Информационное письмо ГТК РФ от 29.04.1998 N 13-01/3352
Об экспертном и криминалистическом обеспечении таможенных органов

Оглавление

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 29 апреля 1998 г. N 13-01/3352

ОБ ЭКСПЕРТНОМ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В 1997 году таможенными лабораториями выполнено 18307 экспертиз и исследований - в 1,76 раза больше, чем в 1996 году. Исследовано 179180 объектов, в 2,72 раза больше, чем в 1996 году. Отмечается также рост в 1,4 раза обращений других правоохранительных и судебных органов в таможенные лаборатории о производстве различных видов экспертиз.

Косвенный экономический эффект по результатам проведенных экспертиз и исследований рассчитывался на основании полученных от таможенных органов справок обратной связи. В 1997 году он составил 365075,03 миллионов неденоминированных рублей (в 1,5 раза больше по сравнению с 1996 годом). Наибольшую долю полученного эффекта составили: экспертиза обращенных в федеральную собственность товаров - 31%, экспертиза криминалистических объектов - 32,5%, исследования классификационных характеристик товаров в технологиях ТО и ТК - 8,2%. На основании экспертных заключений из незаконного оборота выведено 460,32 кг наркотических и сильнодействующих средств, обращено в федеральную собственность золотых изделий - 54,8 кг, серебряных изделий - 133,6 кг, драгоценных и полудрагоценных камней - более 100 кг.

В настоящее время таможенные лаборатории в основном удовлетворяют потребностям таможенных органов в производстве экспертиз и исследований товаров и вещественных доказательств.

В основном закончилось формирование в оперативных таможнях РТУ экспертно-криминалистических подразделений.

Считаем и в будущем чрезвычайно актуальным дальнейшее развитие экспертных и криминалистических подразделений таможенных органов для наиболее полного экспертного и криминалистического обеспечения контролирующей и правоохранительной функций таможенных органов.

Вместе с тем обращаем внимание, что является недопустимым назначение товароведческих экспертиз и направление в ЦТЛ и ТЛ проб и образцов товаров с заведомо известными характеристиками, не вызывающими сомнений в достоверном декларировании товаров без предварительного проведения осмотра этих товаров с привлечением специалистов, что составило около 15 - 20% необоснованно назначенных от общего количества проведенных экспертиз в 1997 году.

Только по результатам квалифицированно проведенного осмотра может быть принято решение о назначении экспертизы.

Кроме того, объективность результатов экспертизы и оперативность ее выполнения в значительной степени обусловлены предоставлением эксперту, наряду с постановлением (поручением, определением) о назначении экспертизы и объектами экспертизы, дополнительных материалов, способствующих разрешению поставленных вопросов (информации об упаковке и маркировке товара, технологических инструкций производства и применения, описания качественных и технических характеристик, заключений других экспертных организаций и др.).

Обращаем внимание начальников таможенных органов и региональных таможенных лабораторий на необходимость обеспечения ими строгого исполнения требований, перечисленных в письме ГТК России от 16.01.98 исх. N 01-15/837 "О соблюдении таможенного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при производстве процессуальных действий с вещественными доказательствами и документами".

Ставим в известность, что ЦТЛ и РТУ по БТП утвердили совместную программу мероприятий по взаимодействию в вопросах борьбы с таможенными правонарушениями и их профилактике. Один из пунктов этой программы предусматривает постоянный обмен между РТУ по БТП и ЦТЛ информацией о несоблюдении законодательства и нормативных актов ГТК России, допущенных при назначении и производстве экспертиз.

Наиболее распространенными нарушениями при назначении экспертиз являются: невыполнение установленных Приказом ГТК России от 25.06.93 N 264 требований к оформлению поручений (постановлений), представление в ТЛ проб (образцов) товаров без надлежащего обеспечения сохранности упаковки, несоответствие перечисленных в поручении (постановлении) объектов представляемым на экспертизу (исследование), неправильное описание объектов без указания их индивидуальных особенностей (в особенности изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни), несоответствие в постановлении о назначении экспертизы описания направляемых на исследование объектов аналогичным характеристикам в протоколе процессуального действия, в ходе проведения которого они были изъяты, отсутствие сравнительных образцов печатей, штампов, бланков при назначении криминалистических экспертиз.

В практике имеются случаи, когда должностное лицо таможенного органа, назначая криминалистическую экспертизу, возлагает на эксперта обязанность сбора сравнительных образцов, что является недопустимым. Разъясняем, что в соответствии с п. 2.4 приложения 3 к Приказу ГТК от 25.06.93 N 264 "эксперт не вправе самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке".

