^M ^M ^M

Приказ ФТС России от 30.08.2021 N 721
Об утверждении Положения о Правовом управлении

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ от 30 августа 2021 г. N 721

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ

В соответствии с подпунктом 14.9 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Правовом управлении.

2. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 7 декабря 2018 г. N 1999 "Об утверждении Положения о Правовом управлении".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России, ответственного за соответствующее направление деятельности.

Руководитель
В.И.БУЛАВИН

Приложение

Утверждено
приказом ФТС России
от 30 августа 2021 г. N 721

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ

I. Общие положения

1. Настоящее положение разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146).

2. Правовое управление (далее - Управление) является структурным подразделением ФТС России.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, иным законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также настоящим положением.

4. Структуру и штатную численность должностных лиц Управления утверждает руководитель ФТС России.

5. Управление возглавляет начальник Управления, который непосредственно подчиняется заместителю руководителя ФТС России, координирующему и контролирующему деятельность Управления в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями, утвержденным приказом ФТС России.

6. В случае временного отсутствия начальника Управления его должностные обязанности исполняет первый заместитель начальника Управления, а в его отсутствие - один из заместителей начальника Управления в установленном порядке.

7. Начальник Управления, первый заместитель начальника Управления, заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

8. Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) правовое обеспечение деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы);

2) обеспечение при осуществлении правовой работы единообразия практики применения таможенными органами законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также в части, отнесенной к сфере ведения ФТС России, иного законодательства Российской Федерации и регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования);

3) обеспечение участия ФТС России в подготовке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в рамках совершенствования законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных нормативных правовых актов, применение которых относится к компетенции таможенных органов;

4) координация деятельности структурных подразделений ФТС России по подготовке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обеспечение правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в судах;

6) руководство предоставлением таможенными органами государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

7) методическое обеспечение структурных подразделений ФТС России и таможенных органов по правовым вопросам;

8) взаимодействие в установленном порядке с контрактной службой ФТС России Главного управления тылового обеспечения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в части компетенции Управления;

9) обеспечение реализации прав заявителей на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

10) обеспечение проведения ведомственного контроля;

11) организация, координация и контроль за деятельностью правовых подразделений (должностных лиц по правовой работе) таможенных органов, в том числе по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц.

9. Отделы Управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Управления.

10. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Управления устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в установленном порядке.

11. Управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

12. Деятельность Управления строится на основе планов работы ФТС России и Управления, сочетания принципа единоначалия и ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

13. Управление осуществляет свои функции как непосредственно, так и через правовые подразделения (должностных лиц по правовой работе) таможенных органов, во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, иных таможенных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти, иными органами, организациями и гражданами.

14. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Управлении осуществляются согласно установленному порядку.

15. При осуществлении своей деятельности Управление соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

16. Управление является субъектом международной деятельности ФТС России.

II. Функции Управления

17. Управление выполняет следующие функции:

1) участвует в формировании планов деятельности ФТС России;

2) подготавливает либо участвует в подготовке проекта положения о Федеральной таможенной службе;

3) подготавливает либо участвует в подготовке проектов нормативных и иных правовых актов ФТС России, нормативных правовых актов Минфина России в сфере таможенного регулирования, в том числе нормативных правовых актов межведомственного характера;

4) проводит правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов Минфина России в сфере таможенного регулирования, нормативных и иных правовых актов ФТС России, а также антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов ФТС России;

5) участвует в подготовке заключений по поступающим в ФТС России проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также по проектам нормативных правовых актов, имеющих межведомственный характер;

6) проводит работу по отбору и направлению нормативных правовых актов ФТС России на государственную регистрацию в Минюст России, организовывает сопровождение прохождения государственной регистрации, ведет учет таких актов;

7) осуществляет координацию и мониторинг исполнения планов-графиков подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм федеральных законов;

8) подготавливает и направляет в Правительство Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов ФТС России, необходимых для реализации норм федеральных законов;

9) участвует в подготовке проектов федеральных законов (их концепций), актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разрабатываемых структурными подразделениями ФТС России;

10) проводит правовую экспертизу проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступающих на рассмотрение в ФТС России;

