Письмо ГТК РФ от 10.03.1998 N 13-14/4867
Об итогах совещания по таможенной статистике

Оглавление

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 10 марта 1998 г. N 13-14/4867

ОБ ИТОГАХ СОВЕЩАНИЯ ПО ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ

Направляю Протокол совещания с руководителями отделов таможенной статистики и анализа РТУ, таможен прямого подчинения ГТК России и отдельных таможен по таможенной статистике внешней торговли, проведенного в Москве 13 - 15 января 1998 года.

Начальник Управления таможенной
статистики и анализа
В.В.ОРЛОВ

Утверждаю
Начальник Управления таможенной
статистики и анализа
В.В.ОРЛОВ
25 февраля 1998 года

ПРОТОКОЛ от 13 - 15 января 1998 года

СОВЕЩАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОТДЕЛОВ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ И АНАЛИЗА РТУ, ТАМОЖЕН ПРЯМОГО ПОДЧИНЕНИЯ ГТК РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ТАМОЖЕН ПО ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Присутствовали:

- сотрудники ГТК России;

- сотрудники ГНИВЦ ГТК России;

- представители отделов таможенной статистики и анализа РТУ и таможен (список участников в Приложениях 1 и 2).

Повестка дня совещания:

1. Вступительное слово, В.В. Орлов, начальник УТСА.

2. Совершенствование методологии в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН, докладывает З.А. Трофименко, нач. отдела методологии и сопоставления данных.

3. Изменение порядка определения страны назначения при экспорте товаров, докладывает В.А. Киселев, гл. инспектор УТСА.

4. Порядок статистического учета товаров, помещаемых на таможенный склад, докладывает Л.А. Пучкова, вед. инспектор УТСА.

5. Вопросы статистического учета ремонта судов и других видов машин и оборудования, технического обслуживания самолетов, докладывает Л.А. Пучкова, вед. инспектор УТСА.

6. Обсуждение предложений по учету переработки товаров без вывоза (ввоза) из России и в Россию, докладывает Е.Ю. Клименко, вед. инспектор УТСА.

7. Учет товаров, поступающих в Россию в качестве гуманитарной помощи, докладывает Е.Ю. Клименко, вед. инспектор УТСА.

8. Учет поставок комплектного оборудования, докладывает Л.А. Пучкова, вед. инспектор УТСА.

9. Анализ причин расхождений данных таможенной статистики России и стран - контрагентов, докладывает В.А. Киселев, гл. инспектор УТСА.

10. О формах специальной таможенной статистики, докладывает В.В. Паленов, вед. инспектор УТСА.

11. Вопросы статистического учета товаров и транспортных средств, ввозимых в Россию физическими лицами, докладывает В.В. Чернышев, нач. отдела оперативной и региональной статистики УТСА.

12. Формирование региональной таможенной статистики внешней торговли и анализ внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, докладывает Ю.И. Залюбовин, глав. инспектор УТСА.

13. Анализ ошибок при заполнении статистических полей ГТД, докладывает М.А. Лужникова, нач. отдела публикаций УТСА.

14. Совершенствование аналитической работы, докладывает М.Н. Белов, нач. отдела анализа таможенной статистики внешней торговли УТСА.

15. Подведение итогов совещания.

13 января 1998 года. Первый день заседания

По п. 1 повестки дня

В.В. Орлов

Участники совещания были проинформированы о новых задачах по совершенствованию таможенной статистики внешней торговли и необходимости повышения качества информации по внешней торговле.

Одной из основных задач является обеспечение сопоставимости данных таможенной статистики внешней торговли на международном уровне, снижение расхождений данных российского импорта с экспортом стран - контрагентов, что позволяет вскрыть возможности получения дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Также являются актуальными обсуждение вопросов улучшения представляемой информации, содержащейся в ТПО, совершенствования аналитической работы, региональной специальной статистики.

С целью повышения качества информации по таможенной статистике внешней торговли на совещание вынесен ряд вопросов по совершенствованию методологии, на основе которой формируются данные по внешней торговле.

Участники совещания были проинформированы о новых направлениях в работе УТСА и структурных изменениях.

По п. 2 повестки дня

Совершенствование методологии в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН

З.А. Трофименко

В настоящее время действует Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденная Приказом ГТК России от 28 апреля 1994 года. Этот документ был подготовлен в соответствии с Таможенным кодексом России, другими нормативными документами, а также с учетом рекомендаций Статистической комиссии ООН.

В 1997 году Статистической комиссией Организации Объединенных Наций принята новая редакция Методологии статистики международной торговли товарами, которая должна быть издана в текущем году. В связи с этим, планируется внести соответствующие изменения в Методологию таможенной статистики внешней торговли России.

Кроме того, проведение сопоставительного анализа данных российской таможенной статистики внешней торговли и стран - контрагентов, выявление причин расхождения данных, более детальное изучение особенностей методологии статистики внешней торговли других стран, также привели к необходимости внесения определенных корректив в Методологию таможенной статистики внешней торговли.

Практически все вопросы, по которым намечается внесение изменений в Методологию таможенной статистики, включены в повестку дня совещания для обсуждения, и существующие проблемы достаточно подробно отражены в материалах, подготовленных к совещанию.

Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН статистика международной торговли товарами (СМТТ) учитывает все товары, увеличивающие или сокращающие запасы материальных ресурсов страны в результате их ввоза (импорт) на ее экономическую территорию или вывоза с нее (экспорт).

Не включаются в СМТТ товары:

- перевозимые через страну (транзит);

- временно ввозимые или временно вывозимые.

Статистика международной торговли товарами осуществляет учет товаров. Услуги в данные международной торговли не включаются.

Статкомиссия ООН разработала свои рекомендации по определению страны - партнера.

Принимая во внимание:

- необходимость наличия данных о ввозе товаров по странам их происхождения, а данных о вывозе товаров - по странам их конечного назначения для осуществления торговой политики стран,

- ограниченность ресурсов национальных статистических служб и невозможность применять множественные критерии для определения стран - партнеров, рекомендуется:

- при сборе данных и анализе импорта использовать в качестве страны - партнера страну происхождения товара, а в качестве дополнительной информации - страну поставки, т.е. страну, из которой получены товары без каких-либо коммерческих сделок или иных операций, изменяющих юридический статус этих товаров после их отправления из этой страны,

- при сборе и анализе данных по экспорту использовать в качестве страны - партнера страну конечного назначения товаров, т.е. последнюю, известную на момент экспорта, страну, в которую товар должен быть доставлен и потреблен.

Не рекомендуется использовать страну контракта, и в настоящее время практически все страны не используют ее в статистике внешней торговли при географическом распределении фактического экспорта.

К другим важнейшим методологическим вопросам, которые необходимо обсудить на совещании, относятся следующие.

Таможенный склад

В соответствии с новой методологией ООН рекомендуется использовать общую систему торговли, т.е. учитывать в таможенной статистике внешней торговли все товары, пересекающие государственную границу страны. В этой связи актуальным является вопрос учета товаров, поступающих на таможенный склад.

Главная проблема с данным режимом состоит в том, что имеются очень значительные расхождения между данными о стоимости товаров, помещаемых на таможенные склады, и товаров, выпущенных с таможенных складов в свободное обращение (1996 г. - соответственно 4,9 и 2,6 млрд. долл. США).

Эта тенденция сохранилась и в 1997 году. Таким образом, в импорте "теряется" более 2 млрд. долларов США.

Учитывая неоднозначность учета в экспорте и импорте товаров, помещенных на таможенный склад, предлагается рассмотреть возможные варианты учета товаров, оформленных по режиму "Таможенный склад" в качестве основного и предшествующего таможенного режима в сочетании с другими таможенными режимами.

Ремонт судов, самолетов декларируется в настоящее время под режимом переработки и учитывается как при ввозе, так и при вывозе. Отдельные страны ремонт выделяют при помощи отдельного характера сделки. По новой методологии ООН не рекомендуется в СВТ учитывать стоимость ремонта, так как это относится к услугам и учитывается в данных платежного баланса.

Техническое обслуживание самолетов.

Необходимо учитывать только 2 раза - на ввозе и вывозе (после окончания аренды). Большие объемы этого вида обслуживания (в Шереметьево, Домодедово) влияют на объем экспорта и импорта в целом по России. В других странах техническое обслуживание самолетов не декларируется. Вносится предложение распространить порядок, установленный для самолетов авиакомпании "Саха - Якутия", на все техобслуживание.

На совещании необходимо обсудить вопросы учета переработки, гуманитарной помощи, вопрос по комплектному оборудованию и ряд других методологических вопросов.

Выступили: В.В. Орлов.

По п. 3 повестки дня

Изменение порядка определения страны назначения при экспорте товаров

В.А. Киселев

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН и Евростата учет и географическое распределение экспорта практически во всех странах осуществляется по стране назначения товаров, при этом страна контракта не используется.

В практике нашего учета, допускающей использование страны контракта, сложилась ситуация, когда (по оценке) более 12 млрд. долларов по экспорту учтено не по стране назначения, а по стране контракта.

В связи с этим в проект новой инструкции о порядке заполнения ГТД УТСА предложило следующую редакцию граф 17 "Страна назначения" и 17а "Код страны назначения":

"В графах указывается в соответствии с Классификатором стран мира кратное наименование и цифровой код страны, известной на момент подачи таможенной декларации как страна, в которой товары будут потребляться и использоваться или будут подвергнуты дальнейшей переработке.

Если на момент подачи таможенной декларации такая страна неизвестна, то должны указываться наименование и код страны, где находится первый получатель товаров, известный на момент отгрузки.

В случаях отсутствия каких-либо сведений о стране назначения в графах указывается соответственно "Неизвестна" и "000".

В настоящее время УТСА совместно с другими подразделениями ГТК России прорабатывает вопрос о возможности получения подтверждающих документов о поступлении товара для определения хотя бы первой страны назначения.

Выступили: В.В. Орлов, З.А. Трофименко, В.Н. Медведева (ЗСТУ), Л.Н. Коробова (Домодедовская таможня), Н.А. Абхалимова (Новороссийская таможня), А.Ф. Лисов, Г.М. Агафонова (Ростовская таможня), Л.И. Рузавина (Поволжское РТУ), Л.Д. Ульшина (Уральское РТУ).

