Оглавление
15 апреля 1993 года | N 4804-1 |
Настоящий Закон имеет целью сохранение культурного наследия многонационального народа Российской Федерации.
Настоящий Закон направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимное ознакомление многонационального народа Российской Федерации и народов других государств с культурными ценностями друг друга, предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей.
1. Настоящий Закон регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза.
Порядок перемещения культурных ценностей между государствами - членами Евразийского экономического союза и перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, определяются в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
2. Если международным договором Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международного договора Российской Федерации и (или) право Евразийского экономического союза.
3. Положения настоящего Закона распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих вывоз, временный вывоз, ввоз или временный ввоз культурных ценностей (далее также - заявители).
4. Положения настоящего Закона распространяются на органы государственной власти, на государственные органы, осуществляющие функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (далее - правоохранительные органы), на органы местного самоуправления и должностных лиц указанных органов.
5. Положения настоящего Закона распространяются на лиц, обладающих дипломатическими и иными предусмотренными международными договорами Российской Федерации привилегиями и иммунитетами. Личный багаж указанных лиц может быть подвергнут таможенному досмотру в соответствии с международными договорами Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации.
6. Под действие настоящего Закона подпадают культурные ценности, находящиеся на территории Российской Федерации, а также движимые предметы, заявленные к ввозу или временному ввозу в Российскую Федерацию в качестве культурных ценностей, независимо от формы собственности.
7. Особенности вывоза, временного вывоза, ввоза и временного ввоза оружия, являющегося культурными ценностями, в том числе оружия, отнесенного к старинному (антикварному) оружию, могут быть установлены законодательством Российской Федерации об оружии.
8. Особенности вывоза, временного вывоза, ввоза и временного ввоза культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, могут быть установлены законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
9. Особенности вывоза, временного вывоза и временного ввоза культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей могут быть установлены законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, об архивном деле, о библиотечном деле.
10. Особенности вывоза, временного вывоза, ввоза и временного ввоза культурных ценностей путем пересылки в почтовых отправлениях могут быть установлены законодательством Российской Федерации в области почтовой связи.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
культурные ценности - движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение;
культурные ценности, имеющие особое значение, - культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение;
вывоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного ввоза;
ввоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, без обязательства их обратного вывоза;
временный вывоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок;
временный ввоз культурных ценностей - перемещение культурных ценностей в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, с обязательством их обратного вывоза;
коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных движимых предметов, которые независимо от отнесения к культурным ценностям каждого из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное, научное или культурное значение;
незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей - вывоз культурных ценностей или ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением законодательства Российской Федерации, права Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации;
уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры;
экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по культурным ценностям), в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.
1. В целях содействия уполномоченному органу в осуществлении функций по нормативно-правовому регулированию вывоза, временного вывоза, ввоза и временного ввоза культурных ценностей, сохранению культурного наследия, развитию международного культурного сотрудничества, взаимного ознакомления народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга при уполномоченном органе создается Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями (далее - Совет).
2. В состав Совета входят представители органов государственной власти, государственных, муниципальных музеев, негосударственных музеев федерального значения, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, объединений коллекционеров культурных ценностей и галеристов, театральные деятели, представители научного и культурного сообщества и независимые искусствоведы. Представители государственных и муниципальных музеев не могут составлять менее половины состава Совета.
Положение о порядке формирования и деятельности Совета и состав Совета утверждаются уполномоченным органом.
3. Совет осуществляет следующие функции:
вносит на рассмотрение уполномоченного органа рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего вывоз, временный вывоз, ввоз и временный ввоз культурных ценностей;
рекомендует уполномоченному органу лиц для аттестации в качестве экспертов по культурным ценностям;
рассматривает в рамках своей компетенции обращения государственных, муниципальных музеев, негосударственных музеев федерального значения, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, объединений коллекционеров культурных ценностей и галеристов, независимых искусствоведов, экспертов по культурным ценностям и иных лиц;
осуществляет иные функции в соответствии с положением о порядке формирования и деятельности Совета.
1. Экспертиза культурных ценностей проводится в следующих целях:
отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям;
отнесение (неотнесение) исследуемых культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение;
определение подлинности и состояния сохранности культурных ценностей, указанных в статье 35.1 настоящего Закона, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза;
отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза.
2. Экспертиза культурных ценностей проводится по заявлению физического или юридического лица, а также по обращению уполномоченного органа, таможенного или иного правоохранительного органа.
