Письмо ГТК РФ от 26.08.1996 N 01-15/15482
О взаимодействии таможенных органов при осуществлении контроля за доставкой товаров

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 26 августа 1996 г. N 01-15/15482

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ

ГТК России вынужден констатировать, что культура взаимодействия таможенных органов между собой при осуществлении контроля за доставкой товаров остается на весьма низком уровне. Складывается впечатление, что таможни отправления и таможни назначения задались целью максимально затруднить друг другу работу по контролю за доставкой и принятию мер по фактам недоставления товаров. Вот лишь несколько примеров, подтверждающих это.

На запросы таможен отправления о поступлении товаров таможни назначения присылают вместо лаконичного и однозначного ответа "Товар поступил" или "Товар не поступал" ответы типа "Данного ДКД (книжки МДП) в базе данных не имеется". Спрашивается: какой вывод из этой фразы может сделать таможня отправления и каким образом она может использовать ее при производстве по делам о НТП?

О многих фактах недоставления товаров таможни назначения узнают лишь по получении информации из ГНИВЦа. При этом у них нет никаких документов из таможни отправления для возбуждения дела о НТП. Более того, во многих случаях в ДКД (книжке МДП) совершенно неправильно указывается таможня назначения. Некоторые таможни отправления не смущает тот факт, что получатель товаров находится, скажем, в Архангельске, а ДКД выписывается до Нижегородской таможни. Трудно сказать, чем это можно объяснить - небрежностью или отсутствием элементарных знаний географии.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

На основании изложенного предлагаю руководствоваться следующим:

1. Производство по делам о нарушениях таможенных правил по фактам недоставления товаров ведется таможенным органом назначения независимо от вида перевозки под таможенным контролем (ввоз, вывоз, транзит или перемещение товаров между складами временного хранения и таможенными складами). Исключение составляют факты невывоза товаров через участки границы Российской Федерации со странами Таможенного союза, на которых отменен таможенный контроль. В последнем случае производство по делам о НТП ведется таможенным органом отправления.

В случае непосредственного обнаружения нарушений правил доставки и транзита товаров под таможенным контролем каким-либо таможенным органом (например, обнаружение поддельных отметок о поступлении товаров при выезде транспортного средства или в ходе проверок на автодорогах) производство по делу о НТП ведется этим таможенным органом, который обязан незамедлительно проинформировать об этом таможни отправления и назначения.

В случаях, вызванных необходимостью, производство по делу о НТП может вестись в таможенном органе, в зоне деятельности которого было совершено это правонарушение.

2. В случае неподтверждения таможней назначения поступления товаров таможня отправления высылает документы для возбуждения дела о НТП через 30 дней по истечении установленного срока доставки. Товары остаются на контроле в таможне отправления до подтверждения таможней назначения факта получения указанных документов.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

3. Запросы в таможни назначения о поступлении товаров направляются в случае крайней необходимости. Ответы на такие запросы должны быть однозначными и подписаны начальником таможни или его заместителем.

4. В случае, если перевозка товаров под таможенным контролем по каким-либо причинам заканчивается в таможенном органе, отличном от указанного в ДКД (книжке МДП, транзитной декларации) таможенного органа назначения, то отдел контроля за доставкой товаров (ОКДТ) новой таможни назначения подтверждает доставку товаров в установленном порядке, а также информирует по оперативным каналам связи ОКДТ указанной в ДКД таможни назначения о поступлении товаров.

После получения такой информации ОКДТ указанной в ДКД таможни назначения аннулирует оперативные сообщения о направлении товаров под таможенным контролем, полученные от ОКДТ таможни отправления.

5. Подразделения таможенных органов в пунктах пропуска должны иметь в своем распоряжении:

- подробный географический атлас или карту Российской Федерации;

- реестр складов временного хранения и таможенных складов на бумаге или в электронном виде (файлы skladbx.dbf и skladtm.bdf);

- классификатор мест доставки товаров на бумаге или в электронном виде (файл ktam.dbf);

- перечни личных номерных печатей и пломбиров на бумаге или в электронном виде (файлы pech.dbf и plombir.dbf).

6. Начальники таможен и ОКДТ несут личную ответственность за полноту и достоверность сведений, направляемых в ГНИВЦ и другие таможенные органы, и за своевременную высылку в таможни назначения документов для возбуждения дел о НТП по фактам недоставления.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

7. О нарушениях установленного порядка взаимодействия при контроле за доставкой товаров таможенные органы докладывают в Управление организации таможенного контроля ГТК России. В случае необходимости прикладываются копии имеющих отношение к делу документов.

Обращаю внимание, что в настоящем письме преднамеренно не называются таможни, допустившие вышеуказанные нарушения. Одновременно сообщаю, что ГТК России начинает сбор и систематизацию информации о таких нарушениях. В дальнейшем эти сведения будут использоваться в ходе аттестаций должностных лиц таможенных органов, для принятия решений о проведении проверок тех или иных таможен и для предложений по премированию руководителей таможенных органов.

Заместитель Председателя
ГТК России
С.М.БЕКОВ