Оглавление
Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 27 марта 2003 г. N 100-ст
Дата введения -
1 января 2004 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий М , М , М , N , N , N <1>, 1 2 3 1 2 3 оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.
--------------------------------
<1> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001. Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.
3. Определения и обозначения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:
3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.
3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
3.3. Коэффициент избытка воздуха, лямбда: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5. Экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6. Изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
4. Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха
4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (n ) и повышенной (n ) частотах вращения мин пов коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля. При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля: - значение n , не должно превышать: мин -1 1100 мин. для автомобилей категорий М и N ; 1 1 -1 900 мин. для автомобилей остальных категорий; - значение n устанавливают в пределах: пов -1 2500 - 3500 мин. для автомобилей категории M и N , не оборудованных 1 1 системами нейтрализации; -1 2000 - 2800 мин. для автомобилей категории M и N , оборудованных 1 1 системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.
4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
┌────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────┬────────┐ │ Категории и │Дата выпуска │ Обороты │Объемная│Объемная│ │ комплектация <1> │ │ холостого │доля CO,│доля CH,│ │транспортных средств│ │ хода │ % │ -1 │ │ (экологический │ │ │ │ млн. │ │ класс) <2> │ │ │ │ │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M и N │До 31.12.1986│Минимальные│4,5 │- │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M и N │С 01.01.1987 │Минимальные│3,5 │1200 │ │ 1 1 │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤ │ │ │Повышенные │2,0 │600 │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M , M , N и N │С 01.01.1987 │Минимальные│3,5 │2500 │ │ 2 3 2 3 │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤ │ │ │Повышенные │2,0 │1000 │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M и N , оснащенные │С 01.01.2007 │Минимальные│0,5 │- │ │ 1 1 │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤ │системами нейтрали- │ │Повышенные │0,3 │100 │ │зации отработавших │ │ │ │ │ │газов <3> (экологи- │ │ │ │ │ │ческие классы 2, 3, │ │ │ │ │ │4) │ │ │ │ │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M , M , N и N , │С 01.01.2007 │Минимальные│0,5 │- │ │ 2 3 2 3 │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤ │оснащенные системами│ │Повышенные │0,3 │200 │ │нейтрализации │ │ │ │ │ │отработавших газов │ │ │ │ │ │<3> (экологические │ │ │ │ │ │классы 2, 3, 4) │ │ │ │ │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M и N , оснащенные │С 01.01.2013 │Минимальные│0,3 │- │ │ 1 1 │ ├───────────┼────────┼────────┤ │системами │ │Повышенные │0,2 │100 │ │нейтрализации │ │ │ │ │ │отработавших газов │ │ │ │ │ │<3> (экологические │ │ │ │ │ │классы 4 и выше) │ │ │ │ │ ├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤ │M , M , N и N , │С 01.01.2013 │Минимальные│0,3 │- │ │ 2 3 2 3 │ ├───────────┼────────┼────────┤ │оснащенные системами│ │Повышенные │0,2 │200 │ │нейтрализации │ │ │ │ │ │отработавших газов │ │ │ │ │ │<3> (экологические │ │ │ │ │ │классы 4 и выше) │ │ │ │ │ ├────────────────────┴─────────────┴───────────┴────────┴────────┤ │ <1> В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель │ │указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для │ │снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные │ │выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, │ │углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента │ │избытка воздуха лямбда. │ │ <2> Экологическая классификация автомобилей в соответствии с│ │приложением Г. │ │ <3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы │ │установлены в 4.3 и 6.4.3. │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.3. Значение коэффициента избытка воздуха лямбда в режиме холостого хода на n у автомобилей, оборудованных пов системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха лямбда должно быть от 0,97 до 1,03.
4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
5. Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя
5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2
┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐ │Система автомобиля │ Требования к техническому состоянию │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │Система выпуска │Комплектность (отсутствие элементов системы │ │отработавших газов │выпуска не допускается); герметичность │ │ │(отсутствие механических пробоев и сквозной │ │ │коррозии; при работе двигателя на холостом │ │ │ходу в соединениях и элементах системы │ │ │выпуска отработавших газов не должно быть │ │ │утечек, а для автомобилей, оборудованных │ │ │системой нейтрализации отработавших газов, │ │ │не допускаются утечки в атмосферу, минуя │ │ │нейтрализатор) │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │Система нейтрализа-│Комплектность (отсутствие или несоответствие│ │ции отработавших │эксплуатационным документам элементов │ │газов и другое │системы нейтрализации, системы улавливания │ │оборудование для │паров топлива, рециркуляции отработавших │ │снижения вредных │газов, экономайзера принудительного │ │выбросов │холостого хода и т.п. не допускается) │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │Система вентиляции │Комплектность; герметичность (рассоединение │ │картера │трубок в системе вентиляции картера │ │ │двигателя, утечка картерных газов через │ │ │различные неплотности в атмосферу не │ │ │допускаются) │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │Встроенная система │Функционирование диагностического индикатора│ │диагностирования │соответствует исправной работе двигателя и │ │двигателя │его систем (диагностический индикатор при │ │ │работе двигателя выключен) │ ├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤ │Система питания │Комплектность (отсутствие или несоответствие│ │ │элементов системы питания эксплуатационным │ │ │документам не допускается); │ │ │герметичность (подтекание бензина не │ │ │допускается) │ └───────────────────┴────────────────────────────────────────────┘
5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.
