Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826
О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту"

Оглавление

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

РЕШЕНИЕ от 18 октября 2011 г. N 826

О ПРИНЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ"

В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее - Комиссия) решила:

1. Принять технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) (прилагается).

2. Утвердить Перечень межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается).

3. Установить:

3.1. Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - Технический регламент) вступает в силу с 31 декабря 2012 года.

3.2. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 года, за исключением документов об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданных или принятых в отношении топлива для реактивных двигателей марки РТ, которые действуют до 1 января 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

3.3. До 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента, за исключением топлива для реактивных двигателей марки РТ, производство и выпуск в обращение которого при наличии таких документов допускается до 1 января 2015 года.

Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

3.5. Документы об оценке (подтверждении) соответствия топлива для реактивных двигателей и мазута требованиям, установленным Техническим регламентом, выданные или принятые до дня вступления в силу изменений в Технический регламент согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. N 43 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011)", действительны до окончания срока их действия.

Обращение топлива для реактивных двигателей и мазута, выпущенных в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.

4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента, и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссией в установленном порядке.

5. Казахстанской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечня стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, и представление не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента в Секретариат Комиссии для утверждения Комиссией в установленном порядке.

6. Сторонам:

6.1. к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;

6.2. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.

7. Настоящее Решение вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования, если в течение этого срока Стороны не заявят о приостановлении своего одобрения Технического регламента.

Члены Комиссии Таможенного союза:

    От Республики              От Республики              От Российской
       Беларусь                   Казахстан                 Федерации
      (Подпись)                  (Подпись)                  (Подпись)
       С.РУМАС                    У.ШУКЕЕВ                  И.ШУВАЛОВ

Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. N 826

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

ТР ТС 013/2011

О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ

Предисловие

1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Статья 1. Область применения

1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.

1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.

Статья 2. Определения

2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:

автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;

дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;

изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;

импортер - резидент государства - члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;

мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;

марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;

обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;

октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;

партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);

потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;

присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;

продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;

судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;

топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;

уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством - членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;

цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;

экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке

3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:

наименовании и марке топлива;

соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.

Статья 4. Требования безопасности

4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.

4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).

Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.

4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.

4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.

Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.

4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.

4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.

4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.

4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.

4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.

4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Паспорт должен содержать:

наименование и обозначение марки топлива;

наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;

дату выдачи и номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт;

сведения о декларации соответствия;

сведения о наличии присадок в топливе.

4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности

5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.

5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.

Статья 6. Подтверждение соответствия

6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.

Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.

При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.

Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.

Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.

Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:

для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или ;

для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д;

для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.

6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:

- протокол (протоколы) испытаний топлива;

- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);

- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);

- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:

- протокол (протоколы) испытаний топлива;

- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);

- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);

- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);

- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:

- протокол (протоколы) испытаний топлива;

- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);

- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);

- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.

Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:

при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет;

при подтверждении соответствия по схемам 4д и - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;

при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.

Статья 7. Защитительная оговорка

7.1. Государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.

О принятом решении уведомляются другие государства - члены ТС.

7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.

7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.

Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:

Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;

Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;

Республики Казахстан - по 31 декабря 2017 года;

Кыргызской Республики - по 31 декабря 2017 года;

Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;

Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации - по 1 июля 2016 года.

Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.

7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:

Республики Армения - со 2 января 2016 года;

Республики Казахстан - с 1 января 2018 года;

Кыргызской Республики - с 1 января 2018 года;

Российской Федерации - с 1 января 2015 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Армения - по 31 декабря 2015 года;

Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;

Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.

Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Приложение 1
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.

1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.

1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.

2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.

2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.

2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.

