Оглавление
В соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12, и механизмами реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Евразийского межправительственного совета от 1 февраля 2019 г. N 1, на основании пакета документов, представленного в качестве информационного материала в соответствии с пунктами 6 и 7 указанных механизмов, и с учетом заинтересованности государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) в реализации проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза" Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Начать реализацию проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза" (далее - проект).
2. Утвердить прилагаемые:
паспорт проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза";
верхнеуровневый план мероприятий ("дорожную карту") по реализации проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза".
3. Установить, что финансирование проекта в 2021 - 2024 годах в части мероприятий, реализуемых Евразийской экономической комиссией, осуществляется за счет средств бюджета Евразийского экономического союза, предусмотренных на создание, обеспечение функционирования и развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза, в рамках расходов на реализацию цифровой повестки Евразийского экономического союза в размере до 440,53 млн российских рублей.
4. Определить, что в рамках проекта под консорциумом понимается объединение исполнителя проекта (координатора консорциума) и организаций всех государств-членов, определенных уполномоченными органами государств-членов, ответственными за реализацию проекта (не более 3 участников от государства-члена), без образования юридического лица, осуществляющее деятельность в целях реализации проекта на основании соглашения о консорциуме.
5. Коллегии Евразийской экономической комиссии при разработке технического задания на оказание услуг по реализации проекта исходить из следующего:
исполнитель проекта (координатор консорциума) определяется по результатам двухэтапного конкурса;
исполнитель проекта (координатор консорциума) в обязательном порядке привлекает в качестве соисполнителей организации всех государств-членов с учетом принципа равной представленности (если другое не определено уполномоченным органом государства-члена, ответственным за реализацию проекта), с которыми заключается соглашение о консорциуме.
6. Коллегии Евразийской экономической комиссии утвердить:
положение о рабочей группе по координации проекта и ее состав;
техническое задание на оказание услуг по реализации проекта.
7. Просить государства-члены в месячный срок:
определить уполномоченные органы, ответственные за реализацию проекта, и уведомить о них Евразийскую экономическую комиссию;
представить в Евразийскую экономическую комиссию кандидатуры для включения в состав рабочей группы по координации проекта (по 1 кандидатуре от государства-члена).
8. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения М.ГРИГОРЯН | От Республики Беларусь И.ПЕТРИШЕНКО | От Республики Казахстан А.СМАИЛОВ | От Кыргызской Республики А.ЖАПАРОВ | От Российской Федерации А.ОВЕРЧУК |
Утвержден
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 14 июля 2021 г. N 63
Раздел | Содержание |
1. Наименование проекта | цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза (далее - проект) |
2. Цели и ключевые результаты проекта | основной целью проекта является цифровизация процессов формирования обязательных требований к продукции, разработки технических регламентов и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Союз), осуществления оценки соответствия, выработки предложений в программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) таких стандартов, а также формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза. В рамках проекта будет обеспечена возможность отображения необходимых пользователям данных и информации применительно к точно идентифицированным объектам технического регулирования. В результате реализации проекта будет обеспечено предоставление всем участникам рынка необходимых данных и доступа к цифровым сервисам для обеспечения цифровизации процессов проектирования, производства и вывода продукции на рынок. Эффектами реализации проекта являются: ускорение создания и вывода на рынок новой продукции, отвечающей актуальным обязательным требованиям, в том числе путем передачи данных, содержащих обязательные требования, с учетом наилучших международных стандартов в цифровую среду проектирования продукции и создания цифровых моделей (цифровых двойников) новой продукции; сокращение затрат на проведение процедур оценки соответствия, в том числе временных и финансовых затрат, необходимых для оценки соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами Союза; сокращение времени разработки технических регламентов Союза, перечней стандартов, программ по разработке межгосударственных стандартов, обеспечение соответствия стандартов современному уровню науки и техники; стимулирование процессов цифровизации в области технического регулирования государств - членов Союза (далее - государства-члены). Сервисы проекта будут предоставляться на безвозмездной основе в соответствии с правом Союза, законодательством государств-членов и регламентом проекта |
