В связи с поступающими обращениями от уполномоченных банков по вопросу использования электронного документооборота при обмене информацией, связанной с проведением валютных операций Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии с частью 13 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов уполномоченные банки и государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии документов при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.
Согласно абзацу 5 части 10 Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2017 N 1160, передача уполномоченными банками и государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в уполномоченные органы валютного контроля документов и информации, связанных с проведением валютных операций, может осуществляться в электронном виде и (или) с использованием электронных носителей информации.
В соответствии с подпунктами 23 и 25 пункта 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст, копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, налоговые органы вправе направлять в уполномоченные банки запросы в электронной форме (в том числе сканированные копии запросов), а уполномоченные банки вправе представлять в ответ сканированные копии (образы) запрашиваемых документов, подписанные квалифицированной электронной подписью, с использованием телекоммуникационных каналов связи, предоставленных специализированными операторами связи в рамках реализации налоговых правоотношений.
Указанная позиция согласована с Банком России.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и организовать информационную компанию с заинтересованными уполномоченными банками.
Государственный советник
Российской Федерации
1 класса
Д.В.ВОЛЬВАЧ