Итоговое решение:

- УТСА совместно с УТР подготовить разъяснение о порядке заполнения графы ГТД "Страна назначения", исключив возможность использования страны контракта.

Срок - 15 дней после утверждения инструкции по заполнению ГТД.

- УТСА совместно с ГНИВЦ подготовить указание для таможенных органов и ГНИВЦ о порядке статистического учета товаров по ГТД, в которых неизвестна страна назначения.

Срок - 15 дней после утверждения инструкции по заполнению ГТД.

- Проконтролировать правильность заполнения ГТД и учета статистических данных в тех случаях, когда страна назначения неизвестна. УТСА подготовить форму представления информации и периодичность и сроки ее представления. РТУ подготовить и направить в УТСА соответствующую информацию.

- УТСА совместно с ООУ, УТР и ПУ продолжить работу по подготовке документа, подтверждающего фактическое прибытие груза.

По п. 4 повестки дня

Порядок статистического учета товаров, помещаемых на таможенный склад

Л.А. Пучкова

Проведенный УТСА анализ данных по режиму "Таможенный склад" свидетельствует о следующем. В 1996 году на таможенный склад были помещены ввезенные в Россию товары стоимостью 4,9 млрд. долларов США, что составило 11% от всего импорта России в 1996 году. В свободное обращение за этот же период выпущено товаров на 2,6 млрд. долларов США, экспорт после таможенного склада составил 0,2 млрд. долларов США. Таким образом, имеет место значительный недоучет товаров в импорте. Учитывая изложенное, управление предполагает внести изменения в Методологию таможенной статистики внешней торговли, т.е. включить "Таможенный склад" в учитываемые режимы, исключая при этом (в целях недопущения двойного учета) ГТД, в которых "Таможенный склад" является предшествующим режимом (кроме вывоза товаров).

Выступили: Е.А. Бежелева (Калининградское РТУ), В.В. Орлов, Л.М. Зайцева (Московская автогрузовая таможня), С.Н. Беляева (СКТУ), З.А. Трофименко, Л.И. Рузавина (Поволжское РТУ), Л.Д. Ульшина (Уральское РТУ), В.А. Струков, В.А. Бережкова (МТУ), А.Н. Фельдман (Дагестанское РТУ), В.Н. Медведева (ЗСТУ), М.Н. Белов, М.Ю. Белов (ГНИВЦ), В.С. Заварзин (ГНИВЦ).

Итоговое решение:

- УТСА и РТУ проанализировать (совместно с УТР и в РТУ с отделами таможенного оформления) все возможные варианты учета товаров по "Таможенному складу".

РТУ подготовить и представить в УТСА предложения по этому вопросу.

Срок - 25 марта 1998 года.

- УТСА совместно с УТР, УВК и ГНИВЦ проработать вопросы учета режима "Таможенный склад" и всех возможных сочетаний с другими таможенными режимами.

По п. 5 повестки дня

Вопросы статистического учета ремонта судов и других видов машин и оборудования, технического обслуживания самолетов

Л.А. Пучкова

В настоящее время ремонт судов и других видов машин и оборудования декларируется по режимам переработки и отдельно не выделяется. В то же время Статистическая комиссия ООН не рекомендует учитывать ремонт в данных таможенной статистики внешней торговли.

Управление таможенной статистики и анализа подготовило предложение о выделении "Ремонта" в особенность перемещения товаров. Предлагается ремонт внести как особенность, исключаемую из статистики внешней торговли. В управления ООУ и УТР 24 декабря был направлен проект письма, пока вопрос открыт.

Выступили: Т.Ю. Заморина (ДВТУ), З.А. Трофименко.

Итоговое решение:

- УТСА проанализировать информацию РТУ по "ремонту".

- УТСА совместно с ООУ и УТР продолжить работу по:

выделению ремонта в особенность перемещения товаров с целью исключения этих товаров из данных таможенной статистики,

распространению порядка упрощенного таможенного оформления техобслуживания самолетов.

По п. 6 повестки дня

Обсуждение предложений по учету переработки товаров без вывоза (ввоза) из России и в Россию

З.А. Трофименко

Переработка без ввоза (вывоза) сырья в Россию (из России). Проблема состоит в том, что декларируются по режимам переработки и, согласно методологии, учитываются в данных таможенной статистики внешней торговли товары, не пересекающие границу РФ.

Данный вопрос обсуждается с Управлением таможенных режимов. Частично (по черным металлам) таможенное оформление в подобных случаях отменено.

Существуют две проблемы:

- декларируются товары, которые не вывозятся с территории России (указание ГТК 01-14/683 от 25.06.96). Этим указанием определен порядок декларирования таких товаров (распространяется только на руды и концентраты алюминиевые). По этому указанию заполняются 3 ГТД:

I ГТД - заполняется экспортная декларация. Эти декларации не должны учитывать по признаку ПР (гр. 1) и особенности 99;

II ГТД - импортная декларация 5110;

III ГТД - экспортная декларация, учитывается 5151; вывоз товара после переработки;

- декларируются в качестве импорта товары, произведенные в России и не покидавшие ее пределов.