3. Обязательная экспертиза культурных ценностей проводится в отношении:
заявленных в качестве культурных ценностей движимых предметов, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;
культурных ценностей, указанных в статье 35.1 настоящего Закона, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза.
4. Экспертиза культурных ценностей проводится на договорной основе экспертами по культурным ценностям.
Уполномоченный орган принимает решение об аттестации, о приостановлении действия аттестации, о прекращении действия аттестации экспертов по культурным ценностям, выдает удостоверения экспертов по культурным ценностям, утверждает перечень специализаций экспертов по культурным ценностям и форму удостоверения эксперта по культурным ценностям.
5. Уполномоченный орган ведет реестр экспертов по культурным ценностям (далее - реестр). Порядок ведения реестра и состав информации, содержащейся в реестре, утверждаются уполномоченным органом.
Реестр является государственным информационным ресурсом.
Реестр размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и содержит в том числе следующую информацию об экспертах по культурным ценностям:
фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется);
специализация;
контактные данные.
Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информации ограниченного доступа).
6. По результатам проведения экспертизы культурных ценностей эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение по форме, утвержденной уполномоченным органом, в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения.
7. Экспертное заключение должно содержать следующие обоснованные выводы:
об отнесении (неотнесении) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям;
об отнесении (неотнесении) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза;
об отнесении (неотнесении) культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение;
о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей, указанных в статье 35.1 настоящего Закона, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза.
8. Порядок проведения экспертизы культурных ценностей, в том числе критерии отнесения предметов к культурным ценностям, и порядок направления экспертом экспертного заключения в уполномоченный орган, утверждаются Правительством Российской Федерации.
9. Срок проведения экспертизы культурных ценностей составляет 15 календарных дней, за исключением случаев продления указанного срока, предусмотренных порядком проведения экспертизы культурных ценностей. При этом срок проведения экспертизы культурных ценностей может быть продлен не более чем на 15 календарных дней.
10. Результаты экспертизы культурных ценностей могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Под действие настоящей статьи не подпадают культурные ценности, временно вывозимые и возвращенные после временного вывоза государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными и муниципальными хранилищами культурных ценностей, при условии наличия в этих организациях уполномоченного коллегиального органа (уполномоченных коллегиальных органов), который имеет право принимать решение о состоянии сохранности и об установлении страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей, а также о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза.
Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 435-ФЗ.
Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие пункта 1 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными настоящим Законом.
При принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.
Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.
Форма свидетельства на право вывоза культурных ценностей утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
1. Ввоз культурных ценностей осуществляется физическими лицами для личного пользования, а также юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
2. Отнесение (неотнесение) ввозимых движимых предметов к культурным ценностям может быть осуществлено в результате проведения экспертизы культурных ценностей в соответствии с настоящим Законом.
Доступ экспертов по культурным ценностям к ввозимым движимым предметам в зоне таможенного контроля в целях проведения экспертизы культурных ценностей осуществляется под надзором таможенных органов при предъявлении экспертом удостоверения эксперта по культурным ценностям.
3. Ввоз ранее временно вывезенных из Российской Федерации культурных ценностей осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 11.2 настоящего Закона.
4. Ввоз культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, может быть осуществлен только в целях их возврата собственнику или иному законному владельцу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
1. Временный ввоз культурных ценностей осуществляется физическими и юридическими лицами.
2. При временном ввозе культурных ценностей не требуется предъявления таможенным органам экспертного заключения или иного подтверждения их отнесения к культурным ценностям.
3. Временно ввозимые культурные ценности, являющиеся имуществом иностранного государства, пользуются в Российской Федерации судебным иммунитетом, иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска и иммунитетом в отношении исполнения решения суда в соответствии с законодательством Российской Федерации о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства.
4. Предоставление государственных гарантий в отношении обеспечения своевременного возврата временно ввозимых культурных ценностей осуществляется в каждом отдельном случае в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами:
для организации выставок;
для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
в иных необходимых случаях.
Ходатайства о временном вывозе рассматриваются исключительно в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие третьего, четвертого, пятого абзацев пункта 1 статьи 9 настоящего Закона.
Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается государственными органами, определенными настоящим Законом. При этом решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в пределах его компетенции или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей.
Ходатайство о временном вывозе культурных ценностей подается собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом в федеральную службу по сохранению культурных ценностей. О принятом решении заявителю должно быть сообщено не позднее чем через три месяца после официального приема ходатайства.
Решение федеральной службы по сохранению культурных ценностей может быть оспорено собственником заявленных к временному вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога.
При принятии решения о возможности временного вывоза культурных ценностей федеральной службой по сохранению культурных ценностей выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей.
Свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.
Временный вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.
1. При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:
договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;
документ, подтверждающий коммерческое страхование временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков, либо документ о государственной гарантии финансового покрытия всех рисков, предоставленный страной, принимающей культурные ценности;
документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата временно вывозимых культурных ценностей.
2. При временном вывозе культурных ценностей иными юридическими, а также физическими лицами, органами власти и управления, должностными лицами к заявлению о временном вывозе культурных ценностей прилагаются:
свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в установленные законом Российской Федерации охранные списки или реестры;
подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;
договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей;
документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей.
2.1. Заявитель вправе не прилагать к заявлению документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи. В случае, если документы, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, не представлены заявителем, при рассмотрении ходатайства о временном вывозе культурных ценностей орган, указанный в статье 29 настоящего Закона, проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений факт совершения действий, подтверждаемых документами, предусмотренными абзацами вторым и третьим пункта 2 настоящей статьи.
3. Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей с оставлением предмета залога у залогодателя, осуществляемом в соответствии с Законом Российской Федерации "О залоге".
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть отказано по следующим основаниям:
при отсутствии со стороны физического или юридического лица, осуществляющего временный вывоз, гарантий обратного ввоза культурных ценностей, предоставляемых в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
если состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения;
если не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, а также если культурные ценности являются предметом спора о праве собственности;
если в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие, имеют место вооруженные конфликты, другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей.
В ходатайстве о временном вывозе культурных ценностей может быть также отказано при отсутствии у Российской Федерации дипломатических отношений с государством, в которое предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей.
Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.
После выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей эти ценности не могут служить предметом договора о залоге как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию после их временного вывоза, подлежат обязательной экспертизе, проводимой в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.
Представительства Российской Федерации за границей осуществляют в стране пребывания дипломатическую защиту в отношении временно вывезенных из Российской Федерации культурных ценностей.
Не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза следующие культурные ценности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом:
культурные ценности, имеющие особое значение, за исключением случаев вывоза таких культурных ценностей физическим лицом - их автором;
культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных и муниципальных организациях Российской Федерации, осуществляющих постоянное хранение культурных ценностей;
культурные ценности, включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, в национальный библиотечный фонд, в том числе находящиеся в частной собственности;
археологические предметы.
1. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают меры по предотвращению передачи права собственности на культурные ценности, способствующей незаконному вывозу этих культурных ценностей, а также содействуют возвращению незаконно ввезенных и незаконно вывезенных культурных ценностей.
2. Культурные ценности, незаконно ввезенные и незаконно вывезенные, подлежат задержанию в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут быть переданы в уполномоченный орган для обеспечения проведения экспертизы культурных ценностей в порядке, установленном настоящим Законом.
Указанные в настоящем пункте культурные ценности подлежат возвращению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации.
3. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело возвращения культурных ценностей в Российскую Федерацию, награждаются государственными наградами Российской Федерации и другими знаками отличия, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
С согласия лиц, принесших в дар государству культурные ценности, возвращенные в Российскую Федерацию, дару присваивается имя дарителя.
1. В случаях хищения и вывоза культурных ценностей уполномоченный орган оказывает содействие собственникам при предъявлении ими исков об истребовании культурных ценностей из незаконного владения судам иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств, а также содействует возвращению этих культурных ценностей в Российскую Федерацию или собственнику культурных ценностей.
2. Культурные ценности, в том числе религиозного назначения, обращенные в судебном порядке в собственность государства, подлежат передаче уполномоченным органом в государственные или муниципальные организации, осуществляющие постоянное хранение культурных ценностей, или религиозные организации Российской Федерации в порядке, утвержденном уполномоченным органом.
Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 435-ФЗ.
Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 435-ФЗ.
Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2017 N 435-ФЗ.
Лица, осуществившие незаконные вывоз или ввоз культурных ценностей, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Лица, не возвратившие временно вывезенные культурные ценности в установленный срок, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Эксперт по культурным ценностям, давший заведомо ложное экспертное заключение, несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
15 апреля 1993 года
N 4804-1