Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.03.2021 N 7
О Методических рекомендациях по разработке программ государств - членов Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей

Оглавление

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕКОМЕНДАЦИЯ от 1 марта 2021 г. N 7

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях реализации пунктов 4.12.5 и 4.12.7 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, и в соответствии с пунктом 6 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года),

учитывая закрепленные в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года ключевые направления развития евразийской интеграции в части совершенствования рыночных институтов с учетом наилучших международных и национальных практик, повышения эффективности функционирования рынков товаров и услуг,

исходя из необходимости обеспечения гарантий качества и безопасности товаров (работ, услуг), а также информированности и надлежащей защиты прав потребителей,

признавая важность формирования для граждан государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) равных условий обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей,

рекомендует государствам-членам с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза при формировании согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, а также при разработке нормативных правовых актов государств-членов в сфере защиты прав потребителей и программных документов, касающихся ее реализации, применять при необходимости Методические рекомендации по разработке программ государств - членов Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей, размещенные на официальном сайте Союза по адресу: http://eec.eaeunion.org/ru/act/texnreg/depsanmer/regulation/Documents/Рекомендации.pdf.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.МЯСНИКОВИЧ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации предлагают государствам - членам Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) механизм правового обеспечения, разработки и реализации программ государств-членов по защите прав потребителей.

2. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются понятия, которые означают следующее:

"национальная система защиты прав потребителей" - совокупность правоустанавливающих норм международных договоров и законодательства государства-члена, субъектов правоприменения, определенных указанными нормами, и правоприменительных действий указанных субъектов, обеспечивающая условия для реализации и защиты прав потребителей в данном государстве-члене;

"ответственный исполнитель" - орган исполнительной власти государства-члена, назначенный в соответствии с законодательством данного государства-члена ответственным за организацию разработки и реализации программы по защите прав потребителей (раздела, мероприятия программы) и обеспечивающий планирование, координацию и контроль деятельности всех участников данной программы;

"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее, использующее) товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"программа по защите прав потребителей" - государственная программа, представляющая собой документ среднесрочного (на период от 3 до 5 лет) стратегического планирования в области защиты прав потребителей на территории государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена, в зависимости от административно-территориального устройства государства-члена и уровня принятия программы по защите прав потребителей), содержащий комплекс планируемых мероприятий, сгруппированных и взаимоувязанных по задачам и срокам их осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающий в результате их выполнения наиболее эффективное достижение общей цели программы по защите прав потребителей (далее - Программа);

"участники Программы" - ответственный исполнитель, иные государственные органы исполнительной власти государства-члена, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица, непосредственно включенные в состав исполнителей мероприятий Программы или привлеченные в установленном порядке к участию в разработке и (или) реализации мероприятий Программы.

Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством государств-членов.

3. Цель Программы - развитие национальной системы защиты прав потребителей и формирование в государстве-члене равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов.

4. Приоритетом Программы является защита прав потребителей, обеспечивающая:

а) безопасность товаров и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды, а также экономических интересов потребителя;

б) защиту потребительских прав социально уязвимых групп населения;

в) развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям доступность необходимых товаров и услуг;

г) наличие доступной информации о товарах и услугах, способствующей их рациональному и осознанному выбору потребителем;

д) просвещение и образование, способствующие продвижению принципов рационального потребления;

е) содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;

ж) восстановление нарушенных прав, установленных законодательством государства-члена, возмещение вреда, причиненного недобросовестной деятельностью хозяйствующих субъектов;

з) предотвращение появления недобросовестных практик хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;

и) равноправие потребителей государств-членов при квалификации и разрешении трансграничных потребительских споров.

II. Механизм правового обеспечения, разработки и реализации Программы

5. Механизм правового обеспечения, разработки и реализации Программы, если он не установлен законодательством государства-члена, может быть определен соответствующим распорядительным актом государства-члена.

