Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 N 24
Об утверждении Правил регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности

Оглавление

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ от 26 декабря 2016 г. N 24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с пунктом 61 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемые Правила регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности.

2. Евразийской экономической комиссии по итогам мониторинга, в том числе с учетом сведений, представляемых государствами-членами Евразийского экономического союза, о результатах реализации положений, предусмотренных Правилами регулирования торговли услугами, учреждения и деятельности, не реже 1 раза в два года информировать Высший Евразийский экономический совет об их исполнении государствами-членами.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

Утверждены
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 26 декабря 2016 г. N 24

ПРАВИЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в целях реализации раздела XV Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) и Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение N 16 к Договору о Союзе) (далее - Протокол).

2. Настоящие Правила предназначены для руководства компетентными органами при регулировании торговли услугами, учреждения и деятельности, а также в процессе либерализации торговли услугами, учреждения и деятельности в целях обеспечения свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций.

Компетентные органы руководствуются настоящими Правилами без ущерба для положений пунктов 4, 6 и 7 статьи 65 Договора о Союзе, пунктов 15 - 17, 23, 26, 28, 31, 33 и 35 Протокола.

На финансовые услуги, регулируемые разделом XVI Договора о Союзе, распространяются специальные правила, разработанные соответствующими органами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) в соответствии с пунктом 15 Протокола по финансовым услугам (приложение N 17 к Договору о Союзе).

3. Для целей настоящих Правил используются основные понятия, которые означают следующее:

"адресаты регулирования" - лица государств-членов, осуществляющие (намеревающиеся осуществлять) поставку и получение (потребление) услуг, учреждение, деятельность и (или) действия на территориях государств-членов;

"единое окно" - система взаимодействия между компетентным органом и заявителем, позволяющая заявителю однократно представлять (направлять) документы в стандартизированном виде, в том числе через государственную информационную систему государства-члена (единый пропускной канал), обеспечивающую осуществление разрешительной процедуры в электронной форме;

"заявитель" - лицо, претендующее на подтверждение права (подтверждающее свое право) на торговлю услугами, учреждение, деятельность и (или) действия, в том числе посредством получения разрешения или направления уведомления (заявления, извещения и т.п.);

"неоправданные барьеры (ограничения)" - обязательные требования и (или) процедуры, приводящие к экономическим издержкам более значительным, чем это необходимо для достижения целей регулирования, в том числе целей обеспечения безопасности и качества поставляемых услуг, безопасности осуществляемых деятельности и (или) действий, с учетом социально-экономических последствий и последствий для бюджетов бюджетной системы государства-члена, осуществляющего соответствующее регулирование;

"регулирование" - система мер, принимаемых и применяемых компетентными органами в отношении адресатов регулирования, которая включает в себя в том числе следующие регулятивные требования и (или) процедуры:

обязательные требования к адресатам регулирования, поставляемым и (или) получаемым (потребляемым) услугам, учреждению, деятельности и (или) действиям;

разрешительные, уведомительные и контрольные (надзорные) процедуры;

меры воздействия на лиц, нарушивших обязательные требования.

Иные понятия используются в настоящих Правилах в значениях, определенных в разделе XV Договора о Союзе и Протоколе.

4. Регулирование осуществляется компетентными органами в соответствии с настоящими Правилами для достижения целей, установленных Договором о Союзе, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов.

5. При применении настоящих Правил компетентные органы принимают во внимание рекомендации Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), указанные в пункте 57 настоящих Правил, и (или) международные стандарты международных организаций, членство в которых открыто для всех государств-членов, в том числе по перечню согласно приложению.

II. Принципы регулирования

6. Основными принципами регулирования являются:

а) законность - компетентные органы (их должностные лица) устанавливают и применяют регулятивные требования и (или) процедуры, а также осуществляют любые действия в соответствии с положениями международных договоров и актов, составляющих право Союза, и законодательства государств-членов и только в случаях, предусмотренных указанными положениями;

б) транспарентность - компетентные органы обеспечивают открытость и доступность нормативных правовых актов государств-членов (далее - нормативные правовые акты) (включая их проекты);

в) соразмерность - компетентные органы (их должностные лица) при установлении и применении регулятивных требований и (или) процедур обеспечивают достижение целей регулирования путем минимального ограничения свободы торговли услугами, учреждения, деятельности и (или) действий;

г) определенность регулирования - все регулятивные требования и (или) процедуры должны быть понятными (однозначными). В случае неоднозначности норм законодательства государств-членов, устанавливающих требования и (или) процедуры при регулировании, а также при рассмотрении и разрешении возникших споров такие нормы толкуются и решения принимаются в пользу адресатов регулирования.

