Приказ Роспатента от 24.05.2011 N 63
Об утверждении Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ

ПРИКАЗ от 24 мая 2011 г. N 63

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 539, пунктом 9.5 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 299, приказываю:

1. Утвердить в новой редакции прилагаемый Устав Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - Устав).

2. Директору Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" Стрелкову О.И. обеспечить государственную регистрацию Устава в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу Приказ Роспатента от 24.03.2009 N 42 "Об утверждении Устава Федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам".

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Финансово-административное управление (Агеенко Н.Р.).

Руководитель
Б.П.СИМОНОВ

Утвержден
Приказом Федеральной службы
по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам
от 24.05.2011 N 63

УСТАВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ"

1. Общие положения

1.1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (далее - Институт) создано в результате реорганизации Федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и Федерального государственного учреждения "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" в форме присоединения второго учреждения к первому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2008 г. N 1791-р.

1.2. Институт является правопреемником Федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам", ранее именовавшегося Государственным учреждением "Федеральный институт промышленной собственности" (некоммерческая организация), созданного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1203 на базе Всероссийского научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы, Управления прав промышленной собственности и Производственного предприятия "Патент" путем их слияния и присоединения к нему в качестве структурных подразделений Всероссийской патентно-технической библиотеки и Российского агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, а также Федерального государственного учреждения "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам", ранее именовавшегося Государственным учреждением "Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам", созданного в результате переименования Государственного учреждения "Апелляционная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам" на основании Приказа Российского агентства по патентам и товарным знакам от 13.02.2003 N 19.

1.3. Полное официальное наименование Института на русском языке - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности";

сокращенные наименования на русском языке - ФГБУ ФИПС; Федеральный институт промышленной собственности; ФИПС;

полное наименование на английском языке - Federal Institute of Industrial Property;

сокращенное наименование на английском языке - FIPS.

1.4. Институт является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, товарный знак (знак обслуживания) и другие реквизиты юридического лица.

1.5. Учредителем и собственником имущества Института является Российская Федерация.

1.6. Функции и полномочия Учредителя Института осуществляются Федеральной службой по интеллектуальной собственности (далее - учредитель), являющейся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. N 673 правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по осуществлению функций и полномочий учредителя Института в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 1749-р.

Функции и полномочия собственника имущества Института осуществляются федеральным органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

1.7. Институт от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.8. Институт отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Институтом собственником этого имущества или приобретенного Институтом за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам Института.

1.9. Местом нахождения Института является город Москва.

Юридический адрес Института: Бережковская набережная, дом 30, корпус 1, Москва, 125993, Российская Федерация.

2. Предмет, цели и виды деятельности Института

2.1. Предметом деятельности Института является проведение подготовительных работ для осуществления учредителем юридически значимых действий, связанных с правовой охраной и защитой следующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров, программ для электронных вычислительных машин (в дальнейшем именуемых - программы для ЭВМ), баз данных и топологий интегральных микросхем (в дальнейшем именуемых - топологии ИМС) (далее - результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации), проведение комплекса работ по обеспечению осуществления учредителем государственных функций контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также получение и применение новых научных знаний для научно-технического обеспечения экспертизы результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

2.2. Целью деятельности Института является оказание государственных услуг (выполнение работ) по основным видам деятельности физическим и юридическим лицам в соответствии с целями, для достижения которых он создан, и государственным заданием, утверждаемым учредителем с учетом необходимости соблюдения установленных сроков выполнения подготовительных работ.

2.3. В соответствии с указанными предметом и целями Институт в установленном порядке осуществляет следующие основные виды деятельности:

2.3.1. Принимает, регистрирует и проводит:

2.3.1.1. экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, в том числе секретное, полезную модель, промышленный образец, заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, заявок на государственную регистрацию географического указания и (или) предоставление исключительного права на такое географическое указание, заявок на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и (или) предоставление исключительного права на такое наименование, проверку заявок на государственную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем (далее - заявки на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) и по их результатам подготавливает проекты решений учредителя;

2.3.1.2. информационные поиски по ходатайствам заинтересованных лиц;

2.3.1.3. рассмотрение заявлений о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и подготовку по результатам их рассмотрения проектов решений учредителя;

2.3.1.4. рассмотрение заявлений, ходатайств и подготовку проектов решений учредителя, касающихся продления срока действия исключительного права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, товарный знак, знак обслуживания, свидетельства об исключительном праве на географическое указание или на наименование места происхождения товара, восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также досрочного прекращения действия патента в связи с неуплатой патентной пошлины;