11) представляет по поручению руководства ФТС России в установленном порядке интересы ФТС России в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации и других органах;

12) осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации подготовку проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов;

13) подготавливает для направления в Минфин России информацию об участии в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, в заседаниях их комитетов и комиссий, экспертных советов и рабочих групп;

14) подготавливает для руководства ФТС России информационные и аналитические материалы по проектам федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разрабатываемых структурными подразделениями ФТС России;

15) осуществляет учет и систематизацию подготовленных ФТС России проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также информационных и аналитических материалов к ним;

16) оказывает должностным лицам (работникам) структурных подразделений ФТС России, контрактной службы ФТС России Главного управления тылового обеспечения, таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, правовую и методологическую помощь по вопросам, относящимся к подготовленным ФТС России проектам федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и иным вопросам, относящимся к компетенции Управления;

17) визирует проекты федеральных законов, их концепции и проекты технических заданий на их разработку, проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, заключения, представляемые на подпись руководителю ФТС России, проекты нормативных правовых актов Минфина России в сфере таможенного регулирования, нормативных и иных правовых актов ФТС России, а также иные документы в соответствии с инструкцией по делопроизводству в ФТС России;

18) рассматривает предложения таможенных органов по проблемным вопросам правового характера, выявленным в правоприменительной практике их деятельности, и подготавливает предложения по принятию мер, направленных на урегулирование таких вопросов;

19) проводит анализ информации таможенных органов по совершенствованию законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и подготовку предложений о проведении структурными подразделениями ФТС России мероприятий, направленных на его совершенствование;

20) рассматривает в установленном порядке проекты документов, подготавливаемые структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами, на соответствие международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования, законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании;

21) подготавливает либо участвует в подготовке предложений об изменении, отмене или признании утратившими силу нормативных и иных правовых актов, а также признании недействующими писем;

22) подготавливает распорядительные документы об отмене нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, либо актов, возвращенных без государственной регистрации и не доработанных в установленные сроки;

23) подготавливает информационные, статистические и аналитические материалы по вопросам разработки и издания нормативных и иных правовых актов в сфере таможенного регулирования;

24) осуществляет систематизированный учет, электронную обработку, хранение правовых актов ФТС России и иной информации по направлениям деятельности Управления с помощью автоматизированной информационной системы поддержки правовой деятельности таможенных органов (АИС "Таможня и право");

25) осуществляет обмен правовой информацией с организациями в соответствии с договорами о сотрудничестве в области информатизации;

26) осуществляет подготовку предложений по показателям деятельности таможенных органов, характеризующим уровень законности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также подготовку предложений по методикам расчета данных показателей;

27) участвует в рамках компетенции Управления в реализации программ развития таможенного дела в Российской Федерации, планов и показателей деятельности ФТС России;

28) осуществляет правовое обеспечение хозяйственной деятельности ФТС России;

29) проводит правовую экспертизу проектов договоров, соглашений, заключаемых ФТС России, дополнительных соглашений к ним и соглашений об их расторжении;

30) представляет в установленном порядке государственные интересы, интересы таможенных органов в судах;

31) координирует взаимодействие ФТС России, ее структурных подразделений и таможенных органов с судебными органами;

32) осуществляет сбор, анализ и обобщение результатов судебной практики с участием таможенных органов, рассмотрения таможенными органами актов прокурорского реагирования и жалоб заявителей на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, проведения таможенными органами ведомственного контроля, совместно с иными структурными подразделениями ФТС России представляет руководству ФТС России предложения по повышению законности деятельности таможенных органов;

33) представляет руководству ФТС России предложения по повышению эффективности работы правовых подразделений (должностных лиц по правовой работе) таможенных органов;

34) рассматривает обращения граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, подготавливает проекты ответов на указанные обращения и обеспечивает направление данных ответов заявителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

35) при наличии соответствующего поручения руководства ФТС России участвует в рассмотрении обращений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции иных структурных подразделений ФТС России, и подготовке проектов ответов на указанные обращения;

