Оглавление
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136, приказываю:
Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля за 2024 год.
Директор
Федеральной службы по техническому
и экспортному контролю
В.СЕЛИН
Приложение
к приказу ФСТЭК России
от 30 июня 2025 г. N 231
Настоящий обзор подготовлен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 октября 2016 г. N 136 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России" и содержит результаты обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России в 2024 году по вопросам соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. Полномочия ФСТЭК России на осуществление контроля закреплены в Положении о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 16 августа 2004 г. N 1085.
Основной целью контроля являлась проверка выполнения российскими участниками ВЭД обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об экспортном контроле", постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных категорий товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается ФСТЭК России при проведении мероприятий по государственному контролю за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утвержден приказом ФСТЭК России от 14 октября 2016 г. N 146.
По состоянию на 1 апреля 2025 г. количество российских участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (далее - товары и технологии, подлежащие экспортному контролю), или осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), составляет более 4900.
При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках экспортного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации учитывались результаты контроля, проведенного в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, а также в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.
В ходе подготовки предложений в проект плана проведения ФСТЭК России плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного контроля на 2024 год и его доработки по результатам рассмотрения в органах прокуратуры, фактов несоблюдения установленного порядка и сроков проведения проверок не отмечено. Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана проверок не возникало.
При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе осуществляемого на регулярной основе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами. В рамках реализации риск-ориентированного подхода к проведению проверок в проект плана проверок включались в первую очередь субъекты проверки, в отношении которых по результатам предварительного анализа были выявлены риски несоблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля. Предпочтение отдавалось выездной форме проверки (76,6% от общего количества проверок), что позволило, наряду с выявлением нарушений, обеспечить оказание субъектам проверки методической помощи в соблюдении обязательных требований.
При этом территориальными органами ФСТЭК России реализовывался принцип "комплексности" проверок - одновременного проведения уполномоченными должностными лицами ФСТЭК России в подконтрольных субъектах России всех видов контроля, возложенных на ФСТЭК России.
Исчисление сроков проведения проверок осуществлялось в зависимости от объема осуществляемой субъектом проверки внешнеэкономической деятельности с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю, при этом затруднений в исчислении сроков и нарушений в их соблюдении не имеется.
Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нарушений прав юридических лиц при организации и проведении проверок не допущено.
В 2024 году в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства в области экспортного контроля проведено 37 плановых выездных, 10 плановых документарных, 10 внеплановых выездных и 3 внеплановые документарные проверки. В общей сложности проведенными 60 проверками было охвачено 1,22% подконтрольных субъектов проверок.
Преимущественное использование выездной формы проверок связано с необходимостью в ограниченные сроки качественного и всестороннего рассмотрения надлежащего объема документов и информации, требующихся для объективной оценки фактического состояния выполнения проверяемым лицом обязательных требований, являющихся предметом проверки.
По результатам проведенных проверок у 32 российских участников ВЭД (53,4% из числа проверенных) выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, из них 12 являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Общее количество выявленных нарушений норм, установленных законодательством Российской Федерации, составило 119, из которых 42 квалифицируются как правонарушения. По 36 нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, 35 из них были рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России, 1 - судом. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 28 случаях на российских участников ВЭД наложены административные штрафы на общую сумму 17878,159 тыс. руб. По выявленным нарушениям выдано 63 предписания об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.
Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являлись:
осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений (статьи 19 и 20 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") - выявлено 35 нарушений;
невыполнение участниками внешнеэкономической деятельности обязанности по предоставлению информации для целей экспортного контроля (статья 14 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") - выявлено 26 нарушений;
несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля (статья 23 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле") - выявлено 21 нарушение.
Кроме того, одним из самым распространенных нарушений законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля остается непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" является обязанностью российского участника ВЭД). Всего за год установлено 32 таких нарушения. Также выявлено 4 нарушения требований о создании внутренней программы экспортного контроля, предусмотренных статьей 16 указанного Федерального закона.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками ВЭД не могут быть приведены.
Вместе с тем в качестве типовых примеров нарушения обязательных требований в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6, 19 и 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" распространяется экспортный контроль, можно указать следующие:
1. Управлением ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (далее - Управление) по результатам контроля идентификационных заключений с выводом о принадлежности товара к продукции, на которую распространяется экспортный контроль, выявлен случай осуществления поставки российским участником внешнеэкономической деятельности в одно из государств СНГ контролируемого товара без лицензии ФСТЭК России. В ходе проведенной в октябре 2024 года внеплановой проверки установлено, что причиной сложившейся ситуации явилось игнорирование руководством организации-экспортера требований статьи 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" о проведении идентификации контролируемых товаров и технологий. После совершения сделки российский участник внешнеэкономической деятельности обратился в экспертную организацию и получил идентификационное заключение с выводом о том, что для проведения данной операции требуется лицензия ФСТЭК России.
Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По итогам административного расследования к виновному лицу применена мера наказания в виде административного штрафа, который был своевременно оплачен. Жалоба участника внешнеэкономической деятельности на действия Управления не поступала.
2. Управлением ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу в ходе плановой выездной проверки в ноябре 2024 г. выявлены неоднократные случаи нарушения учреждением высшего образования положений статьи 24 Федерального закона "Об экспортном контроле", выразившиеся в несоблюдении действующих требований по идентификации материалов обучения иностранных граждан в целях экспортного контроля, а также непроведении идентификации докладов, озвученных на международных научных мероприятиях, и статей, опубликованных в открытой печати, согласно пунктам 1.2, 2.1 Типовой методической инструкции "Проведение экспертизы научно-технических материалов, предназначенных к открытому опубликованию и обладающих признаками контролируемых технологий", одобренной Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации, протокол заседания от 3 апреля 2014 г. N 1. По факту нарушения статьи 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" было выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Кроме того, журнал учета внешнеэкономических сделок велся с нарушением требований статьи 23 Федерального закона "Об экспортном контроле", Правил учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 583 "О порядке учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля". В этой связи Управлением было выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, а также правах и обязанностях осуществляющих проверки должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, при направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях организации работ по профилактике правонарушений в области экспортного контроля разработана и утверждена приказом ФСТЭК России от 14 декабря 2023 г. N 249 Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, на 2024 год. В рамках указанной Программы профилактики сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2024 году приняли участие в 67 мероприятиях (семинары, инструктивно-методические занятия, круглые столы), организованных для 399 российских участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которых была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах и занятиях представителей российских участников ВЭД составило около 1000 человек. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России проведено около 1685 консультаций для российских участников ВЭД. При этом активно использовались различные формы дистанционного взаимодействия.
Осуществленная в отчетный период работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов заключения внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.
Проблем в применении обязательных требований с учетом положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, недостаточной ясности и взаимной несогласованности обязательных требований не выявлено.
Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.
Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает.
Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.