Оглавление
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения технического осмотра автобусов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и действует до 1 марта 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 г. N 741
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения технического осмотра автобусов.
2. В настоящих Правилах под автобусами понимаются транспортные средства категорий М2 и М3, подлежащие государственной регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3. Настоящие Правила не применяются к отношениям, связанным с проведением технического осмотра автобусов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих особенности конструкции и (или) специально оборудованных для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
4. Технический осмотр автобусов проводится в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила проведения технического осмотра), с учетом требований настоящих Правил.
5. Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3 (далее - оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее - уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно - график, заявка).
6. Владелец автобуса посредством телефонной связи и (или) по электронной почте обращается к любому оператору технического осмотра в любой пункт технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации автобуса и представляет заявку, содержащую информацию о желаемой дате прохождения технического осмотра, сведения о марке, модели, идентификационном номере (номере кузова или шасси - в случае отсутствия идентификационного номера) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также сведения о номерах телефонов и (или) адресах электронной почты для информирования владельца автобуса о принятом в отношении заявки решении (далее - заявитель).
7. Решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирование заявителя о принятом в отношении заявки решении осуществляется оператором технического осмотра в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки к оператору технического осмотра.
Решение о невозможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и (или) отсутствия в графике свободного времени для прохождения технического осмотра в желаемую дату, указанную в заявке.
8. Проведение технического осмотра автобусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления к оператору технического осмотра заявки, в отношении которой принято решение о ее включении в график.
9. Уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов, осуществляет предусмотренные настоящими Правилами действия в пунктах технического осмотра (на передвижных диагностических линиях), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором проходит службу, в день, предусмотренный графиком, и в пределах продолжительности его рабочего времени.
10. Оператор технического осмотра обеспечивает доступ уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, в пункт технического осмотра (на передвижную диагностическую линию), а также к показаниям средств технического диагностирования линии технического осмотра (передвижной диагностической линии) оператора технического осмотра.
11. При проведении технического осмотра автобусов техническим экспертом оператора технического осмотра в присутствии уполномоченного сотрудника, участвующего в проведении технического осмотра автобусов, проводится техническое диагностирование с использованием средств технического диагностирования утвержденного типа, внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений и прошедших поверку в установленном порядке.
Результаты технического диагностирования технический эксперт вносит в сформированную им в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту согласно приложению.
12. В ходе проведения технического осмотра автобусов уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра проверяет:
а) соответствие результатов технического диагностирования требованиям к транспортным средствам категории М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра;
б) соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств.
13. После осуществления действий, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящих Правил, уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра, вносит в сформированную техническим экспертом оператора технического осмотра в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.
14. Автобус, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии его обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуск к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном Правилами проведения технического осмотра, с учетом требований настоящих Правил, а также с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приложение
к Правилам организации и проведения
технического осмотра автобусов
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Certificate of periodic technical inspection
Регистрационный номер | Срок действия до | |||||||||||||||||||||||||
Оператор технического осмотра: | ||||||
Пункт технического осмотра (передвижная диагностическая линия): | ||||||
Первичная проверка | Повторная проверка | |||||
Регистрационный номер ТС: | Марка, модель ТС: | |||||
VIN | Категория ТС: | |||||
Номер рамы | Год выпуска ТС: | |||||
Номер кузова | ||||||
СРТС или ПТС (ЭПТС) (серия, номер, выдан (оформлен) кем, когда): | ||||||
Тахограф или контрольное устройство (тахограф) (марка, модель, серийный номер): | ||||||
N <1> | Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра | N <1> | Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра | N <1> | Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра | |||
I. Тормозные системы | 19 | Наличие и расположение внешних световых приборов в местах, предусмотренных конструкцией | 38 | Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям | ||||
1 | Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения | 20 | Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар и их расположения. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения | 43 | Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача | |||
2 | Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям | IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели | 44 | Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности | ||||
3 | Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения | 21 | Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей | 45 | Надежное крепление поручней, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки в автобусах | |||
4 | Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер | V. Шины и колеса | 46 | Работоспособность механизмов регулировки сидений | ||||
5 | Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе | 22 | Соответствие высоты рисунка протектора шин установленным требованиям | 49 | Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса | |||
6 | Отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привода | 23 | Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации | 51 | Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб | |||
7 | Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем. Работоспособность устройства фиксации органа управления стояночной тормозной системы, манометров пневматического и пневмогидравлического тормозного привода | 24 | Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес | 52 | Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований | |||
25 | Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес, а также видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес | 53 | Соответствие транспортных средств категорий M2 и M3 установленным дополнительным требованиям | |||||
8 | Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания | 26 | Установка шин на транспортное средство в соответствии с требованиями | 54 | Соответствие специальных и специализированных транспортных средств дополнительным требованиям | |||
9 | Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов | VI. Двигатель и его системы | 55 | Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа) | ||||
II. Рулевое управление | 27 | Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям | ||||||
10 | Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса | 28 | Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания, а также подсоса воздуха и (или) утечки отработавших газов, минуя систему выпуска | |||||
11 | Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе | 29 | Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива | |||||
12 | Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении | 30 | Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям | |||||
13 | Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма | VII. Прочие элементы конструкции | ||||||
14 | Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. | 31 | Наличие зеркал заднего вида в соответствии с требованиями | |||||
32 | Соответствие нормам светопропускания ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя | |||||||
15 | Отсутствие не предусмотренных конструкцией устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса | 33 | Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя | |||||
III. Внешние световые приборы | 34 | Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла | ||||||
16 | Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям | 36 | Работоспособность аварийного выключателя дверей, аварийных выходов и устройств приведения их в действие. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам | |||||
17 | Работоспособность и режим работы сигналов торможения | 37 | Наличие работоспособного звукового сигнального прибора | |||||
18 | Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям |
Результаты диагностирования | |||||
Требования, по которым установлено несоответствие | Пункт диагностической карты | ||||
Нижняя граница | Результат проверки | Верхняя граница | Наименование требования | ||
Невыполненные требования | |||||
Предмет проверки (узел, деталь, агрегат) | Содержание невыполненного требования (с указанием нормативного источника) | ||||
Примечания: | |||||
Данные транспортного средства | ||||
Масса без нагрузки: | Разрешенная максимальная масса: | |||
Тип топлива: | Пробег ТС: | |||
Тип тормозной системы: | Марка шин: | |||
Сведения о газовом баллоне (газовых баллонах) (год выпуска, серийный номер, даты последнего и очередного освидетельствования каждого газового баллона): | Сведения по газобаллонному оборудованию (номер свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования и дата его очередного освидетельствования): | |||
Заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) | ||||
Соответствует Passed | Не соответствует Failed | |||
Results of the roadworthiness inspection |
Пункты диагностической карты, требующие повторной проверки: | |
Дата: | Повторный технический осмотр провести до: | ||||||||||||||||||
Ф.И.О. технического эксперта | |||||||||||||||||||
Подпись | Печать <2> | ||||||||||||||||||
Signature | Stamp | ||||||||||||||||||
Ф.И.О. сотрудника Госавтоинспекции | |||||||||||||||||||
Подпись Signature |
--------------------------------
<1> Нумерация строк соответствует нумерации обязательных требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам при проведении технического осмотра отдельных категорий, указанных в приложении к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
<2> Печать оператора технического осмотра проставляется в случае выдачи диагностической карты на бумажном носителе.