоподъемность седельных тягачей определяется умножением числа их по каждой марке на грузоподъемность основного типа комплектующих их полуприцепов; грузоподъемность автомобилей - лесовозов (МАЗ-501, 501П, 509 и др.) определяется с учетом грузоподъемности прицепов - роспусков, так как в отличие от автомобилей с кузовами использование автомобилей - лесовозов без прицепов - роспусков невозможно.
В вышеуказанном примере пребывание автомобилей в распоряжении предприятия с учетом их грузоподъемности в отчетном году составит:
┌────────────┬────────────────┬──────────────┬───────────────────┐ │ Марки │Грузоподъемность│Автомобиле-дни│ Общее количество │ │автомобилей │ в тоннах │ пребывания в │ автомобиле-тонно -│ │ │ │ распоряжении │дней в распоряжении│ │ │ │ предприятия │ предприятия │ ├────────────┼────────────────┼──────────────┼───────────────────┤ │ГАЗ-53А │ 2,5 │ 730 │ 1825 │ │МАЗ-500 │ 7,5 │ 90 │ 675 │ │КрАЗ-257 │ 12,0 │ 184 │ 2208 │ │ЗИЛ-151 │ 4,5 │ 275 │ 1237,5 │ │Итого │ - │ - │ 5945,5 │ └────────────┴────────────────┴──────────────┴───────────────────┘
Пребывание автобусов на предприятии с учетом их пассажировместимости определяется путем умножения числа автобусо - дней пребывания на предприятии каждой марки автобуса на число мест для сидения и суммирования полученных произведений.
6.8. Время пребывания автомобилей в наряде определяется путем суммирования всех часов нахождения автомобилей на линии за каждый день работы в отчетном году. В автомобиле-часы в наряде не включаются часы обеда и отдыха водителей, согласно положению, существующему на автотранспорте, и время, затраченное при работе автомобилей на длинных трассах, на заправку и осмотр автомобилей на станциях обслуживания.
При выпуске автомобиля на линию в календарные сутки более одного раза автомобиле-часы в наряде этого автомобиля определяются суммированием часов в наряде по путевым листам за каждый выпуск.
При двух- и трехсменной работе автомобиля все часы в наряде по данному автомобилю относятся к календарному дню выхода автомобиля на линию.
При междугородных и международных перевозках и перевозках по заказам продолжительность нахождения автомобиля в наряде по путевым листам таких автомобилей определяется по фактическому количеству часов, в течение которых автомобиль находится на линии с момента выезда из гаража и до момента возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителей и целодневных простоев по различным причинам.
6.9. Пробег автомобилей - всего, определяется путем суммирования ежедневных пробегов всех эксплуатационных автомобилей, работающих на линии в течение отчетного года.
Величина пробега автомобиля за день определяется по показаниям спидометра.
Величина пробега грузовых автомобилей с грузом определяется по данным товарно-транспортной документации; автобусов с пассажирами и платный пробег легковых таксомоторов - по данным соответствующих путевых листов.
6.10. В показатели использования грузового эксплуатационного автомобильного транспорта данные по автоприцепам не включаются.
6.11. Транспортная работа является основным показателем для формирования цены транспортной работы - расчетного тарифа и заключения договоров между автопредприятием и заказчиком (органом местной исполнительной власти).
Транспортная работа определяется умножением общего пробега на полную вместимость подвижного состава, по каждой марке подвижного состава, и суммированием полученных результатов. Полная вместимость подвижного состава принимается равной количеству мест для сидения в каждом автобусе и количеству стоящих пассажиров из расчета предельной наполняемости (5 человек на 1 кв. метр свободной площади пола салона).
Этот показатель заполняют предприятия тех городов, где работа городского пассажирского транспорта организована на основе договорных экономических взаимоотношений местных органов исполнительной власти и соответствующих транспортных предприятий (в частности, создана Служба единого заказчика).
Форма N 2-автотранс "Отчет о выполнении расписания движения маршрутными автобусами общего пользования" (месячная)
Рейсом маршрутного автобуса общего пользования считается:
- при маршруте с двумя конечными пунктами - следование автобуса в одном направлении из начального пункта маршрута до конечного его пункта;
- при кольцевом маршруте - следование автобуса из начального пункта маршрута до прибытия автобуса в этот же пункт.
Основными документами для составления отчета являются:
путевой лист автобуса - форма N 6;
путевой лист автобуса (многодневный) - форма N 175;
путевой лист междугородного автобуса - форма N 7;
лист регулярности к путевому листу - форма N 176;
постоянное расписание движения маршрутных автобусов;
временное расписание движения маршрутных автобусов и др.
