Оглавление
В соответствии с пунктом 63 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, и в целях исполнения Решения Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. N 5 "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы":
1. Утвердить прилагаемый перечень мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы (далее - перечень).
2. Просить государства - члены Евразийского экономического союза при проведении макроэкономической политики учитывать мероприятия, указанные в перечне, и информировать Евразийскую экономическую комиссию о ходе их реализации.
3. Члену Коллегии (Министру) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Валовой Т.Д. обеспечить проведение анализа действий, направленных на реализацию основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2016 - 2017 годы, и координировать выполнение мероприятий, предусмотренных перечнем, в части, отнесенной к компетенции Комиссии.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения В.ГАБРИЕЛЯН | От Республики Беларусь В.МАТЮШЕВСКИЙ | От Республики Казахстан А.МАМИН | От Кыргызской Республики О.ПАНКРАТОВ | От Российской Федерации И.ШУВАЛОВ |
Утвержден
распоряжением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 18 октября 2016 г. N 23
Действия, направленные на реализацию основных ориентиров | Мероприятия, рекомендуемые для осуществления государствами - членами Евразийского экономического союза | Мероприятия, осуществляемые Евразийской экономической комиссией | Ответственные департаменты Евразийской экономической комиссии | Ожидаемый экономический эффект |
I. Обеспечение макроэкономической устойчивости | ||||
Направление 1. Принятие мер по стабилизации уровня инфляции | ||||
1. Продолжение работы по переходу государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены, Союз) к проведению денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции и созданию условий для перехода к данному режиму | принятие мер на национальном уровне, обеспечивающих достижение определенных государствами-членами среднесрочных ориентиров по инфляции и соблюдение государствами-членами установленного Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) количественного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен) проведение консультаций с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и учет рекомендаций Комиссии, разработанных в случае превышения государствами-членами установленного Договором количественного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен) | анализ мер, принимаемых государствами-членами для достижения среднесрочных ориентиров по инфляции и соблюдения установленного Договором количественного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен) | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | достижение государствами-членами среднесрочных ориентиров по инфляции |
соблюдение государствами-членами установленного Договором количественного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен) | ||||
проведение консультации с уполномоченными органами государств-членов и разработка рекомендаций Комиссии в случае превышения государствами-членами установленного Договором количественного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен) | ||||
2. Выработка подходов к определению среднесрочных ориентиров по уровню инфляции | участие в работе по уточнению методических подходов к расчету предельного значения показателя уровня инфляции (индекса потребительских цен), установленного Договором | подготовка предложений и организация консультаций с государствами-членами по уточнению методических подходов к расчету предельного значения показателя уровня инфляции (индекса потребительских цен), установленного Договором | Департамент макроэкономической политики | уточнение подходов к расчету и определению количественного значения уровня инфляции |
участие в выработке и обсуждении подходов к определению среднесрочного ориентира по уровню инфляции государств-членов | ||||
подготовка предложений и организация консультаций по выработке и обсуждению подходов к определению среднесрочного ориентира по уровню инфляции государств-членов | ||||
3. Совершенствование механизмов и реализация мер, направленных на недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги, а также на актуализацию перечней таких товаров и услуг | осуществление регулярного мониторинга уровня розничных цен на социально значимые товары и услуги | мониторинг действий государств-членов по недопущению значительного роста цен на социально значимые товары и услуги и по актуализации перечней таких товаров и услуг | Департамент макроэкономической политики, Департамент развития предпринимательской деятельности | сдерживание значительного роста цен на социально значимые товары и услуги |
актуализация при необходимости перечней социально значимых товаров и услуг | ||||
4. Выявление нарушений общих правил конкуренции и порядка государственного ценового регулирования. Пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов и общих правил конкуренции на территориях государств-членов | передача в Комиссию заявлений (материалов) о наличии признаков нарушений хозяйствующими субъектами государств-членов общих правил конкуренции на трансграничных рынках и обращений государств-членов о несогласии с решением другого государства-члена о введении им государственного ценового регулирования | рассмотрение заявлений (материалов) о наличии признаков нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках и обращений государств-членов об оспаривании решений о введении другим государством-членом государственного ценового регулирования | Департамент антимонопольного регулирования | пресечение нарушений общих правил конкуренции и порядка введения государственного ценового регулирования |
реализация полномочий контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках государств-членов в целях пресечения нарушений хозяйствующими субъектами государств-членов общих правил конкуренции и принятие соответствующих мер | ||||
осуществление антимонопольного контроля за реализацией товаров (работ, услуг) на товарных рынках государств-членов в целях пресечения нарушений хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства и общих правил конкуренции и принятие соответствующих мер | ||||
осуществление контроля соблюдения хозяйствующими субъектами государств-членов общих правил конкуренции в целях пресечения нарушений, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, в том числе приводят к необоснованному росту цен | ||||
осуществление контроля действий (бездействия) хозяйствующих субъектов государств-членов в целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства и общих правил конкуренции на товарных рынках и принятие соответствующих мер антимонопольного реагирования | содействие сдерживанию уровня инфляции в государствах-членах | |||