6. Механизм разработки и реализации Программы может, при необходимости, предусматривать:

а) создание при правительстве государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена) координационного, совещательного органа по проведению политики в сфере защиты прав потребителей (далее - координационный орган);

б) создание при координационном органе рабочей группы по подготовке проекта Программы и назначение ответственного исполнителя;

в) подготовку рабочей группой при координационном органе и согласование с заинтересованными органами государственной власти предложений, касающихся объема, источников и механизмов финансирования Программы и мероприятий по ее разработке и реализации;

г) подготовку проекта распорядительного акта соответствующего органа государственного управления с поручениями, касающимися разработки проекта Программы и порядка его публичного обсуждения, межведомственного согласования, утверждения и последующего сопровождения Программы;

д) подготовку проекта Программы;

е) публичное обсуждение проекта Программы;

ж) межведомственное согласование проекта Программы;

з) корректировку проекта Программы по результатам его публичного обсуждения и межведомственного согласования (при необходимости);

и) утверждение проекта Программы;

к) опубликование Программы в средствах массовой информации.

7. Мероприятия, обеспечивающие решение задач Программы, предлагаются для включения в проект Программы ее участниками и иными заинтересованными лицами с учетом перечня мероприятий, предложенного в настоящих Методических рекомендациях, который может быть изменен или дополнен, в соответствии с национальными интересами каждого государства-члена. Поступившие предложения оцениваются рабочей группой координационного органа по двум критериям: достаточность потенциала для достижения целей и решения задач Программы и стоимость. На основе результатов такой оценки и возможностей ресурсного обеспечения рабочая группа принимает по каждому предложению одно из следующих возможных решений:

а) рекомендовать к приоритетному включению в Программу,

б) рекомендовать к включению в Программу в случае, если после включения в нее приоритетных мероприятий останутся средства,

в) рекомендовать к отклонению.

8. При принятии решения о разработке Программы может быть предусмотрено ресурсное обеспечение Программы.

9. По разделам Программы рекомендуется устанавливать целевые показатели, с учетом примерного перечня, предложенного в настоящих Методических рекомендациях.

При установлении целевых показателей необходимо учитывать, что для достоверной оценки величин отдельных показателей может потребоваться разработка специальных методик.

10. Проект Программы, согласованный с ответственными исполнителями разделов и мероприятий, выносится ее ответственным исполнителем на общественное обсуждение с подведением его итогов на заседаниях координационного органа (при наличии).

11. Информация о Программе, ходе и результатах ее реализации размещается ответственным исполнителем Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

12. Реализацию утвержденной Программы рекомендуется осуществлять в соответствии с годовыми планами мероприятий по ее реализации, содержащими перечень контрольных событий Программы с указанием их сроков, ответственных исполнителей, соисполнителей и ожидаемых результатов Программы.

13. Ответственный исполнитель Программы ежегодно, в установленный законодательством государства-члена срок, представляет координационному органу (при наличии), осуществляющему контроль реализации программы, годовой отчет, который содержит:

а) перечень контрольных событий, не выполненных в сроки, установленные планом реализации Программы, с указанием причин и предложений по дальнейшему выполнению планов реализации и (или) по их корректировке;

б) анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы;

в) данные о получении и использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на выполнение мероприятий Программы;

г) сведения о достижении значений целевых показателей Программы;

д) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в Программу;

е) предложения по дальнейшей реализации Программы (в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию ее мероприятий и корректировке целевых показателей программы на текущий год и плановый период).

III. Структура и содержание Программы

14. При определении структуры Программы рекомендуется учитывать структуру исполнительных органов государственной власти государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена) и организационно-правовые отношения между ними (полномочия, ответственность и порядок взаимодействия), а также практику применения программно-целевых инструментов.

15. Структура Программы формируется исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам Программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию Программы.

16. Рекомендуется формулировать одну цель, которая будет соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития государства-члена в сфере защиты прав потребителей и определять конечные результаты реализации Программы.

Цель рекомендуется формулировать кратко, без применения специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.

17. Достижение цели обеспечивается решением задач Программы.

18. Состав мероприятий (основных мероприятий) должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач Программы с учетом реализации мер государственного и правового регулирования, предусмотренных в рамках Программы.

19. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы) исходя из принципов их необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач Программы.

Систему показателей (индикаторов) рекомендуется выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче Программы был сформирован как минимум один индикатор, характеризующий ее решение.

20. В структуре Программы рекомендуется предусмотреть следующие компоненты:

а) паспорт Программы (примерный паспорт предложен в таблице 1), включающий ее наименование, сроки реализации, ответственного исполнителя Программы исполнителей по разделам и задачам, соисполнителей, цель, приоритеты, перечень задач, сгруппированных в разделы, и мероприятия по решению каждой задачи, состав целевых показателей и показателей ресурсного обеспечения;

б) характеристика текущего состояния, тенденций развития национальной системы защиты прав потребителей, с учетом перспектив развития национального потребительского рынка и законодательства государства-члена и права ЕАЭС, включающая оценку действующего национального законодательства, оценки фактических значений целевых показателей на год, предшествующий году ожидаемого начала реализации Программы, и их ожидаемых значений на год завершения ее реализации;

в) планы мероприятий по решению задач, включенных в разделы Программы, с указанием по каждому мероприятию сроков его выполнения, ответственного исполнителя и иных участников, объемов ресурсного обеспечения и его источников, ожидаемого влияния выполнения мероприятия на целевые показатели раздела и Программы;

г) порядок сопровождения Программы, включая контроль ее реализации, подготовку предложений по ее корректировке и внесение необходимых изменений в программу и в нормативные правовые акты государства-члена, устанавливающие права потребителей и регулирующие их реализацию.

21. В составе характеристики текущего состояния и тенденций развития национальной системы защиты прав потребителей рекомендуется предусмотреть:

а) обзор основных норм законодательства государства-члена о защите прав потребителей, изменений, внесенных в него за базовый период, и тенденций его развития с учетом подготовленных проектов изменений и поручений высших должностных лиц по подготовке таких проектов;

б) обзор документов стратегического планирования, затрагивающих сферу защиты прав потребителей;

в) обзор действующих актов, составляющих право ЕАЭС и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, с оценкой их значения для развития национальной системы защиты прав потребителей;

г) краткую характеристику основных государственных, муниципальных, общественных и иных институтов правоприменения в сфере защиты прав потребителей, их полномочий, организационного, кадрового и лабораторного потенциала, в том числе о результатах государственного контроля (надзора), а также о результатах муниципального и общественного контроля (при наличии), количестве и причинах обращений потребителей в указанные органы и организации, оказываемой им помощи, позициям по актуальным вопросам правового регулирования и правоприменения в сфере защиты прав потребителей, иной деятельности институтов национальной системы защиты прав потребителей;

д) материалы судебной статистики по делам о защите прав потребителей и информацию об исполнении судебных решений по таким делам;

е) результаты изучения мнения граждан об уровне защиты потребительских прав в различных сегментах национального потребительского рынка и факторах, определяющих риски их нарушения;

ж) значения целевых показателей Программы в базовом периоде, анализ влияющих на них факторов и оценку их желательных и возможных изменений вследствие реализации Программы.

22. Данные официальной отчетности и результаты изучения общественного мнения желательно анализировать в целом по государству-члену и, по возможности, в сравнении с аналогичными показателями в других государствах-членах с целью получения более объективных оценок актуальности отдельных направлений, механизмов и проблем защиты прав потребителей на территории данного государства-члена.

23. Мнение населения выявляется по результатам социологических опросов, а также опросов на официальных сайтах органов власти, общественных и иных организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Опросы населения могут также периодически использоваться для оценки результативности мероприятий Программы на протяжении всего срока ее реализации.

24. На основе характеристики текущего состояния и тенденций развития национальной системы защиты прав потребителей определяются уровни значимости для государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена), как этой сферы в целом, так и отдельных приоритетов, и задач ее развития, что необходимо для обоснования потребности в финансовых и иных ресурсах, и их распределения между разделами и задачами Программы.

25. При формировании состава мероприятий Программы и оценке ожидаемых результатов ее реализации могут учитываться возможные объемы ее бюджетного финансирования и возможности использования внебюджетных источников и нефинансовых инструментов государственной политики для решения задач Программы.

26. В случае если законодательством государства-члена предусмотрено взыскание в пользу государства штрафов за нарушение прав потребителей и (или) за отказ нарушителей от добровольного удовлетворения законных требований потребителей, поступающие в доходы государства суммы таких штрафов или их часть рекомендуется использовать на цели финансирования Программы, приняв для обеспечения такой возможности соответствующие поправки в законодательство государства-члена.

27. Участие некоммерческих объединений предпринимателей (саморегулируемых организаций, отраслевых союзов и ассоциаций), а также отдельных правообладателей в реализации мероприятий программы, в частности, мероприятий по защите потребительского рынка от незаконного обращения товаров и услуг, может осуществляться за счет их собственного финансирования.

28. Участие в мероприятиях Программы органов местного самоуправления (при их наличии), обеспечивается средствами муниципальных бюджетов, в том числе в порядке софинансирования мероприятий, реализуемых совместно с иными участниками.

29. Участие общественных объединений потребителей и иных некоммерческих организаций осуществляется за счет их собственного финансирования, а также бюджетных средств и внебюджетных источников, выделяемых на реализацию Программы и ее отдельных мероприятий.

30. Указанные компоненты Программы могут быть дополнены или изменены, если этого требует законодательство государства-члена.

31. В состав Программы рекомендуется включать разделы, содержащие функционально однородные задачи, обеспечивающие достижение приоритетов, обозначенных в пункте 4 настоящих Методических рекомендациях.

32. В таблице 2 приведен пример перечня задач, рекомендуемых для включения в проект Программы.

33. При включении в Программу мероприятий по отдельным разделам, целесообразно указать сроки их проведения, наименования исполнителей, выделяемые ресурсы и ожидаемые результаты выполнения.

IV. Целевые показатели Программы

34. Значения целевых показателей Программы формируются с учетом параметров прогноза социально-экономического развития государства-члена, характеристики текущего состояния сферы защиты прав потребителей.

При этом количественное выражение (в абсолютных или относительных показателях) целевых индикаторов и показатели мероприятий Программы должны отражать реализацию основных целей и задач Программы с учетом специфики развития национальной системы защиты прав потребителей государства-члена и соотноситься с критериями оценки качества реализации Программы.

35. При формировании целей, задач и основных мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы государства-члена, внебюджетные источники, а также иные инструменты государственной политики в сфере защиты прав потребителей, влияющие на достижение результатов государственной программы.

36. При установлении целевых показателей Программы рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономичности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). При этом оценка экономической эффективности бюджетных расходов должна быть основана на анализе полноты и качества проведенных мероприятий и процедур, направленных на обеспечение использования наименьшего объема бюджетных средств, необходимого для реализации утвержденных в составе Программы мероприятий.

V. Оценка качества реализации Программы

37. Оценку качества реализации Программы рекомендуется осуществлять по следующим критериям:

а) экономическая эффективность, учитывающая оценку вклада Программы в экономическое развитие государства-члена в целом, оценку влияния ожидаемых результатов Программы на различные сферы потребительского рынка;

б) социальная эффективность, учитывающая ожидаемый вклад реализации Программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке;

в) бюджетная эффективность, учитывающая необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного программой объема средств;

г) установление и соблюдение плана (графика) реализации Программы;

д) своевременность доведения и полнота распределения лимитов бюджетных обязательств;

е) степень достижения целей и показателей Программы;

ж) соответствие задач и показателей государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в случае оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в соответствии с Программой;

з) качество межведомственного взаимодействия ответственного исполнителя с иными заинтересованными органами при реализации Программы;

и) качество взаимодействия с предприятиями и общественными организациями, государственными внебюджетными фондами и другими заинтересованными органами и организациями при реализации Программы;

к) уровень достижения значений показателей и их достоверность на основе сопоставления с данными статистического наблюдения, бухгалтерской и финансовой отчетности;

л) качество систем внутреннего контроля и аудита при реализации Программы;

м) соблюдение требований по открытости и прозрачности информации об исполнении Программы, ее мероприятиях, о расходах и о процедурах принятия решений.

38. Оценка результативности реализации Программы может основываться на анализе:

а) наилучших количественных и качественных характеристик исполнения мероприятий Программы и их сопоставлении с фактическими характеристиками;

б) степени достижения установленных социально-экономических целей, удовлетворенности целевых групп потребителей государственных услуг.

Таблица 1

Примерный паспорт программы государства - члена Евразийского экономического союза по защите прав потребителей

Ответственный исполнитель Программы

орган исполнительной власти государства-члена, назначенный в установленном порядке ответственным за организацию разработки и реализации Программы.

Соисполнители Программы

государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица.

Участники Программы

государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица.

Цели Программы

развитие национальной системы защиты прав потребителей и формирование в государстве-члене равных условий для граждан по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов;

повышение уровня и качества жизни граждан, развитие экономического потенциала государства-члена на основе установления четких и прозрачных механизмов государственного контроля на потребительском рынке;

обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;

защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.

Задачи Программы

обеспечение населения государства-члена качественными и доступными товарами и услугами в приоритетных сферах: продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные и туристические услуги;

проведение политики, ориентированной на производство в государстве-члене продукции гарантированного качества, обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции, с полной и достоверной маркировкой;

создание и развитие просветительских и исследовательских программ в сфере защиты прав потребителей, включающих привитие навыков здорового питания, повышение осведомленности о фальсификации потребительской продукции, недобросовестной рекламы (в том числе в Интернет медиа ресурсах), маркировке товаров, доступе к механизмам урегулирования споров;

совершенствование и гармонизация законодательства государства-члена о защите прав потребителей на основе рекомендаций Евразийской экономической комиссии;

организация эффективного взаимодействия и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей;

обеспечение равных возможностей по защите прав всех групп населения;

стимулирование участия общественных объединений потребителей в просветительской работе социально уязвимых групп населения, развитии института независимой экспертизы качества товаров (работ, услуг);

обеспечение защиты потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли;

продвижение принципов рационального потребления, предполагающего удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в товарах (работах, услугах) экономически, социально и экологически рациональными способами.

Целевые индикаторы и показатели программы

доля потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей (процентов);

доля споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, в общем количестве споров с участием потребителей (процентов);

количество сфер рынка потребительских товаров (услуг) в государстве-члене, в которых разработаны и широко применяются процедуры внесудебного урегулирования споров (с участием посредника, медиатора);

количество нормативных правовых актов государства-члена, содержащих указание на специальные меры по защите прав потребителей среди социально уязвимых групп населения;

доля общественных объединений потребителей в общем количестве существующих на текущий период времени, приглашенных к участию в работе консультативных советов, межведомственных комиссий, координационных органов, участвующих в разработке и проведении политики в сфере защиты прав потребителей (процентов);

доля нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей в общем количестве таких актов, разработанных и принятых с участием экспертного сообщества и с учетом мнения общественных объединений потребителей (процентов);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков (процентов);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя (процентов);

доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, по которым дано заключение в целях защиты прав потребителей (процентов).

Этапы и сроки реализации Программы

I этап (___ годы);

II этап (___ годы);

III этап (___ годы)

Объемы бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств ________ бюджета составляет ________,

в том числе:

20__ год - ________;

20__ год - ________;

20__ год - ________;

20__ год - ________;

20__ год - ________.

Ожидаемые результаты реализации Программы

обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;

защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;

повышение уровня и качества жизни населения государства-члена;

организация эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса на основе баланса интересов и повышения качества и доступности товаров и услуг, производимых на предприятиях государств - членов ЕАЭС;

обеспечение высокой степени интеграции государства-члена в единое экономическое пространство ЕАЭС за счет максимальной стандартизации и гармонизации механизмов обеспечения и защиты прав потребителей;

предупреждение информационной и правовой изолированности отдельных граждан и социальных групп потребителей;

расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

Таблица 2

Пример перечня задач, рекомендуемых для включения в проект Программы государства - члена Евразийского экономического союза по защите прав потребителей

Раздел 1. Обеспечение физической и экономической безопасности потребителей

1.1

Предупреждение рисков причинения вреда, имуществу и экономическим интересам потребителей, связанных с незаконным обращением товаров и услуг

1.2

Повышение эффективности государственного надзора

1.3

Повышение эффективности муниципального контроля

1.4

Повышение эффективности общественного контроля

1.5

Контроль со стороны правообладателей, саморегулируемых организаций бизнеса, иных предпринимательских объединений

