к поиску по документам

Федеральный закон от 07.06.2025 N 140-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Оглавление

7 июня 2025 года

N 140-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
27 мая 2025 года

Одобрен
Советом Федерации
4 июня 2025 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2701; 2014, N 42, ст. 5615; 2016, N 28, ст. 4558; 2020, N 12, ст. 1651) следующие изменения:

1) в главе 1:

а) дополнить статьей 1.1 следующего содержания:

"Статья 1.1. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере транспортно-экспедиционной деятельности

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере транспортно-экспедиционной деятельности осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";

б) статью 2 дополнить пунктами 3 - 7 следующего содержания:

"3. Экспедиторские документы формируются в форме электронного документа. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, определяет случаи, при которых экспедиторские документы оформляются на бумажном носителе.

4. Форматы экспедиторских документов, сформированных в форме электронных документов (далее - электронные экспедиторские документы), утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

5. Электронные экспедиторские документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица (физического лица, действующего на основании доверенности), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия указанных физических лиц с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

6. Электронные экспедиторские документы подлежат направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов).

7. Порядок обмена электронными экспедиторскими документами, сведениями, содержащимися в них, порядок направления электронных экспедиторских документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, а также порядок предъявления электронных экспедиторских документов и сведений, содержащихся в них, устанавливается Правительством Российской Федерации.";

в) дополнить статьей 2.1 следующего содержания:

"Статья 2.1. Ограничения на организацию перевозки грузов

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, экспедитор обязан обеспечить соблюдение требований к их перевозке, установленных законодательством Российской Федерации. В случае невозможности обеспечить соблюдение таких требований оказание экспедиционных услуг не допускается.";

г) дополнить статьей 2.2 следующего содержания:

"Статья 2.2. Условия осуществления транспортно-экспедиционной деятельности

1. Сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, размещаются в реестре уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности (далее также - реестр).

2. Право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности предоставляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю со дня размещения в реестре сведений о них и утрачивается в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя со дня исключения из реестра соответствующей записи.

3. Лицо, осуществляющее транспортно-экспедиционную деятельность, сведения о котором отсутствуют в реестре, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

д) дополнить статьей 2.3 следующего содержания:

"Статья 2.3. Требования к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим транспортно-экспедиционную деятельность

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, должны соответствовать следующим требованиям:

1) отсутствие у руководителя такого юридического лица, у такого индивидуального предпринимателя непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономической деятельности;

2) отсутствие в течение одного года двух и более фактов привлечения таких юридического лица, индивидуального предпринимателя к административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных статьями 2.1, 2.2 и 4 настоящего Федерального закона.";

е) дополнить статьей 2.4 следующего содержания:

"Статья 2.4. Реестр уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на формирование и ведение реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе размещение в реестре сведений об экспедиторе, изменение таких сведений и исключение их из реестра (далее - федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра), порядок формирования и ведения реестра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Реестр ведется в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе Российской Федерации "ГосЛог" (далее также - платформа "ГосЛог"), создание, эксплуатация и развитие которой осуществляются в соответствии со статьей 2.6 настоящего Федерального закона.

3. В реестре размещаются следующие сведения об экспедиторе:

1) номер и дата записи в реестре, содержащей сведения об экспедиторе;

2) в отношении юридического лица - полное и сокращенное (при наличии) наименования на русском языке, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, адрес и место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, абонентский телефонный номер и адрес электронной почты;

3) в отношении индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, абонентский телефонный номер и адрес электронной почты;

4) виды услуг, оказываемых при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, определяемых в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также информация о наличии у экспедитора возможности организации перевозок предметов и веществ, указанных в статье 2.1 настоящего Федерального закона, грузов, требующих особых условий перевозки.