III. Установление регулятивных требований и (или) процедур в нормативных правовых актах

7. Регулирование должно обеспечивать достаточный уровень безопасности и качества поставляемых услуг, а также безопасности осуществляемых деятельности и (или) действий при минимальной объективно необходимой нагрузке на адресатов регулирования с учетом социально-экономических последствий и последствий для бюджетов бюджетной системы государства-члена, осуществляющего соответствующее регулирование.

8. Порядок предварительного опубликования и проведения оценки проектов нормативных правовых актов, предусматривающих регулятивные требования и (или) процедуры, в рамках нормотворческого процесса устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов с учетом критериев, предусмотренных пунктом 61 Протокола.

9. Оценка проектов нормативных правовых актов, устанавливающих регулятивные требования и (или) процедуры, осуществляется в соответствии с принципами, предусмотренными пунктом 6 настоящих Правил, на основании анализа в том числе:

а) проблемы, на решение которой направлен проект нормативного правового акта, целей его принятия и применения, а также группы (групп) лиц, на защиту интересов которой направлен проект нормативного правового акта;

б) круга адресатов регулирования, включая хозяйствующих субъектов, а также воздействие, которое будет оказано на них в связи с принятием нормативного правового акта;

в) содержания устанавливаемых для адресатов регулирования требований (обязательных правил поведения);

г) механизма разрешения проблемы и достижения цели принятия нормативного правового акта (описания взаимосвязи между положениями проекта нормативного правового акта и решаемой проблемой);

д) сведений об альтернативе предлагаемому проектом нормативного правового акта регулированию;

е) соразмерности предлагаемого проектом нормативного правового акта регулирования требованиям, которые необходимы для обеспечения безопасности и качества поставляемых услуг, а также безопасности осуществляемой деятельности и (или) действий (в целях выполнения критерия, предусмотренного подпунктом 2 пункта 61 Протокола);

ж) отсутствия в проекте нормативного правового акта положений, устанавливающих ограничения для торговли услугами, учреждения, деятельности и (или) действий, не предусмотренные перечнем сохраняемых государствами-членами "горизонтальных" ограничений в отношении всех секторов и видов деятельности (приложение N 2 к Протоколу) и индивидуальными национальными перечнями ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для государств-членов, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 112.

10. При размещении проектов нормативных правовых актов на официальных сайтах государственных органов государств-членов, ответственных за разработку таких актов, или на специально созданных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сеть Интернет, сайты) обеспечивается:

а) указание сроков проведения общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов (как правило, сроки составляют не менее 30 календарных дней до даты предполагаемого принятия нормативных правовых актов);

б) размещение на сайтах по итогам анализа в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил проекта нормативного правового акта информации, подготовленной государственным органом государства-члена, ответственным за разработку этого нормативного правового акта, а также заключений органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государства-члена на их подготовку (далее - заключения);

в) доступ всех заинтересованных лиц к размещенным на сайтах проектам нормативных правовых актов и заключениям;

г) возможность направления заинтересованными лицами с использованием сайтов, в письменной форме или посредством электронной почты (по выбору) замечаний, комментариев и предложений по проектам нормативных правовых актов;

д) размещение на сайтах сводной информации о направленных заинтересованными лицами в ходе общественного обсуждения замечаниях, комментариях и предложениях по проектам нормативных правовых актов;

е) информирование на сайтах об учете направленных заинтересованными лицами замечаний и предложений по проектам нормативных правовых актов или основаниях их отклонения.

11. Компетентные органы обеспечивают транспарентность (открытость и доступность) принятых нормативных правовых актов посредством их опубликования в официальных источниках, а по возможности также на сайтах с соблюдением следующих условий:

а) обеспечение для адресатов регулирования возможности ознакомиться с такими актами;

б) опубликование таких актов в срок, обеспечивающий правовую определенность и обоснованные ожидания адресатов регулирования, но в любом случае до даты их вступления в силу (введения в действие);

в) сопровождение опубликования таких актов пояснением целей их принятия и применения.

12. В соответствии с законодательством государств-членов заинтересованным лицам предоставляются разъяснения положений принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов посредством:

а) создания механизма, обеспечивающего представление ответов в письменной и (или) электронной форме на запросы любых заинтересованных лиц о принятых нормативных правовых актах (их проектах);

б) обеспечения рассмотрения в порядке, установленном для лиц государства-члена, обращений лиц других государств-членов.

13. Регулятивные требования и (или) процедуры, влияющие на условия торговли услугами, учреждения, деятельности и (или) действий в конкретном виде деятельности (сфере деятельности, секторе услуг), могут быть изменены не ранее чем через 1 год после установления действующих регулятивных требований и (или) процедур и только при наличии обоснованной необходимости их изменения.

При изменении действующих регулятивных требований и (или) процедур начало действия таких требований и (или) процедур должно быть установлено в разумные сроки, необходимые лицам государств-членов для подготовки к торговле услугами, учреждению, осуществлению деятельности и (или) действий в соответствии с измененными требованиями и (или) процедурами.

