СДА-29-2011. Требования к экспертным организациям в сфере безопасности в энергетике

Оглавление

Приняты
решением
Наблюдательного совета
от 20 января 2011 г. N 42-БНС

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭНЕРГЕТИКЕ

СДА-29-2011

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ устанавливает требования к экспертным организациям, осуществляющим деятельность в сфере безопасности в энергетике, которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - Единая система оценки соответствия).

Экспертные организации, осуществляющие деятельность в сфере безопасности в энергетике (далее - ЭО), выполняют аудит на соответствие требованиям безопасности объектов энергетики.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. Настоящий документ разработан с учетом требований:

Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";

Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

международных стандартов ISO серии 17000, в том числе ISO/IEC 17020:1998 "Общие критерии работы различных типов контролирующих органов" и Руководства по применению стандарта ISO/IEC 17020:1998 (EA IAF/ILAC - A4:2004);

Общих требований к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009).

2.2. Требования, установленные в настоящем документе, могут быть дополнены при их применении в конкретных областях деятельности ЭО. Дополнительные требования разрабатываются Органом по аккредитации совместно с техническими комиссиями и принимаются Наблюдательным советом.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ISO/IEC 17020:1998 "Общие критерии работы различных типов контролирующих органов", СДА-06-2009 "Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве".

4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. ЭО или организация, частью которой она является, должна иметь статус юридического лица и организационную форму, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации.

4.2. ЭО, которая является частью организации, осуществляющей также другие функции помимо аудита, должна быть идентифицируема в пределах этой организации. Допускается наделение полномочиями экспертной организации отдельного независимого подразделения юридического лица с оформлением соответствующего положения.

4.3. ЭО должна иметь организационную схему, отражающую структуру и взаимоотношения между подразделениями ЭО или организации, частью которой она является.

4.4. ЭО должна обеспечить соответствующие гарантии (банковские или страховые) своей ответственности на случай непреднамеренной ошибки при проведении аудита, если только эту ответственность не берет на себя государство или организация, подразделением которой является ЭО. Обеспечением гарантий ответственности экспертной организации могут служить следующие документы:

письменное обязательство банка или иного кредитного учреждения уплатить в соответствии с условиями даваемого обязательства денежную сумму в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате непреднамеренной ошибки при проведении аудита;

договор страхования риска гражданской ответственности ЭО на случай причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в случае непреднамеренной ошибки при проведении аудита.

Застрахованной деятельностью является деятельность по проведению аудита согласно областям аккредитации.

В качестве ключевого показателя при страховании ЭО выступает лимит ее ответственности, который зависит от области аккредитации (количества отраслевых направлений и объектов аудита, указываемых в свидетельстве об аккредитации).

Рекомендуемые лимиты ответственности разрабатываются Органом по аккредитации совместно с ведущими страховыми компаниями.

5. НЕЗАВИСИМОСТЬ, БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ

5.1. ЭО и ее персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказать влияние на выводы и оценки ЭО при проведении аудита. Всякое влияние на результаты аудита, оказываемое со стороны внешних организаций или лиц, должно быть исключено.

5.2. ЭО, аккредитованные в Единой системе оценки соответствия, должны соответствовать критериям независимости, приведенным ниже:

5.2.1. Критерии независимости экспертной организации типа A:

A1. Экспертная организация типа A должна:

A1.1. Быть независимой и продемонстрировать, что она не связана со сторонами, напрямую задействованными в следующих видах деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов энергетики, в отношении которых проводится аудит, или подобной проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание энергоустановок объектов энергетики, в отношении которых проводится технический аудит, или подобных конкурентных энергоустановок;

контрактных договоренностей, неформального понимания или других средств, при которых существует возможность влияния на исход аудита.

A1.2. Документировать процедуры аудита, чтобы гарантировать свободу задействованных в аудите персонала и экспертов от коммерческого, финансового и другого давления, которое может повлиять на их суждение.

A1.3. Иметь документированную и утвержденную руководителем юридического лица, в состав которого входит ЭО, политику поддержания статуса экспертной организации типа A. Орган по аккредитации проверяет подтверждение выполнения этой политики в отношении интересов владения, состава руководства, средств финансирования, методов принятия решения и других факторов, которые могут повлиять на беспристрастность, независимость и целостность экспертной организации типа A.

A2.1. Экспертная организация типа A или другая часть юридического лица, в состав которого входит ЭО, а также персонал и эксперты, задействованные в аудите, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов энергетики, если в области аккредитации ЭО входит аудит проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание энергоустановок объектов энергетики, если в области аккредитации ЭО входит технический аудит энергоустановок объектов энергетики.

A2.2. Экспертная организация типа A, а также ее персонал и эксперты, задействованные в аудите, не должны:

выполнять функции официального представителя любой из сторон, занимающихся видами деятельности, указанными в п. A2.1;

заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении аудита.

A3. Заказчик и все заинтересованные стороны должны иметь доступ к подразделениям ЭО. Не должно быть никаких незаконных финансовых или других условий. Методическая помощь должна быть беспристрастной.

5.2.2. Критерии независимости экспертной организации типа B:

B1. Экспертная организация типа B должна:

B1.1. Составлять отдельную демонстрируемую и идентифицируемую часть организации, занимающейся одним или несколькими следующими видами деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов энергетики;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание энергоустановок объектов энергетики;

B1.2. Иметь документированное разделение обязанностей персонала ЭО, ответственного за проведение аудита, и обязанностей персонала, выполняющего другие функции. Разделение должно быть установлено путем организационной идентификации и методами отчетности ЭО внутри головной организации.

B1.3. Оказывать услуги по аудиту только головной организации.

B2.1. Экспертная организация типа B, а также персонал и эксперты, задействованные в аудите, не должны заниматься деятельностью, которая может вступить в конфликт с их независимостью в принятии решения и их честностью в проведении аудита.

B2.2. Персонал и эксперты, задействованные в аудите, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами аудита, в отношении которых проводится аудит:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов энергетики, если в области аккредитации ЭО входит аудит проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание энергоустановок объектов энергетики, если в области аккредитации ЭО входит технический аудит энергоустановок объектов энергетики.

B3. Экспертная организация типа B создается специально для оказания услуг по аудиту головной организации.

5.2.3. Критерии независимости экспертной организации типа C:

C1. Экспертная организация типа C должна иметь документированное разделение обязанностей и ответственности в предоставлении услуг по проведению аудита, которое обеспечивается с помощью организационных методов и письменных методик.

C2. Персонал и эксперты, задействованные в аудите, не должны непосредственно заниматься следующими видами деятельности, связанными с объектами аудита, в отношении которых проводится аудит:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов энергетики, если в области аккредитации ЭО входит аудит проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, эксплуатация или обслуживание энергоустановок объектов энергетики, если в области аккредитации ЭО входит технический аудит энергоустановок объектов энергетики.