36) при наличии соответствующего поручения руководства ФТС России рассматривает, в том числе совместно с другими структурными подразделениями ФТС России, акты прокурорского реагирования, согласовывает проекты ответов на акты прокурорского реагирования, подготовленные другими структурными подразделениями ФТС России;

37) осуществляет, в том числе совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России, подготовку проектов ответов на запросы других структурных подразделений ФТС России, таможенных, судебных и иных государственных органов и организаций;

38) подготавливает проекты решений по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также проекты иных документов в связи с рассмотрением указанных жалоб;

39) обеспечивает доступ заявителей к информации о порядке обращения в ФТС России и иные таможенные органы с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также к статистической информации о результатах рассмотрения таможенными органами таких жалоб, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

40) координирует и контролирует деятельность таможенных органов по рассмотрению жалоб заявителей на решения, действия (бездействие) подчиненных таможенных органов и их должностных лиц;

41) осуществляет методическое руководство деятельностью структурных подразделений ФТС России и таможенных органов по проведению ведомственного контроля; организовывает контроль деятельности таможенных органов по проведению ведомственного контроля;

42) проводит ведомственный контроль, подготавливает проекты решений по результатам ведомственного контроля, а также проекты иных документов в связи с проведением ведомственного контроля;

43) согласовывает проекты решений по результатам ведомственного контроля, подготовленные структурными подразделениями ФТС России;

44) осуществляет регистрацию поручений Управления и структурных подразделений ФТС России на проведение ведомственного контроля, решений, принятых ФТС России по результатам ведомственного контроля;

45) ведет учет сведений о кадровом составе правовых подразделений (должностных лиц по правовой работе) таможенных органов;

46) проводит семинары и совещания по направлениям деятельности Управления;

47) осуществляет заслушивание начальников правовых подразделений таможенных органов о результатах деятельности указанных структурных подразделений;

48) выступает в качестве подразделения, инициирующего закупки, и взаимодействует с контрактной службой ФТС России Главного управления тылового обеспечения при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Управления;

49) осуществляет общее руководство и контроль за предоставлением государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

50) рассматривает жалобы на решения начальника регионального таможенного управления (таможни, непосредственно подчиненной ФТС России), связанные с нарушением порядка предоставления государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;

51) участвует в работе по организации деятельности таможенных органов, их структурных подразделений и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, оптимизации их функций и структуры;

52) разрабатывает общие положения о региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах, принимает участие в разработке индивидуальных положений о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

53) участвует в проведении инспекторских проверок деятельности таможенных органов, а также обеспечивает участие должностных лиц Управления в проведении служебных проверок по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностных обязанностей должностными лицами таможенных органов;

54) инициирует, организовывает и проводит функциональные проверки деятельности правовых подразделений таможенных органов, а также деятельности таможенных органов по организации и проведению ведомственного контроля;

55) разрабатывает формы статистической отчетности по основным направлениям деятельности правовых подразделений таможенных органов, а также по осуществлению ведомственного контроля правовыми и другими структурными подразделениями таможенных органов, уполномоченными на осуществление ведомственного контроля;

56) участвует в разработке, модернизации, сопровождении и внедрении программных средств и технологий, автоматизирующих функции таможенных органов по направлениям деятельности Управления;

57) участвует в осуществлении международной деятельности ФТС России в части реализации функций, отнесенных к компетенции Управления, в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

III. Права Управления

18. Управление для реализации возложенных на него функций имеет право:

1) проводить ведомственный контроль решений, действий (бездействия) таможенных органов;

2) вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по вопросам деятельности Управления, в том числе предложения о необходимости подготовки структурными подразделениями ФТС России проектов нормативных и иных правовых актов;

3) получать для ознакомления и систематизированного учета поступающие в ФТС России законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные и иные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также иные документы;

4) запрашивать и получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, необходимые статистические и аналитические данные, другие сведения, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

5) давать указания таможенным органам об отмене или изменении правовых актов, о признании недействующими писем, содержащих положения, не соответствующие международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования, законодательству Российской Федерации;

6) вести в установленном порядке переписку с государственными органами по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

7) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках компетенции Управления;