4. Экспедитор вправе указать в уведомлении о транспортно-экспедиционной деятельности, предусмотренном пунктом 1 статьи 2.5 настоящего Федерального закона, следующие сведения для размещения в реестре:

1) наименования территорий, в пределах которых осуществляется транспортно-экспедиционная деятельность;

2) максимальная страховая сумма по договору страхования ответственности экспедитора (при его наличии), в пределах которой страховщик экспедитора обязуется возместить выгодоприобретателю причиненный вред при наступлении страхового случая, связанного с организацией перевозки груза, в период действия данного договора;

3) адрес сайта экспедитора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";

ж) дополнить статьей 2.5 следующего содержания:

"Статья 2.5. Размещение в реестре сведений, изменение сведений, исключение из реестра сведений

1. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (далее в настоящей статье - заявитель), намеревающиеся осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность, обязаны направить в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, уведомление о транспортно-экспедиционной деятельности (далее - уведомление) с использованием личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - личный кабинет экспедитора).

2. В уведомлении указываются сведения, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 3 статьи 2.4 настоящего Федерального закона. Заявитель вправе приложить к уведомлению документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным статьей 2.3 настоящего Федерального закона. Форма и формат уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Уведомление подписывается заявителем усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица (физического лица, действующего на основании доверенности), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия указанных физических лиц с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

4. Контроль достоверности сведений, предоставляемых заявителем для размещения в реестре и внесения изменений в реестр, а также контроль соблюдения заявителем требований к экспедитору, установленных статьей 2.3 настоящего Федерального закона, обеспечивается федеральным органом, уполномоченным на ведение реестра, в том числе в порядке межведомственного электронного взаимодействия.

5. Федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, осуществляет регистрацию уведомлений путем размещения сведений о заявителях в реестре. Сведения о заявителе размещаются в реестре федеральным органом, уполномоченным на ведение реестра, без взимания платы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подачи заявителем уведомления, в случае представления заявителем документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным статьей 2.3 настоящего Федерального закона, либо не позднее семи рабочих дней со дня подачи заявителем уведомления в случае, если такие документы не были представлены заявителем.

6. Сведения о заявителе в реестре не размещаются при наличии одного из следующих оснований:

1) сведения об экспедиторе были исключены из реестра в связи с наступлением обстоятельства, предусмотренного подпунктом 3 пункта 12 настоящей статьи, менее чем за 180 дней до дня его обращения с заявлением о повторном размещении в реестре сведений о нем;

2) сведения о заявителе уже размещены в реестре;

3) сведения о юридическом лице в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют либо юридическое лицо прекращено;

4) сведения об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют либо его деятельность прекращена;

5) заявитель не соответствует требованиям, установленным статьей 2.3 настоящего Федерального закона.

7. Информация о размещении в реестре сведений о заявителе направляется заявителю в личный кабинет экспедитора в виде выписки из реестра в день регистрации уведомления. Информация об отказе в размещении в реестре сведений о заявителе направляется заявителю в личный кабинет экспедитора не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления федеральным органом, уполномоченным на ведение реестра, одного из оснований, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

8. В случае изменения сведений, указанных в пункте 3 статьи 2.4 настоящего Федерального закона, экспедитор обязан в течение трех рабочих дней со дня наступления соответствующих изменений уведомить об этом федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, посредством представления уведомления об изменении сведений об экспедиторе с использованием личного кабинета экспедитора. Уведомление об изменении сведений подписывается электронной подписью в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Соответствующие изменения размещаются в реестре не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого уведомления.

9. В случае отсутствия у заявителя технической возможности представления уведомлений, указанных в пунктах 1 и 8 настоящей статьи, с использованием личного кабинета экспедитора в течение трех рабочих дней заявитель вправе направить уведомление в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронной почты. В этом случае срок размещения в реестре сведений о заявителе или внесения изменений в сведения об экспедиторе не должен превышать три рабочих дня со дня получения уведомления федеральным органом, уполномоченным на ведение реестра, в случае представления заявителем документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным статьей 2.3 настоящего Федерального закона, либо семь рабочих дней со дня получения органом, уполномоченным на ведение реестра, уведомления в случае, если такие документы не были представлены заявителем.

10. В случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, информирует заявителя о размещении в реестре сведений о заявителе либо об отказе в их размещении с указанием причины отказа путем направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении или посредством электронной почты с одновременным направлением информации в личный кабинет экспедитора.