5. Реализация и развитие закупочных и товарных интервенций как инструмента снижения сезонных колебаний цен на социально значимые продовольственные товары | проведение при необходимости закупочных и товарных интервенций на агропродовольственном рынке | мониторинг действий государств-членов по реализации и развитию закупочных и товарных интервенций | Департамент агропромышленной политики, Департамент функционирования внутренних рынков, Департамент макроэкономической политики | сдерживание значительного роста цен на социально значимые продовольственные товары |
6. Расширение инструментов розничной торговли (электронная торговля, склады-магазины, ярмарки и т.д.), обеспечивающих реализацию товаров по более низким ценам и повышающих доступность товаров для населения государств-членов | создание условий для развития розничной торговли, в том числе упрощение доступа товаропроизводителей государств-членов на ярмарочные мероприятия | мониторинг действий государств-членов по созданию условий для развития и расширения инструментов розничной торговли | Департамент макроэкономической политики, Департамент функционирования внутренних рынков, Департамент информационных технологий, Департамент торговой политики, Департамент развития предпринимательской деятельности | сдерживание значительного роста цен на национальные товары |
увеличение розничного товарооборота | ||||
изучение мирового опыта развития и регулирования ярмарочной деятельности и электронной торговли | ||||
создание условий для стимулирования электронной торговли национальными товарами в государствах-членах и на территории Союза | ||||
7. Экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей | обеспечение и достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий при формировании тарифов (цен) на регулируемые услуги | продолжение работы по проведению сравнительного анализа системы и практики регулирования деятельности субъектов естественных монополий в государствах-членах | Департамент транспорта и инфраструктуры | недопущение необоснованного роста цен на услуги субъектов естественных монополий |
обеспечение соответствия устанавливаемых тарифов (цен) качеству услуг в сферах естественных монополий, на которые распространяется регулирование | содействие сдерживанию инфляции в государствах-членах | |||
выработка и согласование с государствами-членами предложений по установлению нормативных правовых актов государств-членов в сфере естественных монополий, которые подлежат сближению, и разработка плана мероприятий ("дорожной карты") по определению последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства в этой сфере | ||||
создание экономических условий, при которых субъектам естественных монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций | ||||
подготовка предложений по сближению сфер естественных монополий и соответствующих нормативных правовых актов государств-членов | ||||
8. Анализ рынков государств-членов, находящихся в состоянии монополии, на предмет их оптимального регулирования и возможного формирования конкурентного рынка | выработка мер по формированию и развитию конкуренции на товарных рынках, находящихся в состоянии монополии | сбор и обобщение информации о мерах государств-членов по формированию и развитию конкуренции на товарных рынках, находящихся в состоянии монополии | Департамент антимонопольного регулирования | развитие конкурентной среды на товарных рынках, находящихся в состоянии монополии |
9. Активизация использования национальных валют государств-членов в сфере взаимной торговли | совершенствование условий для расширения использования национальных валют государств-членов во взаимных расчетах при осуществлении взаимной торговли | мониторинг функционирования и совершенствования механизма платежно-расчетных отношений между резидентами государств-членов | Департамент финансовой политики, Департамент функционирования внутренних рынков, Департамент макроэкономической политики | снижение транзакционных издержек во взаимных расчетах и обеспечение доступа к платежным услугам на всей территории Союза |
определение направлений сотрудничества с Межгосударственным банком по вопросам совершенствования механизма платежно-расчетных отношений между резидентами государств-членов | ||||
развитие при необходимости национальных платежных систем государств-членов | ||||
увеличение доли расчетов в национальных валютах при осуществлении взаимной торговли | ||||
присоединение заинтересованных центральных (национальных) банков государств-членов к Соглашению о создании рабочей группы по координации развития национальных платежных систем от 31 декабря 2015 года | ||||
проведение анализа необходимых предпосылок создания единого платежного пространства (единой платежной инфраструктуры) | повышение роли национальных валют в экономиках государств-членов | |||
Направление 2. Поддержание сбалансированности бюджетных систем государств-членов | ||||
1. Увеличение доходной части бюджетов государств-членов, в том числе путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования | совершенствование налогового законодательства и инструментов налогового администрирования с целью обеспечения полноты сбора налогов | мониторинг действий государств членов по совершенствованию налогового законодательства и инструментов налогового администрирования | Департамент финансовой политики | увеличение доходной части государственных бюджетов в целях обеспечения соблюдения государствами-членами установленного Договором значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления |
подготовка проекта протокола о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года | проведение консультаций с уполномоченными органами государств-членов по согласованию проектов документов, подготовка материалов для внесения на рассмотрение Коллегии Комиссии | |||
согласование проекта протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов для осуществления налогового администрирования | ||||
2. Повышение качества и эффективности таможенного администрирования с целью увеличения поступления платежей, администрируемых таможенными органами, в бюджеты государств-членов | развитие системы электронного декларирования | мониторинг действий государств-членов по повышению качества и эффективности таможенного администрирования | Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, Департамент таможенной инфраструктуры, Департамент развития предпринимательской деятельности | увеличение доходной части государственных бюджетов в целях обеспечения соблюдения государствами-членами установленного Договором значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления |
усовершенствование института уполномоченного экономического оператора | ||||
переход на электронный документооборот | ||||
развитие межведомственного взаимодействия | ||||
изменение подходов к предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин | ||||
3. Оптимизация бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на стратегически приоритетных направлениях развития и секторах экономики | перераспределение бюджетных расходов с целью развития стратегически приоритетных секторов экономики | мониторинг действий государств-членов по оптимизации бюджетных расходов | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | оптимизация расходной части государственных бюджетов в целях обеспечения соблюдения государствами-членами установленного Договором значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления |
проведение консультаций с уполномоченными органами государств-членов и разработка рекомендаций Комиссии в случае превышения установленного Договором количественного значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления | ||||
проведение консультаций с Комиссией и учет рекомендаций Комиссии, разработанных в случае превышения установленного Договором количественного значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления | ||||
4. Корректировка темпов прироста непроцентных расходов бюджета с учетом складывающегося дефицита (профицита) бюджета сектора государственного управления | соблюдение установленного Договором количественного значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления, в том числе за счет поддержания темпов роста непроцентных расходов на уровне, не превышающем темпы роста его доходов, с целью недопущения роста первичного дефицита | мониторинг, анализ и оценка эффективности расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | обеспечение сбалансированности бюджетной системы государств-членов |
снижение дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления и уменьшение потребности в дополнительном финансировании бюджета за счет государственного заимствования | ||||
5. Оптимизация операций с нефинансовыми активами с целью повышения сбалансированности бюджетных систем | соблюдение установленного Договором количественного значения дефицита консолидированного бюджета сектора государственного управления, в том числе за счет оптимизации операций с нефинансовыми активами | мониторинг, анализ и оценка эффективности расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления, связанных с приобретением нефинансовых активов | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | обеспечение сбалансированности бюджетной системы государств-членов |
снижение дефицита государственного бюджета и уменьшение потребности в дополнительном финансировании бюджета за счет государственного заимствования | ||||
Направление 3. Обеспечение долговой устойчивости сектора государственного управления | ||||
1. Разработка и реализация стратегий по управлению долгом во избежание пиковых нагрузок в наиболее сложные для экономик государств-членов периоды с целью соблюдения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления | разработка при необходимости национальных стратегий по управлению долгом | мониторинг установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления и других показателей долговой устойчивости сектора государственного управления, а также анализ результатов данного мониторинга | Департамент макроэкономической политики | соблюдение государствами-членами установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления |
установление национальных пороговых значений показателей долга сектора государственного управления, обеспечивающих соблюдение установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления, в процентах к ВВП | ||||
проведение консультаций с уполномоченными органами государств-членов и разработка рекомендаций Комиссии в случае превышения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления | ||||
проведение консультаций с Комиссией и учет рекомендаций Комиссии, разработанных в случае превышения установленного Договором количественного значения показателя долга сектора государственного управления | ||||
2. Рассмотрение возможности финансирования приоритетных проектов путем использования механизмов, не увеличивающих долговую нагрузку на сектор государственного управления | стимулирование привлечения внутренних и внешних прямых инвестиций частного сектора для снижения доли инвестиций сектора государственного управления, финансируемых за счет долговых инструментов, с учетом необходимости реализации приоритетных проектов | мониторинг мер государств-членов по стимулированию прямых инвестиций частного сектора | Департамент макроэкономической политики, Департамент развития предпринимательской деятельности | снижение доли инвестиций, финансируемых за счет государственных долговых инструментов, в общей сумме инвестиций сокращение темпов роста долга сектора государственного управления |
3. Обеспечение финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних источников для минимизации рисков заимствований на внешнем рынке | развитие рынка государственных ценных бумаг и других долговых инструментов, выраженных в национальной валюте, с целью уменьшения валютного риска долга сектора государственного управления | анализ мер государств-членов по развитию рынка государственных ценных бумаг и других долговых инструментов, выраженных в национальной валюте, в том числе с целью разработки рекомендаций Комиссии для государств-членов, превысивших установленное Договором количественное значение показателя долга сектора государственного управления | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | увеличение финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних источников |
снижение долга сектора государственного управления, выраженного в иностранной валюте, в общей сумме долга сектора государственного управления | ||||
II. Создание условий для устойчивого развития и восстановления экономического роста | ||||
Направление 1. Диверсификация экономик государств-членов | ||||
1. Определение сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом | рассмотрение доклада Комиссии "Сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и меры, направленные на его использование" | подготовка доклада "Сферы экономики, обладающие интеграционным потенциалом в Евразийском экономическом союзе, и меры, направленные на его использование" и внесение его на рассмотрение органами Союза | Департамент макроэкономической политики, Департамент статистики | формирование перечня сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом |
участие в работе экспертной группы по использованию страновых и межстрановых таблиц "Затраты-Выпуск" для формирования и оценки интеграционного потенциала Евразийского экономического союза | ||||
организация работы экспертной группы по использованию страновых и межстрановых таблиц "Затраты-Выпуск" для формирования и оценки интеграционного потенциала Евразийского экономического союза | ||||
2. Реализация политики импортозамещения продукции третьих стран продукцией Союза, в том числе путем развития промышленных комплексов государств-членов | реализация Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза | консультативная поддержка и координация деятельности государств-членов при реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза | Департамент промышленной политики, Департамент функционирования внутренних рынков, Департамент макроэкономической политики | увеличение доли национальной продукции на рынках государств-членов |
формирование Евразийского инжинирингового центра по станкостроению | ||||
проведение анализа мирового опыта развития и создания сетей промышленной кооперации и субконтрактации | ||||
разработка концепции создания сети промышленной кооперации и субконтрактации, включающей в себя порядок ее формирования | ||||
подготовка предложений по реализации политики импортозамещения в части оснащения объектов таможенной инфраструктуры техническими средствами таможенного контроля, производимыми на территориях государств-членов, если иное не предусмотрено международными соглашениями | обобщение предложений по реализации политики импортозамещения в части оснащения объектов таможенной инфраструктуры техническими средствами таможенного контроля, производимыми на территориях государств-членов, если иное не предусмотрено международными соглашениями | Департамент таможенной инфраструктуры | ||
3. Стимулирование инновационной активности и создание условий для внедрения инновационных технологий | поддержка инновационной активности, включая меры по совершенствованию регулирования инновационной деятельности | проведение анализа мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств-членов | Департамент промышленной политики, Департамент информационных технологий | рост доли инновационной продукции |
создание условий для обеспечения эффективного сотрудничества в инновационной сфере | ||||
участие в формировании приоритетных евразийских технологических платформ в соответствии с перечнем направлений по формированию евразийских технологических платформ | ||||
координация формирования приоритетных евразийских технологических платформ в соответствии с перечнем направлений по формированию евразийских технологических платформ | ||||
развитие инновационной инфраструктуры, рост инвестиций в инновации | ||||
4. Разработка механизмов организации проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государств-членов с целью стимулирования развития высокотехнологичных производств, в том числе в сфере агропромышленного комплекса | подготовка предложений по организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса | координация деятельности государств-членов по разработке порядка организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса | Департамент агропромышленной политики | углубление научно-технического сотрудничества и стимулирование инновационного развития |
подготовка предложений по координации научной и инновационной деятельности государств-членов в сфере агропромышленного комплекса | ||||
подготовка рекомендации Коллегии Комиссии по координации научной и инновационной деятельности государств-членов в сфере агропромышленного комплекса | ||||
5. Реализация комплексных мер поддержки малого и среднего бизнеса | принятие и реализация комплексных программ поддержки малого и среднего бизнеса, включающих мероприятия по созданию дополнительных стимулов развития предпринимательства и повышению эффективности использования государственных средств для поддержки малого и среднего бизнеса | анализ действий государств-членов по принятию и реализации комплексных программ поддержки малого и среднего бизнеса | Департамент развития предпринимательской деятельности | рост доли продукции малого и среднего бизнеса в ВВП государств-членов |
обеспечение формирования и применения Единого реестра товарных знаков Союза и Единого реестра наименований мест происхождения товаров Союза | увеличение количества вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса | |||
увеличение предпринимательской активности, создание дополнительных условий для ведения малого и среднего бизнеса в сфере интеллектуальной собственности | ||||
внедрение механизмов регистрации, правовой охраны и использования товарных знаков Союза и наименований мест происхождения товаров Союза в целях обеспечения эффективной защиты прав малого и среднего бизнеса на объекты интеллектуальной собственности | оказание консультативной и методической помощи представителям малого и среднего бизнеса | |||
6. Разработка и согласование принципов и подходов к оценке макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов | обсуждение пилотных расчетов Комиссии по оценке макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов | подготовка пилотных расчетов по оценке макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов | Департамент макроэкономической политики | получение количественных оценок макроэкономических и отраслевых эффектов влияния интеграционных процессов на экономики государств-членов |
Направление 2. Расширение источников финансовых средств и повышение доступности кредитных ресурсов с целью наращивания объемов инвестиций в основной капитал | ||||
1. Дальнейшее развитие механизмов эффективного целевого выделения средств под приоритетные проекты | обеспечение надлежащего контроля за целевым выделением и использованием средств под приоритетные проекты | анализ действий государств-членов по дальнейшему развитию механизмов целевого выделения средств под приоритетные проекты | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | повышение эффективности использования средств, выделенных под приоритетные проекты |
совершенствование правовых и институциональных основ формирования и развития инструментов осуществления бюджетных инвестиций и целевых субсидий в сектора экономики и проекты, соответствующие приоритетам развития государств-членов | ||||