6. Методы измерений
6.1. Общие требования
6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:
- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.
6.2. Подготовка к проведению измерений
6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.
6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов
6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке: - запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до n и работают в этом режиме не менее 15 с; пов - отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов; - устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя n и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода пов и углеводородов. 6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов 6.4.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и СО . Содержание O должно быть в пределах, установленных в 2 2 инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора. 6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке: - запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до n , выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин. (при пов температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин.) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха лямбда; - устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя n (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют мин содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на n следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме мин n . пов
6.4.3. На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания:
1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).
6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.
7. Требования безопасности
7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Приложение А
(рекомендуемое)
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА
Проверки могут быть проведены:
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
- при сертификационных испытаниях;
- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
Приложение Б
(обязательное)
Б.1.1. Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода (CO ) и 2 кислорода (O ), для проведения измерений на автомобилях экологического 2 класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0"; Б.1.2. Применяют для измерения содержания: - СО, СН и СО в отработавших газах - газоанализаторы 2 непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии; - О - электрохимический сенсор. 2 Б.1.3. Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, СО и О , должны соответствовать по 2 2 метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0 или I в соответствии с классификацией, изложенной в [2].
Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.
Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.
Таблица Б.1
┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐ │Класс прибора│ Диапазон измерений, объемная доля │ │ ├───────┬────────────┬───────────────┬─────────────┤ │ │ │ │ │ -1 │ │ │ СО, % │ СО , % │ О , % │ СН, млн. │ │ │ │ 2 │ 2 │ │ ├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤ │00; 0; I │0 - 5 │0 - 16 │0 - 21 │0 - 2000 │ ├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤ │Исключено с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом│ │Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст) │ │ └─────────────┴───────┴────────────┴───────────────┴─────────────┘
Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной (ДЕЛЬТА) или относительной (дельта) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.
Таблица Б.2
┌───────┬───────────────────┬────────────────────────────────────┐ │ Класс │ Погрешность │Пределы допускаемой погрешности <1> │ │прибора│ ├─────────┬────────┬────────┬────────┤ │ │ │ CO │ CO │ O │ CH │ │ │ │ │ 2 │ 2 │ │ ├───────┼───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤ │00 │Абсолютная <2> │+/- 0,02 │+/- 0,3 │+/- 0,1 │+/- 4 │ │ ├───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │Относительная │+/- 5% │+/- 5% │+/- 5% │+/- 5% │ ├───────┼───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤ │0 │Абсолютная <2> │+/- 0,03 │+/- 0,5 │+/- 0,1 │+/- 10 │ │ ├───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │Относительная │+/- 5% │+/- 5% │+/- 5% │+/- 5% │ ├───────┼───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤ │I │Абсолютная <2> │+/- 0,06 │+/- 0,5 │+/- 0,1 │+/- 12 │ │ ├───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤ │ │Относительная │+/-5% │+/-5% │+/- 5% │+/- 5% │ ├───────┴───────────────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┤ │ <1> Абсолютная или относительная, что больше. │ │ <2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида │ │углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, │ │объемной доли углеводородов - в миллионных долях. │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная влажность - не более 85% без конденсации;
- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;
- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;
- напряжение аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.
Б.1.8. Исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.
Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент лямбда по формуле:
Н О [СО] сv 3,5 сv [СО ] + ---- + [О ] + (--- х ----------- - ---) ([СО ] + [СО]) 2 2 2 4 [СО] 2 2 3,5 + ----- [СО ] 2 лямбда = --------------------------------------------------------------, (1) Н О сv сv (1 + --- - ---) ([СО ] + [СО] + (К [СН])) 4 2 2 1 где: [СО ], [СО], [О ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и 2 2 кислорода соответственно, %; Н - отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода сv в бензине, Н = 1,7261; сv О - отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода сv в бензине, О = 0,0176; сv К - поправочный коэффициент для пересчета содержания 1 углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан. -4 К = 6 х 10 , если сумма углеводородов выражена в объемных долях 1 -1 (млн. ) гексана. Значение К может быть уточнено изготовителем 1 прибора; [СН] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, -1 млн. . Б.1.10. Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с: - 30 - для каналов измерения СО, СО и СН; 2 - 60 - для канала измерения О . 2 Б.1.11. Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей: - для четырехканальных газоанализаторов: СО - 0,3% - 5%; СО - 4% - 16%; 2 -1 СН - 100 - 2000 млн. ; О - 0,5% - 20,9%; 2 газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород); - для двухканальных газоанализаторов: СО - 0,5% - 7%; СО - 4% - 16%; 2 -1 СН - 100 - 2500 млн. ; газ-разбавитель - азот или воздух.
Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2. Требования к тахометрам
Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до -1 -1 1200 мин. и от 0 до 6000 мин. с погрешностью не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.
Б.3. Требования к измерителям температуры масла
Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.
Приложение В
(рекомендуемое)
ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ
┌─────┬───────────┬─────────┬─────┬─────────────────────────────────────────────────────┬─────────┬──────┐ │Дата │Модель │Государ- │Дата │ Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, │Подпись │Заклю-│ │про- │автомобиля,│ственный │выпу-│ -1 │проводив-│чение │ │верки│экологиче- │регистра-│ска │ %, углеводородов, млн. и значение лямбда │шего │ │ │ │ский класс │ционный │ ├──────────────────────────┬──────────────────────────┤проверку │ │ │ │ │знак │ │ Нормативные требования │ Результаты измерения │ │ │ │ │ │ │ ├─────────┬─────────┬──────┼─────────┬─────────┬──────┤ │ │ │ │ │ │ │ CO │ CH │лямбда│ CO │ CH │лямбда│ │ │ │ │ │ │ ├────┬────┼────┬────┼──────┼────┬────┼────┬────┼──────┤ │ │ │ │ │ │ │n │n │n │n │ n │n │n │n │n │ n │ │ │ │ │ │ │ │ мин│ пов│ мин│ пов│ пов │ мин│ пов│ мин│ пов│ пов │ │ │ ├─────┼───────────┼─────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼─────────┼──────┤ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │ 15 │ 16 │ ├─────┼───────────┼─────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼─────────┼──────┤ ├─────┴───────────┴─────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴──────┴────┴────┴────┴────┴──────┴─────────┴──────┤ │ Примечание - Измеренные концентрации CO и CH в отработавших газах автомобилей (а также значения │ │лямбда) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 │ │делается запись - "норма". При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись "не │ │соответствует" и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения │ │неисправностей, вызывающих повышенные выбросы. │ └────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение Г
(справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ
Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г.1
┌─────────────┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐ │Экологический│ Категории │Выполняемые требования к предельному │ │ класс │ автотранспортных │ содержанию вредных (загрязняющих) │ │ │ средств, оснащенных │ веществ │ │ │ искровыми │ │ │ │ (бензиновыми) │ │ │ │ двигателями │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │2 │M и M максимальной │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень │ │ │ 1 2 │выбросов B │ │ │массой не более 3,5 т │ │ │ ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │ │N │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень │ │ │ 1 │выбросов B или CO - 55 г/кВт.ч, CH - │ │ │ │2,4 г/кВт.ч, окислов азота NO - 10 │ │ │ │ x │ │ │ │г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК│ │ │ │ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл │ │ │ │ESC) │ │ ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │ │M максимальной массой│CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 г/кВт.ч, │ │ │ 1 │окислов азота NO - 10 г/кВт.ч при │ │ │свыше 3,5 т, M , M , │ x │ │ │ 2 3 │испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│ │ │N и N │[4] (испытательный цикл ESC) │ │ │ 2 3 │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │3 │M и M максимальной │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │ │ │ 1 2 │выбросов А │ │ │массой не более 3,5 т │ │ │ ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │ │N │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │ │ │ 1 │выбросов А или CO - 20 г/кВт.ч, CH - │ │ │ │1,1 г/кВт.ч, окислов азота NO - 7 │ │ │ │ x │ │ │ │г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК│ │ │ │ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл │ │ │ │ESC) │ │ ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │ │M максимальной массой│CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 г/кВт.ч, │ │ │ 1 │окислов азота NO - 7 г/кВт.ч при │ │ │свыше 3,5 т, M , M , │ x │ │ │ 2 3 │испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│ │ │N и N │[4] (испытательный цикл ESC) │ │ │ 2 3 │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │4 │M и M максимальной │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │ │ │ 1 2 │выбросов B │ │ │массой не более 3,5 т │ │ │ ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │ │N │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │ │ │ 1 │выбросов B или CO - 4 г/кВт.ч, CH - │ │ │ │0,55 г/кВт.ч, окислов азота NO - 2 │ │ │ │ x │ │ │ │г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК│ │ │ │ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл │ │ │ │ESC) │ │ ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │ │M максимальной массой│CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 г/кВт.ч, │ │ │ 1 │окислов азота NO - 2 г/кВт.ч при │ │ │свыше 3,5 т, M , M , │ x │ │ │ 2 3 │испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│ │ │N и N │[4] (испытательный цикл ESC) │ │ │ 2 3 │ │ ├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤ │5 │M и M максимальной │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │ │ │ 1 2 │ │ │ │массой не более 3,5 т,│ │ │ │N │ │ │ │ 1 │ │ └─────────────┴──────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений
[2] OIMLR 99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2). Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)
[3] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 83-04 утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 49-03 утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 83-05 утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 83-06 утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя