Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 N 144
О Методике расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства

Оглавление

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ от 25 июня 2013 г. N 144

О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Во исполнение пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.ХРИСТЕНКО

Утверждена
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. N 144

МЕТОДИКА РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1. Настоящая Методика разработана в целях реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение).

Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), являются рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).

2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:

а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;

б) долг сектора государственного управления;

в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).

3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:

"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:

кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;

займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;

"взносы (отчисления) на социальные нужды" - фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;

"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами);

"долг сектора государственного управления" - остаток признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления перед резидентами и нерезидентами государств-членов на конкретную дату без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;

"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;

"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - денежный фонд сектора государственного управления, включая поступления (прямые налоги и другие поступления от организаций нефтяного сектора) и использование средств Национального фонда Республики Казахстан, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидированным позициям;

"сектор государственного управления" - органы государственного управления, включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;

"социальные трансферты" - текущие пособия, выделяемые из фонда социального обеспечения для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;

"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входит расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств;

"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для непроизводственного потребления за деньги;

"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);

"финансовый год" - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;

"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:

в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;

в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.

4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

Д(П)Б = ДКБ - РКБ,

где:

Д(П)Б - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;

ДКБ - доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;

РКБ - расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.

В состав доходов (расходов) консолидированного бюджета сектора государственного управления не включаются операции с финансовыми активами, в том числе с бюджетными кредитами.

Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:

Б = Д(П)Б / ВВП x 100%,

где:

Б - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;

ВВП - объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.

5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:

ДСГУ = ЦП + ОУР + МУ,

где:

ДСГУ - долг сектора государственного управления;

ЦП - долг центрального правительства (центральных органов управления);

ОУР - долг региональных органов управления;

МУ - долг местных (муниципальных) органов управления.

В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.

Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.

Макроэкономический показатель, определяющий долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается как отношение суммы долга сектора государственного управления на последний день финансового года (отчетного периода) к объему валового внутреннего продукта за год.

Пересчет долга сектора государственного управления в процентах к валовому внешнему продукту осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена.

6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (Международный валютный фонд, 2007 год).

Уровень инфляции (индекс потребительских цен) рассчитывается в годовом выражении в процентах декабрь анализируемого года к декабрю предыдущего года, а также дополнительно (в аналитических целях) из расчета месяц анализируемого года к соответствующему месяцу предыдущего года, в среднем за период в процентах к соответствующему периоду предыдущего года и на конец периода к декабрю предыдущего года.

Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.

При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в структуре потребительской корзины, а также в долях (весах) потребления товаров и услуг в общем объеме потребительской корзины исходя из национальных особенностей потребления.

7. Государства-члены представляют в Евразийскую экономическую комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также в порядке и в сроки, установленные Порядком обмена информацией между уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией в целях проведения согласованной макроэкономической политики, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г. N 270.

В аналитических целях, а также для всесторонней оценки финансово-экономического состояния государств-членов уполномоченные органы представляют в Евразийскую экономическую комиссию на постоянной основе ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) информацию об операциях сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 1, об операциях с финансовыми активами сектора государственного управления, включающими операции с бюджетными кредитами, в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 2 и о долге сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 3.

Приложение N 1
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства

(форма)

СТРУКТУРА операций консолидированного бюджета сектора государственного управления

┌────────────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│                  Наименование                  │   Единица измерения    │
│                                                ├────────────┬───────────┤
│                                                │млрд. единиц│    в %    │
│                                                │национальной│к валовому │
│                                                │   валюты   │внутреннему│
│                                                │            │ продукту  │
└────────────────────────────────────────────────┴────────────┴───────────┘
 Бюджет центральных органов управления
 (федеральный (республиканский) бюджет) <*>

    доходы

    расходы

        в том числе социальное обеспечение
        (социальная помощь)

    дефицит (профицит)

 Бюджет региональных органов управления <*>

    доходы

    расходы

    дефицит (профицит)

 Бюджет местных органов управления <*>

    доходы

    расходы

    дефицит (профицит)

 Бюджет фонда социального обеспечения <*>

    доходы

        в том числе взносы (отчисления) на
        социальные нужды

    расходы

        в том числе социальные трансферты

    дефицит (профицит)

 Национальный фонд Республики
 Казахстан <*>

    прямые налоги от организаций
    нефтяного сектора

    другие поступления от операций,
    осуществляемых организациями
    нефтяного сектора

 Консолидированный бюджет сектора
 государственного управления без учета
 взаимосвязанных показателей по консолидируемым
 позициям <**>

    доходы

    расходы

    дефицит (профицит)
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Информация представляется по итогам финансового года.

<**> Информация представляется ежеквартально и по итогам финансового года.

Приложение N 2
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства

(форма)

СТРУКТУРА операций с финансовыми активами сектора государственного управления

┌───────┬─────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│  Код  │            Наименование             │     Единица Измерения     │
│  <*>  │                                     ├────────────┬──────────────┤
│       │                                     │   млрд.    │     в %      │
│       │                                     │   единиц   │  к валовому  │
│       │                                     │национальной│ внутреннему  │
│       │                                     │   валюты   │   продукту   │
└───────┴─────────────────────────────────────┴────────────┴──────────────┘
 32      Финансовые активы

 321     Внутренние

 3212    Валюта и депозиты

 3213    Ценные бумаги, кроме акций

 3214    Кредиты и займы

             в том числе:

             бюджетам других уровней

             юридическим лицам-резидентам

             физическим лицам-резидентам

             иностранным государствам

 3215    Акции и другие формы участия в
         капитале

 3218    Прочая дебиторская задолженность

 322     Внешние

 3222    Валюта и депозиты

 3223    Ценные бумаги, кроме акций

 3224    Кредиты и займы

             в том числе:

             юридическим лицам-нерезидентам

             иностранным государствам

 3225    Акции и другие формы участия в
         капитале

 3228    Прочая дебиторская задолженность
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Код операций с финансовыми активами приведен в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).

Приложение N 3
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства

(форма)

СТРУКТУРА долга сектора государственного управления

┌───────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│               Наименование                │      Единица измерения      │
│                                           ├─────────────┬───────────────┤
│                                           │млрд. единиц │в % к валовому │
│                                           │национальной │  внутреннему  │
│                                           │   валюты    │ продукту <*>  │
└───────────────────────────────────────────┴─────────────┴───────────────┘
 Долг центрального правительства

 Долг региональных органов
 управления

 Долг местных (муниципальных)
 органов управления

 Долг сектора государственного
 управления без учета
 взаимосвязанных показателей по
 консолидируемым позициям

 Условные долговые обязательства <**>
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

--------------------------------

<*> Указывается в соответствии с методологией государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.

<**> Информация представляется в аналитических целях.