1.6

Развитие независимой экспертизы потребительских товаров и услуг

1.7

Подготовка специалистов по товароведению и экспертизе качества услуг

1.8

Повышение эффективности обязательных процедур оценки безопасности и качества товаров и услуг в рамках национального законодательства государства - члена Евразийского экономического союза и права Евразийского экономического союза

Раздел 2. Обеспечение доступности необходимых товаров и услуг для всех категорий потребителей

2.1

Обеспечение физической доступности мест приобретения товаров и услуг либо их доставки в место проживания для людей с ограниченными физическими возможностями

2.2

Повышение доступности товаров и услуг для сельских жителей

2.3

Бюджетное субсидирование части расходов низкодоходных семей с детьми на приобретение рекомендуемых органами здравоохранения пищевых продуктов местного производства

2.4

Развитие продуктовой благотворительности за счет передачи пригодных к потреблению продуктов их производителями, дистрибьюторами и розничными торговыми компаниями благотворительным организациям для своевременного распределения их нуждающимся потребителям

2.5

Подготовка к введению обеспечения граждан с низкими доходами лекарственными средствами по медицинским показаниям в состав услуг обязательного медицинского страхования

2.6

Подготовка к созданию механизмов льготного кредитования граждан под государственные гарантии по представлениям служб социальной защиты в связи с неотложной жизненной необходимостью

Раздел 3. Обеспечение потребителей достоверной информацией о качестве товаров и услуг

3.1

Формирование общедоступной государственной базы данных (информационной платформы) о качестве товаров и услуг, а также о претензиях потребителей к качеству товаров и услуг и к действиям контрагентов по рассмотрению их обращений

3.2

Выявление и представление потребителям информации о товарах и услугах высокого качества, производимых (оказываемых) хозяйствующими субъектами государств-членов

3.3

Организация сравнительного тестирования качества товаров и услуг, конкурирующих на потребительском рынке государства-члена, информирование общественности о его результатах

Раздел 4. Обеспечение условий для внедрения моделей рационального потребления

4.1

Обучение школьников и студентов в рамках основных предметов среднего и высшего образования знаниям, направленным на развитие навыков рационального и бережного потребления, а также правовым основам защиты потребителей

4.2

Экономическое стимулирование рационального потребительского поведения государством и работодателями

4.3

Организация систематического информирования потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав

Раздел 5. Обеспечение восстановления нарушенных прав потребителей и возмещения причиненного им вреда

5.1

Правовое консультирование потребителей в рамках государственных (муниципальных) услуг

5.2

Развитие внесудебных механизмов разрешения споров

5.3

Помощь потребителям в судебной защите их прав

5.4

Обеспечение исполнения судебных решений в пользу потребителей

5.5

Правовое просвещение предпринимателей

Раздел 6. Обеспечение представления интересов потребителей при подготовке и принятии решений

6.1

Создание консультативных советов потребителей при органах власти (высших должностных лицах административно-территориальных единиц государства-члена), устанавливающих обязательные правила производства и обращения товаров, оказания услуг, при органах управления государственных компаний, производящих и реализующих товары и оказывающих услуги потребителям

6.2

Включение представителей общественных объединений потребителей в консультативные советы, рабочие и экспертные группы, осуществляющие подготовку решений, затрагивающих интересы потребителей

6.3

Подготовка и переподготовка руководителей и специалистов подразделений по защите прав потребителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей

Раздел 7. Обеспечение равноправия потребителей государств - членов Евразийского экономического союза при квалификации и разрешении трансграничных потребительских споров

7.1

Подготовка и продвижение предложений по единообразному законодательному определению национальной системы защиты прав потребителей, ее инфраструктуры и принципов ее финансового обеспечения в государствах-членах

7.2

Изучение и использование лучших мировых практик по конкретным приоритетам и задачам защиты прав потребителей путем участия в подготовке рекомендаций Евразийской экономической комиссии и их учета при совершенствовании национального регулирования

7.3

Правовое обеспечение разработки, принятия и реализации документов стратегического планирования в сфере защиты прав потребителей