Положения настоящего пункта не распространяются на требования, установленные пунктом 6 статьи 65 Договора о Союзе, а также на требования, установленные международными договорами государств-членов, международными договорами в рамках Союза, решениями органов Союза и актами, направленными на улучшение правового положения адресатов регулирования.

Положения настоящего пункта применяются без ущерба для положений пункта 62 Протокола.

IV. Разрешительные требования и процедуры

14. Разрешительные требования и (или) процедуры устанавливаются в случае, когда иные меры регулирования являются недостаточными для достижения целей регулирования.

15. Посредством выдачи разрешения компетентный орган подтверждает право заявителя на торговлю услугами, учреждение, деятельность и (или) действия.

16. Разрешительные требования и (или) процедуры не должны создавать неоправданные барьеры (ограничения) для адресатов регулирования при торговле услугами, учреждении, деятельности и (или) действиях. В качестве неоправданных барьеров (ограничений), в частности, признаются следующие:

а) требования, устанавливающие зависимость права адресата регулирования на осуществление деятельности от места его нахождения (места государственной регистрации), места постановки на учет в налоговом органе и т.п. на определенной территории государства-члена, в том числе ограничивающие географические границы деятельности адресата регулирования определенными территориями, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства-члена;

б) требования, запрещающие или обязывающие адресата регулирования иметь учреждение более чем в одном регионе или населенном пункте государства-члена либо быть включенным в реестры или зачисленным в профессиональные объединения либо ассоциации более чем в одном регионе государства-члена;

в) требования, ограничивающие адресата регулирования в выборе контрагентов;

г) требования, обязывающие адресата регулирования представить дополнительные документы и сведения, прямо не предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государства-члена, на территории которого осуществляются торговля услугами, учреждение, деятельность и (или) действия;

д) требования, предъявляемые к персоналу адресата регулирования, не обусловленные характером осуществляемой им деятельности;

е) требования, обязывающие адресата регулирования представлять документы, не включенные в перечни документов, размещенные на сайтах компетентных органов в сети Интернет, и (или) документы, составленные по формам, не находящимся в режиме постоянного доступа для адресатов регулирования;

ж) требования, допускающие нечеткость, неоднозначность, различное толкование;

з) идентичные разрешительные требования, предусмотренные 2 и более видами разрешений;

и) требования, не имеющие в законодательстве государства-члена соответствующей регламентации порядка их выполнения;

к) требования, не соответствующие целям регулирования и не направленные на обеспечение безопасности и качества поставляемых услуг, а также безопасности осуществляемых деятельности и (или) действий.

17. Законодательством государств-членов устанавливается требование по обеспечению беспрепятственного доступа (в том числе путем размещения на сайте) к информации, включающей в себя в том числе сведения:

а) о компетентном органе, осуществляющем разрешительные процедуры (в том числе его местонахождение, контактные телефоны, адрес электронной почты, график работы);

б) о порядке выполнения разрешительных требований и процедур (перечень требуемых документов, формы заявлений, бланков, сроки рассмотрения заявления и др.);

в) о способах подачи заявления на получение разрешения (лично, через представителя и др.);

г) о формах подачи заявления на получение разрешения (в бумажной и (или) электронной форме);

д) о платежах (сборах, пошлинах), взимаемых в связи с рассмотрением заявления и выдачей разрешения;

е) об основаниях отказа в выдаче разрешения;

ж) о порядке обжалования решения, действия (бездействия) компетентных органов (их должностных лиц);

з) о реестрах и базах (банках) данных содержащих, в том числе информацию о выданных, переоформленных, прекращенных, лишенных (аннулированных), приостановленных, возобновленных разрешениях и их дубликатах, а также разрешениях, срок действия которых продлен или истек.

18. Сумма любых платежей (сборов, пошлин), взимаемых в связи с рассмотрением заявления и выдачей разрешения, устанавливается законодательством государств-членов в соответствии с подпунктом 4 пункта 64 Протокола.

19. В случае если для получения разрешения адресату регулирования необходимо представить компетентному органу документы, подтверждающие соответствие адресата регулирования, его услуг, учреждения, деятельности и (или) действий разрешительным требованиям, то требования к содержанию и форме таких документов (включая их наименование) устанавливаются законодательством государств-членов.

20. Законодательством государств-членов устанавливается возможность получения заявителем разрешения посредством механизма "единого окна".

Если для получения разрешения посредством механизма "единого окна" требуется регистрация заявителя в соответствующей государственной информационной системе, возможность такой регистрации обеспечивается на недискриминационной основе.

21. При обращении заявителя в компетентный орган за получением разрешения не требуется:

а) представление документов, если такие документы и иная необходимая информация имеются у этого компетентного органа или могут быть им получены в соответствии с нормативными правовыми актами государства-члена у иных компетентных органов в сроки, обеспечивающие своевременную выдачу разрешения заявителю;

б) нотариальное заверение представленных копий документов при условии предъявления заявителем оригиналов документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах.

