Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 N 97
О Порядке рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ от 23 ноября 2012 г. N 97

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ (МАТЕРИАЛОВ) О НАРУШЕНИИ ОБЩИХ ПРАВИЛ КОНКУРЕНЦИИ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫНКАХ

Совет Евразийской экономической комиссии решил:

1. Утвердить Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках (прилагается).

2. Настоящее Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

    От Республики               От Республики             От Российской
      Беларусь                    Казахстан                 Федерации
      С.РУМАС                    К.КЕЛИМБЕТОВ               И.ШУВАЛОВ

Утвержден
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 23 ноября 2012 г. N 97

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ (МАТЕРИАЛОВ) О НАРУШЕНИИ ОБЩИХ ПРАВИЛ КОНКУРЕНЦИИ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЫНКАХ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 11 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор)) и применяется Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) при рассмотрении заявлений (материалов) о наличии признаков нарушения установленных статьей 76 Договора общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - трансграничные рынки, государства-члены).

2. В настоящем Порядке используются понятия, определенные в пункте 2 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору).

II. Требования к заявлениям (материалам)

3. Заявления о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее - заявления) подаются в Комиссию юридическими и (или) физическими лицами.

4. Материалы о наличии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, рассмотрение которых входит компетенцию Комиссии (далее - материалы), представляются в Комиссию органами государственной власти государств-членов, в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики (далее - уполномоченные органы), путем направления соответствующего письменного обращения.

5. Заявление подается в Комиссию в письменном виде в произвольной форме и содержит:

1) сведения о заявителе, в том числе:

для физического лица - фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства и регистрации, контактную информацию (при наличии - номер телефона, адрес электронной почты, номер факса);

для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения, контактную информацию (при наличии - номер телефона, адрес электронной почты, номер факса);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лицах, в отношении которых подается заявление;

3) описание действий (бездействия) лиц, которые, по мнению заявителя, противоречат общим правилам конкуренции на трансграничных рынках;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается.

6. К заявлению прилагаются:

1) для физического лица - копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

для юридического лица - копия свидетельства о регистрации и документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления;

2) документы, которые, по мнению заявителя, имеют отношение к рассмотрению заявления.

7. Материалы содержат:

1) наименование уполномоченного органа, направившего материалы;

2) правовые основания направления материалов;

3) наименование хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках;

4) описание действий (бездействия), в которых усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, включая указание территории соответствующего трансграничного рынка;

5) положения статьи 76 Договора, которые, по мнению уполномоченного органа, нарушены;

6) сведения о должностных лицах и сотрудниках уполномоченного органа (с указанием их должностей), ответственных за взаимодействие с Комиссией при проведении ею расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

8. При невозможности представления документов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 6 настоящего Порядка, в заявлении (материалах) указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лица и (или) органы государственной власти, у которых документы могут быть получены.

К заявлению (материалам) прилагается опись всех представленных документов.

Заявление, представляемое физическим лицом, и прилагаемые к нему документы должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью физического лица.

Заявление, представляемое юридическим лицом, и прилагаемые к нему документы должны быть прошиты, пронумерованы, заверены подписью руководителя (уполномоченного лица) и скреплены печатью юридического лица.

9. Конфиденциальная информация, содержащаяся в документах и сведениях, не может служить основанием для отказа в их представлении в Комиссию. При этом в заявлении (материалах) указывается исчерпывающий перечень документов и сведений, содержащих конфиденциальную информацию.

Порядок защиты представленной в Комиссию конфиденциальной информации и ответственность членов Коллегии, должностных лиц и сотрудников Комиссии за ее разглашение устанавливаются международным договором в рамках Евразийского экономического союза, предусмотренным пунктом 80 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору).

10. Заявление (материалы), а также прилагаемые к нему документы и сведения представляются на русском языке. В случае если документы и сведения составлены на иностранном языке, к ним прилагается заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.

III. Порядок рассмотрения заявления (материалов)

11. Комиссия рассматривает заявление (материалы) в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления (материалов) в Комиссии.

12. Поступившее в Комиссию заявление (материалы) направляется члену Коллегии Комиссии, курирующему вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, который в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления (материалов) в Комиссии передает его в структурное подразделение Комиссии, уполномоченное в сфере контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках (далее - уполномоченное структурное подразделение Комиссии).

В срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения заявления (материалов), Комиссия уведомляет уполномоченные органы и заявителя о принятии этого заявления (материалов) к рассмотрению.

13. Уполномоченное структурное подразделение Комиссии в срок не позднее 2 рабочих дней со дня поступления от члена Коллегии Комиссии, курирующего вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, заявления (материалов) направляет копии заявления (материалов) и прилагаемых к нему документов уполномоченным органам, а также члену Коллегии Комиссии, курирующему вопросы энергетики и инфраструктуры, в случае если заявление (материалы) подано в отношении хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося субъектом естественных монополий.

Копии материалов не направляются уполномоченному органу, представившему материалы.

Уполномоченные органы не позднее 15 рабочих дней со дня получения ими копии заявления (материалов) направляют в Комиссию имеющиеся у них документы и материалы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения заявления (материалов), а также предлагают кандидатуры сотрудников уполномоченных органов (с указанием должности), ответственных за взаимодействие с Комиссией при проведении ею расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

Член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы энергетики и инфраструктуры, не позднее 10 рабочих дней со дня получения им копии заявления (материалов) направляет члену Коллегии Комиссии, курирующему вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, заключение о необходимости учета особенностей, предусмотренных Договором.

13.1. В случае выявления возможных признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, уполномоченное структурное подразделение Комиссии в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления (материалов) в Комиссии, разрабатывает проект предложения о совершении действий, направленных на устранение таких признаков и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках (далее - предложение), и направляет его на согласование в уполномоченные органы и заявителю (при наличии), а также в порядке информирования лицу, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, и органам государственной власти государств-членов, уполномоченным на взаимодействие с Комиссией.

13.2. Предложение не разрабатывается в одном из следующих случаев:

1) выявление признаков соглашений между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, запрещенных в соответствии со статьей 76 Договора;

2) выявление признаков злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) в части установления, поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

3) выявление в действиях (бездействии) хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, по которым в течение предшествующих 24 месяцев были выявлены случаи, предусмотренные подпунктом 1 или 2 настоящего пункта, либо было принято решение по итогам рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

13.3. С даты направления предложения уполномоченным органам и заявителю (при наличии) срок рассмотрения заявления (материалов) приостанавливается, о чем член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит соответствующее определение.

13.4. Уполномоченные органы представляют в Комиссию в течение 10 рабочих дней с даты получения предложения информацию о согласии или несогласии с предложением (с указанием причин несогласия, предложений и замечаний).

Заявитель вправе представить в Комиссию информацию о согласии или несогласии с предложением (с указанием причин несогласия) в течение 10 рабочих дней с даты его получения.

Лицо, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, в течение 10 рабочих дней с даты получения предложения информирует Комиссию о согласии либо о несогласии с предложением и необходимости его изменения (с обоснованием необходимости изменения перечня действий, сроков исполнения). В случае несогласия указанного лица уполномоченное структурное подразделение Комиссии проводит совещание с уполномоченными органами, заявителем и данным лицом в порядке, предусмотренном пунктами 13.6 - 13.9 настоящего Порядка.

13.5. При согласовании предложения уполномоченное структурное подразделение Комиссии вправе запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций государств-членов, юридических и физических лиц, уполномоченных органов, заявителя (при наличии) и лица, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, информацию (в том числе конфиденциальную), необходимую для доработки предложения.

13.6. В случае наличия согласия уполномоченных органов всех государств-членов и заявителя (при наличии) предложение считается согласованным.

В случае несогласия уполномоченных органов и (или) заявителя с предложением, в том числе в случае непоступления согласия заявителя в срок, установленный пунктом 13.4 настоящего Порядка, уполномоченное структурное подразделение Комиссии в течение 10 рабочих дней с даты окончания сроков представления ответа последним из получивших предложение адресатов, предусмотренных пунктом 13.4 настоящего Порядка, проводит совещание с участием представителей уполномоченных органов, заявителя (при наличии), лица, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, иных лиц (при необходимости).

Совещание может проводиться с использованием видео-конференц-связи.

13.7. При проведении совещания не допускается использование конфиденциальной информации, за исключением случая наличия письменного согласия лица, предоставившего конфиденциальную информацию, о допуске третьих лиц к такой информации и ее использовании при проведении совещания.

13.8. При проведении совещания сотрудником уполномоченного структурного подразделения Комиссии ведется протокол, в котором в обязательном порядке отображаются позиции уполномоченных органов, уполномоченного структурного подразделения Комиссии, заявителя (при наличии), лица, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, иных лиц (в случае участия).

13.9. В случае если по результатам совещания не будет достигнуто согласие уполномоченных органов, уполномоченного структурного подразделения Комиссии, заявителя (при наличии) с предложением, уполномоченное структурное подразделение Комиссии в течение 10 рабочих дней с даты проведения совещания дорабатывает предложение с учетом результатов совещания, зафиксированных в протоколе, и проводит повторно совещание.

До проведения совещания уполномоченное структурное подразделение Комиссии подготавливает и направляет для информирования члену Коллегии Комиссии, курирующему вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, мотивированное заключение о доработанном предложении.

Предложение считается согласованным, если по результатам проведенного повторно совещания оно согласовано большинством голосов уполномоченных органов государств-членов, уполномоченного структурного подразделения Комиссии, заявителем (при наличии) и лицом, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках (дано письменное обязательство представить в письменной форме подтверждение реализовать меры, предусмотренные предложением, согласованным по итогам совещания).