3. Целевые индикаторы и показатели результативности проекта | по итогам двух календарных лет промышленной эксплуатации проекта должны быть достигнуты следующие показатели: доля технических регламентов Союза, переведенных в машиночитаемый формат, - не менее 90 процентов; доля товаров, включенных в единый перечень продукции, формируемый в рамках системы, включающей в себя наднациональный компонент и базовые сервисы (далее - система), с группировкой до 6-го знака кодов ТН ВЭД ЕАЭС - 100 процентов; доля товаров, включенных в единый перечень продукции, формируемый в рамках системы, с группировкой до 10-го знака кодов ТН ВЭД ЕАЭС - не менее 90 процентов; доля разработки новых технических регламентов, изменений, отмены технических регламентов, приведенных в машиночитаемый вид, а также формирования перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, в рамках системы - 100 процентов; количество пользователей, обратившихся к публичному порталу проекта, - не менее 100 тысяч; количество сервисов национальных операторов и (или) сервисов сторонних операторов, подключенных к проекту, на конец периода - не менее 5; количество пользователей, использующих API проекта для получения данных о техническом регулировании в рамках Союза, на конец периода - не менее 20 |
4. Рамки проекта | проект предназначен для обеспечения доступа заинтересованных лиц к разрабатываемым в рамках проекта базовым сервисам в области технического регулирования Союза, внешним сервисам органов и организаций государств-членов, уполномоченных в сфере технического регулирования, а также хозяйствующих субъектов государств-членов и иным сервисам. С этой целью предусмотрено создание системы, включающей в себя следующие базовые сервисы: сервис формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза; сервис разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза; сервис формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия. В рамках проекта не предусмотрена разработка национальных сервисов и регламентация деятельности национальных операторов в области технического регулирования |
5. Допущения, ограничения, риски | в случае отказа или задержки реализации проекта: изготовители и экспортеры государств-членов не смогут получить преимущества от ускорения процедур вывода продукции на рынок за счет их перевода в машиночитаемый формат; участники рынка будут продолжать нести высокие расходы при получении достоверной и полной информации об обязательных требованиях к продукции на бумажном носителе с привлечением экспертных и посреднических организаций; изготовители продукции столкнутся с риском неучета всех обязательных требований для вывода продукции на внутренний рынок, что повлечет за собой снижение ее конкурентоспособности; сохранится недостаточная конкурентоспособность органов по сертификации, испытательных лабораторий, органов по стандартизации Союза и других органов по сравнению с аналогичными органами третьих стран |
6. Сроки реализации проекта | предусматриваются следующие этапы реализации проекта: 2022 - 2023 годы - развертывание работ по верхнеуровневому плану мероприятий ("дорожной карте") по реализации проекта; 2023 - 2024 годы - разработка системы; 2025 год - контентное наполнение, ввод наднационального компонента и сервисов в промышленную эксплуатацию |
7. Распределение ролей и ответственности участников проекта | Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия): координирует реализацию проекта; утверждает положение о рабочей группе по координации проекта (далее - координационная группа) и ее состав; утверждает техническое задание проекта; согласовывает перечень сервисов, реализуемых в рамках проекта; вырабатывает политику по сопряжению проекта с другими проектами, реализуемыми в рамках Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. N 12, и интегрированной информационной системой Союза; осуществляет мониторинг и прием результатов проекта. Координационная группа: рассматривает и определяет методологию управления проектом; осуществляет координацию проектной деятельности; утверждает распределение объема работ между членами консорциума; осуществляет мониторинг реализации проекта; подготавливает отчеты о ходе реализации проекта; подготавливает при необходимости предложения о внесении изменений в документы проекта; рассматривает проблемные вопросы и разногласия между участниками проекта; организует приемо-сдаточные испытания проекта; осуществляет иные функции, связанные с координацией проектной деятельности, по поручению Совета Комиссии; утверждает документацию, политики использования и условия предоставления внешних сервисов. Консорциум: разрабатывает методологию формирования и архитектуру проекта, а также решает задачи в рамках верхнеуровневого плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации проекта; формирует функциональные требования к пользовательским и программным интерфейсам и прочим элементам проекта; создает наднациональный компонент и базовые сервисы; разрабатывает правила и требования для подключения внешних сервисов; разрабатывает типовые агентские соглашения; взаимодействует с участниками рынка. |