22. Законодательством государств-членов устанавливается требование по обеспечению заявителям надлежащих условий для подачи заявления (с приложением необходимых документов) и получения разрешения, в том числе:

а) организация места подачи заявления и получения разрешения и размещение в доступном месте информации о порядке и условиях осуществления соответствующей разрешительной процедуры;

б) бесперебойное функционирование электронных порталов (при их наличии), официальных сайтов в сети Интернет, электронной почты, контактных телефонов и др.;

в) предоставление необходимой информации, включая бесплатные консультации о разрешительных требованиях и процедурах, в том числе о порядке подачи и форме документов, прилагаемых к заявлению;

г) размещение в сети Интернет в открытом доступе на безвозмездной основе и (или) предоставление в иной форме информации о банковских реквизитах для оплаты платежей (сборов, пошлин), взимаемых за выдачу разрешения;

д) предоставление информации о порядке обжалования решений, действий (бездействия) компетентных органов (их должностных лиц);

е) информирование компетентным органом по запросу заявителя о ходе рассмотрения его заявления.

23. В случае если в связи с ограниченностью природных ресурсов или технических мощностей количество разрешений на определенный вид деятельности и (или) действий ограничено, применяется конкурсная, аукционная либо иная форма отбора заявителей.

Такая процедура должна быть прозрачной и беспристрастной и соответствовать Протоколу и настоящим Правилам.

24. Информация о принятом компетентным органом решении в отношении адресата регулирования доводится компетентным органом до сведения адресата регулирования в срок и порядке, установленные законодательством государства-члена, в соответствии с разделом XV Договора о Союзе, при этом в случае отказа в выдаче разрешения (его дубликата), приостановления, прекращения, лишения (аннулирования), отказа в переоформлении разрешения или продлении срока его действия такая информация содержит обоснование решения принятого компетентным органом (со ссылками на нормы законодательства государства-члена и (или) положения международных договоров и актов, составляющих право Союза).

В решении об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия или о лишении (аннулировании) разрешения либо о приостановлении его действия также дается разъяснение права на его обжалование (в том числе в судебном порядке).

25. Законодательством государств-членов устанавливается обязанность компетентных органов проверять полноту комплекта представленных заявителем для получения разрешения документов в кратчайший срок, но не более 3 рабочих дней со дня получения таких документов от заявителя.

В случае если комплект документов, установленный законодательством государства-члена, заявителем представлен не в полном объеме, компетентный орган не позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, направляет или выдает заявителю уведомление о необходимости представления отсутствующих документов в определенные в нем сроки.

Срок рассмотрения заявления приостанавливается со дня направления указанного уведомления и возобновляется в день представления заявителем полного комплекта документов, установленного законодательством государства-члена. В случае непредставления отсутствующих документов в определенные в уведомлении сроки, заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении заявления по причине его ненадлежащего оформления. В случае если законодательством государств-членов не предусмотрена процедура приостановления, указанная в настоящем абзаце, то компетентный орган вправе принять мотивированное решение об отказе в приеме заявления с соблюдением положений абзацев 1 и 2 настоящего пункта.

Указанное заявление не считается оформленным надлежащим образом до тех пор, пока не будут получены все документы и (или) сведения в соответствии с требованиями законодательства государства-члена.

В любом случае заявителю должна быть предоставлена возможность внести в заявление технические исправления.

26. В случае если компетентный орган в установленный срок не выдал заявителю разрешение (его дубликат) либо не представил мотивированный отказ в его выдаче, заявитель с даты истечения срока выдачи разрешения (его дубликата) разрешение (его дубликат) приобретает право на деятельность и (или) действия, на осуществление которых заявитель подавал заявление, за исключением разрешений на поставку отдельных видов услуг, осуществления отдельных видов деятельности и (или) действий, перечень которых установлен законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах, принимаемыми в целях обеспечения обороны или национальной безопасности.

Положения абзаца первого настоящего пункта распространяются также на случаи, когда адресату регулирования необходимо направить заявление на продление действия разрешения.

Государства-члены в течение трех лет с момента вступления в силу настоящих Правил осуществляют поэтапное включение в свои нормативные правовые акты норм, обеспечивающих реализацию положений настоящего пункта.

27. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения, для лишения (аннулирования) разрешения, приостановления, продления срока его действия устанавливается законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах.

28. Разрешение действует на всей указанной в таком разрешении территории государства-члена.

В секторах (подсекторах) услуг, в которых в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета функционирует единый рынок услуг, разрешения на поставку услуг признаются без подтверждения и действуют на территориях государств-членов.