В таможенных лабораториях при составлении заключения эксперта в некоторых случаях также допускаются нарушения, связанные с неполным описанием поступивших на исследование объектов и документов, вольной интерпретацией поставленных вопросов, а в отдельных случаях несоответствием выводов поставленному вопросу, неотражением в заключении последовательности всех стадий исследования, выходом эксперта за рамки своих прав разъяснениями содержания положений законодательных и правовых документов и другими разъяснениями правового характера.

Действующим законодательством определено, что предмет экспертизы может относиться к любой отрасли науки, техники, искусства, ремесла, за исключением вопросов правового характера, являющихся компетенцией органов расследования, прокурора, суда. Из этого следует, что запрещается ставить перед экспертом вопросы правового характера, а эксперт не вправе решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, давать оценку проведенных должностными лицами таможенных органов процедурно-процессуальных действий, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции. Вместе с тем эксперт вправе указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

В рамках укрепления взаимодействия в октябре 1997 года проведен совместный семинар экспертов-криминалистов ЦТЛ, ТЛ, РТУ по БТП, Московской и Западной оперативных таможен по вопросам координации и взаимопомощи в производстве криминалистических исследований, методического и технического обеспечения, выявления подделок акцизных и специальных марок, документов таможенного учета.

По итогам семинара считаем необходимым особо отметить состояние таможенного контроля подлинности акцизных марок алкогольной и табачной продукции.

Действующие акцизные марки не обладают достаточным уровнем защиты от подделок. В последнее время на экспертизу ЦТЛ и ТЛ поступают акцизные марки, выполненные на современном полиграфическом оборудовании с высокой степенью сходства с оригиналом, с соблюдением практически всех степеней защиты, предусмотренных техническими условиями производства завода-изготовителя. По мнению специалистов, массовому производству таких подделок способствовало в значительной степени то, что акцизные марки не менялись и их защита не совершенствовалась с начала их выпуска в 1995 году.

Эксперты ЦТЛ и ТЛ, имея на вооружении самую современную криминалистическую технику, все чаще сталкиваются с проблемами дачи категорического вывода о подлинности марок. При обращении за консультациями к разработчику марок, НИИ ГОЗНАКа, данные образцы были квалифицированы как "суперподделки". В связи с этим представляется необходимым обеспечивать более тщательную и квалифицированную проверку подлинности акцизных марок при таможенном оформлении и таможенном контроле с привлечением специалистов и использованием технико-криминалистических средств.

С целью оказания методической помощи при установлении подлинности акцизных и специальных марок уже в ходе осмотра, на стадиях таможенного оформления и таможенного контроля, ЦТЛ разработаны, согласованы с РТУ по БТП и направлены в оперативные таможни методики их криминалистических экспресс-исследований с учетом имеющегося опыта выявления подделок.

Одновременно начальникам таможенных органов необходимо проводить другие процессуальные и розыскные мероприятия по проверке подлинности акцизных и специальных марок.

В настоящее время в связи с существующими проблемами оперативного выполнения исследований большого количества объектов ЦТЛ и РТУ по БТП реализуют комплекс мер по упорядочению производства экспертиз изделий, содержащих драгметаллы и драгкамни. Успешно решаются вопросы организации предварительной диагностики товаров в таможнях центрального подчинения, обучения инспекторов на базе ЦТЛ с выдачей квалификационного свидетельства, оценки обращенных в федеральную собственность изделий совместно с Гохраном.

Для повышения эффективности таможенного контроля переработки товаров с привлечением профильных научно-исследовательских и производственных организаций разработаны и направлены для практического применения в региональные ТУ следующие методические документы с нормативами выхода продуктов переработки российского сырья:

нефтепродуктов - из сырой нефти;

алюминия - из глинозема;

труб - из слитков и сляба;

чугуна - из агломерата;

кабельной продукции - из катанки и слитков;

швейных изделий - из ткани;

подсолнечного масла - из семян подсолнечника.

Одновременно ЦТЛ определена невозможность идентификации продуктов переработки ряда товаров российского происхождения (в частности, кожевенного и древесного сырья), что нашло отражение в решении ГТК России об ограничении выдачи лицензий на переработку вне таможенной территории РФ (письмо ГТК от 06.01.98 N 01-15/147).

