Письмо ФНС России от 10.12.2024 N ШЮ-4-17/14002
О проверках соблюдения валютного законодательства налогоплательщиками

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО от 10 декабря 2024 г. N ШЮ-4-17/14002

Федеральная налоговая служба в целях урегулирования спорных вопросов, возникающих у территориальных налоговых органов при проведении проверок соблюдения валютного законодательства налогоплательщиками, сообщает следующее.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума) разъяснено, что при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица.

В то же время ч. 2 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Федеральная налоговая служба выявляет в практике работы территориальных налоговых органов случаи, когда при выявлении фактов нарушения валютного законодательства Российской Федерации налогоплательщиками, стоящими на учете в ином территориальном налоговом органе, материалы дела не передаются на рассмотрение в территориальный налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, а проводятся формальные административные расследования, в рамках которых не назначается экспертиза или иные процессуальные действия.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 Постановления Пленума проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Факты вынесения определений о проведении административных расследований без достаточных для этого оснований, то есть необоснованно, потенциально могут приводить к отмене вынесенных налоговыми органами постановлений по делам об административных правонарушениях и освобождению от административной ответственности лиц, в отношении которых они были вынесены.

Исходя из вышеизложенного, административное расследование должно назначаться только в случае осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. В ином случае материалы дела подлежат передаче на рассмотрение в территориальный налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Ю.В.ШЕПЕЛЕВА