Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. ГОСТ Р 52398-2005

Утвержден
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 22 ноября 2005 г. N 296-ст

Дата введения -
1 мая 2006 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ТРЕБОВАНИЯ

CLASSIFICATION OF AUTOMOBILE ROADS. GENERAL PARAMETERS AND REQUIREMENTS

ГОСТ Р 52398-2005

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

1. Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО "Инжинирингинвест".

2. Внесен техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 296-ст.

4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

2. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1. Техническая классификация автомобильных дорог: разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.

2.2. Класс автомобильной дороги: характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.

2.3. Категория автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

2.4. Доступ на автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.

3. Классы автомобильных дорог

3.1. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

- автомагистраль,

- скоростная дорога,

- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

3.1.1. К классу "автомагистраль" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

3.1.2. К классу "скоростная дорога" относят автомобильные дороги:

- имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;

- не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

3.1.3. К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.

4. Категории автомобильных дорог

4.1. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

- количества и ширины полос движения;

- наличия центральной разделительной полосы;

- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;

- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.

5. Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1.

Таблица 1

ТЕХНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Класс  
автомо-
бильной
дороги 
Кате-
гория
авто-
мо-  
биль-
ной  
доро-
ги   
Общее 
коли- 
чество
полос 
движе-
ния   
Шири-
на   
поло-
сы   
дви- 
же-  
ния, 
м    
Цент-  
ральная
разде- 
литель-
ная    
полоса 
Пересечения
с автомо-  
бильными   
дорогами,  
велосипед- 
ными и пе- 
шеходными  
дорожками  
Пересече-
ния с же-
лезными  
дорогами 
и трам-  
вайными  
путями   
Доступ 
на до- 
рогу с 
примы- 
кания  
в одном
уровне 
Автома-
гист-  
раль   
IA   
4 и   
более 
3,75 
Обяза- 
тельна 
В разных уровнях     
Не     
допус- 
кается 
Скоро- 
стная  
дорога 
4 и   
более 
3,75 
Допус- 
кается 
без пе-
ресече-
ния    
прямого
направ-
ления  
Дорога 
обычно-
го типа
(неско-
ростная
дорога)
4 и   
более 
<1>
3,75 
Обяза- 
тельна 
Допускаются
пересечения
в одном    
уровне со  
светофорным
регулирова-
нием       
В разных 
уровнях  
II   
4     
3,5  
Допус- 
кается 
отсут- 
ствие  
<2>
Допус- 
кается 
2 или 
3 <3>
3,75 
Не тре-
буется 
Допускаются
пересечения
в одном    
уровне <4>
III  
2     
3,5  
IV   
2     
3,0  
Допуска- 
ются пе- 
ресечения
в одном  
уровне   
V    
1     
4,5 и
более
   <1> Более  шести  полос  допускается  только  на существующих
автомобильных дорогах.                                          
   <2> На   дороге     категории   II   требование   к   наличию
разделительной   полосы   определяется   проектом    организации
дорожного движения.                                             
   <3> Три    полосы   движения    только    для    существующих
автомобильных дорог.                                            
   <4> Пересечение 4-полосной  дороги категории II с аналогичной
осуществляется  в разных уровнях.  Другие  варианты  пересечения
дорог  категории  II  с  дорогами  категорий   II  и  III  могут
осуществляться как в разных уровнях, так и в одном  (при условии
светофорного  регулирования,  "отнесенных"  левых  поворотов или
пересечения кольцевого типа).