Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара

Оглавление

РУКОВОДСТВО ПО РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ И НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Предисловие

Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара (далее - Руководство) посвящено интереснейшим объектам интеллектуальной собственности - географическому указанию и наименованию места происхождения товара (далее - НМПТ). Руководство содержит практические рекомендации по оформлению и подаче заявок на географическое указание и НМПТ, которые будут полезны, прежде всего, производителям продукции, обладающей обусловленными географическим происхождением, особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.

Цель Руководства состоит в разъяснении сути и значения географического указания и НМПТ для эффективного функционирования производителей традиционных товаров и местной продукции в хозяйственном обороте, необходимости регистрации и получения исключительного права на географическое указание или НМПТ, а также возможных рисков для хозяйствующих субъектов в случае использования географического указания или НМПТ с нарушением законодательства.

Содержащиеся в Руководстве разъяснения иллюстрируются примерами и изображениями зарегистрированных НМПТ и потенциальных географических указаний для лучшего восприятия особенностей этих средств индивидуализации.

Понятие географического указания и наименования места происхождения товара

Географическое указание и НМПТ являются объектами интеллектуальных прав, средствами индивидуализации.

Определения географического указания и НМПТ закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Географическое указание - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).

НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Чем географическое указание отличается от НМПТ?

1. НМПТ - словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования.

Географическое указание - любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий из определенной территории.

2. Одно из основных требований к НМПТ - известность обозначения, которая возникла задолго до подачи заявки на государственную регистрацию такого обозначения в качестве НМПТ в результате его использования в отношении конкретного товара.

Отсутствие известности обозначения в отношении товара не является препятствием для регистрации географического указания.

3. НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Сопровождаемый НМПТ товар является своего рода единственным, неповторимым, не имеющим себе подобного.

Географическое указание регистрируется в отношении товара, обладающего определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением.

4. В случае географического указания на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

В случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

5. Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для регистрации географического указания заявитель сам собирает и представляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением.

Знаки охраны географического указания и НМПТ

Примеры НМПТ для традиционных товаров российских производителей

"Кубачи"

"Ессентуки"

"Дятьковский хрусталь"

"Русская водка"

"Выборгский крендель"

"Дымковская игрушка"

"Гжель"

"Тагильский поднос"

"Вологодское кружево"

"Тульский пряник"

"Жостово"

"Краснодарский чай"

"Конаковский фаянс"

"Башкирский мед"

"Тульский самовар"

"Адыгейский сыр"

"Шартан чувашский"

"Астраханский арбуз"

"Оренбургский пуховый платок"

"Вологодское масло"

"Крестецкая строчка"

"Алтайский мед"

"Кисловодский фарфор"

"Калитки карельские"

"Мстера"

"Белевская пастила"

"Астраханская осетровая икра"

Примеры зарегистрированных НМПТ

"Жостово"

"Кадомский вениз"

"Вологодское масло"

"Тульский пряник"

"Русская водка"

"Астраханские арбузы"

"Хохлома"

"Гжель"

"Алтайский мед"

"Астраханская осетровая икра"

"Крымская"

"Кубачи"

Обозначения, которые могут быть зарегистрированы в качестве географических указаний

"Шуйское мыло" (мыло ручной работы)

"Истанг" (традиционный чеченский ковер)