Федеральная налоговая служба рассмотрела письма Правительства Рязанской области от 18.11.2019 N 8-МД/1042/э и от 07.05.2020 N ММ/3-3861 о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации имущества, составляющего казну области, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и сообщает следующее.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, при реализации имущества казны физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, НДС уплачивается в бюджет государственным органом, осуществляющим реализацию данного имущества.
При этом получить информацию о том, зарегистрировано ли физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, можно на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru через электронный сервис "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" (Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств) по ссылке https://egrul.nalog.ru/index.html. Поиск сведений о конкретном лице может осуществляться по его ИНН либо по Ф.И.О.
Что касается определения налоговой базы при исчислении НДС по операциям реализации имущества, составляющего казну области, то согласно письму Минфина России от 19.10.2009 N 03-07-15/147, доведенному до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@, при определении налоговой базы по НДС в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает НДС.
Аналогичная позиция содержится в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", согласно которому если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены.
Данный подход не противоречит судебным актам, упомянутым в письмах Правительства Рязанской области (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2019 N 5-КГ18-274, от 06.03.2019 N 5-КГ18-272, от 06.03.2019 N 5-КГ18-307, от 29.05.2019 N 5-КА19-7, от 13.06.2019 N 5-КА19-6, от 19.06.2019 N 5-КА19-10), предметом рассмотрения которых являлся не вопрос применения НДС при реализации имущества казны, а оспаривание организациями кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества (установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости).
Заместитель руководителя
Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.САТИН