Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 295
Об утверждении Правил выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации

Оглавление

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 марта 2022 г. N 295

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЫДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИЕЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ (ИСПОЛНЕНИЕ) РЕЗИДЕНТАМИ СДЕЛОК (ОПЕРАЦИЙ) С ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации.

2. Дополнить Положение о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 28, ст. 3382), пунктом 6(1) следующего содержания:

"6(1). Комиссия для выполнения отдельных задач и осуществления функций может создавать подкомиссию, компетенция которой определяется Правительством Российской Федерации, а состав утверждается председателем Комиссии либо его заместителем.".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 марта 2022 г. N 295

ПРАВИЛА ВЫДАЧИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИЕЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗРЕШЕНИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ (ИСПОЛНЕНИЕ) РЕЗИДЕНТАМИ СДЕЛОК (ОПЕРАЦИЙ) С ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают особый порядок выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) разрешений на осуществление (исполнение):

а) резидентами с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия), следующих сделок (операций):

сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество;

б) резидентами с иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, сделок (операций), предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, если предметом таких сделок (операций) являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные после 22 февраля 2022 г. указанными иностранными лицами у лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия;

в) валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа;

г) зачисления резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

2. Выдача Комиссией разрешений на совершение сделок, иных действий в отношении хозяйственных обществ, на которые распространяются положения Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон), осуществляется путем предварительного согласования таких сделок, иных действий в соответствии с Федеральным законом.

3. Понятие "резидент" используется в настоящих Правилах в том же значении, что и в статье 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Лицо считается находящимся под контролем в соответствии с абзацем первым подпункта "а" пункта 1 настоящих Правил при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона.

4. Заявление о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций), указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - разрешение на осуществление (исполнение) сделки (операции), представляется резидентом или лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (далее - уполномоченный орган).

5. В состав заявления, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил, включаются следующие документы:

а) обращение о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащее информацию о цели, предмете, содержании и существенных условиях сделки (операции), о планируемых сроках действия такого разрешения, адресованное Комиссии и составленное в произвольной форме (в случае подачи обращения о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), в результате которой приобретается право прямо или косвенно распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, в обращении о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) указывается количество голосов, приходящихся на такие голосующие акции (доли);

б) документ, подтверждающий государственную регистрацию заявителя - юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства, либо в отношении заявителя - юридического лица иной подтверждающий факт его создания документ;

в) документ, удостоверяющий личность заявителя - физического лица;

г) документ, подтверждающий факт учреждения заявителя - иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена;

д) учредительные документы заявителя - юридического лица;

е) документ, содержащий сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, лице, осуществляющем контроль над являющимся стороной сделки (участвующим в операции) лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия, и о признаках нахождения такого лица под контролем в соответствии со статьей 5 Федерального закона;

ж) бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления, при отсутствии указанного бухгалтерского баланса в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренном статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (в случае представления заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента);

з) сведения о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления заявления (в случае представления заявления о выдаче разрешения на совершение (исполнение) сделки (операции), влекущей за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество резидента).

6. Заявление и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, составляются на русском языке. В случае если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью (при ее наличии) заявителя.

В случае если заявителем является физическое лицо, документы заверяются подписью физического лица, подлинность которой свидетельствуется нотариально в установленном порядке.

Заявление может быть представлено в уполномоченный орган представителем заявителя, имеющим нотариально удостоверенную доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на представление заявления.

К заявлению прилагается опись направляемых документов.

7. Заявитель при наличии в заявлении и документах, указанных в пункте 5 настоящих Правил, сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, указывает в заявлении исчерпывающий перечень документов, содержащих такие сведения.

Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, представляется в уполномоченный орган в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

8. Сведения и документы, включенные в состав заявления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, должны быть полными и достоверными. В случае невозможности представления заявителем сведений и документов в полном объеме они представляются в имеющемся у него объеме. При этом указываются причины невозможности представления заявителем соответствующих сведений и документов, а также сообщается, где такие сведения и документы могут быть затребованы.

9. Информация об изменении сведений и документов, включенных в состав заявления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, доводится заявителем до сведения уполномоченного органа в письменной форме в течение 3 дней со дня, когда заявителю стало известно о таких изменениях.

10. Уполномоченный орган обеспечивает учет и хранение заявления и документов, включенных в его состав в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, а также защиту содержащихся в них сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

11. В случае если в уполномоченный орган в целях выдачи разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) в интересах лиц, указанных в пункте 1 настоящих Правил, обращаются федеральные органы исполнительной власти и (или) Центральный банк Российской Федерации, пункты 4 - 10 настоящих Правил не применяются.

12. Заявление и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, обращения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи.

13. Разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащим условия осуществления (исполнения) такой сделки (операции), отказом в выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) является оформленное уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, Центрального банка Российской Федерации и которая возглавляется руководителем уполномоченного органа (далее - подкомиссия).

14. Подкомиссия рассматривает заявления и документы, указанные в пункте 5 настоящих Правил, обращения, указанные в пункте 11 настоящих Правил, и принимает решения по сделке (операции) или группе сделок (операций) на заседаниях подкомиссии или путем проведения заочного голосования. Решения принимаются подкомиссией единогласно.

15. Подкомиссия вправе определить срок действия разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции).

16. Подкомиссия вправе принимать решения о выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.