При оценке автомашин, предъявленных к таможенному оформлению, в ходе таможенного контроля, производства расследования по делам о НТП и дознания по уголовным делам надлежит использовать разработанную ЦТЛ и утвержденную ГТК России инструкцию по оценке стоимости автотранспортных средств для расчета таможенных платежей.

Просим довести до всех должностных лиц, занимающихся назначением и производством экспертиз, что в основу всего анализа экспертных исследований, проведенных по поручениям (постановлениям) таможенных органов, должна быть заложена последовательность проверки заключения по определенным правилам.

Отражение всех стадий исследования в заключении эксперта позволяет составить суждение о том, насколько полно проведена экспертиза. Каждая стадия имеет свое назначение и основное содержание. Отсутствие описания в какой-либо из стадий без объяснения со стороны эксперта уже должно вызывать сомнение в отношении правильности его действия, так как под отсутствием описаний может скрываться некомпетентность эксперта.

Анализируя экспертное заключение необходимо уяснять: исчерпаны ли экспертные возможности, которые должны быть полностью реализованы на каждой стадии.

В анализ подготовительной части экспертного заключения входит проверка таких обстоятельств.

1. Правильно ли поняты экспертом поставленные вопросы? Если формулировка вопросов скорректирована или сужена, то в тексте должно быть объяснение этому: либо вопросы неполные или неправильные, либо не входят в компетенцию данной экспертизы.

2. Отражено ли в заключении с достаточной полнотой как ознакомление эксперта со всеми необходимыми материалами дела, объектами исследования, так и тщательный их осмотр, установление особенностей, дающих основание эксперту в предстоящем исследовании применять те или иные методы и вспомогательные средства? Анализ заключения с этой точки зрения позволяет судить, все ли материалы и информация, заложенная в них, были использованы экспертом, какие из них были взяты за основу.

3. Какие методы, эксперименты, вспомогательные средства применял эксперт в исследовании? Должностное лицо таможенного органа вправе требовать, чтобы эксперт в своем заключении просто и понятно, наглядно описал сущность примененных им методов, вспомогательных средств, экспериментов. В противном случае сложно разобраться в его действиях и оценить их.

При оценке стадии исследовательской части заключения необходимо рассмотреть выделенные экспертом признаки с качественной и количественной стороны и решить: достаточно ли количество этих признаков, характерны ли они для всего объекта, правильно ли они оценены.

Если в задачу экспертизы входит сравнительное исследование, то эта стадия работы эксперта должна быть подробно описана. Причем описаны должны быть не только совпадения признаков, но и различия. Если различающихся признаков много, а совпадающих - незначительное количество и при этом вывод эксперта о тождестве положительный, то такой вывод эксперта должен анализироваться наиболее тщательно.

Анализ выводов экспертного заключения - завершающая стадия оценки экспертного заключения. Какими бы ни были выводы экспертов (положительные, отрицательные, предположительные), они должны быть проанализированы. Известно, что любой вывод эксперта сопряжен с субъективными отношениями, поэтому оцениваться они должны в совокупности с другими доказательствами по делу.

Важно анализировать не только и не столько форму вывода, сколько фактические данные, обнаруженные в процессе исследования, обосновывающие такой вывод.

Законом (ст. ст. 71, 80, 81 УПК РСФСР, 322, 326 ТК Российской Федерации) предусмотрено, что оценка заключения эксперта должна производиться по существу и в целом, вне отрыва элементов исследования друг от друга, в их логической связи.

Несоответствие вопроса и ответа - результат того, что эксперт использовал ненадлежащие сравнительные материалы, либо применил устаревшие методики, нормативы, шкалы оценок, либо не разобрался в документации, представленных материалах.

Оценка заключений экспертов всегда доступна и может быть правильно осуществлена. Выводы искусствоведческой, пробирной и ряда других специфических экспертиз можно также безошибочно оценить, если иметь представление об уровне развития той науки, в области которой проводилось исследование, и подвергнуть все исследование логическому анализу и сопоставлению.

Изучение дел о НТП и уголовных дел показывает, что в процессе оценки экспертных заключений и их выводов допускаются типичные ошибки и упущения, а именно:

1) признание выводов эксперта верными без проведения какой-либо оценки;

2) анализируется заключение не по существу, а с формальной стороны, больше внимания уделяется оформлению, соблюдению процессуальных требований, чем полноте, качеству и объективности исследования;

3) из-за недостаточной осведомленности о возможностях экспертизы, незнания содержания методики конкретной экспертизы делаются ошибочные оценки, проводятся повторные или дополнительные экспертизы, что отрицательно сказывается на качестве и сроках расследования таможенных правонарушений;

4) в заключении экспертизы оценивается только вывод, не анализируется при этом мотивировка и аргументация этого вывода, не оценивается весь ход исследования и обнаруженные в процессе исследования фактические данные;

5) положительный вывод эксперта принимается не как доказательство, подлежащее оценке, а как установленный факт;

6) заключения экспертизы являются одним из важнейших видов доказательств, однако придание им исключительного значения, без учета совокупности других доказательств и вопреки требованиям таможенного и уголовно-процессуального законодательства приводит к неправомерному обвинению невиновных лиц, необоснованному признанию юридических лиц совершившими нарушение таможенных правил.