11. В случае выявления несоответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, требованиям, установленным статьей 2.3 настоящего Федерального закона, федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, уведомляет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя об этом путем направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

12. Федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, принимает решение об исключении из реестра сведений об экспедиторе в случае наступления одного из следующих обстоятельств:

1) представление экспедитором уведомления об исключении из реестра сведений об экспедиторе. Соответствующие сведения исключаются из реестра не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления такого уведомления;

2) прекращение юридического лица либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Сведения об экспедиторе исключаются из реестра не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица или со дня внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) выявление несоответствия юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, требованиям, установленным статьей 2.3 настоящего Федерального закона, и непредставления экспедитором в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, сведений и (или) документов, подтверждающих устранение либо отсутствие указанного несоответствия, в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 11 настоящей статьи.

13. Решение об исключении из реестра сведений об экспедиторе может быть обжаловано экспедитором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. О принятом в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи решении федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра, в течение одного рабочего дня со дня принятия этого решения уведомляет экспедитора путем направления уведомления на адрес электронной почты, указанный экспедитором в соответствии с подпунктом 2 или 3 пункта 3 статьи 2.4 настоящего Федерального закона, и заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.";

з) дополнить статьей 2.6 следующего содержания:

"Статья 2.6. Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа Российской Федерации "ГосЛог"

1. Платформа "ГосЛог" является федеральной государственной информационной системой, функционирующей на основе единых стандартов информационного взаимодействия, программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о транспортной системе Российской Федерации, в том числе в целях реализации принципа "одного окна".

2. Положение о платформе "ГосЛог", определяющее в том числе перечень входящих в ее состав информационных систем, сервисов электронного взаимодействия, состав участников информационного взаимодействия, порядок, сроки и способы обмена информацией между ними, состав сведений, размещаемых на платформе "ГосЛог", утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Оператором платформы "ГосЛог" является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

4. Создание, эксплуатация и развитие платформы "ГосЛог" осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

5. Полномочия оператора платформы "ГосЛог", а также полномочия по созданию, эксплуатации и развитию платформы "ГосЛог" по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут быть возложены на подведомственные указанному органу организации.

6. Обладателем информации, размещенной на платформе "ГосЛог", является Российская Федерация. Правомочия обладателя такой информации от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

7. Информация, размещенная на платформе "ГосЛог", за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является общедоступной и размещается на официальном сайте оператора платформы "ГосЛог" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";

2) пункт 4 статьи 3 признать утратившим силу;

3) в статье 4:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Экспедитор обязан получить информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения им обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимую дополнительную информацию в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.";

б) дополнить пунктами 4.1 - 4.3 следующего содержания:

"4.1. После получения экспедитором информации, необходимой для исполнения обязанностей в соответствии с поручением клиента и договором транспортной экспедиции, экспедитор обязан:

1) в случае, если в соответствии с договором транспортной экспедиции груз экспедитором принимается:

выдать клиенту экспедиторскую расписку;

принять организационные меры по выявлению предметов и веществ, указанных в статье 2.1 настоящего Федерального закона. Перечень организационных мер, порядок и сроки начала их реализации определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

после подтверждения по результатам реализации организационных мер отсутствия в составе груза предметов и веществ, в отношении которых у экспедитора отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований, указанных в статье 2.1 настоящего Федерального закона, заключить договоры, необходимые для организации перевозки груза, от имени клиента по доверенности (за исключением договоров перевозки и хранения) или от своего имени, выдать складскую расписку в случае приема груза на складское хранение;

предоставить клиенту оригиналы (в случае заключения от имени клиента) либо копии (в случае заключения от имени экспедитора) указанных договоров;

2) в случае, если в соответствии с договором транспортной экспедиции груз экспедитором не принимается:

заключить договоры, необходимые для организации перевозки груза, от имени клиента по доверенности или от своего имени (за исключением договоров перевозки и хранения);

предоставить клиенту оригиналы (в случае заключения от имени клиента) либо копии (в случае заключения от имени экспедитора) указанных договоров.