Координатор консорциума: организует работу консорциума на основе соглашения о консорциуме, а также договоров с Комиссией и участниками консорциума; организует сбор и предоставление консолидированных сведений по реализации проекта в соответствии с планом его реализации. Уполномоченный орган государства-члена, ответственный за реализацию проекта: осуществляет государственную политику на территории государства-члена и единую политику Союза в сфере технического регулирования и аккредитации; осуществляет обмен информацией в рамках проекта; принимает решения по совершенствованию нормативного правового регулирования на национальном уровне для обеспечения цифровой трансформации в области технического регулирования и стандартизации; направляет представителя для участия в координационной группе для согласования основополагающих принципов проекта, утверждения методических документов и оценки хода реализации проекта; принимает решения по совершенствованию нормативного правового регулирования на национальном уровне для обеспечения цифровой трансформации в области технического регулирования и стандартизации | |
8. Отчеты по проекту | основная деятельность по проведению мониторинга реализации проекта осуществляется координационной группой. В ходе мониторинга формируются следующие отчеты: ежеквартальная отчетность, предоставляемая Комиссии; итоговый отчет по реализации проекта; отчеты о ходе реализации проекта (по запросу координационной группы) |
9. Право собственности | право собственности на систему принадлежит Комиссии. Комиссия на правах правообладателя передает интеллектуальные права (в том числе на создаваемые технологии и методологии) при реализации проекта для дальнейшего использования в составе национальных информационных систем государств-членов (национальных компонентов). Передача Комиссией интеллектуальных прав на создаваемые технологии и методологии при реализации проекта осуществляется всем государствам-членам на безвозмездной основе в соответствии с заключаемым лицензионным договором о предоставлении лицензии (с исходными кодами) и оформляется актом приема-передачи |
10. Источники и объемы финансирования | финансирование проекта осуществляется за счет средств Комиссии, предусмотренных на создание, обеспечение функционирования и развитие интегрированной информационной системы Союза, в рамках расходов на реализацию цифровой повестки Союза в размере до 440,53 млн российских рублей, в том числе: абзац исключен. - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 27; абзац исключен. - Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 25.11.2022 N 178; в 2023 году - до 165,41 млн российских рублей; в 2024 году - до 227,07 млн российских рублей; в 2025 году - до 48,05 млн российских рублей. В финансовую модель заложена реализация ключевых мероприятий верхнеуровневого плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации проекта, в том числе: разработка методологии цифровой трансформации в части обязательных требований к продукции, выбора классификатора (классификаторов) продукции, определения общих процессов по формированию и ведению единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза, приведения текстов технических регламентов в машиночитаемый формат (при необходимости) (до 121,51 млн российских рублей); разработка методологической документации, положений и соглашений по проекту, в том числе по наднациональному компоненту и разрабатываемым сервисам (до 10,61 млн российских рублей); разработка программного обеспечения наднационального компонента, сервисов и интерфейсов программных приложений (до 261,37 млн российских рублей); сбор и наполнение контентом сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия (до 47,04 млн российских рублей). |
Утвержден
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 14 июля 2021 г. N 63
Наименование ключевого мероприятия (ключевой контрольной точки) | Ожидаемый результат | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
I. Инициация реализации проекта, анализ требований и разработка методической документации | |||
