Оглавление
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе легковых такси.
2. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и региональному государственному контролю (надзору) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, возлагаемых Федеральным законом "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" на исполнительные органы субъектов Российской Федерации, обеспечить передачу информации в отношении разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предоставленных исполнительными органами субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в федеральную государственную информационную систему легковых такси не позднее 1 декабря 2023 г.
3. Установить, что положения абзаца третьего пункта 13 Положения, утвержденного настоящим постановлением, применяются до 31 декабря 2025 г.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2023 г. N 1201
1. Настоящее Положение определяет:
а) цель, задачи и функции федеральной государственной информационной системы легковых такси (далее - федеральная система);
б) структуру федеральной системы;
в) состав сведений, размещаемых в федеральной системе, порядок, сроки, способы представления сведений уполномоченными органами в федеральную систему;
г) порядок ведения уполномоченными органами регионального реестра перевозчиков легковым такси, регионального реестра легковых такси и регионального реестра служб заказа легкового такси (далее - региональные реестры) с использованием федеральной системы;
д) состав участников информационного взаимодействия, порядок доступа к федеральной системе, обмена информацией с федеральной системой, обеспечения защиты информации, содержащейся в федеральной системе.
2. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, установленных Федеральным законом "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
3. Федеральная система создается в целях обеспечения сбора, обработки, систематизации, хранения сведений из региональных реестров и предоставления уполномоченным органам возможности ведения региональных реестров, обеспечения пользователям информации, указанным в пункте 21 настоящего Положения, доступа к сведениям, содержащимся в федеральной системе, а также выполнения иных функций в соответствии с Федеральным законом.
4. Федеральной системой обеспечивается выполнение следующих задач:
а) информационное обеспечение создания и функционирования централизованной базы данных перевозчиков легковым такси, легковых такси и служб заказа легкового такси;
б) повышение достоверности информации в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси, обеспечение единства ввода информации и информационного обмена данными;
в) обеспечение защиты сведений, содержащихся в федеральной системе;
г) обеспечение доступности информации, содержащейся в федеральной системе, путем ее размещения на официальном сайте оператора федеральной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
д) обеспечение с помощью функционирующих в составе федеральной системы подсистем полноты, достоверности, актуальности информации в области организации перевозок легковым такси при ее размещении в федеральной системе, а также своевременности размещения соответствующей информации.
5. Выполнение задач, указанных в пункте 4 настоящего Положения, обеспечивается посредством осуществления следующих функций федеральной системы:
а) обеспечение оперативного доступа к федеральной системе вне зависимости от территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам федеральной системы;
б) обеспечение обмена данными путем интеграции с региональными реестрами;
в) ведение региональных реестров уполномоченными органами с использованием федеральной системы, а также получение сведений из региональных информационных систем легковых такси.
6. Федеральная система включает в себя следующие подсистемы:
а) подсистема взаимодействия;
б) подсистема ведения региональных реестров;
в) подсистема администрирования;
г) подсистема формирования отчетности;
д) подсистема информационной безопасности;
е) подсистема полнотекстового поиска;
ж) подсистема открытой части федеральной системы;
з) подсистема уведомлений.
7. Подсистемы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, выполняют следующие функции:
а) подсистема взаимодействия обеспечивает обмен информацией с информационными системами и информационными ресурсами, указанными в пункте 25 настоящего Положения, на основе открытых форматов обмена данными с использованием входящих в их состав модулей информационного взаимодействия;
б) подсистема ведения региональных реестров обеспечивает получение сведений из региональных реестров, их обработку, систематизацию, использование, хранение и проверку с использованием информационных систем и информационных ресурсов, указанных в пункте 25 настоящего Положения;
в) подсистема администрирования обеспечивает регламентацию прав доступа к информационным ресурсам федеральной системы, регистрацию новых пользователей, изменение характеристик и параметров доступа, удаление пользователей из федеральной системы с помощью функций поиска, фильтрации, просмотра, добавления, редактирования и удаления записей, а также управление настройками подсистемы формирования отчетности;
г) подсистема формирования отчетности обеспечивает возможность формирования отчетности по заданным характеристикам и формам, настройку параметров отображения информации, используемой в отчетности;
д) подсистема информационной безопасности обеспечивает защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных;
е) подсистема полнотекстового поиска обеспечивает возможность полнотекстового поиска данных по сведениям из региональных реестров, содержащимся в федеральной системе;
ж) подсистема открытой части федеральной системы обеспечивает доступ (без авторизации по прямой ссылке или при переходе по ссылке, представленной в формате QR-кода) к открытой части сведений из региональных реестров;
з) подсистема уведомлений обеспечивает отправку уведомлений пользователям информации, указанным в пункте 21 настоящего Положения, о событиях федеральной системы (информация о событиях, произошедших в федеральной системе), а также возможность настройки пользователем информации, указанным в пункте 21 настоящего Положения, способа получения уведомлений о событиях федеральной системы.