4.2. Экспедитор не вправе приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей по договору транспортной экспедиции, либо в случае выявления в ходе реализации организационных мер в составе груза предметов и веществ, в отношении которых у экспедитора отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований, указанных в статье 2.1 настоящего Федерального закона.

4.3. В случае выявления в составе груза предметов и веществ, которые указаны в статье 2.1 настоящего Федерального закона и в отношении которых у клиента отсутствует специальное разрешение, экспедитор обязан незамедлительно проинформировать об этом уполномоченный государственный орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";

в) дополнить пунктами 6 - 11 следующего содержания:

"6. Экспедитор обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о заключенных договорах транспортной экспедиции, сторонах этих договоров, лицах, привлекаемых к выполнению этих договоров, свойствах грузов, фактах приема, обработки, погрузки, хранения, разгрузки, передачи, выдачи грузов, маршрутах следования, видах транспорта, осуществляющего их перевозку, иную информацию, размещаемую в информационных системах, используемых при оказании экспедиционных услуг, в течение трех лет со дня окончания исполнения этих договоров.

7. Экспедитор обязан предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию, указанную в пункте 6 настоящей статьи, в случаях, установленных федеральными законами. Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи в целях ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, место, правила, объем хранения такой информации и порядок ее предоставления указанным органам, порядок проведения мероприятий по оценке соблюдения экспедитором правил хранения и порядка предоставления такой информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение указанных мероприятий, определяются Правительством Российской Федерации. В случае выявления по результатам проведения указанных мероприятий нарушений правил хранения и порядка предоставления такой информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение указанных мероприятий, направляет экспедитору обязательное для исполнения требование об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.

8. Экспедитор обязан обеспечивать реализацию требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий. Порядок взаимодействия экспедитора с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанные требования к оборудованию и программно-техническим средствам, определяются Правительством Российской Федерации.

9. Экспедитор обязан передавать уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскные мероприятия, по их требованию находящийся у него груз для проверки и (или) изъятия при наличии у указанных органов достаточных оснований полагать, что в составе этого груза содержатся предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, в отношении которых не соблюдены требования к перевозке, установленные законодательством Российской Федерации, а также обеспечивать предоставление указанным органам помещений (при наличии) для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Порядок передачи такого груза для его проверки и (или) изъятия устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Экспедитор обязан обеспечивать прием, передачу и сохранность информации об экспедиционных услугах с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории Российской Федерации.

11. Не допускается передача за пределы территории Российской Федерации информации, содержащей персональные данные клиентов, за исключением случая передачи персональных данных клиентов, являющихся стороной договора транспортной экспедиции при оказании услуг по организации международных перевозок грузов, если передача такой информации допускается международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".";

4) пункт 1 статьи 5 после слова "груза," дополнить словами "в том числе о наличии в составе груза предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных,";

5) дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

"Статья 6.1. Ответственность клиента и экспедитора за нарушение обязательных требований

Клиент и экспедитор за нарушение обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.".

Статья 2

Внести в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2007, N 49, ст. 6075; 2016, N 28, ст. 4558; 2017, N 49, ст. 7310) следующие изменения:

1) в пункте 3 первое предложение изложить в следующей редакции: "Билет, багажная квитанция, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, почты, могут быть сформированы в форме электронного документа (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки, содержащихся в электронном билете, в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.", дополнить новыми вторым и третьим предложениями следующего содержания: "Грузовая накладная должна быть сформирована в форме электронного документа (электронный перевозочный документ) и направлена в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, определяет случаи, при которых грузовая накладная оформляется на бумажном носителе.";

2) дополнить пунктами 3.1 - 3.3 следующего содержания:

"3.1. Формат грузовой накладной, сформированной в форме электронного документа (далее - электронная грузовая накладная), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

3.2. Электронная грузовая накладная подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица (физического лица, действующего на основании доверенности), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия указанных физических лиц с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

3.3. Порядок обмена электронными грузовыми накладными, сведениями, содержащимися в них, порядок направления электронных грузовых накладных и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, порядок предъявления электронных грузовых накладных и сведений, содержащихся в них, устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 3

Внести в статью 25 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) следующие изменения:

1) часть первую изложить в следующей редакции:

"Статья 25. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза оформленную или сформированную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Транспортная железнодорожная накладная формируется в форме электронного документа (далее - электронная транспортная железнодорожная накладная). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, определяет случаи, при которых транспортная железнодорожная накладная оформляется на бумажном носителе. Транспортная железнодорожная накладная, сформированная в электронном виде или оформленная на бумажном носителе, и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.";

2) дополнить частями шестой - девятой следующего содержания:

"Формат электронной транспортной железнодорожной накладной утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Электронная транспортная железнодорожная накладная подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица (физического лица, действующего на основании доверенности), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия указанных физических лиц с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации.

Электронная транспортная железнодорожная накладная подлежит направлению в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - государственная информационная система электронных перевозочных документов).

Порядок обмена электронными транспортными железнодорожными накладными, сведениями, содержащимися в них, порядок направления электронных транспортных железнодорожных накладных и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, порядок предъявления электронных транспортных железнодорожных накладных и сведений, содержащихся в них, устанавливаются Правительством Российской Федерации.".

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555; 2012, N 25, ст. 3268; 2015, N 17, ст. 2477; 2021, N 27, ст. 5164; 2022, N 10, ст. 1396; 2023, N 1, ст. 27; N 8, ст. 1202; 2024, N 33, ст. 4984) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 2:

а) пункт 27 изложить в следующей редакции:

"27) электронные перевозочные документы - электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость, электронный договор фрахтования, электронный путевой лист, электронный заказ, электронная заявка, электронные экспедиторские документы, а также иные документы, в отношении которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта предусмотрены формирование в электронной форме и направление в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;";

б) пункт 32 после слова "фрахтовщик," дополнить словами "иное лицо,";

2) в статье 8:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Транспортная накладная формируется в виде электронной транспортной накладной. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, определяет случаи, при которых транспортная накладная оформляется на бумажном носителе.";

б) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. Указанные заказ и заявка формируются в виде электронного заказа или электронной заявки. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, определяет случаи, при которых указанные заказ и заявка оформляются на бумажном носителе.";

3) статью 10 дополнить частью 7 следующего содержания:

"7. Грузоотправитель не вправе предъявлять к перевозке опасный груз, относящийся согласно Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, если у перевозчика отсутствует специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

4) в статье 18.1:

а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:

"2) подписываются участниками информационного взаимодействия усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица (физического лица, действующего на основании доверенности), сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия указанных физических лиц с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации. В случае, если грузополучателем является физическое лицо, допускается подписание электронного перевозочного документа простой электронной подписью этого физического лица, ключ которой получен им при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.";

б) в части 2 второе предложение изложить в следующей редакции: "Порядок обмена такими документами и сведениями, содержащимися в них, порядок направления таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, порядок предъявления таких документов и сведений, содержащихся в них, из государственной информационной системы электронных перевозочных документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

в) пункт 1 части 4 дополнить словами ", в высшем органе управления и составе учредителей которого не принимают участие иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также в уставном (складочном) капитале которого отсутствует прямое или косвенное участие указанных лиц";

г) часть 6 дополнить словами ", или подведомственная ему организация в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций оператора государственной информационной системы электронных перевозочных документов".

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Подпункт "а" пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункты "г" - "з" пункта 1, абзац пятый подпункта "б" пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2026 года.

4. Подпункт "б" пункта 1 статьи 1, статьи 2 и 3, подпункт "а" пункта 1 и пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2026 года.

5. Лицо, осуществляющее транспортно-экспедиционную деятельность на 1 марта 2026 года, обязано в течение шестидесяти дней подать в федеральный орган, уполномоченный на ведение реестра уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности, уведомление о транспортно-экспедиционной деятельности, указанное в пункте 1 статьи 2.5 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

7 июня 2025 года

N 140-ФЗ