Оглавление
Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2023 г. N 72970
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона от 30.12.2021 N 454-ФЗ "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 23), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (Российская газета, 2004, N 150; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 49, ст. 8277), и пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 N 636 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146, N 26, ст. 4962), приказываем:
1. Утвердить прилагаемый порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
2. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим приказом, осуществляется Россельхознадзором и ФТС России в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным службам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Руководитель
Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору
С.А.ДАНКВЕРТ
Руководитель
Федеральной таможенной службы
В.И.БУЛАВИН
Утвержден
приказом Россельхознадзора и ФТС России
от 23 января 2023 г. N 72/37
1. Разработка и реализация мер по управлению рисками при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ввозе в Российскую Федерацию семян сельскохозяйственных растений (далее соответственно - контроль в области семеноводства, пункты пропуска, Объекты) предусматривает сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками (далее - СУР) при осуществлении контроля в области семеноводства, и осуществляется в следующем порядке:
1.1. Определение надлежащего выбора Объектов, способов осуществления контроля в области семеноводства, направленных на предотвращение или минимизацию рисков (далее - меры по предотвращению или минимизации рисков) и применение указанных мер.
1.2. Определение профилей рисков.
Профиль риска определяется в целях выявления Объектов на основании сведений об области риска, индикаторов риска, а также указаний о применении в отношении них необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.
Профили рисков классифицируются исходя из срока их действия, оценки рисков, необходимости актуализации, в том числе с учетом следующих сведений:
а) информация о нарушении требований в области семеноводства сельскохозяйственных растений участником ВЭД;
б) информация о нарушении требований в области семеноводства сельскохозяйственных растений производителями семян;
в) меры, применяемые компетентными организациями страны-экспортера для предотвращения ввоза в Российскую Федерацию семян, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - законодательство в области семеноводства).
1.3. Выбор Объектов на основании индикаторов риска.
Выбор Объектов осуществляется на основании индикаторов риска и с использованием информационно-программных средств автоматизированных информационных систем в области семеноводства <1> (далее - АИС в области семеноводства).
--------------------------------
<1> Статья 21 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ "О семеноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 23).
1.4. Воздействие на риски.
Воздействие на риски осуществляется путем непосредственного применения мер по предотвращению или минимизации рисков.
Для воздействия на риски в целях выявления при проведении контроля в области семеноводства Объектов с признаками установленных критериев рисков, а также в целях использования сведений об уровне риска Объектов на основе результатов анализа риска осуществляется распределение Объектов по категориям риска в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных негативных последствий обращения с ними (далее - риск-категорирование Объектов).
По результатам риск-категорирования Объекты группируются по следующим категориям уровня риска:
значительный уровень риска;
средний уровень риска;
низкий уровень риска.
Риск-категорирование Объектов и актуализация указанных категорий осуществляются на основе анализа сведений о семенах, содержащихся в АИС в области семеноводства.
Предложения об актуализации или отмене профилей рисков подготавливаются уполномоченным структурным подразделением Россельхознадзора, осуществляющим координацию деятельности территориальных Управлений Россельхознадзора в области семеноводства сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска, а также подведомственными Россельхознадзору организациями (далее - координаторы СУР) на основании анализа результатов воздействия на риски, а также в случае изменения правовых актов, определяющих порядок осуществления контроля в области семеноводства и результатов проведения контроля в области семеноводства.
Результаты применения профилей рисков учитываются Россельхознадзором в АИС в области семеноводства.
Оценка эффективности применения мер по предотвращению или минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков, осуществляется Россельхознадзором в рамках осуществления контроля за процессом управления рисками в ходе функционирования СУР.
2. Сбор и обработка информации осуществляются уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций, должностными лицами таможенных органов.
3. Указанные в пункте 2 настоящего Порядка должностные лица должны использовать следующие источники информации:
а) предварительная информация, предоставляемая участниками ВЭД в таможенные органы и содержащаяся в документах и в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) <2>;
--------------------------------
<2> Часть 1 статьи 301 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082).
б) информация, содержащаяся в АИС в области семеноводства;
в) информация, полученная от уполномоченных организаций стран-экспортеров;
г) информация, полученная от иных федеральных органов исполнительной власти;
д) информация, полученная от международных организаций.
4. Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, актуализацию, преобразование и хранение.
При учете информации должностные лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, должны осуществлять регистрацию и обобщение поступившей информации.
Преобразование информации осуществляется путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах АИС в области семеноводства и ЕАИС ТО.
Актуализация информации осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.
Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляются в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой и иной охраняемой законом тайне, персональных данных и архивном деле (далее - законодательство об охраняемой законом тайне).
Доступ к информации, содержащейся в программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, осуществляется с учетом установленных законодательством об охраняемой законом тайне требований к обеспечению безопасности сведений, ограничений по использованию информации.
Содержание профилей и индикаторов риска предназначено для использования должностными лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, и является конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством об охраняемой законом тайне.
Сведения, отнесенные к открытой информации, публикуются на официальных сайтах Россельхознадзора и ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. В целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства в области семеноводства на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, Россельхознадзором проводятся анализ и оценка риска.
При анализе и оценке риска применяются информационно-программные средства АИС в области семеноводства, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ и оценка рисков осуществляются с использованием алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.
Результат оценки риска является основой для определения профиля риска и (или) принятия решения о необходимости применения мер по предотвращению или минимизации рисков.
6. При оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования Объектов используются информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения, обработки информации и средства их обеспечения.
7. Стратегия применения СУР направлена на достижение максимальной эффективности контроля в области семеноводства, исключающего избыточность контрольно-надзорных мероприятий, а также на реализацию следующих целей:
а) обеспечение соблюдения актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства в области семеноводства, на основе реализации процесса управления рисками;
б) обеспечение мер по предотвращению или минимизации рисков, а также определение степени применения необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
в) создание условий для сокращения времени проведения контроля в области семеноводства и упрощения перемещения через пункты пропуска Объектов, в отношении которых не выявлены риски;
г) обеспечение соблюдения обязательных требований в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
8. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР при осуществлении контроля в области семеноводства.
9. Тактика применения СУР направлена на реализацию процесса управления рисками при осуществлении контроля в области семеноводства и предусматривает следующие мероприятия:
а) планирование и организацию деятельности Россельхознадзора совместно с ФТС России при осуществлении контроля в области семеноводства по управлению рисками с учетом целей, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка;
б) сбор, хранение, анализ и обработку информации, необходимой для оценки рисков;
в) реализацию процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использования программного обеспечения;
г) выявление Объектов с признаками рисков и эффективное применение мер по предотвращению или минимизации рисков;
д) контроль за применением мер по предотвращению или минимизации рисков;
е) осуществление мониторинга процесса управления рисками в целях совершенствования СУР;
ж) риск-категорирование Объектов;
з) распределение Россельхознадзором полномочий в процессе управления рисками между структурными подразделениями и территориальными органами Россельхознадзора, а также подведомственными Россельхознадзору организациями.
10. При осуществлении контроля в области семеноводства координаторы СУР должны обеспечивать планирование, организацию и контроль процесса управления рисками в ходе функционирования СУР, контроль единообразного применения тактики СУР, а также применения профилей рисков таможенными органами и территориальными Управлениями Россельхознадзора в пунктах пропуска (далее - пользователи СУР).
11. Координаторами СУР осуществляется:
а) обеспечение и координация единообразного применения тактики СУР;
б) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю применения СУР;
в) проведение оценки рисков;
г) определение, применение и актуализация профилей рисков;
д) анализ результатов проведения контроля в области семеноводства при ввозе семян на основании информации о ввозимых семенах за предыдущий отчетный период, данных о нарушениях и данных системы предварительного информирования в целях подготовки предложений по применению мер по предотвращению или минимизации рисков;
е) управление применением программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, а также подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению;
ж) реализация риск-категорирования Объектов и актуализация категорий уровней риска.
12. Пользователями СУР осуществляется:
а) применение СУР при проведении контроля в области семеноводства в пунктах пропуска;
б) подготовка предложений по совершенствованию СУР.