Приложение 2
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Характеристики автомобильного бензина

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса

К2

К3

К4

К5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

150

50

10

Объемная доля бензола, не более

%

5

1

1

1

Массовая доля кислорода, не более

%

не определяется

2,7

2,7

2,7

Объемная доля углеводородов, не более:

%

ароматических

не определяется

42

35

35

олефиновых

не определяется

18

18

18

Октановое число:

-

по исследовательскому методу, не менее

80

80

80

80

по моторному методу, не менее

76

76

76

76

Давление насыщенных паров:

кПа

в летний период

35 - 80

35 - 80

35 - 80

35 - 80

в зимний период

35 - 100

35 - 100

35 - 100

35 - 100

Концентрация железа, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация марганца, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация свинца <*>, не более

мг/дм3

5

5

5

5

Объемная доля монометиланилина, не более

%

1,3

1,0

1,0

отсутствие

Объемная доля оксигенатов, не более:

%

метанола <**>

не определяется

1

1

1

этанола

не определяется

5

5

5

изопропанола

не определяется

10

10

10

третбутанола

не определяется

7

7

7

изобутанола

не определяется

10

10

10

эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле

не определяется

15

15

15

других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C)

не определяется

10

10

10

<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие.

<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.

Приложение 3
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Характеристики дизельного топлива <*>

Единица измерения

Нормы в отношении экологического класса

К2

К3

К4

К5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

350

50

10

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:

°C

для летнего и межсезонного дизельного топлива

40

40

55

55

для зимнего и арктического дизельного топлива

30

30

30

30

Фракционный состав - 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше

°C

360

360

360

360

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более

%

-

11

11

8

Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее

-

45

51

51

51

Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее

-

не определяется

47

47

47

Смазывающая способность, не более

мкм

не определяется

460

460

460

Предельная температура фильтруемости, не выше:

°C

летнее дизельное топливо

не определяется

не определяется

не определяется

не определяется

дизельного топлива зимнего <**>

минус 20

минус 20

минус 20

минус 20

дизельного топлива арктического

минус 38

минус 38

минус 38

минус 38

дизельного топлива межсезонного <***>

минус 15

минус 15

минус 15

минус 15

<*> Допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.

<**> Для Республики Казахстан не более минус 15 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.

<***> Для Республики Казахстан не более минус 5 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.

Приложение 4
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ МАЗУТА

Характеристика мазута

Единица измерения

Норма для флотского мазута

Норма для топочного мазута

Массовая доля серы, не более

%

2,0

3,5

Температура вспышки в открытом тигле, не ниже

°C

-

90

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже

°C

80

-

Выход фракции, выкипающей до 350 °C, не более

% об.

17 <*>

17 <*>

Содержание сероводорода, не более

ppm

10 <**>

10 <**>

--------------------------------

<*> Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).

<**> Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Казахстан с 1 января 2017 г., для Республики Беларусь с 1 января 2019 г., для Республики Армения с 1 января 2015 г.

Приложение 5
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Характеристика топлива для реактивных двигателей

Единица измерения

Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета

Джет А-1

ТС-1

РТ

Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C, не более

мм2/с

-

8 <*>

16

Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °C, не более

мм2/с

8

8 <**>

8 <**>

Температура начала кристаллизации, не выше

°C

-

минус 60 <***>

минус 60 <***>

Температура замерзания, не выше

°C

минус 47

-

-

Содержание механических примесей и воды

-

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Фракционный состав:

10% отгоняется при температуре не выше

°C

205

165

175

90% отгоняется при температуре не выше

°C

-

230

270

98% отгоняется при температуре не выше

°C

-

250

280

остаток от разгонки, не более

%

1,5

не нормируется

1,5

потери от разгонки, не более

%

1,5

не нормируется

1,5

Высота некоптящего пламени, не менее

мм

25

25

25

или

при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, не менее

мм

19

-

-

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже

°C

38

28

28

Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более

%

25

20 (22)

20 (22)

Концентрация фактических смол, не более

мг/100 см3

7

5

4

Массовая доля общей серы, не более

%

0,25

0,20

0,10

Массовая доля меркаптановой серы, не более

%

0,003

0,003

0,003

Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже

°C

260

260

260 (275) <****>

Перепад давления на фильтре, не более

мм рт. ст.