C3.1. Экспертная организация типа C может быть напрямую задействованной в следующих видах деятельности:

разработка проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов энергетики, в отношении которых проводится аудит, или подобной проектной документации;

проектирование или конструирование, изготовление, поставка, монтаж, ремонт, покупка, владение, эксплуатация или обслуживание энергоустановок объектов энергетики, в отношении которых проводится технический аудит, или подобных конкурентных энергоустановок объектов энергетики.

C3.2. Экспертная организация типа C может осуществлять аудит своих объектов, объектов головной организации, а также объектов сторонней организации.

C3.3. Экспертная организация типа C не является инспекционным органом, осуществляющим инспекцию третьей стороны по требованиям независимости.

6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

6.1. Любые сведения и информация, полученные в ходе аудита, рассматриваются сотрудниками ЭО как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации.

6.2. ЭО должна иметь политику, сформулированную в документах системы менеджмента качества (далее - СМК), о соблюдении ЭО и субподрядными организациями требований конфиденциальности в отношении информации, полученной в ходе аудита.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

7.1. ЭО должна иметь такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать удовлетворительное выполнение своих функций.

7.2. ЭО должна документировать обязанности структурных подразделений и сотрудников, а также взаимодействие между ними.

7.3. В штатном расписании и организационной структуре ЭО должны быть предусмотрены должности:

руководителя или технического руководителя, несущего всю полноту ответственности за организацию работ по проведению аудита и результаты проведения аудита (при наличии в ЭО нескольких подразделений, занимающихся аудитом, таких руководителей может быть несколько);

ответственного за обеспечение качества.

Руководитель и технический руководитель ЭО (заместитель руководителя) должны быть назначены из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

7.4. В ЭО должны быть назначены лица, которые в отсутствие руководителя, ответственного за услуги по проведению аудита, могут выполнять его функции.

7.5. ЭО должна обеспечить контроль деятельности экспертов. Контроль должен осуществляться экспертами, имеющими наибольший опыт проведения аудита и независимыми от контролируемых экспертов.

Контроль может осуществляться в форме наблюдения за работой экспертов на месте, рассмотрения отчетов и заключений аудита и др.

Контроль за работой эксперта должен осуществляться не реже одного раза за период действия свидетельства об аккредитации.

7.6. Все сотрудники ЭО должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ЭО и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов инструкции пересматриваются в установленном в ЭО порядке.

8. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

8.1. Руководство ЭО должно определить и документально оформить свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечить, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации.

8.2. ЭО должна обеспечить создание и функционирование эффективной СМК, соответствующей характеру выполняемых работ.

8.3. СМК должна быть полностью документирована. Описание СМК представляется в Руководстве по качеству, утвержденном руководителем ЭО. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы документов по качеству, включающей основной документ - Руководство по качеству.

8.4. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:

общую информацию (наименование организации, адреса, номера телефонов и др., официальный статус);

политику и цели в области качества;

заявление руководства о назначении ответственного за обеспечение качества;

описание областей деятельности ЭО;

информацию о связи ЭО с головной и дочерними организациями (если они имеются);

схему(ы) организационной структуры;

описание процессов и процедур, связанных с проведением аудита;

описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в области аудита;

процедуру контроля документации;

процедуру проведения внутренних проверок;

процедуру обратной связи и корректирующих действий;

процедуру анализа СМК со стороны руководства;

другие процедуры и инструкции или ссылки на другие процедуры или инструкции в соответствии с требованиями настоящего документа и международного стандарта ISO/IEC 17020:1998;

перечень подразделений ЭО (сотрудников) для рассылки Руководства по качеству.

8.5. Руководство ЭО должно назначить должностное лицо, непосредственно подчиняющееся руководству, которое независимо от своих обязанностей несет ответственность за обеспечение качества в рамках ЭО.

8.6. Ответственный за обеспечение качества должен отвечать за поддержание СМК на уровне, соответствующем современным требованиям.

8.7. ЭО должна поддерживать в рабочем состоянии систему управления всей документацией, относящейся к ее деятельности.

В отношении документации, относящейся к деятельности ЭО, должны быть обеспечены:

доступ к текущим изданиям необходимых документов всему задействованному персоналу;

своевременное внесение изменений во все документы;

изъятие заменяемых документов из пользования в ЭО (при этом копия изъятого документа должна храниться в архиве в течение установленного в ЭО периода);

уведомление заинтересованных сторон при необходимости об изменениях, связанных с документацией.

8.8. ЭО должна осуществлять проведение плановых внутренних проверок СМК для подтверждения ее эффективности, а также соответствия установленным требованиям. Внутренние проверки должны проводиться персоналом, имеющим соответствующую квалификацию. Персонал, осуществляющий внутренние проверки, должен быть независимым от проверяемых объектов. Результаты внутренних проверок должны быть документированы.

8.9. В ЭО должна быть разработана процедура учета несоответствий, выработки и реализации необходимых корректирующих действий, контроля исполнения и оценки их эффективности.

8.10. Руководство ЭО должно через соответствующие интервалы пересматривать СМК для обеспечения ее пригодности и эффективности. Результаты таких пересмотров должны документироваться.

9. ПЕРСОНАЛ

9.1. ЭО должна иметь достаточное количество персонала для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению аудита, в том числе экспертов (эксперта), область аттестации которых соответствует области аккредитации ЭО и для которых работа в данной организации является основной <1>. Учет специалистов экспертной организации должен вестись по форме, приведенной в приложении 1.

9.2. Персонал ЭО должен иметь соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необходимые для проведения аудита.

9.3. Руководитель и персонал ЭО должны пройти аттестацию по вопросам безопасности в аттестационных комиссиях Ростехнадзора в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).

9.4. ЭО должна создать документированную систему обучения, обеспечивающую необходимую подготовку персонала.

9.5. ЭО должна обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, занимающегося проведением аудита. ЭО должна установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:

период официального введения в должность;

период работы под наблюдением опытных сотрудников;

постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.

9.6. ЭО должна вести регистрацию научной или другой квалификации, подготовки и опыта каждого работника. На каждого эксперта (экспертов, для которых работа в ЭО является основной, а также экспертов и консультантов, выполняющих работы по совместительству или по гражданско-правовым договорам) должна быть заведена квалификационная карточка эксперта (приложение 2).

9.7. ЭО должна обеспечить руководство работой своего персонала.

9.8. Денежное вознаграждение персонала, которому поручается проведение аудита, не должно непосредственно зависеть от количества проведенных аудитов, а также от их результатов.

10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ

10.1. ЭО должна иметь в своем распоряжении соответствующие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с проведением аудита.

10.2. Если ЭО проводит испытания, то входящая в ее состав или привлекаемая испытательная лаборатория должна подтвердить свою компетентность путем аттестации или аккредитации в Единой системе оценки соответствия.