29. Выдаваемое разрешение на осуществление деятельности не должно иметь ограниченного срока действия, за исключением следующих случаев:

а) количество разрешений либо срок действия разрешения ограничены в целях защиты общественной морали, поддержания общественного порядка, национальной безопасности, защиты жизни или здоровья людей, животных и растений, охраны окружающей среды, а также в связи с ограниченностью природных ресурсов или технических мощностей;

б) разрешение выдается на осуществление деятельности в особых (специальных) экономических зонах или на определенной законодательством государства-члена территории этого государства.

30. При изменении формы и (или) наименования разрешения, наименования вида (подвида) деятельности, разрешительной процедуры, наименования компетентного органа, выдавшего разрешение, при изменении законодательства без существенного изменения содержания разрешительных требований (не влияющего на цели регулирования, в том числе не затрагивающего права и законные интересы потребителей, добросовестных субъектов рынка, а также общественные (государственные) интересы), ранее выданные разрешения (их дубликаты) и документы сохраняют свое действие до истечения срока, на который они выданы.

Исчерпывающий перечень оснований для переоформления разрешения устанавливается законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах.

31. Законодательством государств-членов устанавливается единый перечень разрешений на поставку услуг, учреждение, осуществление деятельности и (или) действий.

Законодательством государств-членов предусматривается установление запрета на выдачу и требование разрешений, не предусмотренных указанным перечнем.

V. Уведомительные (заявительные) процедуры

32. Регулирование может осуществляться посредством уведомительной (заявительной) процедуры, которая предусматривает обязанность заявителя до начала торговли услугами, осуществления деятельности и (или) действий уведомить компетентный орган об этом в порядке, установленном законодательством государства-члена.

Посредством уведомительной (заявительной) процедуры заявитель информирует компетентный орган о своем соответствии требованиям, установленным законодательством государства-члена, к торговле услугами, осуществлению деятельности и (или) действий, в отношении которых введена уведомительная (заявительная) процедура.

33. Законодательством государств-членов устанавливается единый перечень видов услуг, деятельности и (или) действий, в отношении которых введена уведомительная (заявительная) процедура.

Законодательством государств-членов предусматривается установление запрета на применение уведомительной (заявительной) процедуры в отношении видов услуг, деятельности и (или) действий, не предусмотренных указанным перечнем.

34. При регулировании посредством уведомительной (заявительной) процедуры заявителю должно предоставляться право на торговлю услугами, деятельность и (или) действия со дня направления соответствующего уведомления (заявления, извещения и т.п.) в компетентный орган нарочным, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя либо со дня его получения компетентным органом.

35. Компетентный орган не должен требовать от адресатов регулирования представления документов и сведений, прямо не предусмотренных законодательством государства-члена, регулирующим порядок осуществления уведомительной (заявительной) процедуры.

36. Законодательством государств-членов устанавливаются правила осуществления уведомительной (заявительной) процедуры, включая:

а) порядок направления уведомления (заявления, извещения и т.п.) о начале торговли услугами, осуществления деятельности и (или) действий (в том числе уведомления (заявления, извещения и т.п.) в электронной форме);

б) порядок ведения реестра уведомлений (заявлений, извещений и т.п.) (далее - реестр), предусматривающий:

включение в реестр сведений, содержащихся в уведомлениях (заявлениях, извещениях и т.п.), в день их получения;

исключение уведомления (заявления, извещения и т.п.) из реестра по заявлению адресата регулирования (в отношении своего уведомления (заявления, извещения и т.п.)) или по решению суда о запрещении торговли услугами, осуществления деятельности и (или) действий адресатом регулирования;

получение компетентным органом информации об уведомлениях (заявлениях, извещениях и т.п.), содержащейся в реестре, без истребования подтверждения таких сведений от адресатов регулирования;

открытость и беспрепятственный доступ к сведениям, содержащимся в реестре.

37. При введении уведомительной (заявительной) процедуры в отношении конкретного вида услуг, деятельности и (или) действий взамен разрешительной процедуры адресат регулирования, у которого на момент введения уведомительной (заявительной) процедуры было действительное разрешение на поставку услуг, осуществление деятельности и (или) действий, считается направившим уведомление (заявление, извещение и т.п.), которое автоматически включается компетентным органом в реестр.

VI. Требования к профессиональной квалификации физического лица

38. В законодательстве государств-членов к физическим лицам в отношении поставки отдельных видов услуг, осуществления деятельности и (или) действий могут устанавливаться следующие требования к профессиональной квалификации:

наличие соответствующего образования;

сдача профессиональных экзаменов (тестирование, интервью и др.);

наличие практического опыта в определенной сфере;

языковые навыки;

иные требования.

Такие требования должны быть обоснованными и предъявляться лишь в той мере, в какой они необходимы для подтверждения компетентности физического лица в поставке заявленных услуг, осуществлении заявленной деятельности и (или) действий.

39. В качестве требований к профессиональной квалификации, предъявляемых к физическому лицу, выполняющему работу в рамках трудового или гражданско-правового договора (не в качестве индивидуального предпринимателя), не могут устанавливаться следующие требования:

а) участие в торговле услугами, осуществлении деятельности и (или) действий на определенной территории (определенном месте);

б) наличие определенного помещения или специального оборудования;

в) участие в торговле только одним видом услуг, осуществление исключительно одних и тех же действий (операций), в случае если физическое лицо способно самостоятельно оказывать несколько услуг (их составляющих), охваченных разными секторами (подсекторами) услуг, или осуществлять несколько действий (операций), охваченных разными видами деятельности, при наличии необходимой профессиональной квалификации.

40. В законодательстве государств-членов устанавливается, что решение о допуске к сдаче профессионального экзамена (тестирование, интервью и др.) для подтверждения профессиональной квалификации физического лица принимается на непредвзятой основе в течение разумного срока и направляется заявителю, как правило, не позднее 1 месяца с даты подачи физическим лицом соответствующего заявления.

Сдача такого экзамена (тестирование, интервью и др.) должна обеспечиваться на непредвзятой основе в течение разумного срока, как правило, не позднее 1 месяца с даты направления заявителю решения о допуске к сдаче профессионального экзамена (тестирование, интервью и др.).

В случае если законодательством государств-членов предусмотрен срок для пересдачи профессионального экзамена (тестирования, интервью и др.) для лиц, не сдавших такой экзамен, возможность повторной пересдачи обеспечивается в течение разумного срока, как правило, не позднее 3 месяцев с даты вынесения решения о несдаче профессионального экзамена.

41. В случае если подтверждение профессиональной квалификации физических лиц проводится экзаменационной, аттестационной и (или) другой комиссией, должна быть обеспечена беспристрастность, объективность, компетентность и независимость членов такой комиссии.

42. В случае если законодательством государств-членов предусмотрено последующее периодическое (регулярное) переподтверждение профессиональной квалификации физического лица, испытание на переподтверждение профессиональной квалификации физического лица должно проводиться в разумный срок, но не ранее чем через 1 год с даты проведения предыдущего испытания на подтверждение профессиональной квалификации.

43. При изменении наименования профессии, специальности, должности физического лица без существенного изменения требований к профессиональной квалификации (не влияющего на цели регулирования, в том числе не затрагивающих права и законные интересы потребителей, добросовестных субъектов рынка, а также общественные (государственные) интересы) не требуется повторного подтверждения профессиональной квалификации физического лица.

44. В целях регулирования допуска физических лиц к учреждению, торговле услугами, осуществлению деятельности и (или) действий:

а) в случае если признание документов, подтверждающих профессиональную квалификацию физического лица (опыт и стаж работы, прохождение курсов переподготовки, переобучения и т.п.), осуществляется с прохождением процедур признания, законодательством государств-членов устанавливается порядок такого признания, если иное не предусмотрено международными договорами государств-членов, международными договорами в рамках Союза (применяется без ущерба для положений пунктов 27 и 29 Протокола);

б) без прохождения процедур признания признаются следующие документы:

документы, подтверждающие профессиональную квалификацию физического лица (опыт и стаж работы, прохождение курсов переподготовки, переобучения и т.п.), в секторах (подсекторах) услуг, в которых функционирует единый рынок услуг;

документы об образовании, выданные в другом государстве-члене (за исключением случаев, предусмотренных статьей 97 Договора о Союзе).

45. В законодательстве государств-членов к физическим лицам в отношении поставки отдельных видов услуг, осуществления деятельности и (или) действий может устанавливаться требование по страхованию профессиональной ответственности.

VII. Контрольные (надзорные) процедуры

46. Для достижения целей регулирования, установленных Договором о Союзе, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза, законодательством государств-членов, в том числе для обеспечения безопасности и качества поставляемых услуг, безопасности деятельности и (или) действий, законодательством государств-членов определяются компетентные органы, уполномоченные на осуществление контрольных (надзорных) процедур, и устанавливается порядок проведения контрольных (надзорных) процедур.

47. Посредством контрольных (надзорных) процедур компетентные органы осуществляют проверку соблюдения адресатами регулирования регулятивных требований.

48. Эффективность контрольных (надзорных) процедур обеспечивается посредством:

а) внедрения системы оценки рисков (управления рисками) и ее автоматизации;

б) четкой правовой регламентации контрольных (надзорных) процедур;

в) законодательного закрепления гарантий прав адресатов регулирования.

49. Система оценки рисков (управления рисками) предусматривает:

а) определение объектов, направлений, форм, объема (полноты) и периодичности проведения контрольных (надзорных) процедур, в том числе на основе следующих характеристик адресатов регулирования:

степень опасности вида деятельности и (или) действий, и (или) объекта;

количество, виды и характер выявленных ранее нарушений;

количество обращений потребителей товаров, получателей услуг о совершении грубых нарушений (с подтверждением фактов таких нарушений);

б) составление, согласование, утверждение и реализацию планов (графиков) проведения контрольных (надзорных) процедур на основании оценки степени риска (с учетом установленных критериев отнесения адресатов регулирования к группам риска), анализа степени риска причинения ущерба (вреда), анализа характеристик и оценки вероятности нарушений обязательных требований с целью снижения в дальнейшем количества контрольных (надзорных) процедур пропорционально степени риска;

в) дифференциацию объема (полноты) и частоты проведения контрольных (надзорных) процедур в зависимости от степени опасности вида деятельности и (или) действий, и (или) объекта адресатов регулирования и добросовестности их поведения.

50. Законодательством государств-членов устанавливается регламентация контрольных (надзорных) процедур, включая в том числе:

а) принципы проведения контрольных (надзорных) процедур;

б) систему оценки рисков (управления рисками);

в) условия и процедуры организации и проведения контрольных (надзорных) процедур;

г) виды деятельности и (или) действий, относящиеся к разным степеням риска;

д) критерии оценки степени риска для определенного вида деятельности и (или) действий;

е) порядок обжалования действий (бездействия) компетентных органов (их должностных лиц) при организации и проведении контрольных (надзорных) процедур и порядок возмещения ущерба (вреда), причиненного адресатам регулирования;

ж) периодичность проведения контрольных (надзорных) процедур и предельные сроки их проведения;

з) использование компетентными органами перечня вопросов, подлежащих проверке (проверочные листы, чек-листы, предписания и другие документы);

и) обязательную отчетность компетентных органов, в том числе о количестве проверенных адресатов регулирования, выявленных нарушениях, размере причиненного ущерба (вреда), привлеченных к ответственности адресатах регулирования, количестве отмененных решений о привлечении к ответственности адресатов регулирования и признанных незаконными актов компетентных органов.

51. В целях обеспечения гарантий прав адресатов регулирования при организации и проведении контрольных (надзорных) процедур законодательством государств-членов предусматриваются следующие положения:

а) недопустимость проведения в отношении одного и того же адресата регулирования несколькими компетентными органами контрольных (надзорных) процедур исполнения (соблюдения) одних и тех же обязательных требований;

б) проведение компетентным органом контрольных (надзорных) процедур на основании документа о назначении проведения таких процедур, санкционированного уполномоченным в соответствии с законодательством государства-члена органом;

в) направление в разумные сроки, устанавливаемые законодательством государства-члена, адресату регулирования извещения (в письменном или ином виде) о начале проведения плановых проверок (в случае проведения плановых проверок), за исключением случаев, установленных налоговым законодательством государства-члена;

г) обязательность соблюдения предельных сроков проверок, устанавливаемых законодательством государства-члена;

д) недопустимость проверки выполнения требований и процедур, которые не установлены законодательством государства-члена;

е) ответственность должностных лиц компетентных органов в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей и нарушения ими прав адресатов регулирования.

52. Для обеспечения эффективности проведения контрольных (надзорных) процедур, в том числе для обмена информацией между государствами-членами, компетентные органы заключают соглашения, предусматривающие:

а) возможность оперативного обмена информацией между компетентными органами государств-членов в отношении конкретных адресатов регулирования;

б) создание механизма предупреждения нарушения адресатами регулирования прав и законных интересов потребителей, получателей услуг, добросовестных адресатов регулирования, а также интересов государств-членов.

VIII. Совершенствование регулятивных требований и процедур

53. Законодательством государств-членов устанавливается порядок проведения оценки последствий фактического воздействия нормативных правовых актов на адресатов регулирования.

Такая оценка проводится уполномоченным в соответствии с законодательством государства-члена органом не реже 1 раза в 3 года.

54. Оценка последствий фактического воздействия нормативных правовых актов на адресатов регулирования проводится для установления достижения заявленных целей регулирования и принятия нормативного правового акта, а также в случае выявления избыточных, неэффективных регулятивных требований и (или) процедур для их последующего упрощения и (или) упразднения. Избыточными, неэффективными регулятивными требованиями и (или) процедурами являются в том числе:

а) неоднозначные регулятивные требования и (или) процедуры;

б) не соответствующие требованиям законодательства государства-члена регулятивные требования и (или) процедуры;

в) невостребованные регулятивные требования и (или) процедуры, фактически не применяемые компетентными органами;

г) регулятивные требования и (или) процедуры, не соответствующие установленным законодательством государства-члена целям регулирования в определенной отрасли, сфере, в том числе требованиям к безопасности осуществления деятельности, а также требованиям к безопасности и качеству поставляемой услуги;

д) регулятивные требования и (или) процедуры, дублируемые в рамках полномочий разных компетентных органов, разных уровней одного компетентного органа, иных лиц и организаций при осуществлении делегированных им полномочий;