2. Совершенствование законодательства государств-членов, регламентирующего сферу применения механизмов государственно-частного партнерства, с учетом лучших международных практик, наиболее прогрессивных моделей государств-членов, наилучшего опыта третьих стран и интеграционных объединений | анализ опыта государств-членов и международных практик применения механизмов государственно-частного партнерства | организация заседаний экспертной группы по развитию механизмов государственно-частного партнерства в рамках Евразийского экономического союза и консультаций представителей государств-членов по вопросам совершенствования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе для использования при формировании нормативно-правовой базы государств-членов, регламентирующей порядок применения механизмов государственно-частного партнерства, и практической реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Союза | Департамент развития предпринимательской деятельности | создание благоприятных условий для внедрения оптимальных механизмов осуществления проектов государственно-частного партнерства на территории Союза |
подготовка предложений по совершенствованию и гармонизации законодательства государств-членов в сфере государственно-частного партнерства | ||||
подготовка предложений по реализации проектов государственно-частного партнерства (в том числе интеграционного характера) в рамках Союза | ||||
участие в совместных конференциях, форумах, консультациях, учебно-практических семинарах, круглых столах и иных мероприятиях по вопросам государственно-частного партнерства | ||||
содействие государствам-членам в обмене информацией по вопросам в сфере государственно-частного партнерства, представляющим взаимный интерес, в том числе в обмене аналитическими и справочными материалами | ||||
организация и проведение совместных конференций, форумов, консультаций, учебно-практических семинаров, круглых столов и иных мероприятий по вопросам государственно-частного партнерства | ||||
3. Активизация заимствований на внутренних рынках государств-членов, включая использование возможностей общего рынка капитала Союза | подписание Соглашения о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка и проведение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу | консультативная поддержка и координация деятельности государств-членов по принятию Соглашения о гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка | Департамент финансовой политики | создание условий для свободного движения капитала и трансграничной поставки финансовых услуг |
формирование недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов | ||||
участие в разработке проекта плана гармонизации законодательств государств-членов в финансовой сфере | ||||
разработка проекта плана гармонизации законодательств государств-членов в финансовой сфере | ||||
обеспечение внесения проектов разработанных документов на рассмотрение органов Союза | ||||
4. Реализация мер, обеспечивающих продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций, в том числе посредством обмена опытом по значимым в рамках интеграции вопросам, с целью повышения инвестиционной привлекательности экономик государств-членов | обмен информацией о реализованных действиях государств-членов, обеспечивших улучшение позиций в рейтингах международных организаций | мониторинг и анализ уровня развития государств-членов и Союза по данным рейтингов международных организаций | Департамент макроэкономической политики | продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций |
рассмотрение предложений Комиссии, направленных на продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций, в том числе по обмену опытом между государствами-членами | подготовка предложений, направленных на продвижение позиций государств-членов в рейтингах международных организаций, в том числе по обмену опытом между государствами-членами | Департамент развития предпринимательской деятельности | ||
5. Создание условий для долгосрочного банковского кредитования, в том числе путем повышения привлекательности долгосрочных сбережений в национальных валютах государств-членов | стимулирование открытия и поддержания физическими и юридическими лицами депозитов в национальных валютах | анализ действий государств-членов по созданию условий для долгосрочного банковского кредитования | Департамент финансовой политики | увеличение объемов долгосрочного кредитования |
стимулирование сберегательной и инвестиционной активности населения, в том числе путем повышения финансовой грамотности и популяризации услуг банковского сектора | ||||
содействие развитию дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг), в том числе путем развития инфраструктуры | ||||
создание условий для снижения процентных ставок по долгосрочным банковским кредитам | ||||
рассмотрение возможности возмещения (субсидирования) в соответствии с законодательством государств-членов части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным хозяйствующими субъектами в кредитных организациях государств-членов на технологическую модернизацию | Департамент макроэкономической политики, Департамент финансовой политики | |||
6. Активизация использования финансовых возможностей региональных институтов развития (Евразийский фонд стабилизации и развития, Евразийский банк развития) | подготовка предложений по использованию финансовых возможностей Евразийского фонда стабилизации и развития и Евразийского банка развития | организация консультаций с Евразийским фондом стабилизации и развития и Евразийским банком развития | Департамент макроэкономической политики, Департамент промышленной политики, Департамент информационных технологий, Департамент финансовой политики, Департамент развития предпринимательской деятельности | обеспечение финансирования кооперационных проектов |
создание рабочей группы по рассмотрению кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал для приоритетного финансирования Евразийским банком развития, и организация ее деятельности | ||||
разработка порядка рассмотрения кооперационных проектов (в том числе паспорта проекта) для их направления в Евразийский банк развития | ||||
выработка механизма взаимодействия с Евразийским банком развития по реализации и финансированию кооперационных проектов | ||||
разработка перечня взаимовыгодных направлений кооперационного сотрудничества для приоритетного финансирования Евразийским банком развития кооперационных проектов | ||||
создание государствами-членами совместно с Евразийским банком развития рабочей группы по рассмотрению кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал для приоритетного финансирования Евразийским банком развития | ||||
Направление 3. Активизация взаимной торговли и развитие внутреннего рынка Союза | ||||
