Оглавление
Таможенными органами Российской Федерации в 1996 году обращено товаров в федеральную собственность на сумму 1115,7 млрд. рублей, что в 2,6 раза больше по сравнению с 1995 г., реализовано указанных товаров на сумму 604,8 млрд. рублей, что также в 2,6 раза больше по сравнению с предыдущим периодом и составляет 54,2% от общего объема конфискованных товаров. Уровень остатков нереализованных товаров на конец года составил 38,6%, что на три пункта меньше, чем на начало года.
Удельный вес конфискатов к сумме средств Фонда развития таможенной системы, направленной на финансирование инвестиционных расходов таможенных органов, с 11,3% в 1995 году увеличился до 30,7% в 1996 году.
В общем объеме конфискованных таможенными органами товаров продукция животного и растительного происхождения составила 43,1%, машины, механизмы, аудио- и видеоаппаратура - 12,3%, транспортные средства - 9,3%, валюта - 7,0%, текстиль и текстильные изделия - 6,5%. По остальным группам товаров их удельный вес в общем объеме конфиската составил менее 3%.
Наибольшее количество обращенных в федеральную собственность товаров приходилось на Московское таможенное управление - 475,1 млрд. рублей, что составляет 42,6% от общей суммы товаров, обращенных в федеральную собственность, в целом по таможенной системе. Северо-Западное таможенное управление - 181,9 млрд. рублей (16,3%); Западное таможенное управление - 80,0 млрд. рублей (7,1%); Дальневосточное таможенное управление - 71,8 млрд. рублей (6,4%); Уральское таможенное управление - 59,4 млрд. рублей (5,3%).
Среднемесячные объемы обращения товаров в федеральную собственность и перечисления средств от реализации конфискатов в 1996 году составили соответственно 93 млрд. рублей и 48 млрд. рублей и увеличились к концу года до 262 млрд. рублей и 125 млрд. рублей.
Основной объем (84,4%) конфискованных товаров реализовывался через торговую сеть и через налоговые инспекции (2,8%) и лишь незначительная их часть через товарные биржи (0,03%) и аукционы (0,01%). Валюта, обращенная в федеральную собственность и сданная в Банк России, составила 11,7% от общего объема реализации.
В 1996 году контрольное задание по перечислению средств от реализации конфискованных товаров перевыполнили Восточно - Сибирское, Западно-Сибирское, Поволжское таможенные управления, Внуковская и Домодедовская таможни. Близки к выполнению установленных показателей были Московское и Уральское таможенные управления, а Западное и Северо-Кавказское таможенные управления выполнили задание соответственно на 83,4% и 79,0%.
Анализ работы таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность, показал, что достаточно высокий уровень реализации товаров достигнут Поволжским - 0,85, Западно - Сибирским - 0,71, Западным и Северо-Кавказским - 0,67 таможенными управлениями при среднем по системе 0,54, а также Домодедовской, Внуковской и Шереметьевской таможнями, которые также имеют и низкий уровень реализационных затрат (Приложение 1).
С товарами, обращенными в федеральную собственность, в 1996 году неудовлетворительно работали таможенные органы Северо - Западного таможенного управления, которые при выполнении контрольных показателей на 51% по состоянию на 01.01.97 имели остатки нереализованных товаров, составляющие около 70% установленного задания поступления средств от реализации конфискатов. Превысили средний по таможенной системе уровень остатков (38,6%) и другие таможенные управления: Московское - 73%, Дальневосточное - 56,7%, Уральское - 45,8%, Поволжское - 44,8%, Восточно-Сибирское - 44,5%.
Из общего объема нереализованных товаров 38,2% приходится на продовольственные товары; 17,4% - на машины, оборудование, аудио - и видеоаппаратуру; 11,6% - на транспортные средства, их части и принадлежности к ним. Среди перечисленных групп товаров основу составляют подакцизные (алкогольная продукция, табачные изделия, автотранспортные средства) и ликвидные (аудио- и видеоаппаратура) медленная реализация которых говорит о недостаточно налаженной работе таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность. Большие остатки подакцизных и ликвидных товаров скопились в таможенных органах Московского региона - на сумму 99 млрд. рублей, Северо-Западного - на сумму 29 млрд. рублей, Западного - на сумму 15 млрд. рублей, а также Восточно-Сибирского и Уральского регионов.
