Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938
Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений

Оглавление

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 октября 2005 г. N 7092

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПРИКАЗ от 30 сентября 2005 г. N 1938

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 4 Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 N 1323 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6006; 2005, N 7, ст. 560), в целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Показатели деятельности высших учебных заведений (приложение N 1).

1.2. Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2006 года.

Руководитель
В.А.БОЛОТОВ

Приложение 1
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "высшее учебное заведение"

Показатель 1.1. Содержание и уровень подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию.

Показатель 1.2. Качество подготовки

Уровень требований, предъявляемых к абитуриентам.

Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.

Уровень организации научно-исследовательской работы студентов.

Востребованность выпускников.

Показатель 1.3. Воспитательная деятельность образовательного учреждения

Условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы с обучающимися.

Организация воспитательной работы с обучающимися.

2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет)

Показатель 2.1. Спектр реализуемых основных образовательных программ

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Показатель 2.4. Методическая работа

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

Приложение 2
к Приказу
Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 30.09.2005 N 1938

КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│    Показатель     │   Наименование критерия государственной    │
│  государственной  │         аккредитации и его значение        │
│   аккредитации    │                                            │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│2.1. Спектр        │Число укрупненных групп специальностей      │
│реализуемых        │(направлений подготовки) по реализуемым     │
│основных           │основным образовательным программам:        │
│образовательных    ├───────────────────┬────────────────────────┤
│программ           │для университетов  │- не менее 7            │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│2.2. Возможность   │Число отраслей науки по специальностям      │
│продолжения        │научных работников (аспирантуры):           │
│образования        ├───────────────────┬────────────────────────┤
│по образовательным │для университета   │- не менее 5            │
│программам         ├───────────────────┴────────────────────────┤
│послевузовского и  │Число аспирантов на 100 студентов           │
│дополнительного    │контингента, приведенного к очной форме     │
│профессионального  │обучения:                                   │
│образования        ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 4            │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 2            │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Процент аспирантов, защитивших              │
│                   │диссертации не позднее чем через год        │
│                   │после окончания аспирантуры (от числа       │
│                   │поступивших):                               │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 25           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 25           │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Для университета - наличие                  │
│                   │докторантуры, диссертационных советов,      │
│                   │реализация образовательных программ         │
│                   │профессиональной переподготовки и (или)     │
│                   │повышения квалификации руководящих          │
│                   │работников и специалистов, научных и        │
│                   │научно-педагогических работников            │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│                   │Для академии - наличие докторантуры,        │
│                   │наличие диссертационных советов             │
│                   │(информационный показатель), реализация     │
│                   │образовательных программ профессиональной   │
│                   │переподготовки и (или) повышения            │
│                   │квалификации руководящих работников и       │
│                   │специалистов для определенной области       │
│                   │научно-педагогической деятельности          │
│                   ├────────────────────────────────────────────┤
│                   │Среднегодовой контингент обучающихся по     │
│                   │образовательным программам                  │
│                   │профессиональной переподготовки и (или)     │
│                   │повышения квалификации (чел.):              │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 50           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 20           │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│2.3. Научная,      │Число отраслей науки, в рамках которых      │
│научно-техническая │выполняются научные исследования:           │
│деятельность и ее  ├───────────────────┬────────────────────────┤
│результативность   │для университета   │- не менее 5            │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовой объем финансирования научных  │
│                   │исследований за пять лет (тыс. руб.):       │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │не менее 10 000         │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │не менее 5 000          │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │не менее 1 500          │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовой объем научных исследований на │
│                   │единицу научно-педагогического персонала за │
│                   │пять лет (тыс. руб.):                       │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 18           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 12           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 5            │
├───────────────────┼───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовое количество монографий на 100  │
│                   │основных штатных педагогических работников  │
│                   │с учеными степенями и (или) учеными         │
│                   │званиями, изданных за пять лет:             │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 2,0          │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 1,5          │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 1,2          │
├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤
│2.4. Методическая  │Процент учебных    │- 100%                  │
│работа             │дисциплин основных │                        │
│                   │образовательных    │                        │
│                   │программ,          │                        │
│                   │обеспеченных       │                        │
│                   │учебно-методичес-  │                        │
│                   │кими комплексами   │                        │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Для университета - использование            │
│                   │инновационных методов в образовательном     │
│                   │процессе, в том числе обеспечение           │
│                   │образовательного процесса доступом к        │
│                   │электронно-библиотечным системам,           │
│                   │сформированным на основании прямых договоров│
│                   │с правообладателями учебной и учебно-       │
│                   │методической литературы, методических       │
│                   │пособий                                     │
│                   ├────────────────────────────────────────────┤
│                   │Для академии - использование инновационных  │
│                   │методов в образовательном процессе, в том   │
│                   │числе обеспечение образовательного          │
│                   │процесса доступом к электронно-библиотечным │
│                   │системам, сформированным на основании прямых│
│                   │договоров с правообладателями учебной и     │
│                   │учебно-методической литературы, методических│
│                   │пособий                                     │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│2.5. Квалификация  │Процент профессорско-преподавательского     │
│педагогических     │состава с учеными степенями и (или) учеными │
│работников         │званиями:                                   │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 60           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 60           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 55           │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Процент докторов наук и (или) профессоров:  │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 10           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 10           │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 8,5          │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Процент профессорско-преподавательского     │
│                   │состава, работающего в вузе на штатной      │
│                   │основе:                                     │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для вузов,         │- не менее 30           │
│                   │существующих от    │                        │
│                   │трех до пяти лет   │                        │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для вузов,         │- не менее 40           │
│                   │существующих от    │                        │
│                   │пяти до девяти лет │                        │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для вузов,         │- не менее 50           │
│                   │существующих более │                        │
│                   │девяти лет         │                        │
│                   ├───────────────────┴────────────────────────┤
│                   │Среднегодовое число защит диссертаций на    │
│                   │100 человек научно-педагогического          │
│                   │персонала за 5 лет:                         │
│                   ├───────────────────┬────────────────────────┤
│                   │для университета   │- не менее 3            │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для академии       │- не менее 3            │
│                   ├───────────────────┼────────────────────────┤
│                   │для института      │- не менее 1            │
└───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘

Дополнительные требования к показателям и критериям государственной аккредитации для военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших военно-учебных заведений)

Показатель 1.1. Уровень и содержание подготовки

Соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров (специалистов).

Показатель 1.2. Качество подготовки

Соответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и квалификационным требованиям по направлениям подготовки (специальностям) офицеров.

Показатель 2.2. Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования

Соответствие контингента аспирантов (адъюнктов) и (или) докторантов установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Для военной академии - наличие образовательных программ дополнительного профессионального образования для офицерского состава, научных и научно-педагогических кадров.

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

Соответствие объема финансирования научных исследований на единицу профессорско-преподавательского состава установленным требованиям для высших военно-учебных заведений.

Показатель 2.4. Качественный состав научных и научно-педагогических кадров

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин, не имеющие ученых степеней и ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт работы в войсках (на флотах), штабах, учреждениях не менее 10 лет, воинское звание не ниже "подполковник", а также боевой опыт или государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

В числе преподавателей с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных учебных дисциплин с ученой степенью кандидата наук, имеющие государственные награды, государственные или отраслевые почетные звания, государственные премии.

Дополнительные требования к показателям и критериям государственной аккредитации для высших учебных заведений культуры и искусств

Показатель 2.3. Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность

В перечень основных научных и творческих школ по каждому направлению научных исследований включаются:

защищенные диссертации (кандидатские/докторские), а для творческих школ - работы учеников, ярко проявивших себя в данной сфере художественной и педагогической деятельности (к ним относятся имеющие почетные звания, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных и других премий; члены творческих союзов; исполнившие ведущие партии/роли; осуществившие самостоятельную постановку спектакля/фильма/телепередачи; выступающие в качестве концертирующих музыкантов и т.п.);

опубликованные статьи в специализированных журналах и научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации научных работ.

К монографиям могут приравниваться публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи результаты профессиональной творческой деятельности преподавателей по созданию авторских художественных произведений: спектакль, концертная композиция, фильм, цирковое и эстрадное представление.

Каждая выполненная работа приравнивается к одной монографии.

Показатель 2.5. Квалификация педагогических работников

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями могут приравниваться лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий.