Оглавление
Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2025 г. N 223 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике Федеральной службы по аккредитации в сфере туристской индустрии за 2024 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Вр.и.о. Руководителя
М.Б.ЗАЛАЗАЕВ
Утвержден
приказом Росаккредитации
от 14 апреля 2025 г. N 44
Доклад о правоприменительной практике подготовлен в рамках реализации статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и пунктов 16 - 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 N 223 (далее - Положение о государственном контроле).
Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии (далее - государственный контроль), осуществляется Федеральной службой по аккредитации (далее - Росаккредитация) и ее территориальными органами в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, статьей 19.2 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) и Положением о государственном контроле. Территориальные органы Росаккредитации (территориальные управления Росаккредитации) осуществляют контроль в пределах федеральных округов и (или) субъектов Российской Федерации, определенных положениями о них.
Предметом государственного контроля является соблюдение контролируемыми лицами, аккредитованными в соответствии со статьей 5.3 Федерального закона N 132-ФЗ, установленных указанным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами требований:
а) к контролируемым лицам, в том числе к экспертам по классификации;
б) к порядку присвоения средству размещения определенной категории контролируемыми лицами;
в) к порядку классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей;
г) к результатам деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, утвержден приказом Росаккредитации от 31.03.2025 N 35 и размещен на официальном сайте Росаккредитации в сети "Интернет" в подразделе "Функции в сфере туризма" раздела "Деятельность".
Среди основных обязательных требований Федеральный закон N 132-ФЗ, Правила аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, в том числе правил аттестации экспертов по классификации, и Правил формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1953, Положение о классификации средств размещения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1951, Правила классификации средств размещения и Правила формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1952, Правила классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2024 N 9.
Объектами государственного контроля являются:
а) деятельность контролируемых лиц;
б) результаты деятельности контролируемых лиц (результаты присвоения средству размещения определенной категории, присвоения категории горнолыжной трассе, пляжу).
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля не проводятся.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе, может являться поступление от аккредитованной организации в Росаккредитацию информации об устранении выявленных в рамках процедуры подтверждения компетентности аккредитованной организации несоответствий организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, требованиям к организациям, осуществляющим классификацию в сфере туристской индустрии, установленным порядком аккредитации и подтверждения компетентности организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии.
В 2024 году государственный контроль проводился с учетом особенностей, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
Указанным постановлением введен ряд ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, в частности продлен временный мораторий на проведение плановых проверок. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются только по основаниям, указанным в пункте 3 Постановления N 336.
В частности, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, а также в случаях истечения срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и исключительно при условии согласования с органами прокуратуры.
Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры допускалось в следующих случаях: по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления N 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в случае представления контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия аккредитации.
Таким образом, проводимые внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2024 году были направлены в основном на выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований и устранение несоответствий, допущенных аккредитованными организациями в ходе осуществления классификации объектов туристской индустрии.
Рассмотрение дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в отношении оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) должностных лиц Росаккредитации и ее территориальных органов в 2024 году не проводилось.
Росаккредитацией в 2024 году, в рамках имеющихся полномочий по осуществлению государственного контроля, не установлены факты и обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации (далее - Комиссия по апелляциям) в 2024 году осуществляла свою деятельность на основании:
- части 7 статьи 5 Федерального закона N 132-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2025);
- Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2000 (действующих на рассматриваемый период);
- Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1860 (действующего на рассматриваемый период);
- Положения о Комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации, утвержденного приказом Федеральной службы по аккредитации от 28.02.2024 N 22.
Организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии, могли быть поданы жалобы в Комиссию по апелляциям, к полномочиям которой относится рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) Росаккредитации и ее должностных лиц в связи с отказом в аккредитации, прекращением действия аттестата аккредитации, отказом в переоформлении аттестата аккредитации.
Комиссия по апелляциям рассматривает полученную жалобу и принимает решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или об отказе в удовлетворении жалобы.
В 2024 году жалоб на решения, действия (бездействие) Росаккредитации и ее должностных лиц в связи с отказом в аккредитации, прекращением действия аттестата аккредитации, отказом в переоформлении аттестата аккредитации в Комиссию по апелляциям не поступало.
Изучение наиболее типовых нарушений обязательных требований, выявленных Росаккредитацией в рамках осуществления государственного контроля в 2024 году, показало следующее.
4.1. Типовые нарушения обязательных требований, допускаемые организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии.
4.1.1. Несоответствие организаций, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, требованиям, установленным положениями Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 N 2000 (действующих на рассматриваемый период), среди них, в частности:
- отсутствие документов, подтверждающих наличие у сотрудников организации, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, высшего образования и дополнительного профессионального образования в области классификации гостиниц;
- отсутствие документов, подтверждающих наличие у сотрудников организации, осуществляющих классификацию в сфере туристской индустрии, опыта (не менее 2 лет) осуществления классификации (оценки соответствия в рамках классификации) объектов туристской индустрии в области аккредитации.
4.1.2. Несоблюдение организациями, осуществляющими классификацию в сфере туристской индустрии, требований Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1860 (действующего на рассматриваемый период), среди них, в частности:
- несоблюдение в процессе деятельности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, порядка оформления протоколов обследования;
- несоблюдение в процессе деятельности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, требований для фиксации факта соответствия (несоответствия) гостиницы присвоенной категории в части отсутствия фотоматериалов, подтверждающих фактическое освидетельствование гостиницы;
- несоблюдение в процессе деятельности организации, осуществляющей классификацию в сфере туристской индустрии, порядка проведения выездной экспертной оценки гостиниц в части фактической оценки соответствия номеров установленным требованиям.