Ревизии КРО ГТК России, проведенные в 1996 году, показали, что в таможенных органах имеются следующие недостатки в работе с товарами, обращенными в федеральную собственность: нарушены сроки оценки и передачи на реализацию конфискованных товаров, предусмотренные договорами комиссии; сроки своевременного перечисления денежных средств, вырученных от реализации, на депозитный счет ГТК России; не обеспечены сохранность материальных ценностей и их учет; имеется дебиторская задолженность, в том числе и по предприятиям, подведомственным ГТК России.
Следует также отметить, что несоблюдение таможенными органами требований ГТК России по работе с товарами, обращенными в федеральную собственность, приводит к невыполнению ими установленных показателей поступления денежных средств на депозитный счет ГТК России, сохранению высокого уровня остатков нереализованных товаров и срыву финансирования инвестиционных программ.
С учетом всего изложенного выше приказываю:
1. Объявить благодарность начальникам таможенных управлений Восточно-Сибирского - Антонову В.С., Западно-Сибирского - Шибанову Е.С., Поволжского - Вагину А.А.; начальнику Домодедовской таможни - Волынскому П.В., а также и.о. начальника Внуковской таможни Курмаеву Ж.И. за перевыполнение контрольных показателей поступления средств от реализации товаров на депозитный счет ГТК России в 1996 г.
2. Обратить внимание начальника Северо-Западного таможенного управления В.А. Шамахова на неудовлетворительную организацию работы подчиненных таможен по выполнению контрольных показателей поступления средств от реализации на депозитный счет ГТК России в 1996 году, большие остатки нереализованных товаров и непринятие своевременных мер по их сокращению, а также предупредить начальников таможенных органов об их персональной ответственности за невыполнение указанного контрольного задания, что повлекло недофинансирование отдельных инвестиционных программ таможенной системы.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России:
- проанализировать итоги выполнения контрольных показателей подчиненными таможнями в 1996 году и принять действенные меры по поступлению средств от реализации конфискованных товаров на депозитный счет ГТК России в 1997 году в соответствии с установленным заданием;
- сократить имеющиеся остатки нереализованных товаров и снизить их уровень до 35% по отношению к сумме товаров, обращенных в федеральную собственность;
- при организации ревизий финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов в части их работы с товарами, обращенными в федеральную собственность, осуществлять проверки учета товаров, обращенных в федеральную собственность, и распоряжения ими (Приложение 2);
- обеспечить реализацию обращенных в федеральную собственность партий ликероводочной продукции (св. 10000 бут.) и табачных изделий (св. 1000 пач.) по договорам комиссии, согласованным в обязательном порядке с Финансовым управлением ГТК России. Для этих целей проекты договоров комиссии на реализацию обращенных в федеральную собственность указанных товаров с обязательным приложением к ним актов описи и оценки имущества, актов экспертизы представлять на согласование в Финансовое управление ГТК России факсимильной связью не позднее чем в пятидневный срок после их получения из таможен региона, а таможням, непосредственно подчиненным ГТК России, - на следующий день после их проработки с торговой организацией;
- стимулировать работников таможенных органов, внесших вклад в перевыполнение контрольного задания поступления средств от реализации товаров на депозитный счет ГТК России;
- активизировать реализацию товаров, пользующихся спросом, через таможенные аукционы, а товаров производственно-технического назначения - на товарно-сырьевых биржах в соответствии с Приказом ГТК России от 28.12.92 N 648. Телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны всех марок передавать только предприятиям, подведомственным ГТК России, для дальнейшей реализации их на таможенных аукционах.
4. Начальникам таможенных органов:
- организовать работу по сертифицированию и оценке обращенных в федеральную собственность и находящихся на хранении в таможне служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему;
- реализовать в установленном порядке служебное и гражданское оружие, а также боеприпасы к нему, включая газовое оружие самообороны, спортивное и охотничье оружие иностранного и отечественного производства, обращенное в федеральную собственность, через предприятия, имеющие лицензию на право его производства или продажи;
- обеспечить правильное оформление документов и передачу обращенных в федеральную собственность служебного и гражданского оружия и боеприпасов для реализации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, а также своевременное и в полном объеме перечисление денежных средств, вырученных от реализации указанного оружия и боеприпасов, на депозитный счет ГТК России;
- передавать органам МВД России в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации;
- обеспечить соблюдение сроков проведения оценки товаров, обращенных в федеральную собственность, не превышающих 5 дней со дня вступления в законную силу постановления о НТП.
5. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий):
- организовать ежеквартальный прием отчетов региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, по форме 8А-ТМ с подробным анализом в соответствии с типовым перечнем вопросов (Приложение 2) для подведения итогов их деятельности по выполнению установленных показателей;
- при несоблюдении таможенными органами сроков реализации подакцизных товаров, оргтехники, аудио- и видеоаппаратуры и других товаров, предусмотренных Приказом ГТК России от 11.04.96 N 229, незамедлительно организовать передачу указанных товаров на реализацию через предприятия, подведомственные ГТК России;
- в пятидневный срок рассматривать представленные на согласование договоры комиссии и направлять их в таможенные органы.
6. ГСЭП "Ростэк" (М.С. Соловьев), ГУП МТД (Л.Э. Мишуровский):
- принять меры по ликвидации дебиторской задолженности предприятий, подведомственных ГТК России, за товары, переданные им на реализацию таможенными органами;
- доложить до 10.06.97 в Финансовое управление ГТК России о результатах работы за I квартал 1997 года и принятых мерах по ликвидации дебиторской задолженности;
- осуществлять контроль за реализацией товаров подведомственными предприятиями в сроки, установленные Приказом ГТК России от 11.04.96 N 229.
7. Приостановить практику приобретения автотранспортных средств, обращенных в федеральную собственность, для нужд таможенных органов в децентрализованном порядке.
8. Считать утратившими силу указание ГТК России от 17.06.96 N 631, п. 11 части 1 и 3, п. 12 Приказа ГТК России от 11.04.96 N 229, приложение 8 к Технологической схеме, утвержденной Приказом ГТК России от 11.04.96 N 229, а также изложить абзац 3 п. 4 Приказа ГТК России от 02.10.96 N 608 в следующей редакции: "обобщать информацию об обращенном в федеральную собственность автомобильном транспорте со сроком эксплуатации до 5 лет или пробегом до 50 тыс. км и представлять сводные данные по региону факсимильной связью (факс: 265 98 38) с досылкой в Финансовое управление ГТК России".
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять начальнику Финансового управления П.Г. Городецкому.
Председатель ГТК России
А.С.КРУГЛОВ
Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 22 мая 1997 г. N 287
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ТОВАРАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, В 1996 ГОДУ
(в млрд. руб.)
┌───┬──────────────────┬─────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┬────────┐ │ N │ Наименование │ Перечислено │Процент│Обраще-│Реали- │Коэффи-│ Сумма │Коэффи- │Остатки │ │п/п│ региональных │ средств │выпол- │ но в │зовано │ циент │реали- │ циент │нереали-│ │ │ таможенных │от реализации│ нения │ феде- │ това- │реали- │зован- │ затрат │зованных│ │ │ управлений и │ товаров на │ │ральную│ ров, │ ции │ ных │(гр. 5 :│товаров │ │ │ таможен, │ депозитный │ │собст- │ обра- │(гр. 5 │товаров│расходы,│ на │ │ │ непосредственно │ счет │ │ вен- │щенных │ : │ на │связан- │01.01.97│ │ │ подчиненных │ ГТК России │ │ ность │в феде-│гр. 4) │ 1 ра- │ ные с │ │ │ │ ГТК России ├──────┬──────┤ │ │ральную│ │ботника│ реали- │ │ │ │ │конт- │ фак- │ │ │собст- │ │ отдела│зацией) │ │ │ │ │рольн.