Письмо ГТК РФ от 20.01.1995 N 01-13/889
О контроле стоимостной квоты, в пределах которой организациям предоставлена льгота в виде освобождений от налогообложения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 января 1995 г. N 01-13/889

О КОНТРОЛЕ СТОИМОСТНОЙ КВОТЫ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРЕДОСТАВЛЕНА ЛЬГОТА В ВИДЕ ОСВОБОЖДЕНИЙ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Проверка документов, представленных для таможенного оформления товаров (в том числе и подакцизных), ввозимых на территорию Российской Федерации по контрактам, заключенным в 1993 - 1994 гг., и освобожденных в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и указаниями ГТК России от взимания соответствующих таможенных платежей, показала необходимость усиления контроля за соблюдением установленной указаниями ГТК России для некоторых организаций стоимостной квоты, в пределах которой им предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты таможенных платежей.

В настоящее время контроль вышеуказанной квоты осуществляется таможенными органами на основе различных стоимостных показателей: фактурной стоимости товара, таможенной стоимости товара, а также по условным ценам, используемым для целей условной (временной) таможенной оценки подакцизных товаров (приложение N 2 к Приказу ГТК России от 16.08.94 N 417). При этом в ряде случаев при ввозе подакцизных товаров не соблюдается технология временной таможенной оценки и условного выпуска товаров, установленная нормативными документами ГТК России, а именно: при осуществлении корректировки таможенной стоимости товара документально не оформляется условная (временная) оценка товара с заполнением формы КТС, а в формах декларации ГТД и ДТС при декларировании товара сразу проставляется его таможенная стоимость исходя из цен, установленных для целей условной (временной) таможенной оценки.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу 1 (по цене сделки с ввозимыми товарами) не всегда учитываются условия его применения, установленные Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (ст. 19 Закона).

Примером этого являются случаи неправильного определения таможенной стоимости товара, возникающие вследствие неполного учета всех условий сделки, предусмотренных контрактом и подлежащих учету при определении таможенной стоимости товара, включая:

- возврат Покупателем Продавцу части прибыли от реализации товара (когда по условиям контракта, помимо прямой оплаты за полученный товар, Покупатель перечисляет Продавцу определенный процент прибыли после его реализации на внутреннем рынке России);

- рассрочку платежа, предоставленную Продавцом Покупателю (50% - предоплата и 50% - после реализации товара);

- предоставление Покупателем Продавцу каких-либо услуг или товаров (товар поставляется Покупателю со скидкой при условии того, что представительские расходы при посещении российского предприятия представителем инофирмы несет Покупатель; цена на товар снижается при условии того, что Покупатель несет расходы по рекламе инофирмы на территории Российской Федерации);

- неполный платеж за ввезенный товар к моменту его таможенного оформления (например, при продаже товаров в стеклянной таре Покупатель оплачивает Продавцу только 90% стоимости товара, резервируя 10% для урегулирования возможных претензий по бою, и только в случае боя менее 10% оплатит оставшуюся сумму на счет Продавца).

Имеют место случаи необоснованного применения метода 1 при определении таможенной стоимости товаров при отсутствии внешнеторговой сделки купли - продажи.

Например, в контракте предусмотрены расчеты Получателя с Поставщиком после реализации товара на территории Российской Федерации. При этом стоимостная оценка поставляемого на реализацию товара не является ценой сделки купли - продажи, т.к. сама сделка купли - продажи возникает только при продаже Получателем ввезенного товара. Получатель в данном случае является комиссионером, и комиссионные по продаже товара, полученного им для реализации, должны быть включены в таможенную стоимость товара. При невозможности применения методов 2, 3 таможенная стоимость товара в этом случае может быть рассчитана по методу 4 на основе цены продажи товара на внутреннем рынке Российской Федерации, за исключением расходов, предусмотренных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (ст. 22 Закона), или по методу 6 (ст. 24 Закона).

Следствием вышеуказанных фактов является неправильное определение таможенной стоимости товаров и в результате этого - выпуск без налогообложения большего количества товара, чем предусмотрено установленной стоимостной квотой.

В целях обеспечения единообразного учета стоимостных квот при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров независимо от их номенклатуры и общей стоимости контракта надлежит руководствоваться следующим порядком:

1. Учет стоимостной квоты, в пределах которой организации предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты соответствующих таможенных платежей, осуществлять по таможенной стоимости товаров (в том числе и подакцизных).