При этом голос уполномоченного структурного подразделения Комиссии является решающим.

В случае если лицом, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, не представлено письменное согласие реализовать меры, предусмотренные предложением, согласованным по итогам совещания, член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит определение о возобновлении рассмотрения заявления (материалов).

13.10. Согласованное предложение направляется уполномоченным органам, заявителю (при наличии), лицу, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, и иным лицам (при необходимости) для рассмотрения.

Лицо, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, в течение 10 рабочих дней со дня получения предложения представляет в Комиссию письменное подтверждение его согласия реализовать меры, предусмотренные предложением, в порядке и сроки, установленные в нем.

После получения указанного письменного подтверждения уполномоченное структурное подразделение Комиссии информирует об этом заявителя (уполномоченный орган).

Заявитель (уполномоченный орган) направляет в Комиссию письмо об отзыве ранее направленного заявления (материалов) в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующей информации от уполномоченного структурного подразделения Комиссии.

В случае непоступления указанного письма, а равно непредставления его в установленный срок член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит определение о возобновлении рассмотрения заявления (материалов).

13.11. В случае реализации лицом, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, мер, предусмотренных предложением, в порядке и сроки, установленные в нем, член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит определение о прекращении рассмотрения заявления (материалов) и его возвращении в связи с отзывом.

До вынесения членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, указанного определения уполномоченное структурное подразделение Комиссии проводит совещание по вопросу согласования (подтверждения) заявителем (уполномоченным органом) реализации лицом, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, в полном объеме мер, предусмотренных предложением.

В случае если лицо, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, не реализует меры, предусмотренные предложением, член Коллегии Комиссии, курирующий вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, выносит определение о возобновлении рассмотрения заявления (материалов).

14. Уполномоченное структурное подразделение Комиссии в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации заявления (материалов) в Комиссии, рассматривает заявление (материалы) и по результатам рассмотрения подготавливает одно из следующих определений:

1) о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках;

2) о передаче заявления (материалов) по подведомственности в уполномоченные органы;

3) о возвращении заявления (материалов);

4) о прекращении рассмотрения заявления (материалов) и о его возвращении в связи с отзывом.

15. Определения, предусмотренные настоящим Порядком, подписываются членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования.

В случае если определение подготавливается по результатам рассмотрения заявления (материалов), поданного в отношении хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося субъектом естественных монополий, оно подлежит предварительному согласованию с членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы энергетики и инфраструктуры.

16. В определении о проведении расследования указываются:

1) дата начала проведения расследования;

2) сведения о должностных лицах и (или) сотрудниках Комиссии, проводящих расследование (о должностных лицах и (или) сотрудниках уполномоченного структурного подразделения Комиссии, а при проведении расследования в отношении хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося субъектом естественной монополии, - также о должностных лицах и (или) сотрудниках, которым членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы энергетики и инфраструктуры, даны соответствующие поручения);

3) сведения о сотрудниках уполномоченных органов, ответственных за взаимодействие с Комиссией при проведении ею расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

17. Определение о передаче заявления (материалов) по подведомственности в уполномоченные органы выносится в случае, если нарушения, указанные в заявлении (материалах), не относятся к компетенции Комиссии и на основании имеющихся в заявлении (материалах) сведений может быть сделан вывод о наличии признаков нарушения конкурентного (антимонопольного) законодательства государства-члена (государств-членов). Указанное определение направляется в соответствующий уполномоченный орган с приложением всех имеющихся документов и обоснованием передачи заявления (материалов) в этот уполномоченный орган.

18. Определение о возвращении заявления (материалов) выносится в случае, если в заявлении (материалах) отсутствуют сведения, предусмотренные пунктами 5 - 8 настоящего Порядка. В случае принятия такого определения уполномоченное структурное подразделение Комиссии направляет заявителю (уполномоченному органу) соответствующее обращение (с приложением всех представленных заявителем (уполномоченным органом) документов и обоснованием возврата заявления (материалов)), подписанное членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования.

В случае если причины, по которым заявление (материалы) было возвращено, в последующем были устранены, заявление (материалы) вместе с прилагаемыми документами может быть вновь представлено в Комиссию.

18.1. Определение о прекращении рассмотрения заявления (материалов) и о его возвращении в связи с отзывом выносится в случае реализации лицом, в действиях (бездействии) которого усматриваются возможные признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, мер, предусмотренных предложением, в порядке и сроки, установленные в нем.

19. Копия определения, указанного в пункте 14 настоящего Порядка, не позднее 3 рабочих дней со дня подписания определения членом Коллегии Комиссии, курирующим вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, направляется заявителю и уполномоченным органам независимо от основания рассмотрения заявления (материалов).

В случае если определение подготовлено по результатам рассмотрения заявления (материалов), поданного в отношении хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося субъектом естественных монополий, его копия направляется члену Коллегии Комиссии, курирующему вопросы энергетики и инфраструктуры, не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.