1. Продолжение работы по выявлению и устранению препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза барьеров для взаимного доступа, а также изъятий и ограничений в отношении движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы | направление в Комиссию информации о наличии (отсутствии) барьеров, изъятий и ограничений для взаимного доступа на внутренние рынки, а также информации об определении возможности устранения выявленных барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза | выявление наличия (отсутствия) барьеров, изъятий и ограничений для взаимного доступа на внутренние рынки, а также определение возможности устранения выявленных барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза | Департамент функционирования внутренних рынков, департаменты в соответствии с их компетенцией | рост взаимной торговли государств-членов |
2. Продолжение работы по согласованию подходов по совершенствованию системы взимания косвенных налогов, направленных в том числе на предотвращение уклонения от их уплаты | внедрение и использование электронного документооборота при представлении налогоплательщиком заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган | организация мероприятий для обмена информацией по внедрению и использованию участниками внешнеэкономической деятельности электронного документооборота при представлении налогоплательщиком заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в налоговый орган | Департамент финансовой политики, Департамент информационных технологий | повышение эффективности налогового администрирования косвенных налогов в государствах-членах повышение поступлений косвенных налогов в бюджеты государств-членов |
разработка и согласование проектов соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств-членов | ||||
проведение консультаций с уполномоченными органами государств-членов по согласованию проектов документов, подготовка материалов для внесения на рассмотрение Коллегии Комиссии | ||||
3. Выработка предложений по формированию цифрового пространства Союза | цифровая трансформация государственного управления, включая расширение практики использования в государствах-членах современных информационно-коммуникационных технологий и переход на преимущественное использование электронных документов при осуществлении экономической деятельности, а также реинжиниринг ведомственных процессов в рамках формирования общих процессов Союза | координация проработки совместных проектов в сфере формирования цифрового пространства Союза | Департамент информационных технологий | укрепление интеграционных процессов в Союзе и рост экономической активности в государствах-членах |
формирование итоговых концептуальных предложений по формированию цифрового пространства Союза в рамках деятельности рабочей группы по выработке предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза | ||||
совершенствование механизма проектирования и реинжиниринга ведомственных процессов в рамках формирования общих процессов Союза | ||||
подготовка предварительных предложений по формированию цифрового пространства Союза в рамках деятельности рабочей группы по выработке предложений по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза | ||||
4. Подготовка совместного прогноза развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств-членов | подготовка и представление в Комиссию прогнозных значений индикативных показателей развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия | формирование сводного прогноза развития агропромышленного комплекса государств-членов, сводных прогнозов спроса и предложения государств-членов по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия | Департамент агропромышленной политики | оценка состояния и определение приоритетов развития аграрного сектора экономик государств-членов |
оценка емкости агропродовольственного рынка Союза, потенциалов взаимных поставок, экспорта и импортозамещения | ||||
5. Завершение работы по определению мероприятий, направленных на формирование общего электроэнергетического рынка, а также начало их реализации | согласование программы формирования общего электроэнергетического рынка Союза | подготовка и внесение на рассмотрение органов Союза программы формирования общего электроэнергетического рынка Союза | Департамент энергетики | повышение конкурентоспособности сферы энергетики |
повышение энергетической безопасности государств-членов | ||||
участие в разработке единых правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики | ||||
разработка единых правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики разработка актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, предусмотренных программой формирования общего электроэнергетического рынка Союза | ||||
участие в разработке актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, предусмотренных программой формирования общего электроэнергетического рынка Союза | ||||
6. Завершение работы по определению целей, принципов и задач формирования общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза. Определение мероприятий, направленных на формирование общего рынка газа Союза, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | согласование программы формирования общего рынка газа Союза | разработка программы формирования общего рынка газа Союза и внесение ее на рассмотрение органами Союза | Департамент энергетики | повышение конкурентоспособности сферы энергетики государств-членов |
согласование программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза | ||||
разработка программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и внесение ее на рассмотрение органами Союза | повышение энергетической безопасности государств-членов | |||
7. Разработка индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой Методологии | разработка индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов государства-члена на основе принятой Методологии (Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза от 22 апреля 2016 года) и представление их в Комиссию | подготовка индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза на основе принятой Методологии (Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза от 22 апреля 2016 года) | Департамент энергетики | эффективное использование совокупного энергетического потенциала государств-членов |
оптимизация межгосударственных поставок энергетических ресурсов | ||||
формирование скорректированных (уточненных) индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза, публикация их на официальном сайте Союза, рассмотрение информации на заседании Коллегии Комиссии | ||||
согласование индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза | ||||
Направление 4. Развитие внешней торговли и диверсификация рынков сбыта | ||||