е) регулятивные требования и (или) процедуры, не реализуемые в связи с недостаточностью кадровых, временных и материальных ресурсов компетентных органов для предусмотренного законодательством государства-члена регулирования;

ж) требования, не обеспечивающие достижение установленных законодательством государства-члена целей регулирования, в том числе имеющие формальный характер;

з) требования, в отношении которых определена необходимость и существует возможность замены более эффективным вариантом регулирования по сравнению с действующим регулированием;

и) меры воздействия, применяемые в отношении лиц государств-членов, несоразмерные с характером правонарушения, в том числе с тяжестью наступивших или предотвращенных вредных последствий, размером причиненного, добровольно возмещенного или устраненного вреда либо иными обстоятельствами.

55. По результатам оценки последствий фактического воздействия нормативных правовых актов на адресатов регулирования в зависимости от эффективности регулятивных требований и (или) процедур избыточные, неэффективные регулятивные требования и (или) процедуры подлежат отмене либо при условии неухудшения правового положения адресата регулирования изменению из одного вида (саморегулирование, лицензирование, уведомление, сертификация, аттестация, аккредитация и т.п.) в другой.

56. При проведении оценки последствий фактического воздействия нормативных правовых актов на адресатов регулирования в соответствии с установленным законодательством государств-членов порядком используется наилучшая международная практика регулирования (в том числе международные стандарты), а в случае ее отсутствия - наиболее прогрессивные модели регулирования государств-членов.

57. Комиссия разрабатывает рекомендации по применению наилучшей международной практики регулирования (в том числе международных стандартов) и наиболее прогрессивных моделей регулирования государств-членов.

IX. Заключительные положения

58. Государства-члены в целях повышения качества услуг и безопасности деятельности и (или) действий, осуществляемой адресатами регулирования, вправе делегировать полномочия по оценке компетентности адресатов регулирования соответствующим профессиональным объединениям, торгово-промышленным палатам.

59. Положения настоящих Правил применяются Комиссией в рамках полномочий, предусмотренных Договором о Союзе, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза.

Приложение
к Правилам регулирования
торговли услугами, учреждения
и деятельности

ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЧЛЕНСТВО В КОТОРЫХ ОТКРЫТО ДЛЯ ВСЕХ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

I. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

1. Управление регуляторов. Принципы ОЭСР в сфере регуляторной политики, основанные на передовой практике (OECD (2014)).

2. Рекомендации (инструменты) совета ОЭСР по вопросам регуляторной политики и государственного управления (С(2012)37).

3. Руководящие принципы для качества регулирования и исполнения ОЭСР (OECD (2005)).

4. Совершенствование регуляторных инструментов с помощью оценки воздействия (SIGMA Paper N 31, 2001).

II. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН)

1. Управление рисками в системах нормативного регулирования (Нью Йорк и Женева, 2014 г.).

2. Рекомендация N 35: Выработка правовой основы системы "Единого окна" в международной торговле (Женева, декабрь 2010 г.).

3. Рекомендация N 33: Рекомендация и Руководящие принципы по созданию механизма "Единого окна" для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми и государственными органами (Женева, июль 2005 г.).

4. Рекомендация N 26: Коммерческое использование соглашений об обмене для электронного обмена данными (Женева, март 1995 г.).

III. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

1. Руководство по передовой практике в области отчетности по показателям устойчивости для директивных органов и фондовых бирж (Нью-Йорк и Женева, 2014 г.).

2. Справочник по вопросам "технического сотрудничества" (Нью-Йорк и Женева, 2011 г.).

IV. Всемирная торговая организация (ВТО)

1. Технические стандарты по услугам. Заметки Секретариата Рабочей группы по внутреннему регулированию (S/WPDR/W/49, 2012).

2. Рабочие документы Рабочей группы по профессиональным услугам: отчеты, записки.

3. Рабочие документы Рабочей группы по внутреннему регулированию: отчеты, записки.

V. Всемирный почтовый союз (ВПС)

Устав Всемирного почтового союза (Вена, 1964 г.).

VI. Международный союз электросвязи (МСЭ)

1. Устав Международного союза электросвязи (Женева, 22 декабря 1992 г.).

2. Руководство по регламентарной структуре для управления использованием спектра на национальном уровне (МСЭ-R SM.2093-2 (06/2015)).

VII. Всемирная туристская организация (ВТО)

1. Глобальный этический кодекс туризма (Сантьяго, 1 октября 1999 г.).

2. Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму 1989 года (Гаага, 10 - 14 апреля 1989 г.).

3. Хартия туризма и Кодекс туриста, одобренные Резолюцией N 1 VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (София, 22 сентября 1985 г.).

VIII. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь (ISO/IEC GUIDE 2:2004(E/F/R)).