2.3.1.5. рассмотрение ходатайств о прекращении действия на территории Российской Федерации авторских свидетельств СССР на изобретения, свидетельств СССР на промышленные образцы и патентов СССР на изобретения, выданных на имя Государственного фонда изобретений СССР, с одновременной выдачей патентов Российской Федерации на оставшийся срок и подготовку по результатам их рассмотрения проектов решений учредителя;

2.3.1.6. рассмотрение предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, представленных на государственную регистрацию:

- отчуждения исключительного права по договору;

- залога исключительного права;

- предоставления права по договору;

- перехода исключительного права без договора в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

- договоров коммерческой концессии;

- сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации,

и подготовку по ним проектов решений учредителя;

2.3.1.7. рассмотрение возражений и заявлений, касающихся:

- решений по результатам экспертизы заявок на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

- признания недействительным предоставления или досрочного прекращения действия правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации,

и подготовку по ним проектов решений учредителя;

2.3.1.8. рассмотрение предусмотренных законодательством Российской Федерации документов, относящихся к заявкам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, заявлениям, возражениям, ходатайствам, документам, указанным в пунктах 2.3.1.1 - 2.3.1.7 настоящего Устава, и подготовку по ним проектов решений учредителя;

2.3.1.9. осуществление подготовки отзывов на исковые заявления по вопросам оспаривания в судебном порядке решений учредителя и представительства в судах по данным вопросам;

2.3.1.10. осуществление подготовки заключений по запросам федеральных органов исполнительной власти, других органов власти в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

2.3.2. На основании решений учредителя вносит записи в Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, Государственный реестр географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, Реестр программ для ЭВМ, Реестр баз данных, Реестр топологий интегральных микросхем, Реестр сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации.

2.3.3. Осуществляет техническое оформление выдаваемых учредителем патентов и свидетельств и их дубликатов.

2.3.4. Обеспечивает выпуск официальных бюллетеней и других изданий учредителя по вопросам правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, являющихся научными периодическими изданиями.

2.3.5. По поручению учредителя принимает участие в международном сотрудничестве в области правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации с соответствующими зарубежными органами, организациями и фирмами, в том числе:

- выполняет работы по международным заявкам в соответствии с Договором о патентной кооперации, а также соглашением со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (далее - ВОИС);

- выполняет работы по международным заявкам в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков;

- выполняет работы в рамках международного сотрудничества с ВОИС, с патентными ведомствами и ведомствами по изобретательству других стран, с иными международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Института;

- осуществляет международный обмен патентной документацией и патентно-правовой литературой с иностранными патентными ведомствами, международными организациями и зарубежными информационными фирмами;

- готовит и вносит учредителю предложения по совершенствованию Международной патентной классификации, Международной классификации промышленных образцов, Международной классификации товаров и услуг, реклассифицирует в установленном порядке соответствующие фонды отечественной патентной документации;

- готовит и вносит учредителю предложения по разработке новых и пересмотру действующих стандартов ВОИС;

- выполняет работы, обусловленные международными договорами и соглашениями со странами - членами СНГ, по обеспечению прав изобретателей на территории Российской Федерации и других государств в части выплаты вознаграждения авторам изобретений, промышленных образцов и полезных моделей, вошедших в объекты проданных лицензий за рубеж, в пределах поступивших для этих целей сумм.

2.3.6. Проводит подготовительные работы для осуществления аттестации и регистрации патентных поверенных Российской Федерации, выдачи патентным поверенным свидетельств.

2.3.7. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов":

- осуществляет изготовление, комплектование и учет обязательного бесплатного экземпляра патентных документов;

- обеспечивает постоянное хранение и использование обязательного бесплатного экземпляра патентных документов при информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей;

- распределяет и доставляет обязательные бесплатные экземпляры патентных документов в библиотечно-информационные организации в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;

- информирует потребителей об обязательном бесплатном федеральном экземпляре патентных документов.

2.3.8. Комплектует государственный патентный фонд, входящий в состав государственных ресурсов научно-технической информации, обеспечивает его сохранность и организует на его основе библиотечно-библиографическое, справочно-информационное и научно-методическое обслуживание заинтересованных организаций, должностных лиц и граждан, в том числе:

- формирует фонды отечественной и зарубежной патентной документации, патентно-правовой, словарно-справочной, технической и естественнонаучной литературы и создает справочно-поисковый аппарат к указанным фондам;

- создает и ведет страховой фонд зарубежной и отечественной патентной документации;

- осуществляет депозитарное хранение отечественной и зарубежной патентной документации;

- осуществляет научно-техническую разработку и изготовление библиотечно-информационных продуктов на основе патентной информации с использованием различных типов носителей и средств передачи информации;

- подготавливает предложения по развитию и совершенствованию фонда с использованием новейших информационных технологий;

- оказывает научно-методическую помощь органам научно-технической информации, юридическим и физическим лицам.

2.3.9. Проводит научные исследования, аналитические работы, направленные на обеспечение, развитие и совершенствование экспертизы, правовой охраны, использования и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в соответствии с планами, утверждаемыми учредителем.

2.3.10. Разрабатывает и совершенствует автоматизированную систему патентной информации; осуществляет сбор, обработку и накопление научно-технической и патентной информации на машиночитаемых носителях для использования в автоматизированных системах информационного обеспечения экспертизы и создания единой системы автоматизированных банков данных, формирование и поддержку в актуальном состоянии автоматизированных баз данных об использовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов на основании данных государственной статистической отчетности; проводит комплекс работ, направленных на автоматизацию деятельности Института и учредителя с учетом использования передовых информационных технологий.

2.3.11. Осуществляет ведение базы данных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

2.3.12. Выполняет работы, связанные с выявлением в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель, созданные в Российской Федерации, поданных учредителю российскими юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну.

2.3.13. Оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по следующим видам дополнительного образования: дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

2.3.14. Готовит аналитические материалы для обеспечения проведения учредителем проверок деятельности государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, и участвует в проведении проверок.

2.4. Институт вправе осуществлять на возмездной основе виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, но способствующие достижению целей, ради которых он создан, и соответствующие указанным целям.

Институт осуществляет на основе гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами следующие приносящие доход виды деятельности:

- оказывает патентно-информационные, аналитические, консультационные, юридические, справочные, методические, инжиниринговые услуги, в том числе проводит тематические поиски общедоступных сведений об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров, осуществляет копирование и высылку патентных документов, иных информационных материалов;

- проводит стажировки патентных поверенных, представителей федеральных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

- выполняет научно-исследовательские, научно-информационные и научно-методические работы, аналитические обзоры, исследования и разработки, осуществляет инновационную деятельность сверх тематических планов научно-технической деятельности, реализуемой за счет средств федерального бюджета;

- осуществляет издательскую и полиграфическую деятельность, в том числе подготавливает, издает и тиражирует методические, научные, справочно-информационные и рекламные материалы, осуществляет подписку и реализует издания, выпускаемые за счет средств от приносящей доход деятельности;

- оказывает услуги по организации и проведению конференций, совещаний, семинаров, круглых столов, деловых встреч, ознакомительных экскурсий и выставок;

- оказывает услуги удостоверяющего центра, в том числе изготовление и сопровождение сертификатов ключей электронной цифровой подписи;

- выполняет заказы на копирование отечественной и иностранной патентной документации и других материалов из Государственного патентного фонда, предоставляет услуги по пользованию фондами и архивами;

- оказывает услуги в области перевода специализированных текстов и классификаторов;

- осуществляет разработку, поставку и сопровождение аппаратно-программных средств, создание и ведение информационных баз данных, информационных массивов и поисковых систем, предоставление машинного времени, оказывает информационно-вычислительные услуги;

- предоставляет по запросам пользователей доступ к автоматизированным системам патентной информации и результатам ее обработки с использованием вычислительных и телекоммуникационных средств;

- предоставляет арендаторам эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги;

- абзац исключен. - Приказ Роспатента от 21.09.2015 N 137;

- реализует товары, созданные или приобретенные за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;

- осуществляет сдачу макулатуры, лома, отходов черных, цветных и драгоценных металлов и других видов вторичного сырья;

- оказывает платные образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровню образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по видам дополнительного образования, указанным в соответствующей лицензии и приложении к ней. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета;

- выполнение работ, оказание услуг, связанных с инвентаризацией интеллектуальной собственности в рамках выявления прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте;

- выполнение работ, оказание услуг, связанных с определением рыночной или иной стоимости интеллектуальной собственности, нематериальных активов, а также иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте;

- организовать временное размещение и проживание работников Института, обучающихся и лиц, осуществляющих деятельность в сфере ведения Института, в гостиницах и/или общежитиях, в объектах недвижимости, находящихся на праве оперативного управления Института.

Приведенный перечень видов деятельности может быть дополнен по решению учредителя с внесением соответствующего вида деятельности на возмездной основе в настоящий Устав Института.

Цены на услуги, оказываемые на возмездной основе, Институт определяет в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Организация деятельности и управления Институтом

3.1. Институт является некоммерческой научной организацией в форме федерального государственного бюджетного учреждения, созданного для выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя в сфере правовой охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также в сфере науки и научно-технической политики, и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации в области интеллектуальной собственности, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами учредителя и настоящим Уставом.

3.2. Управление Институтом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Института.

3.3. Высшим должностным лицом Института является директор Института, который назначается на должность и освобождается от должности учредителем.

Директор Института несет ответственность за руководство научной, научно-технической, организационно-хозяйственной деятельностью Института, а также за реализацию программ и планов развития Института.

Права и обязанности директора Института, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регулируются законодательством Российской Федерации и трудовым договором, заключаемым учредителем с директором Института на срок до пяти лет. Одно и то же лицо не может замещать должность директора Института более трех сроков.

3.4. Структура Института утверждается директором Института.

Штатное расписание Института утверждается директором Института и включает в себя все должности работников (профессии рабочих).

Директор Института самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности работников Института, определяет их обязанности, заключает с ними трудовые договоры.

Директор Института назначает и освобождает от должности главного бухгалтера при письменном согласии учредителя.

3.5. В Институте действует Научно-технический совет. В состав Научно-технического совета входят представители учредителя, Института и других организаций. Научно-технический совет действует на основании положения, утверждаемого в установленном порядке.

Научно-технический совет разрабатывает и утверждает планы научных работ, программы или планы развития Института гласно исходя из государственных заданий, профиля Института, его научных и экономических интересов.

3.5.1. В Институте могут учреждаться должность руководителя научного направления и (или) должность научного руководителя Института в порядке, определяемом Уставом и Положением о руководителе научного направления и (или) научном руководителе Института. Лица, замещающие указанные должности, не вправе осуществлять полномочия директора Института, его заместителей.

3.5.2. Руководитель научного направления обеспечивает формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в Институте.

3.5.3. Научный руководитель Института:

- участвует в определении программ и планов развития Института;

- участвует в решении вопросов совершенствования научной, научно-технической, организационной и управленческой деятельности Института;

- представляет Институт в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

3.5.4. Научный руководитель Института по решению Научно-технического совета может быть председателем Научно-технического совета Института.

3.5.5. Руководитель научного направления Института:

- осуществляет научно-методическое руководство исследованиями во вверенных ему подразделениях Института;

- организует выполнение приоритетных научно-исследовательских работ по определенному направлению исследований в Институте;

- осуществляет взаимодействие и обмен информацией с другими научными организациями, работающими по тематике научного направления.

3.5.6. Решения о назначении на должности руководителя научного направления, должности научного руководителя Института принимаются директором института.

3.6. Директор Института может образовывать на правах совещательного органа дирекцию, определять ее численность и порядок работы.

3.7. Институт осуществляет свою основную деятельность в соответствии с государственным заданием, устанавливаемым учредителем.

Институт не вправе отказаться от выполнения устанавливаемого ему государственного задания.

3.8. Институт в условиях предоставления ему субсидии из федерального бюджета в установленном учредителем порядке составляет план финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий период, который утверждается учредителем или директором Института в случае предоставления учредителем ему такого права.

Институт самостоятельно разрабатывает планы подразделений Института, программы и планы научной, производственной, хозяйственной и социальной деятельности, которые утверждаются директором Института.

3.9. В своей деятельности Институт взаимодействует с подразделениями учредителя и подведомственными учредителю организациями.

Институт строит свои отношения с юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе гражданско-правовых договоров.

Институт свободен в выборе формы и предмета гражданско-правовых договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу Института.

3.10. Институт осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выполнение функций заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности, при заключении гражданско-правовых договоров на выполнение подрядных работ, при осуществлении капитального строительства, включая реконструкцию и техническое перевооружение, а также капитального и текущего ремонта объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Института.