1. Развитие торгово-экономических отношений с третьими сторонами, направленных на продвижение интересов Союза на мировом рынке | подготовка предложений по проекту Соглашения о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами, проведение внутригосударственного согласования проекта указанного Соглашения и внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания | подготовка проекта Соглашения о порядке и условиях устранения технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами | Департамент технического регулирования и аккредитации, Департамент развития предпринимательской деятельности | увеличение объемов торговли с третьими странами |
участие в переговорах с Китайской Народной Республикой о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве | участие в организации и проведении совместно с государствами-членами переговоров с Китайской Народной Республикой о заключении соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве | Департамент торговой политики | интенсификация торгового сотрудничества с Китайской Народной Республикой | |
2. Продолжение переговоров по заключению соглашений о свободной торговле с третьими сторонами, а также совместной работы государств-членов и Комиссии с торговыми партнерами государств-членов, направленной на изучение целесообразности заключения таких соглашений | начало переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с Государством Израиль и по унификации торгового режима государств-членов с Республикой Сербией | подготовка и утверждение директив на переговоры с Республикой Сербией по унификации торгового режима государств-членов с Республикой Сербией | Департамент торговой политики | упрощение условий доступа товаров государств-членов на рынки третьих сторон |
увеличение товарооборота между Союзом и государствами - торговыми партнерами | ||||
организация и проведение переговоров по заключению соглашений о свободной торговле между Союзом и его государствами-членами с Государством Израиль и Республикой Сербией | ||||
участие в работе по завершению подготовки докладов совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Республикой Индией, Арабской Республикой Египет и Исламской Республикой Иран | ||||
координация работы по завершению подготовки проектов докладов совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Республикой Индией, Арабской Республикой Египет и Исламской Республикой Иран | ||||
участие в заседаниях рабочей группы для определения необходимости создания совместной исследовательской группы по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Республикой Индонезией в случае принятия решения о продолжении соответствующей работы | ||||
проведение заседаний рабочей группы для определения необходимости создания совместной исследовательской группы по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле с Республикой Индонезией в случае принятия решения о продолжении соответствующей работы | ||||
подготовка предложений по заключению соглашений о свободной торговле с третьими сторонами | ||||
обеспечение рассмотрения на площадке Комиссии предложений государств - торговых партнеров или государств-членов по заключению соглашений о свободной торговле с третьими сторонами | ||||
3. Развитие и реализация механизмов кредитования, страхования и других видов поддержки экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе | разработка Советом банков развития государств-членов совместных программ финансирования экспорта продукции, произведенной на кооперационной основе | развитие сотрудничества с Советом банков развития государств-членов и оказание содействия в его работе | Департамент торговой политики, Департамент финансовой политики, Департамент агропромышленной политики, Департамент промышленной политики, Департамент развития предпринимательской деятельности | рост объемов экспорта продукции государств-членов |
привлечение банков развития государств-членов к подготовке проектов соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между Союзом и третьими странами в целях создания механизмов поддержки инвестиционных проектов, в том числе экспорта кооперационной продукции | ||||
проработка Советом банков развития государств-членов возможности создания банка совместных проектов, направленных на поддержку высокотехнологичных и экспортно ориентированных производств с интеграционным потенциалом | ||||
создание рабочей группы по вопросам финансовой поддержки экспорта | ||||
учет в рамках существующих программ финансирования поддержки экспорта продукции, произведенной в государствах-членах на кооперационной основе | ||||
активизация осуществления кредитования между банками развития государств-членов в целях совместной поддержки экспорта продукции, произведенной в государствах-членах на кооперационной основе | ||||
участие в деятельности рабочей группы по вопросам финансовой поддержки экспорта | ||||
4. Создание условий для организации информационного обмена с третьими сторонами, в том числе обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Союза | участие в переговорах с Китайской Народной Республикой и подготовка предложений по проекту соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Союза и Китайской Народной Республики | организация и проведение переговоров с Китайской Народной Республикой в соответствии с утвержденными директивами | Департамент таможенной инфраструктуры, Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, Департамент торговой политики, Департамент информационных технологий, Департамент транспорта и инфраструктуры | увеличение объемов взаимной торговли с третьими сторонами |
снижение объемов неучтенной торговли | ||||
оказание содействия при проведении консультаций для организации электронного информационного обмена между центральными таможенными органами государств-членов и Социалистической Республики Вьетнам | ||||
рост таможенных доходов | ||||
рост экспорта транспортных услуг | ||||
проведение консультаций для организации электронного информационного обмена между центральными таможенными органами государств-членов и Социалистической Республики Вьетнам | ||||
содействие процессу создания электронного информационного обмена между таможенными органами государств-членов и Социалистической Республики Вьетнам и оказание содействия его применению | ||||
организация экспериментального электронного информационного обмена между таможенными органами государств-членов и Социалистической Республики Вьетнам | ||||
подготовка и рассмотрение предложений по реализации информационного обмена с третьими сторонами о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенную границу Союза | ||||
подготовка предложений по реализации информационного обмена с третьими сторонами о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенную границу Союза | ||||
