Оглавление
Руководство по регистрации и предоставлению исключительного права на географическое указание и наименование места происхождения товара (далее - Руководство) посвящено интереснейшим объектам интеллектуальной собственности - географическому указанию и наименованию места происхождения товара (далее - НМПТ). Руководство содержит практические рекомендации по оформлению и подаче заявок на географическое указание и НМПТ, которые будут полезны, прежде всего, производителям продукции, обладающей обусловленными географическим происхождением, особыми свойствами, качествами, репутацией или иными характеристиками.
Цель Руководства состоит в разъяснении сути и значения географического указания и НМПТ для эффективного функционирования производителей традиционных товаров и местной продукции в хозяйственном обороте, необходимости регистрации и получения исключительного права на географическое указание или НМПТ, а также возможных рисков для хозяйствующих субъектов в случае использования географического указания или НМПТ с нарушением законодательства.
Содержащиеся в Руководстве разъяснения иллюстрируются примерами и изображениями зарегистрированных НМПТ и потенциальных географических указаний для лучшего восприятия особенностей этих средств индивидуализации.
Географическое указание и НМПТ являются объектами интеллектуальных прав, средствами индивидуализации.
Определения географического указания и НМПТ закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Географическое указание - обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара).
НМПТ - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
1. НМПТ - словесное обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования.
Географическое указание - любое обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий из определенной территории.
2. Одно из основных требований к НМПТ - известность обозначения, которая возникла задолго до подачи заявки на государственную регистрацию такого обозначения в качестве НМПТ в результате его использования в отношении конкретного товара.
Отсутствие известности обозначения в отношении товара не является препятствием для регистрации географического указания.
3. НМПТ регистрируется в отношении товара, обладающего особыми свойствами, которые исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Сопровождаемый НМПТ товар является своего рода единственным, неповторимым, не имеющим себе подобного.
Географическое указание регистрируется в отношении товара, обладающего определенным качеством, репутацией или другими характеристиками, которые в значительной степени связаны с его географическим происхождением.
4. В случае географического указания на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.
В случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.
5. Для регистрации НМПТ требуется заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, отвечающий требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для регистрации географического указания заявитель сам собирает и представляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий определенным качеством, репутацией или другими характеристиками товара, которые в значительной степени определяются его географическим происхождением.
"Кубачи" | "Ессентуки" |
"Дятьковский хрусталь" | "Русская водка" |
"Выборгский крендель" | "Дымковская игрушка" |
"Гжель" | "Тагильский поднос" |
"Вологодское кружево" | "Тульский пряник" |
"Жостово" | "Краснодарский чай" |
"Конаковский фаянс" | "Башкирский мед" |
"Тульский самовар" | "Адыгейский сыр" |
"Шартан чувашский" | "Астраханский арбуз" |
"Оренбургский пуховый платок" | "Вологодское масло" |
"Крестецкая строчка" | "Алтайский мед" |
"Кисловодский фарфор" | "Калитки карельские" |
"Мстера" | "Белевская пастила" |
"Астраханская осетровая икра" |
"Жостово" | "Кадомский вениз" |
"Вологодское масло" | "Тульский пряник" |
"Русская водка" | "Астраханские арбузы" |
"Хохлома" | "Гжель" |
"Алтайский мед" | "Астраханская осетровая икра" |
"Крымская" | "Кубачи" |
"Шуйское мыло" (мыло ручной работы) | "Истанг" (традиционный чеченский ковер) |