3.11. Институт осуществляет оперативный бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности (как получатель бюджетных средств - бюджетный учет), ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитывается о результатах деятельности Института и об использовании закрепленного за ним федерального имущества в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

3.12. Институт обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

- учредительных документов;

- свидетельства о государственной регистрации Института;

- решения учредителя о назначении директора Института;

- положений о филиалах;

- утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности Института на соответствующий период;

- годовой бухгалтерской отчетности Института;

- сведений о проведенных в отношении Института контрольных мероприятиях и их результатах;

- государственного задания на оказание услуг (выполнение работ);

- отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за Институтом государственного имущества, составляемого и утверждаемого в порядке, определенном учредителем, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

3.13. Директор Института несет персональную ответственность за:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- ненадлежащее распоряжение особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом;

- получение кредитов (займов);

- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- невыполнение установленного Институту государственного задания;

- несоблюдение показателей оценки эффективности и результативности его деятельности;

- просроченную кредиторскую задолженность, превышающую предельно допустимые значения;

- другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;

- ненадлежащую организацию работ по созданию условий по защите государственной тайны в Институте, за несоблюдение установленных законодательством ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

3.14. Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты определяются директором Института в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Имущество и финансовое обеспечение Института

4.1. Имущество Института, являющееся федеральной собственностью, закрепляется за Институтом на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

4.2. За Институтом закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки, необходимые для выполнения Институтом уставных задач.

4.3. Институт вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.

Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом Института, а также виды особо ценного движимого имущества и перечень особо ценного движимого имущества устанавливаются учредителем.

Институт вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе путем предоставления другому лицу права использования соответствующих результатов в установленных договором пределах.

4.4. Институт вправе совершать крупные сделки только с предварительного согласия учредителя, оформляемого в установленном им порядке.

4.5. Институт вправе совершать сделки, в которых может возникнуть заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями и требованиями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях", при согласии учредителя об одобрении сделки, оформляемом в установленном им порядке.

4.6. Институт вправе с согласия учредителя в установленном им порядке передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Институтом собственником или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Институт вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, вносить денежные средства (если иное не установлено условиями предоставления денежных средств) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет денежных средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств либо иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя (участника), в том числе быть учредителем хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат Институту.

4.7. Институт вправе осуществлять сдачу в аренду недвижимого и движимого имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.8. Институт без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

4.9. Институт не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

4.10. Институт не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом, закрепленным за Институтом или приобретенным им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, включая передачу его в аренду.

Перечень недвижимого имущества устанавливается учредителем.

4.11. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Института являются:

- субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ;

- субсидии из федерального бюджета на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на выполнение работ - целевые субсидии;

- средства, полученные от приносящей доход деятельности, в том числе средства, полученные от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг;

- средства, полученные от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества;

- средства, полученные от страховых организаций на возмещение ущерба по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц, в том числе иностранных юридических лиц и иностранных граждан;

- иные источники, разрешенные законодательством Российской Федерации.

Сведения об имуществе, приобретенном за счет указанных источников, Институт представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.

4.12. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Институтом учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Институтом учредителем или приобретенного Институтом учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

4.13. Институт осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства, в территориальных органах Федерального казначейства, счета в иностранной валюте в учреждениях Банка России или кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Институт как получатель бюджетных средств осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и учредителем.

4.14. Полученные Институтом средства от приносящей доход деятельности, предусмотренной в пункте 2.4 настоящего Устава, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Института.

Абзац исключен. - Приказ Роспатента от 21.09.2015 N 137.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, созданных Институтом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также часть прибыли хозяйственных обществ, полученная Институтом (дивиденды), поступают в самостоятельное распоряжение Института и учитываются на отдельном балансе. Эти средства могут быть направлены только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности Института в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.15. Контроль и ревизия научно-производственной и финансово-хозяйственной деятельности Института осуществляется учредителем, а также другими органами в пределах их компетенции.

Контроль за соблюдением договора о закреплении имущества за Институтом на праве оперативного управления осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.

5. Филиал Института

Утратил силу. - Приказ Роспатента от 02.09.2016 N 129.

6. Другие положения

6.1. Институт проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

6.2. Для достижения целей, определенных Уставом, Институт имеет право:

6.2.1. Вести от своего имени переписку с заявителями, их представителями, в том числе патентными поверенными, другими заинтересованными лицами по заявкам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также с иными физическими и юридическими лицами по вопросам, относящимся к компетенции Института.

6.2.2. Осуществлять, в соответствии с законодательством Российской Федерации, проведение работ по изготовлению, выдаче и сопровождению сертификатов ключей электронной цифровой подписи и криптографической защиты информации участников информационных систем.

6.2.3. С учетом результатов научных и аналитических исследований вносить учредителю предложения по изменению и дополнению законодательства в области правовой охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, участвовать в рассмотрении указанных предложений.

6.2.4. Создавать филиалы и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, утверждать положения, принимать решения об их ликвидации.

6.2.5. Утверждать правила пользования патентно-технической библиотекой.