Выступили: В.В. Орлов.

Итоговое решение:

- УТСА подготовить указание о порядке исключения из данных таможенной статистики отдельных режимов переработки без вывоза (ввоза) из России.

- РТУ проанализировать возможные варианты двойного учета по режимам переработки и представить свои предложения в УТСА.

Срок - 25 марта.

14 января 1998 года. Второй день заседания

По п. 7 повестки дня

Учет товаров, поступающих в Россию в качестве гуманитарной помощи

Е.Ю. Клименко

В настоящее время затруднена передача информации в связи с заполнением описей товаров в виде спецификаций вместо добавочных листов.

Выступили: В.А. Бережкова (МТУ), З.А. Трофименко, В.С. Заварзин, Т.В. Юсупова (Татарское РТУ).

Итоговое решение:

- УТСА и ГНИВЦ подготовить предложения для ООУ и УТР о представлении описи товаров в электронном виде в формате добавочных листов.

По п. 8 повестки дня

Учет поставок комплектного оборудования

Л.А. Пучкова

Управлением тарифного и нетарифного регулирования разрабатывается инструкция о порядке таможенного оформления комплектного оборудования, в которой предлагается оформление общей ГТД после завершения всех поставок по контракту. В общей ГТД предусматривается заполнение всех статистических полей. Рассматривается вопрос о возможном использовании общей декларации для целей статистического учета.

Основной проблемой при заполнении общей ГТД является формирование поставок на комплектный объект, которые могут идти из разных стран. В этой связи целесообразно оставить прежний порядок учета.

Итоговое решение:

- Сохранить существующий порядок учета в статистике комплектного оборудования по конкретным поставкам. "Общую" ГТД не использовать в статистике.

По п. 9 повестки дня

Анализ причин расхождений данных таможенной статистики России и стран - контрагентов

В.А. Киселев

Проводимый УТСА сопоставительный анализ российских и зарубежных данных о внешней торговле России показывает, что учтенный объем российского импорта из стран дальнего зарубежья занижен по сравнению с данными зарубежных стран об их экспорте в Россию. В 1994 - 1996 гг. величина расхождения данных по российскому импорту ежегодно возрастала.

Наиболее значительное занижение российского импорта отмечается по продовольственным товарам, одежде и обуви, мебели, транспортным средствам, бытовой технике, т.е. по товарам, на которые установлены наиболее высокие ставки импортной пошлины, НДС и акциза.

Основными причинами занижения российских данных является недекларирование части товаров и занижение таможенной стоимости российскими импортерами, причем влияние этих двух факторов на величину расхождений примерно одинаково.

Наименее благополучно обстоит дело с контролем и учетом импорта одежды и обуви. Из поставляемых в Россию товаров этих групп попадает под таможенный контроль и налогообложение только 1/4 часть их стоимости. Например, данные Италии об экспорте этих товаров в Россию превышают соответствующие российские данные об импорте на 497 млн. долларов, или в 5,4 раза. Экспорт Германии этих товаров в Россию больше российских данных об импорте на 172 млн. долларов, или в 3,3 раза.

Имеют место факты, когда в целях ухода от налогов или снижения их суммы декларирование товаров осуществляется не под своими наименованиями, т.е. товары кодируются кодами товарных позиций с меньшим уровнем импортных пошлин. Одним из способов занижения стоимости автомобилей является то, что автомобили с большим объемом двигателя декларируются кодом автомобилей с меньшим объемом двигателя, а также оформление новых автомобилей как бывших в употреблении.

Так, в результате подобных искажений в 1996 году общее занижение стоимости автомобилей, ввезенных в Россию из Германии, составило около 270 млн. долларов.

Участники ВЭД в целях сокращения платежей в ряде случаев оформляют готовые изделия как запасные и комплектующие части к машинам, оборудованию и транспортным средствам, бытовой технике, мебели и др., на которые установлены более низкие ставки импортных пошлин. В результате этого российские данные об импорте готовых изделий оказываются ниже соответствующих данных стран - партнеров, по запасным частям - значительно выше.

Кроме этого, в ряде случаев импортеры искажают страну происхождения товаров и декларируют их как происходящие из стран СНГ или из стран, входящих в систему преференций.

Занижение стоимости российского импорта происходит также и вследствие недекларирования товаров. Так, экспорт шоколада из Германии по количеству в 6 раз превышает импорт России, в результате чего недоучет российского импорта составил 139 млн. долл. США, а по алкоголю - соответственно в 2 раза и 85 млн. долл. США.

В наибольшей степени занижается стоимость товаров с высоким уровнем импортной пошлины и высокой стоимостью и степенью оборачиваемости, поставляемых в Россию систематически и в больших объемах, что крайне негативно влияет на собираемость таможенных платежей.

По ряду товаров используется система двойных счетов при ввозе товаров из Финляндии в целях занижения стоимости товаров и снижения полагающихся таможенных платежей. Возможно наличие такой же схемы и в торговле с Германией, Нидерландами.

Выступили: М.Ю. Белов (ГНИВЦ), Г.М. Агафонова (Ростовская таможня), В.В. Орлов, Л.Д. Ульшина (Уральское РТУ).

По п. 10 повестки дня

О формах специальной таможенной статистики

В.А. Струков

Управлением подготовлен проект приказа по формам статистической отчетности в 1998 году, в настоящее время происходит его согласование с управлениями ГТК. Перед нами стоит вопрос о сокращении форм статотчетности и показателей, содержащихся в этих формах.

В.В. Паленов

Обзор форм статотчетности 1-ТМ, 2-ТМ, 3-ТМ, 7-ТМ, 18-ТМ, методологии заполнения этих форм и внесенных в них изменений. Хотя количество форм по сравнению с 1997 годом осталось прежним, количество показателей в них сократилось на 29, или на 8%.

Выступили: Е.А. Бежелева (КТУ), Л.Д. Ульшина (УТУ), В.А. Струков, Л.И. Рузавина (ПТУ), И.М. Крючков (ГНИВЦ), Н.А. Солодовникова (МТУ).

Итоговое решение:

- УТСА при подготовке приказа по формам отчетности на 1998 год внести изменения в проект форм отчетности с учетом состоявшегося обмена мнениями.

По п. 11 повестки дня

Вопросы статистического учета товаров и транспортных средств, ввозимых в Россию физическими лицами

В.В. Чернышев

По нашим данным, ввоз товаров физическими лицами составляет 52 - 54 млн. долл. США в квартал (форма 18-ТМ), что значительно ниже данных, приводимых Центральным Банком России в платежном балансе по статье "Неорганизованная торговля" (за 11 месяцев 1997 года - 13,4 млрд. долл. США). Например, экспорт товаров из Турции в Россию так называемыми "челноками" по их оценке составил 5 млрд. долл. в 1996 году. По официальной статистике в 1996 году импорт товаров из Турции составлял 541 млн. долл.

Необходимо обсудить причины таких расхождений и меры, которые могли бы быть приняты для их устранения.

Выступили: Е.Н. Беляева (СКТУ), Л.Н. Коробова (Домодедовская таможня), О.А. Басовская (Шереметьевская таможня), Т.Ю. Заморина (ДВУТ), Н.А. Солодовникова (МТУ), Н.В. Седова (Чкаловская таможня), В.А. Струков.

Итоговое решение:

- УТСА обратиться в Управление федеральных таможенных платежей с предложением провести комплекс мероприятий по осуществлению контроля за достоверностью данных, содержащихся в ТПО, и формированию базы данных ТПО в целях использования этой информации для определения объемов ввоза товаров физическими лицами.

По п. 12 повестки дня

Формирование региональной таможенной статистики внешней торговли и анализ внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации

Ю.И. Залюбовин

За три года (с 1995 по 1997 гг.) в основном была отработана схема формирования аналитических материалов по таможенной статистике внешней торговли в разрезе субъектов РФ. С учетом того, что в УТСА обработка материалов, поступающих из РТУ, проводилась и до сих пор проводится вручную, большое значение имеет изложение материала в аналитической записке в таком виде, чтобы можно было с минимальными затратами отыскать любую интересующую информацию: в первую очередь общие итоги внешней торговли регионов, сравнение с аналогичным периодом прошлого года, бартерные операции и товарная структура по укрупненным товарным позициям каждого региона. Значительную роль в облегчении этой работы сыграл своевременно разработанный УТСА модель - конспект краткой аналитической записки, введенный в действие указанием ГТК от 13.10.94 N 01-12/1139.

От СЗТУ поступило предложение о подготовке нового макета ежеквартального отчета с целью придания ему большей информативности.

На сегодняшний день, по нашему мнению, содержание модель - конспекта краткой аналитической записки не утратило актуальности. Кроме того, УТСА никогда не регламентировало содержание аналитических записок, поступающих из РТУ, предоставляя управлениям полную свободу при подготовке отчетов.

В настоящее время эта информация приводится РТУ только в ежеквартальных отчетах в форме 1-ТС (регион). Обмен подобными данными между собой РТУ осуществляют нерегулярно, по отдельным запросам. В связи с этим в УТСА все чаще обращаются как сами РТУ, так и органы исполнительной власти субъектов РФ - в основном республик в составе РФ.

УТУ в своем обращении в УТСА показало, что доля товарооборота участников ВЭД Уральского региона, оформлявших декларации в других РТУ, составила во II квартале 1997 года более 30% от оборота региона. В связи с этим в УТУ просит нас организовать получение на постоянной основе по базе ГТД ГНИВЦ данные по внешней торговле как Уральского региона в целом, так и данные по "своим" участникам ВЭД, оформлявших ГТД в ряде РТУ в виде массива ГТД, либо текстовых файлов (или dbf-файлов) форм 1-4ТС (регион), формируемых с помощью АРМ "РЕГСТАТ", к 21 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.

ОТСА СЗТУ считает, что рассылать такую информацию по регионам нецелесообразно, т.к. эти сведения могут иметь смысл лишь в рамках России.

Приказом ГТК от 22.08.94 N 432 обмен такой информацией не предусмотрен. Однако этот вопрос крайне важен при сведении отчетов по регионам к общему итогу по России.

Организация получения такой информации на основе центральной базы ГТД и дальнейшая рассылка ее в РТУ потребует значительных финансовых затрат, современных технических средств, людских ресурсов, разработки нового программного обеспечения. Решение этого вопроса силами отдела эксплуатации функциональных задач ГНИВЦ вряд ли осуществимо, учитывая его загрузку.

В 1997 году по заказу УТСА был разработан КПС "ТСВТ - Субъекты РФ", который работает по центральной базе ГТД и в настоящее время введен в опытную эксплуатацию. В числе выходных форм отчетности, формируемых с помощью этого КПС, в формах 2-ТР (регион) - "Итоги внешней торговли региональных таможенных управлений" и 3-ТР (регион) - "Итоги внешней торговли региональных таможенных управлений по товарообменным (бартерным) операциям". В них приводятся стоимостные показатели экспортно - импортных операций региональных таможенных управлений, а также сведения об участниках ВЭД, зарегистрированных в других субъектах РФ, но декларировавших товары в данном РТУ (включены в итоги по РТУ), и сведения об участниках ВЭД, зарегистрированных на территории субъекта РФ, входящего в зону деятельности данного РТУ, но декларировавших товары в таможенных органах других РТУ (не включены в итоги по РТУ). Кроме того, в формах 5ТР - 7ТР (регион) приведены общие сведения об экспорте и импорте субъектов РФ, отдельно по бартерным операциям, а также товарная структура их экспорта и импорта независимо от региона декларирования товаров.

После ввода КПС в промышленную эксплуатацию (ориентировочно в конце I квартала с.г.) эта информация будет передаваться нами в РТУ.

Выступили: Л.В. Баринова (ЗТУ), Л.Д. Ульшина (УТУ), Н.В. Исхакова (ВСТУ), Т.Н. Стеблина (БТУ), В.А. Терехов.

Итоговое решение:

- УТСА после введения в промышленную эксплуатацию КПС "ТСВТ - Субъекты РФ" регулярно обеспечивать региональные таможенные управления информацией, полученной с помощью этого комплекса на основе центральной базы ГТД.

По п. 13 повестки дня

Анализ ошибок при заполнении статистических полей ГТД

М.А. Лужникова

Участники совещания были проинформированы об основных публикациях УТСА. Была предложена к обсуждению одна из важнейших проблем в работе УТСА с региональными таможенными управлениями - несвоевременное представление электронных копий ГТД в Энергетическую таможню для формирования экспресс - информаций.

Кроме того, было акцентировано внимание на наиболее часто встречающихся ошибках при заполнении ГТД: неправильной кодировке товаров, ошибках в единицах измерения, несоответствии основной и дополнительной единиц измерения, ошибочном определении статистической стоимости.

Ю.П. Никитин

Краткое сообщение о поисковой работе, выполняемой УТСА и ГНИВЦ: создан и вводится в промышленную эксплуатацию комплекс программных средств для выявления возможных ошибок в ГТД с помощью средних цен, рассчитываемых для отчетного и предшествующего периодов (кварталов). Результаты работы данного КПС используются в УТСА при подготовке публикаций для экспертной оценки достоверности данных.

В.А. Терехов

Обратил внимание участников семинара на наличие ошибок в электронных копиях ГТД, поступающих из таможенных органов. В качестве примера приведены данные IV квартала 1997 года по высокооктановому бензину, в которых ошибки были допущены Новороссийской и Санкт - Петербургской таможнями.

В.С. Заварзин

Проинформировал представителей РТУ о состоянии базы данных ГНИВЦ, о достоверности информации, о процентном соотношении ошибочных и правильно оформленных ГТД. Были затронуты вопросы более качественной проверки электронных копий ГТД на местах. Отметил факторы, влияющие на появление ошибок в данных таможенной статистики, выделив одну из них - несогласованность с УТСА и ГНИВЦ проектов нормативных документов, подготовленных подразделениями ГТК России, которые затрагивают вопросы формирования показателей ГТД и технологии их контроля в подразделениях таможенных органов.

Выступили: М.А. Яковлева, И.М. Крюков (ГНИВЦ ГТК России).

Итоговое решение:

- УТСА обратить внимание ОИУ и УД ГТК России на необходимость включения согласующей подписи УТСА и ГНИВЦ в проекты нормативных документов ГТК России, которые касаются оформления показателей ГТД, технологии формирования и контроля данных ГТД в подразделениях таможенных органов.

15 января 1998 года. Третий день заседания

По п. 14 повестки дня

Совершенствование аналитической работы

М.Н. Белов

Среди основных задач, возложенных на таможенные органы, необходимо выделить совершенствование аналитической работы.

На таможнях регистрируется большое количество различных внешнеторговых операций и различных категорий участников. Основная цель статподразделений в сфере аналитической работы состоит в том, чтобы:

- оперативно дать оценку внешнеторговой ситуации, сложившейся в регионе за анализируемый период;

- выявить факторы, влияющие на экспортно - импортные операции;

- предложить возможные мероприятия, способные улучшить ситуацию во внешнеторговой сфере в регионе.