10.3. Контрольное, испытательное и диагностическое оборудование ЭО должно иметь эксплуатационную документацию, находиться в исправном состоянии и при необходимости поверяться в установленные сроки. Оснащенность ЭО контрольным, испытательным, диагностическим оборудованием и средствами измерения должна учитываться по специальной форме (приложение 3).

ЭО должна иметь документированные процедуры доступа к техническим средствам и оборудованию и их использования, технического обслуживания и проверки технического состояния используемых технических средств и оборудования, а также график поверки средств измерения.

10.4. Все оборудование должно быть соответствующим образом идентифицировано.

В целях обеспечения качества услуг по проведению аудита ЭО должна иметь документированные процедуры:

выбора квалифицированных поставщиков;

выпуска соответствующих документов на покупку;

контроля получаемых материалов;

обеспечения подходящего складского оборудования.

10.5. При использовании в ЭО компьютеров или автоматизированного оборудования для проведения аудита должно быть гарантировано, что:

программные средства проверены в целях установления их пригодности к применению;

разработаны и выполняются процедуры защиты целостности данных;

компьютеры и автоматизированное оборудование содержатся в сохранности для обеспечения надлежащего функционирования;

разработаны и выполняются процедуры сохранения безопасности данных.

10.6. ЭО должна иметь документированные процедуры обращения с неисправным оборудованием. Неисправное оборудование необходимо выводить из эксплуатации.

11. МЕТОДЫ АУДИТА И ПРОЦЕДУРЫ

11.1. ЭО должна иметь необходимые нормативные технические документы, регламентирующие проведение аудита в заявленной области аккредитации. Ведение перечня нормативных технических документов ЭО должно соответствовать установленной форме (приложение 4).

Стандарты, правила, методики, инструкции и другие документы, используемые в работе ЭО, должны быть актуализированы и доступны для персонала, устаревшие документы должны своевременно изыматься.

11.2. ЭО должна иметь систему контроля договоров или рабочих заказов, которая обеспечивает, чтобы:

выполняемая работа соответствовала компетентности ЭО и ЭО имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований;

требования заказчиков на услуги по проведению аудита были адекватно определены, специальные условия понятны и чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить соответствующие инструкции;

выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;

законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.

11.3. Наблюдения и (или) данные, полученные при проведении аудита, должны своевременно записываться для предотвращения потери необходимой информации.

11.4. Все вычисления и процессы передачи данных должны подлежать соответствующим проверкам.

11.5. Сотрудники ЭО должны иметь инструкции по безопасному проведению работ при осуществлении аудита в соответствии с требованиями охраны труда.

12. ОБРАЩЕНИЕ С ОБЪЕКТАМИ АУДИТА

12.1. ЭО должна обеспечить уникальную идентификацию объектов аудита.

12.2. Любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им, должны быть зарегистрированы до начала аудита. В случае каких-либо сомнений относительно пригодности объекта аудита для предстоящего аудита или несоответствия объекта аудита представленному описанию ЭО должна проконсультироваться с заказчиком до начала работы.

12.3. ЭО должна установить, была ли выполнена вся необходимая подготовка для объекта аудита, или по запросу заказчика подготовка должна быть проведена ЭО.

12.4. ЭО должна иметь документированные процедуры и соответствующие технические средства для предотвращения повреждений или порчи объектов аудита, когда они находятся под ее ответственностью.

13. ДОКУМЕНТАЦИЯ

13.1. ЭО должна вести протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами.

13.2. Протоколы должны включать достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку аудита.

13.3. Наблюдения или информация, полученные в ходе аудита, должны своевременно регистрироваться.

13.4. Протоколы должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.

14. ОТЧЕТЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ АУДИТА

14.1. Работа, проведенная ЭО, должна быть отражена в заключении аудита.

14.2. Заключение аудита подписывается руководителем ЭО и заверяется печатью ЭО.

14.2. Отчеты экспертов и заключения аудита должны храниться в течение установленного периода с соблюдением требований безопасности и конфиденциальности.

14.3. ЭО должна иметь полный перечень оформленных заключений аудита. Этот перечень регулярно (один раз в квартал) предоставляется в Орган по аккредитации по специальной форме для ведения учета (приложение 5).

15. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА С СУБПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

15.1. ЭО обычно сама выполняет аудит, на проведение которого она заключила договор.

15.2. В случае привлечения к работам по аудиту субподрядных организаций ЭО должна обеспечить и документально подтвердить их компетентность.

При выполнении на условиях субподряда некоторых работ ЭО должна предупредить об этом заказчика и в необходимых случаях получить его согласие.

15.3. Компетентность субподрядных организаций может быть продемонстрирована:

наличием аккредитации субподрядных организаций в соответствии со стандартами ISO/IEC 17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006;

проведением ЭО оценки компетентности субподрядных организаций на соответствие требованиям международных стандартов ISO/IEC 17020:1998 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006, где это применимо.

15.4. ЭО должна регистрировать и хранить документацию, подтверждающую компетентность и соответствие субподрядных организаций предъявляемым в Единой системе оценки соответствия требованиям, а также вести регистрацию всех работ, выполняемых субподрядными организациями.

15.5. При заключении договора подряда на определенную специализированную деятельность ЭО должна иметь возможность привлечения квалифицированного и опытного специалиста, который может провести независимую оценку этой деятельности. Ответственность за такую оценку лежит на ЭО.

16. ЖАЛОБЫ И ОБРАЩЕНИЯ

16.1. ЭО должна иметь документированную процедуру рассмотрения поступающих от заказчика или других сторон жалоб, апелляций и других обращений, касающихся деятельности ЭО.

16.2. ЭО должна сохранять регистрационные записи о всех жалобах и апелляциях, а также о предпринятых для их разрешения действиях.

17. СОТРУДНИЧЕСТВО

ЭО может участвовать в обмене опытом с другими ЭО, а также в мероприятиях, проводимых в рамках Единой системы оценки соответствия.

ЭО может участвовать в создании саморегулируемых организаций в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

18. ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ

18.1. Аккредитация ЭО проводится в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17011-2009 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА-01-2009) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом.

18.2. Процесс аккредитации ЭО соответствует разделу 3 СДА-01-2009.

18.3. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве ЭО, подает в Орган по аккредитации заявку на аккредитацию с приложением необходимых документов (приложение 6), в том числе анкету о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве ЭО (приложение 7). Орган по аккредитации заключает с заявителем соответствующий договор на проведение работ (п. 5.2 СДА-01-2009).

Орган по аккредитации проводит оценку ЭО на месте. Результаты оценки организации отражаются в акте (форма акта приведена в приложении 8).

18.4. В случае положительного решения Комиссии по аккредитации ЭО получает свидетельство об аккредитации, приведенное в приложениях 9 и 10.