8) привлекать другие структурные подразделения ФТС России для подготовки проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов Минфина России в сфере таможенного регулирования, проектов нормативных и иных правовых актов ФТС России, других документов, а также к осуществлению иных мероприятий, связанных с правовой работой;

9) привлекать в установленном порядке для защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в судах должностных лиц других структурных подразделений ФТС России и таможенных органов;

10) возвращать структурным подразделениям ФТС России на доработку проекты документов, противоречащие международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования, законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании, иному законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам Минфина России в сфере таможенного регулирования, нормативным и иным правовым актам ФТС России, а также подготовленные с нарушением правил юридической техники, содержащие коррупциогенные факторы, составлять заключения и справки о необходимости устранения выявленных в них нарушений;

11) участвовать в согласовании назначения на должности начальников правовых подразделений таможенных органов, заместителей начальников правовых служб таможенных органов, освобождения от указанных должностей в связи с истечением срока контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта, а также заключения контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта на новый срок с начальниками правовых подразделений таможенных органов, заместителями начальников правовых служб таможенных органов;

12) участвовать в разработке и реализации программ повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, в проведении занятий и семинаров по правовым вопросам в системе повышения квалификации и по другим программам обучения;

13) привлекать в установленном порядке для реализации функций, возложенных на Управление, научные, экспертные и иные организации, а также адвокатов, в том числе с оплатой их услуг за счет средств федерального бюджета, выделенных ФТС России;

14) инициировать подготовку структурными подразделениями ФТС России предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, включая подготовку проектов нормативных и иных правовых актов;

15) инициировать подготовку структурными подразделениями ФТС России запросов в Минфин России для получения разъяснений о применении положений законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, в Евразийскую экономическую комиссию для получения рекомендаций по вопросам применения решений органов Евразийского экономического союза;

16) инициировать принятие структурными подразделениями ФТС России мер по устранению причин и условий принятия (совершения) решений, действий (бездействия) таможенными органами и их должностными лицами, не соответствующих праву Евразийского экономического союза и законодательству Российской Федерации;

17) инициировать в соответствии с установленным порядком проведение служебных проверок по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) должностных обязанностей должностными лицами таможенных органов;

18) знакомиться при проведении проверок деятельности таможенных органов с необходимыми для проведения проверки приказами, иными документами;

19) запрашивать сведения в государственных органах, учреждениях и иных организациях, а также готовить ответы на поступающие от них запросы по вопросам контроля за соблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также иных правовых актов в сфере таможенного регулирования;

20) пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами;

21) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

IV. Заключительные положения

19. Начальник Управления:

1) руководит деятельностью Управления на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях, проводимых руководством ФТС России, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) обеспечивает подбор, расстановку кадров Управления, соблюдение служебной дисциплины;

5) создает условия для профессионального развития государственных гражданских служащих Управления и получения сотрудниками Управления дополнительного профессионального образования;

6) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий сотрудникам Управления, предложения о присвоении государственным гражданским служащим Управления классных чинов, а также предложения о назначении на должность должностных лиц Управления, предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

7) принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Управления, обеспечивает внедрение передовых приемов и методов работы;

8) утверждает положения об отделах Управления;

9) вносит согласно установленному порядку руководству ФТС России предложения о направлении должностных лиц Управления в служебные командировки на территории Российской Федерации и на территории иностранных государств;

10) подписывает в пределах своей компетенции документы и организовывает проверку их исполнения;

11) представляет Управление, а по поручению руководства ФТС России - ФТС России в органах и организациях в соответствии с установленным порядком;

12) обеспечивает выполнение возложенных на Управление функций, в том числе выполнение в рамках компетенции Управления программ, планов и показателей деятельности ФТС России;

13) согласовывает назначение на должности начальников правовых подразделений таможенных органов, заместителей начальников правовых служб таможенных органов, освобождение от указанных должностей в связи с истечением срока контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта, а также заключение контракта о службе в таможенных органах или служебного контракта на новый срок с начальниками правовых подразделений таможенных органов, заместителями начальников правовых служб таможенных органов;

14) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Возложение на Управление функций, не предусмотренных настоящим положением, кроме специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, не допускается.

Начальник Правового управления
С.А.ЗАРЕМБО