Результаты анализа внешнеторговой деятельности региона во многих случаях используются различными органами управления.

К сегодняшнему дню в таможенных управлениях и таможнях уже накоплен определенный опыт работ по анализу данных таможенной статистики, создана и постоянно ведется база на основе ГТД. Статподразделениями таможенных органов освоено одно из направлений экономической работы - анализ внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем перед статподразделениями таможенных органов руководством комитета ставятся новые задачи, больше внимания в своих аналитических работах уделять проблемам таможенной службы и в первую очередь - искать резервы, способствующие увеличению сбора таможенных платежей.

Основные направления аналитической работы в 1998 году следующие:

1. Анализ динамики внешнеторговой деятельности региона за прошедшие годы, с момента формирования таможенной статистики.

2. Анализ динамики торговли региона со странами СНГ, влияние факторов на развитие внешней торговли с этими странами (ценовых, объемных, по категориям участников ВЭД, роль бартерной торговли).

3. Анализ соотношения внешнеторговых операций по категориям участников ВЭД, при этом выделить отдельно физических и юридических лиц.

4. Анализ основных таможенных режимов, учитываемых в таможенной статистике.

5. Влияние внешней торговли на платежи.

Эти вопросы являются как бы основными направлениями в совершенствовании и расширении аналитической работы на этот год, но для каждого региона она имеет свои особенности. Для совершенствования аналитической работы, ее оперативности в настоящее время УТСА совместно с ГНИВЦ проводится работа по отладке новой программы, которая позволит расширить возможности в аналитической работе.

Выступили: Л.И. Рузавина (ПТУ), Н.В. Исхакова (ВСТУ).

Итоговое решение:

- УТСА направлять в статподразделения региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения информацию об аналитических разработках, подготовленных в управлении.

- ОТСА проводить анализ, способствующий выявлению резервов увеличения поступления платежей в федеральной бюджет.

- Считать одной из основных задач в аналитической работе РТУ - оперативное обеспечение информацией о динамике развития внешней торговли регионов руководства РТУ и глав субъектов Федерации.

Приложение 1

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА ПО ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ОТ ГТК РОССИИ И ГНИВЦ

 N 
п/п
       Ф.И.О.        
               Должность              
1. 
2. 
3. 
4. 
5. 
6. 
7. 
8. 
9. 
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Орлов В.В.           
Лисов А.Ф.           
Струков В.А.         
Терехов В.А.         
Трофименко З.А.      
Лужникова М.А.       
Белов М.Н.           
Чернышев В.В.        
Киселев В.А.         
Залюбовин Ю.И.       
Паленов В.В.         
Концевич О.          
Пучкова Л.А.         
Клименко Е.Ю.        
Сагиров Н.В.         
Заварзин В.С.        
Федоров В.Г.         
Белов М.Ю.           
Крюков И.М.          
Смирнов Е.В.         
начальник УТСА                        
советник председателя ГТК России      
заместитель начальника УТСА           
заместитель начальника УТСА           
начальник отдела УТСА                 
начальник отдела УТСА                 
начальник отдела УТСА                 
начальник отдела УТСА                 
главный инспектор УТСА                
главный инспектор УТСА                
главный инспектор УТСА                
главный инспектор УТСА                
ведущий инспектор УТСА                
ведущий инспектор УТСА                
заместитель директора ГНИВЦ           
начальник отдела ГНИВЦ                
ГНИВЦ                                 
ГНИВЦ                                 
ГНИВЦ                                 
ГНИВЦ                                 

Приложение 2

СПИСОК УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА ПО ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ОТ РТУ И ТАМОЖЕН

 N 
п/п
      Ф.И.О.      
    Должность    
     РТУ, таможня      
1. 
2. 
3. 
4. 

5. 
6. 
7. 
8. 
9. 
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Бережкова В.А.    
Солодовникова Н.А.
Зайцева Л.М.      
Парфенова Е.М.    

Седова Н.В.       
Басовская О.А.    
Макеева М.А.      
Коробова Л.Н.     
Яковлева М.А.     
Симонова Е.Л.     
Исхакова Н.В.     
Бежелева Е.А.     
Ульшина Л.Д.      
Рузавина Л.И.     
Яковлев А.Б.      
Родионова И.Л.    
Беляева С.Н.      
Агафонова Г.М.    
Абхалимова Н.А.   
Стеблина Т.Н.     
Заморина Т.Ю.     
Фельдман А.Н.     
Юсупова Т.В.      
Медведева В.Н.    
Баринова Л.В.     
нач. отдела      
гл. инспектор    
нач. отдела      
нач. отдела      