1. Разработка и утверждение положения о рабочей группе по координации проекта "Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза" (далее соответственно - координационная группа, проект), а также формирование и утверждение ее состава | акт Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) (принятый консенсусом), утверждающий положение о координационной группе и ее состав | III - IV кварталы 2021 г. | офис управления инициативами Комиссии (далее - офис), член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям (далее - Министр по ВРИИКТ), член Коллегии (Министр) по техническому регулированию (далее - Министр по ТР), государства - члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) |
2. Разработка и утверждение технического задания проекта | техническое задание проекта, утвержденное актом Коллегии Комиссии (принятым консенсусом) | IV квартал 2021 г. - I квартал 2022 г. | Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, офис, координационная группа |
3. Формирование консорциума в целях реализации проекта, включающего в себя координатора консорциума и его членов, по согласованию с уполномоченными органами государств-членов (далее - консорциум) | соглашения о консорциуме | IV квартал 2021 г. - III квартал 2022 г. | Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, государства-члены, офис |
4. Проведение конкурсных процедур и заключение договора на оказание услуг в соответствии с техническим заданием проекта (согласно механизмам реализации проектов, в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от 1 февраля 2019 г. N 1) | акт Комиссии, заключенный договор на оказание услуг в соответствии с техническим заданием проекта | IV квартал 2022 г. | Министр по ВРИИКТ, офис, Департамент управления делами Комиссии, Департамент финансов Комиссии, Правовой департамент Комиссии |
5. Разработка методологии цифровой трансформации в части: а) обязательных требований к продукции; б) выбора классификатора (классификаторов) продукции; в) определения общих процессов по формированию и ведению единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза; г) разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза; д) приведения текстов технических регламентов в машиночитаемый формат (при необходимости) | инструкции, методические рекомендации, проекты актов Комиссии | I квартал 2023 г. - II квартал 2024 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, офис |
6. Подготовка методической документации наднационального компонента (далее - ННК) и разрабатываемых сервисов, проектов актов Комиссии (при необходимости) | методическая документация (с описанием процессов информационного взаимодействия посредством ННК и описанием правил стандартизации данных), проекты актов Комиссии | I квартал 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, офис |
7. Разработка положений о ННК, разрабатываемых сервисах и порядка взаимодействия с единой системой нормативно-справочной информации Союза | проекты положений о ННК и сервисах, проект порядка взаимодействия с единой системой нормативно-справочной информации Союза | I квартал 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, офис, координационная группа, государства-члены |
8. Разработка требований к функциональному наполнению и инфраструктуре ННК | требования к функциональному наполнению и инфраструктуре ННК | I квартал 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, офис, координационная группа |
9. Представление координационной группе отчетности по реализации проекта | отчет по реализации проекта, представляемый координационной группе | ежеквартально, начиная с I квартала 2023 г. | консорциум |
10. Представление Комиссии отчетности по реализации проекта | отчет по реализации проекта, представляемый Комиссии | ежеквартально, начиная с I квартала 2023 г. | координационная группа, консорциум |
11. Выработка модели присоединения третьих стран и других негосударственных участников к сервису | проекты архитектурных решений и документации по присоединению третьих стран и других негосударственных участников к сервису | I квартал 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, офис |
12. Разработка требований к сервису формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза | требования к сервису | II - IV кварталы 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, офис, Министр по ТР, координационная группа |
13. Разработка требований к сервису разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза | требования к сервису | II - IV кварталы 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, офис, Министр по ТР, координационная группа |
14. Разработка требований к сервису формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия | требования к сервису | II - IV кварталы 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, офис, Министр по ТР, координационная группа |
15. Разработка и утверждение требований к сторонним сервисам, национальным сервисам и сервисам третьих стран, подключаемым к проекту | требования к сервисам для подключения к проекту | II - IV кварталы 2023 г. | консорциум, Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР, офис, координационная группа |