25

25

25

Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более

баллы по цветовой шкале

3

3

3

Удельная электрическая проводимость <*****>:

пСм/м

без антистатической присадки, не более

10

10

10

с антистатической присадкой

50 - 600

50 - 600

50 - 600

--------------------------------

<*> Норма устанавливается для Республики Казахстан.

<**> Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.

<***> Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °C, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.

<****> По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 °C.

<*****> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.

Приложение 6
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА

Характеристики авиационного бензина

Единица измерения

Нормы

Октановое число по моторному методу, не менее

-

91

Сортность <*> (богатая смесь), не менее

-

115

Температура начала кристаллизации, не выше

°C

минус 60

Содержание механических примесей и воды

-

отсутствие

Давление насыщенных паров

кПа

29,3 - 49

Фракционный состав:

10 процентов отгоняется при температуре не выше

°C

82

50 процентов отгоняется при температуре не выше

°C

105

90 процентов отгоняется при температуре не выше

°C

170

остаток от разгонки, не более

%

1,5

потери от разгонки, не более

%

1,5

Содержание фактических смол, не более

мг/100 см3

3

Массовая доля общей серы, не более

%

0,03

Цвет

-

зеленый

<*> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.

Приложение 7
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СУДОВОГО ТОПЛИВА

Характеристики судового топлива

Единица измерения

Нормы

Массовая доля серы, не более

%

3,5 (по 31 декабря 2011 г.)

2 (по 31 декабря 2012 г.)

1,5 (с 1 января 2013 г.)

0,5 (с 1 января 2020 г.)

Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже

°C

61

Приложение 8
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)

СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТОПЛИВА <*>

Номер схемы

Элементы схемы

Применение

Документ, подтверждающий соответствие

испытания продукции, исследование типа

оценка производства

производственный контроль

Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

-

-

Для опытно-промышленной партии

Декларация о соответствии на партию продукции

Заявитель-изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза

Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

-

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо

Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно

Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

-

-

Для партии топлива, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортер

Декларация о соответствии на партию топлива

Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)

сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента

Производственный контроль осуществляет изготовитель

Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо

Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно

<*> Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621.

Описание схем декларирования соответствия топлива

1. Схема декларирования

1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации;

- проведение испытаний опытно-промышленной партии;

- принятие и регистрация декларации о соответствии.

1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

2. Схема декларирования

2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации;

- осуществление производственного контроля;

- проведение испытаний образцов топлива;

- принятие и регистрация декларации о соответствии.

2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

3. Схема декларирования

3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации;

- проведение испытаний партии топлива;

- принятие и регистрация декларации о соответствии.

3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

4. Схема декларирования

4.1. Схема декларирования включает следующие процедуры:

- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;

- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;

- осуществление производственного контроля;

- проведение испытаний образцов топлива;

- принятие и регистрация декларации о соответствии;

- контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.

4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.

4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.

4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.

При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:

- приостановить действие декларации о соответствии;

- отменить действие декларации о соответствии.

В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем, вносится соответствующая запись.

5. Хранение технической документации

На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:

- выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут - у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;

- партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута - у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии.

Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.

Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. N 826

ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ДО ПРИНЯТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ), В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ" (ТР ТС 013/2011) И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ) СТАНДАРТОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ДО ПРИНЯТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ), СОДЕРЖАЩИХ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРАВИЛА ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА "О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ" (ТР ТС 013/2011) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ

N п/п

Элементы технического регламента Таможенного союза

Обозначение и наименование стандартов

1

2

3

Требования к характеристикам автомобильного бензина (Приложение 1)

1

Массовая доля серы

СТБ ИСО 20846-2005 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции

СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии

СТ РК ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции

ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для класса К2)

ИСО 20846-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете

ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для классов К3, К4, К5)

ИСО 20884-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах с помощью дисперсионно-волновой рентгеновской флуоресцентной спектрометрии

СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ Р 53203-2008 Нефтепродукты. Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны

СТБ 2141-2010 (ISO 20847:2004) Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по энергии

ASTM D 4294-2003 Стандартный тест-метод определения содержания серы в нефти и нефтепродуктах с использованием энергодисперсионной рентгеновской флуоресцентной спектроскопии

2

Объемная доля бензола

ЕН 12177-1998 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом

СТ РК 2051-2010 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом

ГОСТ Р ЕН 12177-2008 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом

ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ Р 51930-2002 Бензины автомобильные и авиационные. Определение бензола методом инфракрасной спектрометрии

ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение типов углеводородов и оксигенатов в автомобильном бензине. Метод многомерной газохроматографии

СТБ ЕН 12177-2005 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом

ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов

СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии

3

Массовая доля кислорода

ГОСТ Р ЕН 1601-2007 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный бензин. Определение кислородосодержащих органических соединений и общего содержания органически связанного кислорода с помощью газовой хроматографии (O-FID)

ГОСТ Р ЕН 13132-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный бензин. Определение кислородосодержащих органических соединений и общего содержания органически связанного кислорода с помощью газовой хроматографии (O-FID)

ЕН 1601-1997 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный бензин. Определение кислородосодержащих органических соединений и общего содержания органически связанного кислорода с помощью газовой хроматографии (O-FID)

ГОСТ Р 52256-2004 Бензины. Определение МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ, ДИПЭ, метанола, этанола и трет-бутанола методом инфракрасной спектроскопии

ЕН 13132-2000 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок

ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение типов углеводородов и оксигенатов в автомобильном бензине. Метод многомерной газохроматографии

СТБ ЕН 13132:2006 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок

СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты. Неэтилированные бензины. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания кислорода методом газовой хроматографии (О-ПИД)

СТБ ИСО 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии

4

Объемная доля углеводородов:

- ароматических

- олефиновых

ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции

ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение типов углеводородов и оксигенатов в автомобильном бензине. Метод многомерной газохроматографии

СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом адсорбции с флуоресцентным индикатором

СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии

5

Октановое число

- по исследовательскому методу

ИСО 5164-2005 Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств моторного топлива. Исследовательский метод

СТ РК ИСО 5164-2008 Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств моторного топлива. Исследовательский метод

ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164-2005) Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств моторного топлива. Исследовательский метод (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ ISO 5164-2008 Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств автомобильных топлив. Исследовательский метод

ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа

- по моторному методу

ИСО 5163-2005 Нефтепродукты. Определение антидетонационных характеристик моторного и авиационного топлива. Моторный метод

СТ РК ИСО 5163-2008 Нефтепродукты. Определение детонационной стойкости автомобильного и авиационного топлива. Моторный метод

ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) Нефтепродукты. Определение антидетонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ ISO 5163-2008 Нефтепродукты. Определение детонационной стойкости характеристик автомобильных и авиационных топлив. Моторный метод

ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа

6

Давление насыщенных паров

ЕН 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных воздухом паров (ASVP) и расчетного эквивалентного давления сухих паров (DVPE)

СТБ EN 13016-1-2011 Нефтепродукты жидкие. Давление паров. Часть 1. Определение давления насыщеных паров, содержащих воздух (ASVP)

ГОСТ Р ЕН 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных паров, содержащих воздух (ASVP). (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 1756-2000 Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров

СТБ 1425-2003 Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров по методу Рейда

ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием

7

Объемная доля оксигенатов

СТБ ЕН 13132-2006 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок

СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты. Неэтилированные бензины. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания кислорода методом газовой хроматографии (О-ПИД)

СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии

8

Концентрация железа

ГОСТ Р 52530-2006 Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определения железа

9

Концентрация марганца

ГОСТ Р 51925-2002 Бензины. Определение марганца методом атомно-абсорбционной спектроскопии

10

Концентрация свинца

ЕН 237:2004 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение низких концентраций свинца спектрометрическим методом атомной абсорбции

СТБ ЕН 237-2005 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение низких концентраций свинца спектрометрическим методом атомной абсорбции

СТ РК ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение низких концентраций свинца спектрометрическим методом атомной абсорбции

ГОСТ Р ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Определение малых концентраций свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ Р 51942-2002 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии

ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца

11

Объемная доля монометиланилина

ГОСТ Р 54323-2011 Бензины автомобильные. Определение N - метиланилина методом капиллярной газовой хроматографии

Требования к характеристикам дизельного топлива (Приложение 2)

12

Массовая доля серы

СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

СТ РК ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для класса К2 и К3)

ИСО 20846-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете

СТБ ИСО 20846-2005 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете

СТБ 2141-2010 (ISO 20847:2004) Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по энергии

ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете

ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для классов К4, К5)

СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

13

Температура вспышки в закрытом тигле

ИСО 2719-2002 Определение температуры вспышки. Метод с применением прибора Пенски-Мартенса с закрытым тиглем

ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2006 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса

ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле

СТБ ИСО 2719-2002 Метод определения температуры вспышки на приборе Мартенс-Пенского с закрытым тиглем

14

Фракционный состав

ЕН ИСО 3405-2005 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении

ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ ИСО 3405-2003 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении

ГОСТ 2177-99 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава (метод А)

СТБ 1934-2009 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении

15

Массовая доля полициклических ароматических углеводородов

ГОСТ Р EN 12916-2008 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение содержания ароматических углеводородов в средних дистиллятах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии

EN 12916-2006 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления

16

Цетановое число

ГОСТ Р 52709-2007 Топлива дизельные. Определение цетанового числа (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа

ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и цетановых чисел (DCN). Сжигание в камере постоянного объема

ИСО 5165-1998 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя

СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом

17

Смазывающая способность

ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности на испытательном стенде с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания

СТ РК ИСО 12156-1-2005 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности, используя стенд с высокой частотой возвратно-поступательного движения (HFRR). Часть 1. Метод испытания

ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности на испытательном стенде с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ ISO 12156-1-2011 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности с использованием установки с возвратно-поступательным движением высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания

18

Предельная температура фильтруемости

ГОСТ 22254-92 (ЕН 116) Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ЕН 116-1997 Топливо дизельное и бытовое жидкое. Метод определения предельного значения температуры фильтруемости

СТБ ЕН 116-2002 Топливо дизельное и бытовое жидкое. Метод определения предельного значения температуры фильтруемости

Требования к характеристикам мазута (Приложение 3)

19

Массовая доля серы

ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 1437-75 Нефтепродукты темные. Ускоренный метод определения серы

ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии

СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии

СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

20

Температура вспышки в открытом тигле

ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ИСО 2592-2000 Нефтепродукты. Определение температуры вспышки и воспламенения методом с применением прибора Кливленда с открытым тиглем

СТБ 1651-2006 Нефтепродукты. Определение температур вспышки и воспламенения в приборе с открытым тиглем по методу Кливленда

СТБ ISO 2592-2010 Нефтепродукты. Определение температур вспышки и воспламенения в приборе с открытым тиглем по методу Кливленда

21

Содержание сероводорода

ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение сероводорода (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

IP 570 Обнаружение сероводорода в топочных мазутах экспресс-методом жидкофазной экстракции

Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей (Приложение 4)

22

Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) "Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости"

СТБ 1798-2007 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Метод определения кинематической вязкости и расчет динамической вязкости (ASTM D445-06, IDT)

23

Температура начала кристаллизации

ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) "Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации" (метод Б применяется при возникновении спорных ситуаций)

24

Температура замерзания

ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) "Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ Р 52332-2005 "Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации методом автоматического фазового перехода"

СТБ 1615-2006 Топлива авиационные. Метод определения температуры кристаллизации (автоматический метод фазового перехода) (ASTM D 2386-05, IDT)

СТБ 1633-2006 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации (ASTM D 2386-05, IDT)

СТБ 2009-2009 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации автоматическим лазерным методом (ASTM D 7153-05)

25

Содержание механических примесей и воды

ГОСТ 10227-86 "Топлива для реактивных двигателей. Технические условия" (пункт 4.5)

СТБ 1634-2006 Топлива дистиллятные. Определение свободной воды и механических примесей визуальным методом (ASTM D 4176-04, IDT)

26

Фракционный состав

ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 "Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава" (Метод А)

СТБ 1634-2006 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении (ASTM D 86-07b)

СТБ ИСО 3405-2003 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении (ISO 3505:2000)

27

Высота некоптящего пламени

ГОСТ 4338-91 "Топливо для авиационных газотурбинных двигателей. Определение максимальной высоты некоптящего пламени"

28

Температура вспышки в закрытом тигле

ГОСТ 6356-75 "Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле"

СТБ 1576-2005 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки на приборе Тага с закрытым тиглем (ASTM D 56-02a, IDT)

СТБ ISO 3679-2008 Нефтепродукты и другие жидкости. Ускоренный метод определения температуры вспышки в закрытом тигле в равновесных условиях (ISO 3679:2004, IDT)

СТБ ИСО 13736-2007 Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки в закрытом тигле по методу Абеля (ISO 13736:1997, IDT)

29

Объемная доля ароматических углеводородов

ГОСТ Р 52063-2003 "Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции"

СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом адсорбции с флуоресцентным индикатором

СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления

30

Массовая доля ароматических углеводородов

ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции

СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления

СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом адсорбции с флуоресцентным индикатором

31

Содержание фактических смол

ГОСТ 1567-97 "Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей"

СТБ 1652-2006 Нефтепродукты. Определения содержания смол в топливах методом выпаривания струей (ASTM D 381-04, IDT)

32

Массовая доля общей серы

ГОСТ Р 51947-2002 "Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии

СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ Р 51859-2002 "Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом"

СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (ASTM D 2622-03, IDT)

СТБ ИСО 14596-2002 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии (ISO 14596:1998, IDT)

33

Массовая доля меркаптановой серы

ГОСТ Р 52030-2003 "Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 17323-71 "Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием"

СТБ 1588-2005 Нефтепродукты жидкие. Потециометрический метод определения меркаптановой серы

34

Термоокислительная стабильность при контрольной температуре или термоокислительная стабильность динамическим методом

ГОСТ Р 52954-2008 "Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин. Метод JFTOT"

ГОСТ 17751-79 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях

СТБ 1665-2006 Топлива авиационные газотурбинные. Определение термоокислительной стабильности с применением анализатора окисления реактивного топлива (JFTOT)

35

Термоокислительная стабильность в статических условиях

ГОСТ 11802-88 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в статических условиях

36

Удельная электрическая проводимость

ГОСТ 25950-83 "Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости"

СТБ 1587-2005 Топлива авиационные и дистиллятные. Методы определения электрической проводимости

Требования к характеристикам авиационного бензина (Приложение 5)

37

Октановое число (по моторному методу)

ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 511-82 "Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа"

38

Сортность (богатая смесь)

ГОСТ 3338-68 "Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси"

39

Температура начала кристаллизации

ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) "Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации"

40

Содержание механических примесей и воды

ГОСТ 1012-72 "Бензины авиационные. Технические условия" (пункт 2.6)

41

Цвет

ГОСТ 1012-72 "Бензины авиационные. Технические условия" (пункт 2.6)

42

Давление насыщенных паров

ГОСТ 1756-2000 "Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров"

43

Фракционный состав

ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 "Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава"

44

Содержание фактических смол

ГОСТ 1567-97 "Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей"

45

Массовая доля серы

ГОСТ Р 51947-2002 "Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ Р 51859-2002 "Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом"

Требования к характеристикам судового топлива (Приложение 6)

46

Массовая доля серы

ГОСТ Р 51947-2002 "Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 1437-75 Нефтепродукты темные. Ускоренный метод определения серы

СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии

СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

47

Температура вспышки в закрытом тигле

ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 "Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)

ГОСТ 6356-75 "Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле"

СТБ ИСО 2719-2002 Метод определения температуры вспышки на приборе Пенски-Мартенса с закрытым тиглем

Требования к отбору проб

48

Отбор проб

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ Р 52659-2006 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб (применим в отношении топлива для реактивных двигателей Джет А-1 (Jet A-1)

СТБ ИСО 3170-2004 Нефтепродукты жидкие. Ручные методы отбора проб