8. Уполномоченные органы несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность размещения в федеральной системе сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Состав сведений, размещаемых в федеральной системе, в отношении перевозчиков легковым такси должен содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 6 Федерального закона, в том числе в виде сведений о статусе разрешения, отображаемых в день принятия решения о предоставлении, приостановлении, возобновлении или об аннулировании действия разрешения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Федерального закона.
10. Состав сведений, размещаемых в федеральной системе, в отношении легковых такси должен содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 10 Федерального закона, в том числе в виде сведений о ее изменении и исключении. В случае если уполномоченный орган осуществляет ведение регионального реестра легковых такси с использованием региональной информационной системы, уполномоченный орган в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня внесения в указанный региональный реестр сведений, их изменения или исключения из указанного регионального реестра, направляет эти сведения в федеральную систему.
11. Состав сведений, размещаемых в федеральной системе, в отношении служб заказа легкового такси должен содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 16 Федерального закона, в том числе в виде сведений о статусе права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси, отображаемых в день принятия решения о приостановлении, возобновлении и аннулировании права на осуществление деятельности службы заказа легкового такси.
12. В соглашениях об информационном взаимодействии и (или) в соглашениях о ведении регионального реестра с использованием федеральной системы указывается состав сведений, размещаемых в федеральной системе.
Соглашение о ведении регионального реестра с использованием федеральной системы заключается между уполномоченным органом и оператором федеральной системы.
Соглашение об информационном взаимодействии заключается между оператором федеральной системы и оператором региональной информационной системы легковых такси.
13. Представление сведений в федеральную систему из региональных информационных систем легковых такси осуществляется уполномоченными органами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Взаимодействие региональных информационных систем легковых такси с федеральной системой осуществляется в том числе с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, при условии подключения региональных информационных систем легковых такси к элементам такой инфраструктуры.
Передача данных в федеральную систему также может производиться путем загрузки сведений из региональных информационных систем легковых такси в электронной форме, сформированных в соответствии с протоколом и формализованной спецификацией, предоставленными оператором федеральной системы.
14. Сведения, получаемые посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и форматы получаемой информации определяются руководствами пользователей видов сведений единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
15. В целях подтверждения достоверности сведений, вносимых в федеральную систему, используются сведения из информационных систем и информационных ресурсов, указанных в пункте 25 настоящего Положения, полученные в форме электронного документа в соответствии с совместными ведомственными актами (соглашениями о взаимодействии).
В случае получения сведений посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия форматы и состав информации определяются руководствами пользователей видов сведений единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
16. Оператор федеральной системы обеспечивает:
а) функционирование федеральной системы, включая работоспособность программных и технических средств федеральной системы;
б) эксплуатацию и развитие федеральной системы, в том числе в части сопровождения технического и программного обеспечения федеральной системы;
в) прием, хранение и предоставление данных федеральной системы, а также проверку представляемых в федеральную систему сведений в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
г) направление при необходимости запросов в федеральные органы исполнительной власти в целях проверки достоверности сведений, представленных уполномоченными органами в федеральную систему;
д) целостность и доступность данных федеральной системы для участников информационного взаимодействия;
е) защиту информации, обрабатываемой в федеральной системе, в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;
ж) разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия;
з) подключение и (или) предоставление доступа к федеральной системе региональным информационным системам легкового такси с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
и) технологическое и иное взаимодействие федеральной системы с информационными системами и информационными ресурсами, указанными в пункте 25 настоящего Положения;
к) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения федеральной системы.
17. Уполномоченные органы обеспечивают:
а) представление сведений в федеральную систему или размещение сведений в федеральной системе;
б) полноту, актуальность и достоверность сведений, представляемых в федеральную систему;
в) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с федеральной системой;
г) защиту информации, представляемой в федеральную систему;
д) представление оператору федеральной системы предложений по развитию федеральной системы (при наличии).
18. Ведение региональных реестров с использованием федеральной системы осуществляется уполномоченными органами путем формирования или изменения реестровых записей, содержащих сведения, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Положением (далее - реестровая запись).
Последовательная совокупность реестровых записей образует реестр.
Региональные реестры ведутся на русском языке. Государственный регистрационный номер, наименование марки, модель транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства, идентификационный номер основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины), номер шасси и модель двигателя могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
Реестровые записи, а также вносимые в них изменения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного органа.
Каждой реестровой записи присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации уникальный номер, повторное использование которого не допускается.
Ведение региональных реестров с использованием федеральной системы уполномоченными органами в случае осуществления ими обработки персональных данных физического лица должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
19. Ведение региональных реестров с использованием федеральной системы осуществляется уполномоченным органом в электронной форме.
20. Участниками информационного взаимодействия с использованием федеральной системы являются:
а) оператор федеральной системы;
б) пользователи информации, указанные в пункте 21 настоящего Положения;
в) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
г) Федеральное казначейство;
д) Федеральная налоговая служба.
21. Пользователями информации являются:
а) Министерство транспорта Российской Федерации;
б) уполномоченные органы;
в) федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.
22. Регистрация должностных лиц уполномоченных органов в федеральной системе в целях ведения региональных реестров с использованием федеральной системы осуществляется оператором федеральной системы в соответствии с соглашениями о ведении региональных реестров с использованием федеральной системы.
23. Эксплуатация федеральной системы, включая внесение в нее информации, обработка, хранение и использование информации, содержащейся в федеральной системе, осуществляются с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов.
24. Для обеспечения защиты информации, содержащейся в федеральной системе, применяются средства защиты информации, прошедшие процедуру оценки соответствия (сертифицированные по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. Федеральная система взаимодействует со следующими информационными системами и информационными ресурсами:
а) единый государственный реестр юридических лиц;
б) единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
в) автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (в части сведений о плательщиках налога на профессиональный доход);
г) государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;
д) государственный реестр транспортных средств;
е) федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
ж) единая система межведомственного электронного взаимодействия;
з) единая система идентификации и аутентификации;
и) региональные информационные системы легковых такси;
к) иные информационные системы и информационные ресурсы, необходимые для осуществления проверок, указанных в подпункте "г" пункта 16 настоящего Положения.
26. Информационное взаимодействие федеральной системы с федеральными государственными информационными системами осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
27. Информационное взаимодействие федеральной системы с информационными системами и информационными ресурсами, указанными в пункте 25 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном совместными ведомственными актами (соглашениями о взаимодействии).
28. Технические стандарты и требования к технологической совместимости федеральной системы с информационными системами и информационными ресурсами, указанными в пункте 25 настоящего Положения, требования к стандартам и протоколам обмена документами с федеральной системой устанавливаются оператором федеральной системы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации по согласованию с операторами информационных систем и информационных ресурсов, указанных в пункте 25 настоящего Положения, с которыми осуществляется взаимодействие.
29. Информация, содержащаяся в федеральной системе, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
30. Защита информации, содержащейся в федеральной системе, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией федеральной системы.
Для обеспечения защиты информации в ходе эксплуатации и развития федеральной системы оператором системы осуществляются:
формирование требований к защите информации, содержащейся в федеральной системе;
эксплуатация и при необходимости развитие подсистемы информационной безопасности в целях защиты информации;
реализация функции защиты информации в составе подсистемы взаимодействия;
применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация федеральной системы на соответствие требованиям о защите информации;
защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;
обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации федеральной системы.
31. В целях защиты информации, содержащейся в федеральной системе, оператор федеральной системы обеспечивает:
а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в федеральной системе, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к этой информации;
б) незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в федеральной системе;
в) недопущение несанкционированного воздействия, нарушающего функционирование входящих в состав федеральной системы технических и программных средств обработки информации;
г) возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в федеральной системе, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;
д) обеспечение осуществления непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в федеральной системе.