II. Проектирование и разработка программного обеспечения ННК проекта и сервисов в рамках проекта | |||
16. Сбор и подготовка контента для наполнения сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к выбранной группе продукции, формах оценки соответствия | подготовленный и согласованный для загрузки контент | II квартал 2023 г. | консорциум, координационная группа |
17. Разработка технического проекта ННК | техническая архитектура ННК, структура информационного хранилища, сценарии интеграции ННК | II - IV кварталы 2023 г. | консорциум |
18. Разработка технического проекта сервиса формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза | техническая архитектура сервиса, структура информационного хранилища данных, сценарии интеграции | III - IV кварталы 2023 г. | консорциум |
19. Разработка технического проекта сервиса разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза | техническая архитектура сервиса, структура информационного хранилища данных, сценарии интеграции | III - IV кварталы 2023 г. | консорциум |
20. Разработка технического проекта сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия | техническая архитектура сервиса, структура информационного хранилища данных, сценарии интеграции | III - IV кварталы 2023 г. | консорциум |
21. Разработка технического проекта интерфейсов программных приложений для подключения внешних сервисов | техническая архитектура, структура информационного хранилища, сценарии интеграции | III - IV кварталы 2023 г. | консорциум |
22. Разработка программного обеспечения ННК | действующее программное обеспечение | IV квартал 2023 г. - II квартал 2024 г. | консорциум |
23. Разработка программного обеспечения сервиса формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза | действующее программное обеспечение | I - II кварталы 2024 г. | консорциум |
24. Разработка программного обеспечения сервиса разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов Союза | действующее программное обеспечение | I - II кварталы 2024 г. | консорциум |
25. Разработка программного обеспечения сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия | действующее программное обеспечение | I - II кварталы 2024 г. | консорциум |
26. Разработка программного обеспечения интерфейсов программных приложений для подключения внешних сервисов | действующее программное обеспечение | I - II кварталы 2024 г. | консорциум |
III. Подготовка к эксплуатации ННК проекта и сервисов в рамках проекта | |||
27. Наполнение контентом сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к выбранной группе продукции, формах оценки соответствия | наполненный контентом сервис | III - IV кварталы 2023 г. | консорциум |
28. Подготовка пакета документов для всех типов пользователей проекта | утвержденный пакет документов, методический план | I - II кварталы 2024 г. | консорциум, офис, Министр по ВРИИКТ, Министр по ТР |
29. Проведение тестирования ННК и разрабатываемых сервисов | план и методика испытаний, протоколы тестовых испытаний | I - II кварталы 2024 г. | консорциум, офис, Министр по ВРИИКТ |
30. Доработка программного обеспечения проекта по итогам тестирования | доработанное программное обеспечение | III - IV кварталы 2024 г. | консорциум |
IV. Опытная и промышленная эксплуатация ННК проекта и сервисов в рамках проекта | |||
31. Развертывание проекта на целевой аппаратной инфраструктуре | действующее программное обеспечение, размещенное на целевой аппаратной инфраструктуре | III - IV кварталы 2024 г. | консорциум |
32. Запуск проекта в опытную эксплуатацию, включая нагрузочное тестирование | план и методика испытаний, протокол приемо-сдаточных испытаний | III - IV кварталы 2024 г. | консорциум, офис, Министр по ВРИИКТ |
33. Доработка и тестирование программного обеспечения для проекта по итогам приемо-сдаточных испытаний | доработанное программное обеспечение | I - II кварталы 2025 г. | консорциум |
34. Ввод доработанного программного обеспечения для проекта в промышленную эксплуатацию | акт приема-передачи, приказ о вводе в промышленную эксплуатацию | I - II кварталы 2025 г. | консорциум, офис, Министр по ВРИИКТ |
35. Разработка предложений по развитию проекта | концепция развития проекта, план мероприятий ("дорожная карта") по развитию проекта | I - II кварталы 2025 г. | консорциум |
V. Контентное наполнение ННК проекта и сервисов в рамках проекта | |||
36. Сбор и подготовка контента для наполнения сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия (в полном объеме) | подготовленный и согласованный для загрузки контент | I - II кварталы 2025 г. | консорциум, координационная группа |
37. Наполнение контентом сервиса формирования полного набора данных об обязательных требованиях к продукции, формах оценки соответствия (в полном объеме) | наполненный контентом сервис | II квартал 2025 г. | консорциум |