Важно подчеркнуть, что заключение эксперта, выполненное по постановлению должностного лица таможенного органа, в производстве и на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, не является для него обязательным, однако, согласно ст. 326 ТК РФ, несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. Одновременно в соответствии с руководящим письмом ГТК от 02.04.96 N 01-15/5792 должностное лицо таможенного органа обязано сообщить причины непринятия заключения эксперта в соответствующем разделе "Сведений по результатам проведенной экспертизы", направляемом в таможенную лабораторию по каждому факту ее проведения по поручению (постановлению) таможенного органа. На основании указанных сведений ЦТЛ и ТЛ совместно с ГУБК ГТК России и другими заинтересованными управлениями ГТК России осуществляют анализ состояния учета таможенными органами результатов экспертных исследований и обоснованности принимаемых по ним решений.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 30.12.1999 N 946)

Объективное отношение к оценке экспертных заключений, своевременное устранение указанных ошибок будет способствовать успешному выявлению, раскрытию и расследованию таможенных правонарушений, правильному определению размеров подлежащих взысканию таможенных платежей.

В настоящее время научно-технический потенциал, достигнутый таможенными лабораториями, во многом позволяет обеспечить объективность и доказательность принимаемых решений, что должно находить отражение в выполнении таможенными органами требований ГТК России, изложенных в Приказе от 10.07.96 N 426, о приоритетности назначения экспертиз в таможенные лаборатории в соответствии с перечнем проводимых ими экспертно-исследовательских работ.

Доведение начальниками таможенных органов и таможенных лабораторий настоящего письма до всех должностных лиц, на которых возложены задачи по выявлению и расследованию таможенных правонарушений, назначению и производству экспертиз, криминалистическому и экспертному обеспечению таможенных органов, имеет своей целью повышение эффективности исполнения этих задач и снижение количества случаев нарушений требований ТК Российской Федерации, УПК РСФСР, нормативных и методических актов ГТК России, ЦТЛ и РТУ по БТП.

Начальник Регионального
таможенного управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями
М.В.ВАНИН

Начальник Центральной
таможенной лаборатории
В.А.СОЛОЖЕНЦЕВ

Приложение 1

АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

Центральная таможенная лаборатория

121087, г. Москва, ул. Новозаводская, 11/5

Код 095-, телефон/факс 449-88-20

Северо-Западная таможенная лаборатория

197228, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 71А

Код 812-, телефон 325-15-70; 325-15-75; факс 325-15-72

Северо-Кавказская таможенная лаборатория

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 104/32, к. 92

Код 8632-, телефон 66-60-44; 66-80-44, факс 66-49-52

Западно-Сибирская таможенная лаборатория

630015, г. Новосибирск, ул. Королева, 40

Код 3832-, телефон 79-59-10; факс 77-85-67, 79-59-66

Дальневосточная таможенная лаборатория

690048, г. Владивосток, ул. Бородинская, 12

Код 4232-, телефон/факс 46-06-87, 46-00-56

Западная таможенная лаборатория

241020, г. Брянск, ул. 2-ая Аллея, 12

Код 0832-, телефон/факс 74-87-27

Калининградская таможенная лаборатория

236000, г. Калининград, Гвардейский проспект, 30

Код 0112-, телефон/факс 21-04-34

Поволжская таможенная лаборатория

603007, г. Нижний Новгород, ул. Ларина, 7; а/я 153

Код 8312-, телефон/факс 66-46-73

Восточно-Сибирская таможенная лаборатория

664039, г. Иркутск, ул. Гоголя, 53

Код 3952-, телефон 43-07-00; 43-02-77, факс 43-42-59

Уральская таможенная лаборатория

620066, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 16; п/я 384

Код 3432-, 49-75-56; факс УТУ 61-50-56

Башкирская таможенная лаборатория

150006, г. Уфа-06, бульвар Ибрагимова, 63

Код 3472-, 25-16-56; факс 25-16-39

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЭКСПЕРТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ (ПО СОСТОЯНИЮ НА МАРТ 1998 Г.)