нач. отдела      
нач. отдела      
вед. инспектор   
нач. отдела      
нач. отдела      
зам. нач. отдела 
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
ст. инспектор    
гл. инспектор    
гл. инспектор    
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
нач. отдела      
и.о. нач. отдела 
Московское ТУ          
Московское ТУ          
Автогрузовая           
Центральная акцизная   
таможня                
Чкаловская таможня     
Шереметьевская таможня 
Внуковская таможня     
Домодедовская таможня  
Энергетическая таможня 
Энергетическая таможня 
Восточно - Сибирское ТУ
Калининградское ТУ     
Уральское ТУ           
Поволжское ТУ          
Северо - Западное ТУ   
Санкт - Петербургская  
Северо - Кавказское ТУ 
Ростовская таможня     
Новороссийская таможня 
Башкирское ТУ          
Дальневосточное ТУ     
Дагестанское ТУ        
Татарское ТУ           
Западно - Сибирское ТУ 
Западное ТУ            

Приложение 3

РЕШЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОТДЕЛОВ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ И АНАЛИЗА РТУ, ТАМОЖЕН ПРЯМОГО ПОДЧИНЕНИЯ ГТК РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ТАМОЖЕН ПО ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1. По пункту 3 повестки дня. "Страна назначения".

- УТСА совместно с УТР подготовить разъяснение о порядке заполнения графы ГТД "Страна назначения", исключив возможность использования страны контракта.

Срок - 15 дней после утверждения инструкции по заполнению ГТД.

- УТСА совместно с ГНИВЦ подготовить указание для таможенных органов и ГНИВЦ о порядке статистического учета товаров по ГТД, в которых неизвестна страна назначения.

Срок - 15 дней после утверждения инструкции по заполнению ГТД.

- Проконтролировать правильность заполнения ГТД и учета статистических данных в тех случаях, когда страна назначения неизвестна. УТСА подготовить форму представления информации и периодичность и сроки ее представления. РТУ подготовить и направить в УТСА соответствующую информацию.

- УТСА совместно с ООУ, УТР и ПУ продолжить работу по подготовке документа, подтверждающего фактическое прибытие груза.

2. По пункту 4 повестки дня. "Таможенный склад".

- УТСА и РТУ проанализировать (совместно с УТР и в РТУ с отделами таможенного оформления) все возможные варианты учета товаров по "Таможенному складу". РТУ подготовить и представить в УТСА предложения по этому вопросу.

Срок - 25 марта 1998 года.

- УТСА совместно с УТР, УВК и ГНИВЦ проработать вопросы учета режима "Таможенный склад" и всех возможных сочетаний с другими таможенными режимами.

3. По пункту 5 повестки дня. "Ремонт и техобслуживание".

- УТСА проанализировать информацию РТУ по "ремонту".

- УТСА совместно с ООУ и УТР продолжить работу по:

1) выделению ремонта в особенность перемещения товаров с целью исключения этих товаров из данных таможенной статистики,

2) распространению порядка упрощенного таможенного оформления техобслуживания самолетов.

4. По пункту 6 повестки дня. "Режим переработки".

- УТСА подготовить указание о порядке исключения из данных таможенной статистики отдельных режимов переработки без вывоза ввоза) из России.

- РТУ проанализировать возможные варианты двойного учета по режимам переработки и представить свои предложения в УТСА.

Срок - 25 марта.

5. По пункту 7 повестки дня. "Гуманитарная помощь".

- УТСА и ГНИВЦ подготовить предложения для ООУ и УТР о представлении описи товаров в электронном виде в формате добавочных листов.

6. По пункту 8 повестки дня. "Комплектное оборудование".

- Сохранить существующий порядок учета в статистике комплектного оборудования по конкретным поставкам. "Общую" ГТД не использовать в статистике.

7. УТСА учесть предложения по п. п. 1 - 6 при подготовке новой редакции методологии.

8. По пункту 10 повестки дня. "О формах специальной таможенной статистики".

- УТСА при подготовке приказа по формам отчетности на 1998 год внести изменения в проект форм отчетности с учетом состоявшегося обмена мнениями.

9. По пункту 11 повестки дня. "Учет физических лиц".

- УТСА обратиться в Управление федеральных таможенных платежей с предложением провести комплекс мероприятий по осуществлению контроля за достоверностью данных, содержащихся в ТПО, и формированию базы данных ТПО в целях использования этой информации для определения объемов ввоза товаров физическими лицами.

10. По пункту 12 повестки дня. "Региональная статистика".

- УТСА после введения в промышленную эксплуатацию КПС "ТСВТ - Субъекты РФ" регулярно обеспечивать региональные таможенные управления информацией, полученной с помощью этого комплекса на основе центральной базы ГТД.

11. По пункту 13 повестки дня. "Анализ ошибок".

- УТСА обратить внимание ОИУ и УД ГТК России на необходимость включения согласующей подписи УТСА и ГНИВЦ в проекты нормативных документов ГТК России, которые касаются оформления показателей ГТД, технологии формирования и контроля данных ГТД в подразделениях таможенных органов.

12. По пункту 14 повестки дня. "Аналитическая работа".

- УТСА направлять в статподразделения региональных таможенных управлений и таможен центрального подчинения информацию об аналитических разработках, подготовленных в управлении.

- ОТСА проводить анализ, способствующий выявлению резервов увеличения поступления платежей в федеральный бюджет.

- Считать одной из основных задач в аналитической работе РТУ - оперативное обеспечение информацией о динамике развития внешней торговли регионов руководства РТУ и глав субъектов Федерации.