2. При таможенном оформлении товаров, ввозимых по контрактам, в отношении которых предусмотрено освобождение от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление товара), установить обязательное заполнение декларантом и представление таможенному органу наряду с необходимым пакетом документов (в соответствии с порядком, установленным Приказом ГТК России от 05.01.94 N 1) декларации таможенной стоимости (ДТС-1 или ДТС-2).

3. Определение и контроль таможенной стоимости ввозимых товаров осуществлять в строгом соответствии с действующим законодательством (разделы III - IV Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе") и в соответствии с порядком, установленным нормативными документами ГТК России.

При ввозе подакцизных товаров строго соблюдать порядок определения и подтверждения заявленной таможенной стоимости и временной (условной) оценки товара, установленный указанием ГТК России от 28.12.93 N 01-12/1046 и Приказом ГТК России от 16.08.94 N 417, с учетом разъяснений ГТК России от 19.04.94 N 01-13/4234.

В тех случаях, когда ввозимый товар в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации полностью освобожден от взимания соответствующих таможенных платежей или не установлены стоимостная квота либо объем (количество) товаров, в размере которых товар подлежит выпуску на льготных условиях, таможенная стоимость определяется для расчета условно начисляемых платежей.

4. При невозможности в установленные для таможенного оформления нормативные сроки осуществить окончательную таможенную оценку товаров необходимо использовать установленную процедуру условного выпуска товара с его условной (временной) таможенной оценкой; для подакцизных товаров условную (временную) оценку проводить, используя условные цены, установленные в приложении N 2 к Приказу ГТК России от 16.08.94 N 417.

При условном выпуске ввозимого товара с временной (условной) таможенной оценкой осуществляется предварительный учет стоимостной квоты исходя из условной (временной) таможенной оценки товара. После представления декларантом всех документов, необходимых для окончательного определения таможенной стоимости, или истечения срока, установленного декларанту для уточнения заявленной таможенной стоимости (в том числе и в случае неявки декларанта), производится окончательное определение таможенной стоимости и на этой основе - уточнение стоимостной квоты, в пределах которой товар подлежит выпуску на льготных условиях.

В случае расхождений временной и окончательной таможенной стоимости, в том числе и при подтверждении декларантом первоначально заявленной таможенной стоимости товара, осуществляется корректировка таможенной стоимости, пересчет предварительно учтенной стоимостной квоты и определение неизрасходованной части стоимостной квоты.

5. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации применение метода 1 не допускается в следующих случаях:

5.1. Если договор является договором купли - продажи, но условиями договора предусмотрены расчеты между Покупателем и Продавцом после поставки товара и его реализации на внутреннем рынке России.

5.2. При отсутствии в контракте (договоре) и / или в приложениях (дополнениях) к нему, являющихся его неотъемлемой частью и представленных к таможенному оформлению вместе с контрактом (договором):

- точных сведений о характере сделки (т.е. является ли рассматриваемая сделка сделкой купли - продажи, консигнационным соглашением (товарным кредитом), договором комиссии, аренды и т.п.);

- данных об условиях поставки товара;

- перечня ввозимых товаров на ассортиментном уровне;

- объемов (количества) товара;

- цены за единицу товара (в валюте контракта).

5.3. Если платеж за товар производится единовременно, но в контракте установлено, что условия оплаты за поставленный товар предусматривают:

- проведение банковских операций и представление подтверждения о перечислении денежных средств в сроки, превышающие 60 дней;

- расчеты наличными денежными средствами (в этом случае таможня представляет информацию о таких сделках в соответствующие местные налоговые инспекции);

- возвращение Покупателем Продавцу части дохода от последующей перепродажи, передачи или использования товаров на территории России, сумму которого на момент таможенного оформления товара определить и документально подтвердить не представляется возможным.

В случаях, когда метод 1 не применим, оценка товара производится декларантом по методам определения таможенной стоимости 2 - 6. При этом стоимостная квота будет учитываться по заявленной декларантом и принятой таможенным органом в качестве окончательной таможенной стоимости товара.

Первый заместитель Председателя
В.Ф.КРУГЛИКОВ