18.5. В случае необходимости расширения области аккредитации ЭО проходит дополнительную процедуру аккредитации в рамках заявленной области.

18.6. Аккредитованная ЭО заключает с Органом по аккредитации договора на проведение инспекционного контроля (п. п. 11.3, 11.8 СДА-01-2009), определяющие их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации. Форму договоров устанавливает Орган по аккредитации.

18.7. ЭО должна выполнять требования к аккредитованным ЭО, включая предоставление возможности наблюдения за ходом проведения аудита при проведении инспекционного контроля на месте деятельности ЭО, оплату расходов, связанных с деятельностью по аккредитации, и др.

18.8. В течение срока действия свидетельства об аккредитации Орган по аккредитации проводит инспекционный контроль деятельности ЭО (инспекционный контроль на месте и мониторинг функционирования) (раздел 11 СДА-01-2009). Первый инспекционный контроль на месте проводится не позднее чем через 12 месяцев от даты начала действия свидетельства об аккредитации ЭО, последующие - не позднее чем через 18 месяцев после предыдущего.

В ходе инспекционного контроля на месте учитываются результаты предыдущих оценок ЭО на месте, а также оценивается:

функционирование системы менеджмента качества ЭО;

соответствие ЭО критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией;

деятельность по проведению аудита за период, прошедший после очередной оценки на месте.

Для проведения мониторинга функционирования ЭО обязана представлять в Орган по аккредитации ежеквартальный отчет о деятельности, включающий в себя сведения о выполненных заключениях аудита за отчетный период, сведения о результатах функционирования СМК, о результатах внешних проверок (со стороны федеральных органов исполнительной власти, заказчиков, аудитов третьей стороны), жалоб и претензий к деятельности ЭО, а также другие сведения, характеризующую работу ЭО в области аккредитации.

18.9. Продление аккредитации ЭО осуществляется на основании заявки организации. Заявка должна быть подана за 6 месяцев до окончания срока действия свидетельства об аккредитации. В этом случае Орган по аккредитации планирует проведение повторной оценки ЭО, совмещенной с инспекционным контролем. При положительном результате повторной оценки и инспекционного контроля на месте Орган по аккредитации продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок пять лет.

Срок между первичной и повторной оценкой не должен превышать пять лет.

18.10. По результатам повторной оценки и инспекционного контроля на месте оформляются акты (приложение 8).

Все значительные несоответствия и несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в срок не более трех месяцев.

В зависимости от значимости выявленных несоответствий могут быть установлены разные сроки их устранения. Для более значимых несоответствий могут быть установлены более короткие сроки их устранения по отношению к другим несоответствиям.

18.11. По результатам устранения несоответствий ЭО должна представить в Орган по аккредитации отчет о выполненных корректирующих действиях (приложение 11).

18.12. На основании отчета и сведений о коррекциях и корректирующих действиях ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии ЭО критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации.

18.13. ЭО обязана своевременно извещать Орган по аккредитации о структурных и качественных изменениях, связанных с деятельностью по аудиту, а также об изменениях юридического адреса, платежных реквизитов и контактной информации.

Приложение 1

ФОРМА УЧЕТА СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СОСТАВ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АУДИТ

N п/п

Ф.И.О.

Должность

Образование

Область надзора, объекты аудита

Дата и номер протокола аттестации, периодичность

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Примечание. Кроме специалистов, для которых работа в данной организации является основной <1>, указываются привлекаемые специалисты других организаций (об этом делается отметка в графе 7).

--------------------------------

<1> В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации.

Приложение 2

ФОРМА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАРТОЧКИ ЭКСПЕРТА

                    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАРТОЧКА ЭКСПЕРТА
                          экспертной организации

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________
2. Число, месяц, год рождения _____________________________________________
3. Место работы, должность ________________________________________________
рабочий телефон ___________________________________________________________
4. Образование, квалификация, специальность по образованию ________________
___________________________________________________________________________
5. Ученая степень, ученое звание __________________________________________
6. Стаж работы в области специализации ____________________________________
7. Домашний адрес, телефон ________________________________________________
8. Участие в работах по проведению аудита

Дата

Организация, город

Объекты аудита

9. Сведения о прохождении специальной подготовки и аттестации:

Дата

Организация, город

Специализация

N удостоверения

10. Участие в конгрессах, конференциях и семинарах

Дата

Место проведения

Тематика

Тема доклада

11. Печатные труды

Дата

Наименование

Издательство, объем

Дата последнего изменения карточки:     ________________
Подпись руководителя ______________     Подпись эксперта _____________

Приложение 3

ФОРМА УЧЕТА ОСНАЩЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСНАЩЕННОСТЬ КОНТРОЛЬНЫМ, ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ И ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ И СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЯ

N п/п

Наименование оборудования и средства измерения

Наличие эксплуатационной документации на оборудование и средства измерения

Изготовитель (страна, фирма)

Дата и N документа о поверке, калибровке, аттестации технических средств

Примечание

1

2

3

4

5

6

Приложение 4

ФОРМА ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА

ПЕРЕЧЕНЬ нормативных технических документов, используемых при проведении аудита (в соответствии с областью аккредитации)

N п/п

Обозначение документа

Наименование документа

Кем и когда утвержден документ, дата введения в действие

Примечание

1

2

3

4

5

Приложение 5

ФОРМА ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЯХ АУДИТА

ПЕРЕЧЕНЬ выполненных заключений аудита за ___ квартал ____ года

____________________________________________________________ (наименование экспертной организации)

N п/п

Наименование объекта аудита

Наименование организации-заказчика, юридический и почтовый адреса

N заключения аудита

Сведения об экспертах (Ф.И.О., N удостоверения, область аттестации)

Примечание <1>

1

2

3

4

5

6

Руководитель экспертной организации _________________________
                                            (подпись)

М.п.

--------------------------------

<1> Если экспертная организация имеет несколько свидетельств об аккредитации, указывается номер того свидетельства, область аккредитации которого распространяется на приведенное заключение аудита.

Приложение 6

ФОРМА ЗАЯВКИ НА АККРЕДИТАЦИЮ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Заявка на аккредитацию в качестве ЭО

┌─────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│     │ ┌─┐    Первичная аккредитация                                     │
│Вид  │ └─┘                                                               │
│ак-  ├───────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│кре- │ ┌─┐    Продление аккредитации                                     │
│дита-│ └─┘                                                               │
│ции  ├───────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│     │ ┌─┐    Расширение области аккредитации                            │
│     │ └─┘                                                               │
└─────┴───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Сведения о заявителе

Наименование организации (полное и краткое):

Юридический адрес организации: индекс, город, улица, ... :

Почтовый адрес организации: индекс, город, улица, ... :

Фактический адрес организации: индекс, город, улица, ... :

Наименование подразделения (подразделений), осуществляющего функции экспертной организации <1>:

Фактический адрес:

Руководитель организации (ФИО, должность)

Телефон (с кодом):

Телефакс:

E-mail:

Интернет-сайт:

ИНН/КПП/БИК:

Расчетный счет

Кор. Счет

ОКАТО

Контактное лицо (ФИО, должность, телефон, e-mail):

--------------------------------

<1> Указывается в случае, если функции экспертной организации осуществляет обособленное подразделение юридического лица.

Просим провести аккредитацию в качестве экспертной организации. Тип независимости экспертной организации <2>:

--------------------------------

<2> Выбрать один из вариантов.

       ┌─┐              ┌─┐              ┌─┐
Тип A  └─┘       Тип B  └─┘       Тип C  └─┘

Мы заявляем, что нам известны требования ISO/IEC 17020:1998, СДА-01-2009, СДА-29-2011.

Мы обязуемся добровольно:

соблюдать процедуру аккредитации;

отвечать требованиям, предъявляемым к аккредитованным экспертным организациям;

оплатить все расходы, связанные с аккредитацией, независимо от ее результата, в том числе связанные с приемом группы экспертов по аккредитации и технических специалистов для проверки и оценки заявителя на месте;

принять на себя затраты по инспекционному контролю (инспекционному контролю на месте и мониторингу функционирования).

Приложения к заявке:

1. Заявляемая область аккредитации <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Перечнем областей аккредитации экспертных организаций в сфере безопасности в энергетике, принятым Наблюдательным советом Единой системы оценки соответствия.

2. Анкета о готовности организации.

3. Копия устава и (или) других учредительных документов заявителя.

4. Копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;

копия информационного письма Федеральной службы государственной статистики (Росстат);

копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

5. Руководство по качеству организации и другие документы системы менеджмента качества;

6. Сведения о персонале (перечень штатных и привлекаемых сотрудников, квалификационные карточки <2>, копии квалификационных удостоверений);

--------------------------------

<2> В соответствии с Приложением 1 и 2 СДА-29-2011.

7. Перечень технических средств, применяемых при осуществлении деятельности по аудиту, данные об испытательной лаборатории (при необходимости);

8. Перечень нормативно-технической документации, устанавливающей требования в области аккредитации заявителя;

9. Сведения о занимаемых помещениях (собственных и арендуемых);

10. Сведения о страховании ответственности при проведении аудита;

11. Другие документы, содержащие информацию о заявителе, необходимую для подтверждения его соответствия критериям аккредитации.

    Руководитель организации заявителя ____________________________________
                                                  (ФИО, подпись)
    м.п.

Приложение 7

ФОРМА АНКЕТЫ О ГОТОВНОСТИ ЗАЯВИТЕЛЯ

Анкета о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве экспертной организации

N п/п

Вопросы к экспертной организации

Пункты разделов, устанавливающих требования ISO/IEC 17020:1998

Наименование документов, пункты разделов, устанавливающие и подтверждающие выполнение требований

Комментарии по выполнению требований

1

2

3

4

5

1.

Является ли ЭО или организация, частью которой она является, официально идентифицируемой?

п. 3.1

2.

Является ли ЭО частью организации, осуществляющей также другие функции помимо аудита, и идентифицируема ли она в пределах этой организации?

п. 3.2

3.

Имеется ли в ЭО документация, в которой описываются ее функции и диапазон областей деятельности, в которых она компетентна?

п. 3.3

4.

Несет ли ЭО соответствующую страховую ответственность, если только ответственность не установлена государством посредством законодательных актов или организацией, частью которой она является?

п. 3.4

5.

Имеет ли ЭО документацию, описывающую условия, при которых она работает, если только она не является частью организации и не предоставляет услуги по аудиту только этой организации?

п. 3.5

6.

Имеет ли ЭО или организация, частью которой она является, счета, подвергаемые независимой проверке?

п. 3.6

7.

Свободен ли персонал ЭО от любых коммерческих, финансовых и других давлений, которые могли бы повлиять на принятие решений?

Имеются ли в ЭО процедуры, предотвращающие влияние на результаты аудита со стороны посторонних лиц или организаций?

п. 4.1

8.

Является ли ЭО независимой настолько, насколько это требуется для условий, при которых она выполняет свои услуги?

Критериям какого типа независимости удовлетворяет ЭО? Нужное подчеркнуть.

п. 4.2

Тип A

Тип B

Тип C

9.

Обеспечены ли в ЭО гарантии конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения аудита?

Защищены ли в ЭО права собственности?

п. 5

10.

Имеет ли ЭО такую организационную структуру, которая позволяла бы ей обеспечивать выполнение своих функций?

п. 6.1

11.

Определены ли и зафиксированы ли документально:

- обязанности структурных подразделений, входящих в организационную структуру ЭО;

- функциональная система отчетности?

Определена ли взаимосвязь между функциями ЭО, в том случае, если ЭО предоставляет также услуги по сертификации и (или) испытаниям?

п. 6.2

12.

Имеется ли в ЭО квалифицированный и опытный технический менеджер (один или несколько), работающий в ЭО на постоянной основе, который несет полную ответственность за то, чтобы проведение контроля соответствовало требованиям международного стандарта ISO/IEC 17020:1998?

п. 6.3

13.

Обеспечивается ли в ЭО эффективный надзор посредством квалифицированных лиц, знающих методики аудита, цели аудита и способных оценить ее результаты?

п. 6.4

14.

Имеются ли в ЭО официально назначенные лица, которые в отсутствие любого менеджера, ответственного за услуги по проведению аудита, могут выполнять его функции?

п. 6.5

15.

Документированы ли все должностные требования, касающиеся обеспечения качества услуг по проведению аудита?

Включают ли эти документы требования к образованию, подготовке, техническим знаниям и опыту?

п. 6.6

16.

Определило ли и документально зафиксировало руководство ЭО свою политику, цели и обязательства относительно качества и обеспечило ли, чтобы эта политика была понятна, выполнима и поддерживалась на всех уровнях организации?

п. 7.1

17.

Обеспечено ли в ЭО создание и функционирование эффективной системы менеджмента качества, соответствующей типу, диапазону и объему выполняемой работы?

п. 7.2

18.

Полностью ли документирована система менеджмента качества?

Имеется ли справочное руководство по качеству, содержащее информацию, которая требуется по международному стандарту ISO/IEC 17020:1998 (приложение D)?

п. 7.3

19.

Назначено ли руководством ЭО лицо, которое независимо от своих обязанностей имеет определенные полномочия и ответственность за обеспечение качества в пределах ЭО?

Имеет ли это лицо непосредственный доступ к высшему руководству?

п. 7.4

20.

Отвечает ли лицо, назначенное ответственным за обеспечение качества, за поддержание системы менеджмента качества на уровне, соответствующем современным требованиям?

п. 7.5

21.

Утверждена ли в ЭО система управления всей документацией, относящейся к ее деятельности, которая обеспечивает, чтобы:

a) текущие выпуски соответствующей документации имелись во всех необходимых местах и предоставлялись персоналу, которому она необходима;

b) все изменения документов или дополнения к документам были санкционированы и обрабатывались таким образом, чтобы было обеспечено их своевременное предоставление в нужное место;

c) замененные документы были исключены из употребления по всей организации, но одна копия хранилась в течение определенного периода;

d) другие стороны в случае необходимости были уведомлены об изменениях?

п. 7.6

22.

Проводятся ли в ЭО систематические плановые и документированные внутренние проверки системы менеджмента качества для контроля ее эффективности и соответствия критериям международного стандарта ISO/IEC 17020:1998?

Обладает ли персонал, осуществляющий проверку, соответствующую квалификацию и независимость от проверяемых объектов?

п. 7.7

23.

Имеются ли в ЭО тщательно описанные методики для обеспечения обратной связи и корректирующих действий, на случай обнаружения каких-либо расхождений в системе менеджмента качества и (или) при проведении аудита?

п. 7.8

24.

Проверяется ли через соответствующие периоды система менеджмента качества для обеспечения ее пригодности и эффективности?

Протоколируются ли результаты таких проверок?

п. 7.9

25.

Имеется ли в ЭО достаточное количество постоянного компетентного персонала для выполнения его функций?

п. 8.1

26.

Имеют ли работники, ответственные за проведение аудита, соответствующую квалификацию, подготовку, опыт и хорошее знание требований проводимого аудита?

Умеют ли они принимать профессиональные решения соответственно общим требованиям, используя результаты аудита, и сообщают ли они их?

Имеют ли они соответствующие знания о технологии изготовления продукции, подвергаемой аудиту, о том, каким образом эта продукция или процессы используются или будут использоваться и о возможных дефектах при их использовании или эксплуатации?

Понимают ли они значение обнаруженных отклонений от нормального использования рассматриваемых продукции или процессов?

п. 8.2

27.

Создана ли в ЭО документированная система обучения, обеспечивающая подготовку персонала в технических и административных областях работы, которой он будет заниматься, на уровне современных требований в соответствии со своей политикой?

Установлены ли в ЭО необходимые стадии обучения для каждого работника, включающие:

a) начальный период;

b) рабочий период под надзором опытных экспертов;

c) постоянное обучение на протяжении всей деятельности, чтобы не отставать от развивающейся технологии?

п. 8.3

28.

Ведется ли в ЭО регистрация ученой или другой квалификации, подготовки и опыта каждого работника?

п. 8.4

29.

Обеспечено ли в ЭО руководство работой своего персонала?

п. 8.5

30.

Зависит ли непосредственным образом оплата работников, занимающихся аудитом, от количества проведенных проверок (аудитов) и результатов таких проверок?

п. 8.6

31.

Имеет ли ЭО в своем распоряжении подходящие технические средства и оборудование, позволяющие осуществлять все операции, связанные с услугами по проведению аудита?

п. 9.1

32.

Имеются ли в ЭО четкие правила для доступа к техническим средствам и оборудованию и для их использования?

п. 9.2

33.

Обеспечивается ли в ЭО постоянная пригодность технических средств и оборудования, упомянутых в п. 9.1 ISO/IEC 17020:1998, для их предполагаемого использования?

п. 9.3

34.

Идентифицировано ли все оборудование соответствующим образом?

п. 9.4

35.

Обеспечивает ли ЭО правильное обслуживание всего оборудования согласно письменным методикам и инструкциям?

п. 9.5

36.

Обеспечивает ли ЭО в соответствующих случаях поверку средств измерения перед началом их эксплуатации и их последующую поверку согласно установленной программе?

п. 9.6

37.

Разрабатывается и выполняется ли полная программа поверки таким образом, чтобы во всех измерениях, проводимых ЭО, средства измерения были привязаны к национальным и международным эталонам на единицы физических величин, если они имеются?

Имеются ли достаточные доказательства согласования или точности результатов аудита в тех случаях, когда связь с национальными или международными эталонами не прослеживается?

п. 9.7

38.

Имеются ли у ЭО эталоны для сравнения и используются ли они для поверки средств измерения и ни для каких других целей?

Поверяются ли эталоны для сравнения компетентным органом, который обеспечивает связь с национальными или международными эталонами?

п. 9.8

39.

Проверяется ли в соответствующих случаях оборудование в процессе эксплуатации между регулярными повторными поверками?

п. 9.9

40.

Привязаны ли эталонные материалы к национальным или международным эталонным материалам?

п. 9.10

41.

Имеются ли в ЭО в целях обеспечения качества услуг по аудиту методики для:

a) выбора квалифицированных поставщиков;

b) выпуска соответствующих документов на покупку;

c) контроля получаемых материалов;

d) обеспечения подходящего складского оборудования?

п. 9.11

42.

Проводится ли в случае необходимости с соответствующими интервалами оценка состояния хранящихся на складе изделий?

п. 9.12

43.

Обеспечивается ли в ЭО в случае использования для аудита компьютеры или автоматизированное оборудование:

a) проверка программных средств, чтобы была гарантия их адекватности для использования;

b) разработка и выполнение методик для защиты целостности данных;

c) техническое обслуживание компьютера и автоматизированного оборудования для обеспечения их правильного функционирования;

d) разработка и выполнение методик для обеспечения защиты данных?

п. 9.13

44.

Имеются ли в ЭО письменные процедуры для обращения с поврежденным оборудованием?

Исключено ли поврежденное оборудование из обслуживания путем выделения, четкого обозначения или маркировки?

Анализирует ли ЭО влияние дефектов на предыдущие проверки (аудиты)?

п. 9.14

45.

Записана ли на оборудовании соответствующая информация, которая обычно включает идентификационные данные, данные о поверке и техническом обслуживании?

п. 9.15

46.

Использует ли ЭО для аудита методы и процедуры, установленные в требованиях международного стандарта ISO/IEC 17020:1998, относительно которых должно определяться соответствие?

п. 10.1

47.

Использует ли ЭО соответствующие письменные инструкции по планированию аудита и по стандартным методам выборки и аудита, для которых отсутствие таких инструкций могло бы понизить эффективность процесса аудита?

Для этого требуются достаточные знания статистических методов, чтобы обеспечить статистически достоверные процедуры выборочного контроля и правильную обработку и интерпретацию результатов.

п. 10.2

48.

При использовании ЭО нестандартных методов или процедур, фиксируются ли они документально?

п. 10.3

49.

Поддерживаются ли на уровне современных требований и легко доступны ли персоналу все инструкции, стандарты или письменно зафиксированные процедуры, ведомости выполняемых работ, перечни контрольных вопросов и справочные данные, необходимые для работы контролирующего органа, должны поддерживаться?

п. 10.4

50.

Имеет ли ЭО систему контроля контрактов или рабочих заказов, обеспечивающую, чтобы:

a) принимаемая работа соответствовала его компетентности и организация имела соответствующие ресурсы для удовлетворения необходимых требований;

b) требования заказчиков на услуги по проведению аудита были адекватно определены, а специальные условия понятны так, чтобы для персонала, выполняющего требуемые обязанности, можно было подготовить четкие инструкции;

c) выполняемая работа контролировалась регулярными проверками и корректирующими действиями;

d) законченная работа была проверена для подтверждения соответствия выдвинутым требованиям.

п. 10.5

51.

Фиксируются ли своевременно наблюдения и (или) данные, полученные в ходе аудита, чтобы предотвратить потерю информации?

п. 10.6

52.

Проводится ли соответствующая проверка всех вычислений и передачи данных?

п. 10.7

53.

Имеет ли ЭО письменные инструкции для безопасного проведения контроля?

п. 10.8

54.

Обеспечивает ли ЭО уникальную идентификацию образцов и изделий, подлежащих аудиту, чтобы во всех случаях не возникала путаница относительно их идентичности?

п. 11.1

55.

Регистрируются ли любые явные отклонения от нормы, сообщенные эксперту или замеченные им до начала аудита?

Проводится ли консультации с клиентом до начала работы в случае каких-либо сомнений относительно пригодности изделия для предстоящего аудита или несоответствия изделия представленному описанию?

п. 11.2

56.

Организована ли в ЭО работа по установлению того, что была выполнена вся необходимая подготовка для изделия или такая подготовка по запросу клиента проведена ЭО?

п. 11.3

57.

Имеет ли ЭО письменные процедуры и соответствующие технические средства во избежание повреждений или порчи контролируемых изделий, когда они находятся под его ответственностью?

п. 11.4

58.

Ведет ли ЭО протокольную систему в соответствии с конкретными обстоятельствами и применяемыми правилами?

п. 12.1

59.

Включают ли протоколы (отчеты, заключения аудита) достаточно информации, чтобы можно было сделать удовлетворительную оценку аудита?

п. 12.2

60.

Обеспечено ли в ЭО надежное хранение протоколов (отчетов, заключений аудита) в течение установленного периода с обеспечением клиенту безопасности и конфиденциальности, если законом не предусмотрены иные требования?

п. 12.3

61.

Отражается ли работа, проведенная ЭО в протоколе аудита (заключении аудита) и (или) сертификате аудита?

п. 13.1

62.

Включает ли протокол аудита (заключение аудита) все результаты проверок и определение соответствия, сделанное на основе этих результатов, а также всю информацию, необходимую для их понимания и интерпретации?

Протоколируется ли вся эта информация правильно, точно и ясно?

Если протокол контроля или сертификат контроля (заключение аудита) содержит результаты, представленные подрядчиками, идентифицируются ли эти результаты четко?

п. 13.2

63.

Подписываются ли или утверждаются иным способом протоколы контроля и сертификаты контроля (заключения аудита) только уполномоченные работники?

п. 13.3

64.

Регистрируются и подтверждаются ли согласно требованиям международного стандарта ISO/IEC 17020:1998 исправления или добавления к протоколу контроля или сертификату контроля (заключению аудита) после их выпуска?

п. 13.4

65.

Выполняет ли обычно ЭО аудит самостоятельно?

п. 14.1

66.

Гарантирует ли ЭО и в случае необходимости демонстрирует при передаче по договору части аудита, что его субподрядчик является компетентным для выполнения данной услуги и удовлетворяет критериям, установленным в соответствующем стандарте серии EN 45000?

Консультируется ли ЭО с клиентом о своем намерении передать часть аудита субподрядчику?

Обеспечивается ли приемлемость субподрядчика для клиента?

п. 14.2

67.

Записывает и сохраняет ли ЭО данные своего анализа компетентности и соответствия субподрядчиков?

Ведет ли ЭО учет всех своих субдоговоров?

п. 14.3

68.

Имеется ли у ЭО доступ к квалифицированному и опытному лицу, которое может провести независимую оценку результатов субдоговорной деятельности?

п. 14.4

69.

Имеются ли в ЭО методики для работы с жалобами, получаемыми от клиентов или других сторон о деятельности ЭО?

п. 15.1

70.

Располагает ли ЭО письменными методиками для рассмотрения и разрешения апелляции относительно результатов аудитов, проводимых официально назначенными представителями?

п. 15.2

71.

Ведется ли в ЭО учет всех жалоб, апелляций и предпринятых ответных действий?

п. 15.3

72.

Участвует ли ЭО в обмене опытом с другими ЭО и в соответствующих процессах стандартизации?

п. 16

Приложение 8

ФОРМА АКТА ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ЭО)

______________________________________     ________________________________
   (место проверки, указать город)                 (дата проверки)

                                  АКТ <2>

     _________________________________________________________________
          (наименование организации-заявителя, юридический адрес)
     _________________________________________________________________
      (наименование подразделения <3>, фактический адрес, по которому
                           проводилась проверка)

    в качестве Экспертной организации (ЭО) типа независимости (A, B, C) <4>
Единой  системы  оценки  соответствия в области промышленной, экологической
безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

    Комиссия  Органа по аккредитации - ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность"
    в составе:
    Председатель
    _______________________________________________________________________
                   (Ф.И.О. ведущего эксперта по аккредитации)

    Члены комиссии:
    _______________________________________________________________________
                    (Ф.И.О. и должность члена комиссии) <5>
    провела оценку на месте ___________________ на соответствие требованиям
                           (наименование организации-заявителя)
    ISO/IEC  17020:1998,  EA IAF/ILAC - А4:2004, СДА-01-2009, СДА-29-2011 в
заявленной области аккредитации:
    _______________________________________________________________________
                             (область аккредитации)

При проверке установлено:

Проверяемый критерий

Пункты требований нормативных документов

Комментарии, замечания

1. Административные требования

ISO/IEC 17020:1998 п. 3,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 3,

СДА-29-2011, п. 4

2. Независимость, беспристрастность и объективность

ISO/IEC 17020:1998 п. 4,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 4,

СДА-29-2011, п. 5

3. Конфиденциальность

ISO/IEC 17020:1998 п. 5,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 5,

СДА-29-2011, п. 6

4. Организация и управление

ISO/IEC 17020:1998 п. 6,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 6,

СДА-29-2011, п. 7

5. Система менеджмента качества:

ISO/IEC 17020:1998 п. 7,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7,

СДА-29-2011, п. 8

5.1. Политика в области качества

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.1,

СДА-29-2011, п. 8

5.2. Руководство по качеству

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.3,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.3,

СДА-29-2011, п. 8

5.3. Ответственный за обеспечение качества

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.4, 7.5,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.4а,

СДА-29-2011, п. 8

5.4. Управление документацией

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.6,

СДА-29-2011, п. 8

5.5. Внутренние проверки

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.7,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.7,