1. Количество рейсов, предусмотренных расписанием, заполняется на основании постоянного или временного расписания движения маршрутных автобусов.
2. Количество фактически выполненных рейсов заполняется на основании отметок о прибытии автобуса в конечный пункт рейса, зарегистрированных одним из следующих способов:
- при постановочном учете - вычислительным комплексом автоматизированной системы контроля и управления движением автобусов (АСКиУДА) систем АСДУ-А, НЭ ЖАН-300 и других;
- при порейсовом учете с применением технических средств связи систем НЭ ЖАН-50, НЭ ЖАН-Д, Дистон, Нальмас и других - диспетчером в диспетчерской ведомости;
- при порейсовом учете без применения технических средств связи - техническим устройством регистрации момента времени прибытия (штамп-часами) в путевом листе или листе регулярности к путевому листу;
- при порейсовом учете в городах с населением до 100 тысяч человек (до организации контрольных пунктов с техническими средствами связи или с техническим устройством регистрации момента времени (штамп-часами) - диспетчером или назначенным приказом руководителя предприятия (объединения) лицом (в том числе водителем) в путевом листе или листе регулярности к путевому листу.
3. При отсутствии зарегистрированной отметки о прибытии автобуса на конечный пункт маршрута одним из вышеуказанных способов рейс по строке количество выполненных рейсов не учитывается.
4. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.
На автобусных маршрутах допускаются следующие отклонения от расписания: городских +/- 2 мин.; пригородных +/- 3 мин.; междугородных +/- 5 мин.
Форма N 5-автотранс "Отчет о несохранности перевозимых грузов автомобильным транспортом" (годовая)
Основными первичными документами для составления отчета являются:
товарно-транспортные (транспортные) накладные с записями обстоятельств, могущих служить основанием для материальной ответственности автотранспортных предприятий за несохранность грузов при автомобильных перевозках;
акты установленной формы в случае разногласия между автотранспортными предприятиями и грузоотправителями (грузополучателями).
Убытки отчитывающегося предприятия включают в себя:
убытки по удовлетворенным претензиям, независимо от даты фактического перечисления признанных сумм заявителям претензий;
убытки по рассмотренным в судах и арбитражах исковым делам, решения об удовлетворении которых вступили в силу в отчетном периоде.
В отчете отражаются убытки: от хищения грузов, утраты грузов, недостачи мест, массы грузов (кроме хищений); порчи и повреждения грузов; утраты, порчи и повреждения грузов от аварий и пожаров.
1. Хищения - это недостачи грузов, установленные по товарно - транспортным (транспортным) накладным и выявленные при следующих обстоятельствах: срыве пломб, следах их повреждения или подделки, проломах стен, пола, крыши контейнера, следах насильственного повреждения и вскрытия тары грузовых мест, наличии других обстоятельств, если расследованием установлен факт хищения груза.
2. Грузы считаются утраченными, если они не были выданы грузополучателю по его требованию: при городской и пригородной перевозке в течение 10 дней со дня приема грузов к перевозке, при междугородной перевозке - в течение 30 дней по истечении срока доставки грузов, а при перевозке в прямом смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке.
3. Как недостачи мест учитываются недостачи мест груза, принятого к перевозке счетом мест, за исключением случаев прибытия автомобилей в пункт назначения с исправными пломбами грузоотправителя. К весовым недостачам относятся недостачи веса навалочных, насыпных или наливных грузов, если расследованием установлено, что недостача не является следствием хищения. Весовой недостачей учитывается недостача грузов, перевозимых счетом мест, если она произошла в результате неисправной или слабой тары, других причин. Весовые недостачи учитываются за вычетом норм естественной убыли.
4. Убытки от порч и повреждения грузов показываются в размерах действительно поврежденной и испорченной его части. Повреждения или загрязнения тары при целостности самого груза к несохранным перевозкам не относятся и не учитываются. В данную строку не включаются убытки, происшедшие в результате аварий и пожаров.
5. Убытки, происшедшие в результате аварий и пожаров, отражаются в отчете по отдельной строке.
Форма N 6-автотранс "Отчет о перевозках грузов в контейнерах и пакетах автотранспортом и собственных технических средств автопредприятий на эти цели" (годовая)
1. Контейнером считается единица транспортного оборудования, многократно используемая на одном или нескольких видах транспорта, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов, с приспособлениями, обеспечивающими механизированную установку и снятие ее с транспортных средств, с внутренним объемом 1 куб. м и более. Универсальный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки грузов широкой номенклатуры. Специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки ограниченной номенклатуры или определенных видов грузов.
Пакетированием является формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, обеспечивающие при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющие механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы.
Грузы, оформленные в пакеты, но отправленные в контейнерах, учитываются в отправлении грузов в контейнерах.
К отправлению в пакетах (а не в контейнерах) относится отправление химических материалов, минеральных удобрений и других сыпучих грузов в мягких специализированных резинотканевых многоразового использования и мягких контейнерах разового использования (типа МКР-1, ОС, МКО-1, МКР-1-ОМ и другие), а также картофеля, овощей и фруктов - в ящечных (решетчатых) и стоечных поддонах, продукция в кипах, металлопроката в рулонах и бунтах, проволоки в мотках.
2. В разделе 1 в отправлении грузов в контейнерах и в пакетах показывается отправление грузов в контейнерах и средствах пакетирования как собственных, так и арендованных, а также принадлежащих предприятиям - грузоотправителям (грузополучателям) во всех видах сообщения (городском, пригородном, междугородном, межреспубликанском и международном), включая завоз и вывоз контейнеров со станций железных дорог, портов, пристаней.
Раздел 1 заполняется по данным товарно-транспортных (транспортных) накладных.
Объемы переведенных грузов в универсальных и специализированных контейнерах отражаются в тоннах-нетто (без собственного веса контейнеров).
3. В разделе 2 "Собственные технические средства для контейнерных перевозок (на конец отчетного года)" и в разделе 3 "Наличие терминалов, контейнерных площадок и погрузочно - разгрузочных механизмов" учитываются технические средства для контейнерных и пакетных перевозок (контейнеры, подвижной состав, терминалы, контейнерные площадки, погрузочно-разгрузочные механизмы), находящиеся на балансе отчитывающегося автопредприятия, организации, независимо от их технического состояния (исправные, неисправные) и места нахождения (на предприятии, в пути, у клиентуры).
* * *
С введением в действие настоящей Инструкции отменяется Инструкция по заполнению государственной статистической отчетности по автомобильному транспорту общего пользования, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.06.92 N 60.
Отдел статистики
транспорта и связи
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ВЕСОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ОБЪЕМНЫХ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ АВТОТРАНСПОРТОМ
┌───────────────────────────────────┬───────────┬────────────────┐ │ Наименование материалов │ Измеритель│ Вес в кг │ ├───────────────────────────────────┼───────────┼────────────────┤ │ 1. Алебастр в кусках навалом │ 1 куб. м │ 1600 │ │ 2. Асфальт в плитках │ 1 - " - │ 1100 │ │ 3. Балки деревянные, бревна, │ │ │ │ брусья, бруски, горбыли, доски,│ │ │ │ жерди, пластины, тес разный и │ │ │ │ обаполы │ 1 - " - │ 600 │ │ 4. Железобетонные изделия в │ │ │ │ массиве и конструкции │ 1 - " - │ 2400 │ │ 5. Глина гжельская и огнеупорная │ │ │ │ слежавшаяся │ 1 - " - │ 1600 - 1700 │ │ 6. Глина простая слежавшаяся │ 1 - " - │ 1450 - 1600 │ │ 7. Гравий и щебень твердый навалом│ 1 - " - │ 1700 - 1800 │ │ 8. Дрова хвойно-березовые │ 1 - " - │ 400 - 600 │ │ 9. Известь негашеная комовая │ │ │ │ навалом │ 1 - " - │ 900 - 1100 │ │10. Известь гашеная в порошке │ 1 - " - │ 500 - 600 │ │11. Камень булыжный и бутовый │ │ │ │ в штабеле │ 1 - " - │ 1800 │ │12. Кирпич обожженный стандартный │ 1000 шт. │ 3350 - 3750 │ │ красный │ │ │ │13. Мел в кулях и мешках │ 1 куб. м │ 1200 │ │14. Мел кусковой навалом │ 1 - " - │ 1300 │ │15. Песок речной нормальной │ │ │ │ влажности │ 1 - " - │ 1600 - 1700 │ │16. Черепица плоская │ 1000 шт. │ 2300 │ │17. Цемент россыпью │ 1 куб. м │ 1300 - 1400 │ │18. Шифер кровельный (сланцевый) │ 1 - " - │ 2450 - 2750 │ └───────────────────────────────────┴───────────┴────────────────┘