6.2.6. Направлять в установленном порядке работников в командировки, на учебу и стажировки.

6.2.7. Организовывать и проводить конференции, семинары, совещания и аналогичные мероприятия по вопросам, относящимся к области правовой охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации; привлекать к проведению указанных мероприятий другие организации и предприятия, а также физических лиц.

6.2.8. Осуществлять по согласованию с учредителем внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, получать и расходовать валютные средства.

6.2.9. Приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся финансовых ресурсов, временной финансовой помощи, в том числе в иностранной валюте.

6.2.10. Принимать пожертвования, вести их учет и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2.11. В пределах имеющихся средств на оплату труда в соответствии с действующей в Институте системой оплаты труда работников устанавливать минимальные оклады, повышающие коэффициенты к минимальным окладам, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

6.2.12. Проводить аттестацию и тарификацию работников, присваивать квалификационные уровни специалистам и квалификационные разряды рабочим.

6.2.13. Устанавливать и пересматривать в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации нормы труда и сдельные расценки.

6.2.14. Устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день (рабочую неделю) и иные социальные льготы, вводить гибкие графики работы.

6.2.15. Осуществлять организацию отдыха, досуга, оздоровительных мероприятий и питания работников Института.

6.3. Институт обязан:

6.3.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации и настоящий Устав;

6.3.2. Обеспечивать соблюдение условий конфиденциальности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6.3.3. Нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, условий договора о закреплении за Институтом имущества на праве оперативного управления и иных правил хозяйствования, установленных законодательством Российской Федерации.

6.3.4. Возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и посетителей Института.

6.3.5. Оплачивать труд своих работников с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и положением об оплате труда работников Института.

6.3.6. Обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

6.3.7. Обеспечивать условия для непрерывного повышения квалификации своих работников.

6.3.8. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации вести работу по воинскому учету граждан, находящихся в запасе, и призывников.

6.3.9. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации вести работу по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

6.3.10. Обеспечивать сохранность материалов и документов заявок, управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и других документов; в установленном порядке передавать их на архивное хранение.

6.3.11. Осуществлять материально-техническое обеспечение всех видов деятельности и объектов социальной сферы Института.

6.3.12. Директор Института:

6.3.12.1. Распоряжается имуществом Института в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает лицевые счета Института в органах Федерального казначейства, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, счета по учету средств в иностранной валюте в учреждениях Банка России или кредитных организациях в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

6.3.12.2. В пределах своей компетенции утверждает положения и инструкции, издает приказы и распоряжения, выпускает информационные письма, обязательные для всех работников Института.

6.3.12.3. В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации устанавливает работникам Института дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, предоставляет иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

6.3.12.4. Применяет в отношении работников Института меры поощрения и дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.3.12.5. Обеспечивает проведение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.3.12.6. Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению пожарной безопасности.

6.2.12.7. Действует от имени Института без доверенности, представляет его интересы в органах государственной власти, в органах местного самоуправления и в отношениях с юридическими и юридическими лицами.

6.3.12.8. Решает иные вопросы деятельности Института в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и трудовым договором.

6.4. Директор Института обязан предоставлять бухгалтерскую (бюджетную), налоговую и статистическую отчетность, а также другие отчетные материалы в установленные сроки учредителю и в иные государственные органы и нести полную ответственность за их достоверность и своевременность предоставления.

7. Ликвидация и реорганизация Института

7.1. Ликвидация Института производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В установленном порядке учредителем утверждается ликвидационная комиссия, которая обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого Института в течение всего периода ликвидации и подготавливает для утверждения ликвидационный баланс.

Недвижимое имущество Института, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого Института, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом.

Движимое имущество Института, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого Института, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

7.2. Реорганизация Института может быть осуществлена в установленном порядке в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

В случае, если по результатам реорганизации изменяется подведомственность Института, решение о его реорганизации принимается Правительством Российской Федерации.

Принятие решения о реорганизации Института при сохранении объема оказываемых им государственных услуг (работ) не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

7.3. При ликвидации и реорганизации увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.4. При ликвидации или реорганизации Института, а также прекращении работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, Институт обязан обеспечить сохранность этих сведений и их носителей путем разработки и осуществления системы мер режима секретности, защиты информации, противодействия технической разведке, охраны и пожарной безопасности.

7.5. При реорганизации и ликвидации Института все документы постоянного хранения (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие), сроки временного хранения которых не истекли, передаются в соответствующий архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.6. Ликвидация считается завершенной, а Институт прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.