СДА-29-2011, п. 8

5.6. Корректирующие действия

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.8,

СДА-29-2011, п. 8

5.7. Анализ со стороны руководства

ISO/IEC 17020:1998 п. 7.9,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 7.9а,

СДА-29-2011, п. 8

6. Персонал

ISO/IEC 17020:1998 п. 8,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 8,

СДА-29-2011, п. 9

6.1. Наличие штатного и привлекаемого персонала

ISO/IEC 17020:1998 п. 8.1,

EA IAF/ILAC-А4:2004, п. 8.1,

СДА-29-2011, п. 9

6.2. Квалификация, опыт, наличие аттестации

ISO/IEC 17020:1998 п. 8.2,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 8.2,

СДА-29-2011, п. 9

6.3. Обучение и повышение квалификации

ISO/IEC 17020:1998 п. 8.3, 8.4,

СДА-29-2011, п. 9

7. Технические средства и оборудование

ISO/IEC 17020:1998 п. 9,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 9,

СДА-29-2011, п. 10

8. Методы аудита и процедуры

ISO/IEC 17020:1998 п. 10,

EA IAF/ILAC-А4.2004, п. 10,

СДА-29-2011, п. 11

9. Обращение с объектами аудита

ISO/IEC 17020:1998 п. 11,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 11

СДА-29-2011, п. 12

10. Отчеты и заключения аудита

ISO/IEC 17020:1998 п. 12, 13,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 12, 13,

СДА-29-2011, п. 13, 14

11. Заключение договора с субподрядными организациями

ISO/IEC 17020:1998 п. 14,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 14,

СДА-29-2011, п. 15

12. Жалобы и обращения

ISO/IEC 17020:1998 п. 15,

EA IAF/ILAC - А4:2004, п. 15,

СДА-29-2011, п. 16

13. Сотрудничество

ISO/IEC 17020:1998 п. 16,

EA IAF/ILAC - А4.2004, п. 16,

СДА-29-2011, п. 17

14. Использование символов аккредитации <6>

СДА-22-2009

Особое мнение:

_______________________________________________________________

Ф.И.О. и должности сотрудников экспертной организации, предоставивших информацию при проведении оценки:

1.

2.

3.

Дополнительная информация, использованная комиссией:

- отзывы организаций-заказчиков;

- отзывы федеральных органов исполнительной власти.

Заключение комиссии:

Вариант 1 (при установлении возможности аккредитовать заявителя после устранения несоответствий).

1. Организация-заявитель может быть аккредитована после устранения несоответствий, указанных выше.

2. В случае устранения несоответствий, указанных в акте оценки, рекомендовать направить документы в Комиссию по аккредитации для решения вопроса об аккредитации в заявленной области аккредитации <7>.

Вариант 2 (при установлении возможности аккредитовать заявителя при отсутствии несоответствий).

Рекомендовать направить документы в Комиссию по аккредитации для решения вопроса об аккредитации в заявленной области аккредитации <8>.

    Члены комиссии:
    _______________________________________________________________________
     (Ф И.О. и подпись члена комиссии - ведущего эксперта по аккредитации)

    _______________________________________________________________________
                       (Ф.И.О. и подпись члена комиссии)

    _______________________________________________________________________
                       (Ф.И.О. и подпись члена комиссии)

    Представитель проверяемой организации
    _______________________________________________________________________
      (Ф.И.О., должность и подпись представителя проверяемой организации)

    Ознакомлен:

Представитель Органа по аккредитации      _________________________

--------------------------------

<2> Возможны варианты: акт оценки на месте, акт инспекционного контроля или акт повторной оценки.

<3> В случае если функции экспертной организации осуществляет обособленное подразделение.

<4> Выбрать нужное.

<5> Эксперт по аккредитации, технический специалист.

<6> Проверяется в случае инспекционного контроля на месте или повторной оценки.

<7> В случае инспекционного контроля на месте настоящий пункт отсутствует. В случае повторной оценки: В случае устранения несоответствий, указанных в акте, рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для решения вопроса о продлении аккредитации в заявленной области аккредитации.

<8> В случае инспекционного контроля на месте/повторной оценки: Рекомендовать направить документы в Орган по аккредитации для решения вопроса о подтверждении/продлении аккредитации в следующей области аккредитации.

Приложение 9

ФОРМА СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве Орган по аккредитации - ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность"

                       СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ АККРЕДИТАЦИИ
                               N ЭО(Э)-ХХХХХ

___________________________________________________________________________
                        (наименование организации)

___________________________________________________________________________
                    (краткое наименование организации)

___________________________________________________________________________
                            (юридический адрес)

___________________________________________________________________________
                          (фактический адрес) <9>

Перечень  филиалов и структурных подразделений, на которые распространяется
действие настоящего свидетельства об аккредитации <10>:

┌─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│                                     │                                   │
├─────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│                                     │                                   │
└─────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘

Организация аккредитована в качестве экспертной организации, типа ____ <11>
в  соответствии с ISO/IEC 17020:1998 "Общие критерии работы различных типов
контролирующих органов" и СДА-29-2011 "Требования к экспертным организациям
в сфере безопасности в энергетике".

                 Область аккредитации согласно приложению.

                       Действительно с __.__.____ г.
                      Действительно до __.__.____ г.
                      без приложения недействительно

                         (приложение на листе(ах))

           М.П.           Руководитель ____________/____________________

--------------------------------

<9> Если организация имеет филиалы и (или) структурные подразделения, прошедшие аккредитацию, то данная строка нс заполняется.

<10> Заполняется, если есть филиалы и (или) структурные подразделения, прошедшие аккредитацию.

<11> Указывается тип независимости: A, B, C.

Приложение 10

ФОРМА ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ЭКСПЕРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Единая система оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве Орган по аккредитации - ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность"

                                ПРИЛОЖЕНИЕ
                             От __.__.____ г.
                      к свидетельству об аккредитации
                               N ЭО(Э)-ХХХХХ
                             От __.__.____ г.

             На ____ листе(ах)                       Лист ____

                        Область аккредитации <12>

                                 Тип _____

N п/п

Наименование области аккредитации

Нормативные документы

____________________________________ <13>

            М.П.                                               Руководитель

                                        ________________/_________________/

--------------------------------

<12> Порядковый номер и формулировка согласно Перечню областей аккредитации, принятому решением бюро Наблюдательного совета от __.__.____ г. N ____.

<13> Указываются протокол заседания Комиссии по аккредитации о продлении аккредитации N ____ от __.__.____ г.

Приложение 11

ФОРМА ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННЫХ КОРРЕКТИРУЮЩИХ ДЕЙСТВИЯХ

N п/п

Выявленные несоответствия

Коррекции

Корректирующие действия

Предупреждающие действия

Оценка эффективности корректирующих действий

1

2

3

4

5

6

Приложения:

1.

2.