5. Развитие транзитных и смешанных перевозок с целью ускорения доставки грузов и улучшения качества транспортных услуг | участие в консультациях по вопросу формирования перевозчиками государств-членов сквозных тарифных ставок на участках маршрутов, проходящих транзитом по территориям двух и более государств-членов и позволяющих выполнять новые, ранее не осуществлявшиеся перевозки | организация по запросу государств-членов консультаций по вопросам развития транзитных и смешанных перевозок | Департамент транспорта и инфраструктуры | увеличение объемов транзитных перевозок |
организация по запросу государств-членов консультаций по вопросам деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих контейнерные перевозки | ||||
анализ условий для осуществления в государствах-членах смешанных перевозок, выработка предложений по развитию смешанных перевозок в международном сообщении | ||||
развитие транзитных контейнерных перевозок, в том числе путем содействия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих контейнерные перевозки | ||||
6. Создание условий для реализации совместных проектов государств-членов в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути с обеспечением приоритетности проектов, максимально доступных для государств-членов | участие в работе рабочей группы по выработке предложений по совместным проектам в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути | организация и проведение заседаний рабочей группы по выработке предложений по совместным проектам в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути | Департамент транспорта и инфраструктуры | рост объемов транзита и экспорта транспортных услуг |
подготовка предложений по совместным проектам в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процессов строительства Союза и Экономического пояса Шелкового пути | ||||
7. Совершенствование таможенного регулирования, направленное на улучшение условий ведения внешнеэкономической деятельности, оптимизацию порядка совершения таможенных операций, внедрение электронного документооборота, развитие транзитного потенциала государств-членов и Союза в целом | доработка проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и совершение действий, необходимых для его внутригосударственного согласования, подписания и вступления в силу | участие совместно с государствами-членами в доработке проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и совершение действий, необходимых для организации его внутригосударственного согласования, подписания и вступления в силу | Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, Департамент таможенной инфраструктуры | сокращение материальных и временных затрат хозяйствующих субъектов при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза |
приведение законодательства государств-членов в соответствие с Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза | ||||
приведение актов, входящих в право Союза, регулирующих таможенные правоотношения, в соответствие с Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и разработка новых актов, входящих в право Союза | ||||
обеспечение эффективного таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Единый таможенный реестр) | обеспечение ведения Единого таможенного реестра, информирование центральных таможенных органов об объектах интеллектуальной собственности, включенных в Единый таможенный реестр | Департамент развития предпринимательской деятельности | снижение распространения контрафактных товаров на территории Союза, сокращение затрат правообладателей на обеспечение защиты своих прав | |
оказание консультативной и методической помощи правообладателям и их представителям | ||||
8. Совершенствование в рамках Союза единых гарантийных механизмов при таможенном транзите | доработка проекта Соглашения об особенностях применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита | участие в доработке проекта Соглашения об особенностях применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита | Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики | сокращение материальных и временных затрат, связанных с совершением транзитных перевозок ускорение и упрощение транзитных перевозок |
обеспечение проведения внутригосударственного согласования проекта Соглашения об особенностях применения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита | ||||
9. Создание в государствах-членах административных, организационных и правовых условий для дальнейшего развития и сближения национальных механизмов "единого окна" государств-членов | развитие национальных механизмов "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности | проведение анализа состояния развития национальных механизмов "единого окна" в соответствии с Методикой оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна", утвержденной Решение Коллегии Комиссии от 28 сентября 2015 г. N 123 | Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, Департамент таможенной инфраструктуры, Департамент транспорта и инфраструктуры | сокращение временных и стоимостных затрат, связанных с совершением таможенных операций, необходимых при осуществлении внешнеэкономической деятельности |
организация работы по приоритетным для унификации процедурам взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами | ||||
организация работы рабочей группы по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности | ||||
10. Реализация мер, направленных на сокращение трудовых, временных и финансовых затрат на осуществление государственных процедур, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, при повышении эффективности форм государственного контроля | анализ документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и оценка необходимости внесения изменений в акты, входящие в право Союза, и законодательство государств-членов с целью создания условий для перехода на оформление и использование электронных документов | анализ документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и оценка необходимости внесения изменений в акты, входящие в право Союза, и законодательство государств-членов с целью создания условий для перехода на оформление и использование электронных документов | Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, Департамент таможенной инфраструктуры, Департамент информационных технологий | сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности |
разработка предложений по внесению изменений в акты, входящие в право Союза, и внесение изменений в законодательство государств-членов с целью создания условий для перехода на оформление и использование электронных документов | включение в ежегодные детализированные планы по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности мероприятий по внесению изменений в акты, входящие в право Союза, предусматривающие возможность оформления электронных документов, утверждение порядка их использования, форматов и структур |