│ тич. │ │ │ вен- │ │конфис-│ │ │ │ │ │пока- │посту-│ │ │ ность │ │ катов │ │ │ │ │ │ за- │ пило │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ тель │ │ │ │ │ │ │ │ │ ├───┼──────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┤ │ А │ Б │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ ├───┼──────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┤ │1. │Башкирское │ 7 │ 1,68│ 23,96│ 2,74│ 2,05│0,75 │0,51 │0,06 │ 2,59 │ │2. │Восточно-Сибирское│ 15 │ 19,61│ 130,76│ 42,01│ 21,99│0,52 │2,2 │0,17 │ 18,72 │ │3. │Дагестанское │ 1 │ 0,19│ 19,01│ 0,84│ 0,17│0,20 │0,15 │0,05 │ 0,74 │ │4. │Дальневосточное │ 130 │ 38,04│ 29,26│ 71,82│ 42,65│0,59 │0,46 │0,13 │ 40,72 │ │5. │Западное │ 60 │ 50,05│ 83,42│ 79,99│ 53,73│0,67 │0,72 │0,10 │ 31,29 │ │6. │Западно-Сибирское │ 15 │ 16,33│ 108,88│ 23,43│ 16,57│0,71 │0,47 │0,01 │ 9,32 │ │7. │Калининградское │ 10 │ 1,66│ 16,56│ 3,05│ 1,71│0,56 │0,06 │0,07 │ 0,71 │ │8. │Московское │ 200 │182,19│ 91,1 │ 475,07│ 187,21│0,39 │1,91 │0,36 │ 147,27 │ │9. │Поволжское │ 42 │ 42,31│ 100,75│ 56,88│ 48,58│0,85 │0,88 │0,02 │ 25,53 │ │10.│Северо-Кавказское │ 37 │ 29,24│ 79,01│ 48,83│ 32,92│0,67 │0,51 │0,07 │ 16,67 │ │11.│Северо-Западное │ 150 │ 76,93│ 51,28│ 181,94│ 91,88│0,51 │0,85 │0,12 │ 99,13 │ │12.│Татарское │ 3 │ 1,56│ 52,09│ 3,84│ 2,25│0,58 │0,2 │0,10 │ 1,64 │ │13.│Уральское │ 43 │ 41,07│ 95,52│ 59,36│ 38,6 │0,65 │0,61 │0,11 │ 27,19 │ │14.│Внуковская │ 3 │ 11,61│ 386,95│ 15,93│ 15,59│0,98<*>│3,12<*>│0,007<*>│ 0,06 │ │15.│Домодедовская │ 4 │ 9,74│ 243,6 │ 11,71│ 11,62│0,99<*>│2,91<*>│0,001<*>│ 0,05 │ │16.│Чкаловская │ 10 │ 1,1 │ 10,99│ 1,06│ 1,16│1,0 │0,23 │0,07 │ 7,31 │ │17.│Шереметьевская │ 70 │ 34,57│ 49,39│ 37,16│ 36,11│0,97<*>│4,01<*>│0,004<*>│ 1,36 │ ├───┼──────────────────┼──────┼──────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┼────────┤ │ │ИТОГО: │ 800 │557,88│ 69,74│1115,68│ 604,79│0,54 │0,85 │0,17 │ 430,3 │ └───┴──────────────────┴──────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┴────────┘
--------------------------------
<*> Превышение указанными таможнями средних показателей обусловлено большим объемом обращенной в федеральную собственность валюты.
Приложение 2
к Приказу ГТК России
от 22 мая 1997 г. N 287
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРИ ПРОВЕРКЕ РАБОТЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО УЧЕТУ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, И ИХ РАСПОРЯЖЕНИЮ
1. Порядок ведения журнала учета дел о нарушениях таможенных правил.
2. Организация хранения задержанных товаров (с указанием полного перечня складов временного хранения).
3. Анализ выполнения договоров о хранении изъятых товаров (ответственность сторон, порядок расчетов, тарифы).
4. Проверка правильности ведения учета товаров, обращенных в федеральную собственность.
5. Состояние работы по сертификации и оценке товаров, обращенных в федеральную собственность.
6. Оценка, уценка, дооценка, списание, уничтожение товаров, обращенных в федеральную собственность (что и на какую сумму).
7. Соблюдение сроков оценки товаров, принятых к реализации.
8. Кем и в какие сроки утверждены акты описи и оценки товаров.
9. Анализ выполнения договоров комиссии (условия поставок, расчетов, ответственность, перечень организаций - комиссионеров).
10. Анализ соблюдения сроков и полноты перечисления средств за реализованные товары (конкретные примеры), случаи выдачи товаров покупателю без предварительной оплаты.
11. Как применяются штрафные санкции к торговым организациям (конкретные случаи, суммы санкций).
12. Приобретение товаров для нужд таможенных органов.
13. Безвозмездная передача товаров (список: кому, когда передано).
14. Анализ соблюдения сроков реализации товаров (с конкретными примерами нарушения сроков).
15. Анализ расходов, связанных с реализацией товаров (в т.ч. за хранение, транспортировку, экспертизу и прочие).
16. Соответствие показателей ф. 8-ТМ, ф. 8А-ТМ данным аналитического учета.
17. Проверка полноты и соблюдения сроков перечисления средств за товары, обращенные в федеральную собственность, на счета ГТК.
18. Анализ остатков нереализованных товаров (по номенклатуре, срокам) с указанием конкретных причин.