Оглавление
Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 22 ноября 2005 г. N 296-ст
Дата введения -
1 мая 2006 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест".
2. Внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст.
4. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Техническая классификация автомобильных дорог: разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
2.2. Класс автомобильной дороги: характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
2.3. Категория автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
2.4. Доступ на автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
3. Классы автомобильных дорог
3.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
3.1.1. К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
3.1.2. К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:
- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
3.1.3. К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
4. Категории автомобильных дорог
4.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
5. Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.
Таблица 1
ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Класс автомо- бильной дороги | Кате- гория авто- мо- биль- ной доро- ги | Общее коли- чество полос движе- ния | Шири- на поло- сы дви- же- ния, м | Цент- ральная разде- литель- ная полоса | Пересечения с автомо- бильными дорогами, велосипед- ными и пе- шеходными дорожками | Пересече- ния с же- лезными дорогами и трам- вайными путями | Доступ на до- рогу с примы- кания в одном уровне |
Автома- гист- раль | IA | 4 и более | 3,75 | Обяза- тельна | В разных уровнях | Не допус- кается | |
Скоро- стная дорога | IБ | 4 и более | 3,75 | Допус- кается без пе- ресече- ния прямого направ- ления | |||
Дорога обычно- го типа (неско- ростная дорога) | IВ | 4 и более <1> | 3,75 | Обяза- тельна | Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулирова- нием | В разных уровнях | |
II | 4 | 3,5 | Допус- кается отсут- ствие <2> | Допус- кается | |||
2 или 3 <3> | 3,75 | Не тре- буется | Допускаются пересечения в одном уровне <4> | ||||
III | 2 | 3,5 | |||||
IV | 2 | 3,0 | Допуска- ются пе- ресечения в одном уровне | ||||
V | 1 | 4,5 и более | |||||
<1> Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах. <2> На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения. <3> Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог. <4> Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, "отнесенных" левых поворотов или пересечения кольцевого типа). |