В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <1>, который вступил в силу с 1 января 2001 года, и на основании части второй Налогового кодекса Российской Федерации <2>, Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" <3>, Таможенного кодекса Российской Федерации" <4> внести следующие изменения и дополнения в Методические рекомендации о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Методические рекомендации по НДС), и в Методические рекомендации о порядке применения акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Методические рекомендации по акцизам), направленные письмом ГТК России от 19.12.2000 N 01-06/36951.
--------------------------------
<1> Российская газета, N 248-А, 31.12.2000.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3341.
<4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 05.08.93, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.95, N 26, ст. 2397; 01.01.96, N 1, ст. 4; 28.07.97, N 30, ст. 3586; 24.11.97, N 47, ст. 5341; 15.02.99, N 7, ст. 879.
1. Абзац четвертый пункта 5 Методических рекомендаций по НДС после слов "(по подакцизным товарам" дополнить словами "и подакцизному минеральному сырью".
2. В абзаце первом пункта 7 Методических рекомендаций по НДС слова "в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию" исключить.
3. Абзац второй пункта 7 Методических рекомендаций по НДС после слов "как подакцизные" дополнить словами "товары (подакцизное минеральное сырье)", после слов "так и неподакцизные товары" дополнить словами "и минеральное сырье".
4. Абзац второй подпункта 2 пункта 13 Методических рекомендаций по НДС изложить в следующей редакции:
"протезно - ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);".
5. Подпункты 1, 10, 11 пункта 13 Методических рекомендаций по НДС изложить в следующей редакции:
"1) товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации",
"10) валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям)",
"11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации".
6. Абзац первый пункта 20 Методических рекомендаций по НДС изложить в следующей редакции:
"20. До 1 июля 2001 года при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается".
7. Дополнить раздел 5 Методических рекомендаций по НДС пунктом 21 следующего содержания:
"21. От налога на добавленную стоимость освобождаются товары, предназначенные в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором указанного соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками и иными лицами, участвующими в выполнении работ по указанному соглашению на основе договоров (контрактов) с инвестором и (или) оператором.
Освобождение налогоплательщика от уплаты налога на добавленную стоимость осуществляется при условии представления в таможенные органы заявления с ходатайством об освобождении, к которому прилагаются следующие документы, подтверждающие, что товары предназначены для выполнения работ по соглашению о разделе продукции:
- копия контракта между оператором, поставщиком (подрядчиком, перевозчиком) и инвестором по соглашению о разделе продукции или копия контракта между поставщиком (подрядчиком, перевозчиком) и оператором по конкретному соглашению о разделе продукции при условии, что оператор уполномочен заключать контракты от имени инвестора;
- копия счета - фактуры (копия счета), выставленного инвестору поставщиком (подрядчиком, перевозчиком);
- гарантийное письмо инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции по форме, установленной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что данные товары предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по указанному соглашению;
- копии транспортных и товаросопроводительных документов;
- специфицированный счет с указанием наименования товаров и их стоимости в той валюте, в которой ведется учет по соглашению и (или) в которой по указанным товарам при отсутствии освобождения исчислялся бы налог на добавленную стоимость.
Порядок и сроки представления указанных документов в таможенные органы Российской Федерации устанавливаются ГТК России.
В случае выявления таможенными органами нецелевого использования товаров (в рамках срока их полезного использования), ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с применением льготы, начисление и взимание налога на добавленную стоимость, штрафов и пени осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, установленные указанными соглашениями".
8. Пункты 21 - 31 Методических рекомендаций по НДС считать соответственно пунктами 22 - 32.
9. Абзац 3 подпункта 6 пункта 1.2 раздела I Методических рекомендаций по акцизам после слов "ювелирная галантерея" дополнить словами:
", изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей".
10. Подпункт 7 пункта 1.2 раздела I Методических рекомендаций по акцизам после слова "мотоциклы" дополнить словами "с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)".
11. Пункт 1.4 раздела I Методических рекомендаций по акцизам изложить в следующей редакции:
"Освобождается от уплаты акцизов ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", при выполнении указанных соглашений.
Положения настоящего пункта распространяются на ввоз подакцизных товаров (за исключением табачной продукции, алкогольной продукции, легковых автомобилей) инвесторами или операторами указанных соглашений либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами.
Освобождение налогоплательщика от уплаты акциза осуществляется при условии представления в таможенные органы заявления с ходатайством об освобождении, к которому прилагаются следующие документы, подтверждающие, что подакцизные товары предназначены для выполнения работ по соглашению о разделе продукции:
- копия контракта между оператором, поставщиком (подрядчиком, перевозчиком) и инвестором по соглашению о разделе продукции или копия контракта между поставщиком (подрядчиком, перевозчиком) и оператором по конкретному соглашению о разделе продукции при условии, что оператор уполномочен заключать контракты от имени инвестора;
- копия счета - фактуры (копия счета), выставленного инвестору поставщиком (подрядчиком, перевозчиком);
- гарантийное письмо инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции по форме, установленной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что данные товары предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по указанному соглашению;
- копии транспортных и товаросопроводительных документов;
- специфицированный счет с указанием наименования товаров и их стоимости в той валюте, в которой ведется учет по соглашению и (или) в которой по указанным товарам при отсутствии освобождения исчислялся бы акциз.
Порядок и сроки представления указанных документов в таможенные органы Российской Федерации устанавливаются ГТК России.
В случае выявления таможенными органами нецелевого использования товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с применением льготы, начисление и взимание акциза, штрафов и пени осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты акциза, установленные указанными соглашениями".
12. В подпункте 4 пункта 3.9 раздела III Методических рекомендаций по акцизам слово "налога" заменить словом "акциза".
13. В абзаце 1 пункта 4.2 раздела IV Методических рекомендаций по акцизам слова ", в отношении которых налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию" исключить.
14. Наименование раздела VI Методических рекомендаций по акцизам изложить в следующей редакции:
"IV. Особенности взимания акциза по подакцизным товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления".
15. Раздел VI Методических рекомендаций по акцизам изложить в следующей редакции:
"В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации с иностранным государством отменяются таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, порядок взимания акциза по подакцизным товарам, происходящим из такого государства или выпущенным в свободное обращение на его территории и ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок взимания акциза в отношении таких товаров доводится до сведения таможенных органов нормативными правовыми актами ГТК России".
16. В наименовании товара "Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин)" в столбце "Наименование товара" Приложения к Методическим рекомендациям по акцизам слова "этилового спирта от" заменить на слова "этилового спирта свыше".
17. Раздел "Спиртсодержащая продукция" Приложения к Методическим рекомендациям по акцизам после слов "из 3304 99 000 0 <12> с концентрацией этилового спирта более 9 об.%" дополнить словами "из 3305 30 000 0 <12> с концентрацией этилового спирта более 9 об.%".
18. Абзац 2 сноски 15 Приложения к Методическим рекомендациям по акцизам после слов "ювелирная галантерея" дополнить словами ", изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей".
Заместитель председателя Комитета
генерал - майор
таможенной службы
А.А.КАУЛЬБАРС