1. Экспертизы в целях классификации товаров согласно ТН ВЭД СНГ:

а) мясо, готовые продукты и субпродукты, продукты животного происхождения (из гр. 02, 05, 16);

б) рыба и готовые рыбопродукты (из гр. 03 и 16);

в) молочная продукция (0401 - 0406);

г) продукты растительного происхождения (гр. 09, 11, 13, 14);

д) жиры и масла животного и растительного происхождения (гр. 15);

е) сахар и изделия из сахара (гр. 17);

ж) какао и продукты из него (гр. 18);

з) продукты переработки плодов и овощей (гр. 20);

и) разные готовые пищевые продукты (гр. 19, 21);

к) алкогольные и безалкогольные напитки (гр. 22);

л) остатки и отходы пищевой промышл., корма для животных (гр. 23);

м) табак и заменители табака (гр. 24);

н) минеральные продукты (гр. 25, 26, 27);

о) продукция химической промышленности (гр. 28 - 35, 38);

п) полимеры, пластмассы, каучук (39, 40);

р) необработанные шкуры и кожа, мех и изделия из него (гр. 41 - 43);

с) древесина и изделия из нее, уголь (гр. 44, 45);

т) бумага и картон, изделия из них (гр. 48);

у) текстильные материалы и изделия (гр. 52, 54 - 57, 59, 61 - 63);

ф) обувь, головные уборы (гр. 64, 65);

х) изделия из камня, гипса ... (гр. 68, 70);

ц) жемчуг, драгметаллы и драгкамни (гр. 71);

ш) недрагоценные металлы и изделия из них (гр. 72 - 83);

щ) машины, оборудование и механизмы (гр. 84, 85);

ы) средства наземного транспорта (гр. 86, 87);

э) инструменты и аппараты ... (гр. 90);

ю) разные промышленные товары (гр. 94 - 96).

2. Материаловедческая и химическая экспертиза (установление природы, структуры и химического состава материала (неизвестного объекта)).

3. Технологические экспертизы:

а) определение норм выхода продуктов переработки: нефти и нефтепродуктов, мокросоленых шкур и кожи, руд и концентратов, отходов и лома, глинозема, слитков, сляба, агломерата и катанки металлов, леса кругляка и баланса, ткани, крови человеческой, семян подсолнечника;

б) определение возможности идентификации по заявленным в лицензии способам идентификации.

4. Сортификационные экспертизы: сорт, марка, вид, натуральность и другие качественные характеристики товаров из п. 1 настоящего Перечня, определяющие их идентификацию и влияющие на стоимостные характеристики.

5. Геммологическая экспертиза качества и стоимости (скупочной и рыночной) изделий, содержащих драгметаллы и драгкамни.

6. Определение принадлежности к товарам и технологиям двойного назначения, экспорт которых контролируется (приложение 7 к Приказу ГТК от 31.01.98 N 43).

7. Определение принадлежности товаров (веществ) к опасным отходам (Приказ ГТК от 26.12.96 N 781).

8. Идентификация наркотических средств и СДЯВ.

9. Идентификация озоноразрушающих веществ (Приказ ГТК от 31.05.96 N 336).

10. Автотехническая экспертиза (определение даты выпуска автотранспортного средства, объема двигателя, остаточной стоимости в стране происхождения).

11. Подтверждение страны происхождения на основе изучения товаросопроводительных документов и технологических инструкций, расшифровки штрих-кода, исследования составляющих товара, наличия защиты от фальсификации (в основном бытовая техника, табачные изделия, вина, шины, одежда и обувь, кофе, шоколад, парфюмерная продукция).

12. Технико-криминалистическая экспертиза документов (идентификация соответствия акцизных марок продукции ГОЗНАКа, бланков, печатей, штампов, сертификатов происхождения представляемым образцам, идентификация подлинности валюты).

13. Оценочная экспертиза потребительских качеств и оптовой рыночной стоимости обращенных в федеральную собственность товаров.

14. Экспертиза товаров на соответствие требованиям безопасности качества и экологической безопасности (за исключением микробиологических исследований).

15. Сертификация обращенных в федеральную собственность товаров (ЦТЛ аккредитована в системе ГОСТ Р в качестве Центра сертификации различных наименований пищевой продукции, алкогольных и безалкогольных напитков, табачных изделий, нефти и нефтепродуктов, электрических бытовых приборов).