ГОСТ Р 52033-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Оглавление

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 27 марта 2003 г. N 100-ст

Дата введения -
1 января 2004 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

MOTOR VEHICLES WITH PETROL ENGINES. EMISSION OF THE EXHAUST GAS POLLUTANTS. NORMS AND METHODS OF THE CONTROL FOR ESTIMATION OF TECHNICAL CONDITION

ГОСТ Р 52033-2003

Предисловие

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.

3. Введен впервые.

1. Область применения

    Настоящий   стандарт   распространяется   на   находящиеся   в
эксплуатации  автотранспортные  средства с бензиновыми двигателями
(далее   -    автомобили)   категорий  М , М , М , N , N , N  <1>,
                                        1   2   3   1   2   3
оснащенные  или не оснащенные системами нейтрализации отработавших
газов.

--------------------------------

<1> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001. Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.

3. Определения и обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.3. Коэффициент избытка воздуха, лямбда: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5. Экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.6. Изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

4. Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха

    4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших
газах  определяют  при работе двигателя в режиме холостого хода на
минимальной   (n   )   и   повышенной  (n   )  частотах   вращения
                мин                      пов
коленчатого   вала   двигателя,    установленных     изготовителем
автомобиля.
    При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:
    - значение n   , не должно превышать:
                мин
             -1
    1100 мин.   для автомобилей категорий М  и N ;
                                          1    1
            -1
    900 мин.   для автомобилей остальных категорий;
    - значение n    устанавливают в пределах:
                пов
                     -1
    2500  - 3500 мин.   для автомобилей категории M  и N , не оборудованных
                                                   1    1
системами нейтрализации;
                       -1
    2000  -  2800  мин.    для автомобилей категории M  и N , оборудованных
                                                      1    1
системами  нейтрализации,  и для автомобилей остальных категорий независимо
от их комплектации.

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

┌────────────────────┬─────────────┬───────────┬────────┬────────┐
│    Категории и     │Дата выпуска │  Обороты  │Объемная│Объемная│
│  комплектация <1>  │             │ холостого │доля CO,│доля CH,│
│транспортных средств│             │   хода    │   %    │     -1 │
│   (экологический   │             │           │        │ млн.   │
│     класс) <2>     │             │           │        │        │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M и N               │До 31.12.1986│Минимальные│4,5     │-       │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M  и N              │С 01.01.1987 │Минимальные│3,5     │1200    │
│ 1    1             │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│                    │             │Повышенные │2,0     │600     │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M , M , N  и N      │С 01.01.1987 │Минимальные│3,5     │2500    │
│ 2   3   2    3     │по 31.12.2006├───────────┼────────┼────────┤
│                    │             │Повышенные │2,0     │1000    │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M  и N , оснащенные │С 01.01.2007 │Минимальные│0,5     │-       │
│ 1    1             │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│системами нейтрали- │             │Повышенные │0,3     │100     │
│зации отработавших  │             │           │        │        │
│газов <3> (экологи- │             │           │        │        │
│ческие классы 2, 3, │             │           │        │        │
│4)                  │             │           │        │        │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M , M , N  и N ,    │С 01.01.2007 │Минимальные│0,5     │-       │
│ 2   3   2    3     │по 31.12.2012├───────────┼────────┼────────┤
│оснащенные системами│             │Повышенные │0,3     │200     │
│нейтрализации       │             │           │        │        │
│отработавших газов  │             │           │        │        │
│<3> (экологические  │             │           │        │        │
│классы 2, 3, 4)     │             │           │        │        │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M  и N , оснащенные │С 01.01.2013 │Минимальные│0,3     │-       │
│ 1    1             │             ├───────────┼────────┼────────┤
│системами           │             │Повышенные │0,2     │100     │
│нейтрализации       │             │           │        │        │
│отработавших газов  │             │           │        │        │
│<3> (экологические  │             │           │        │        │
│классы 4 и выше)    │             │           │        │        │
├────────────────────┼─────────────┼───────────┼────────┼────────┤
│M , M , N  и N ,    │С 01.01.2013 │Минимальные│0,3     │-       │
│ 2   3   2    3     │             ├───────────┼────────┼────────┤
│оснащенные системами│             │Повышенные │0,2     │200     │
│нейтрализации       │             │           │        │        │
│отработавших газов  │             │           │        │        │
│<3> (экологические  │             │           │        │        │
│классы 4 и выше)    │             │           │        │        │
├────────────────────┴─────────────┴───────────┴────────┴────────┤
│    <1> В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель   │
│указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для     │
│снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные         │
│выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода,      │
│углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента       │
│избытка воздуха лямбда.                                         │
│    <2> Экологическая классификация автомобилей в соответствии с│
│приложением Г.                                                  │
│    <3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы   │
│установлены в 4.3 и 6.4.3.                                      │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
    4.3.  Значение  коэффициента  избытка  воздуха лямбда в режиме
холостого    хода    на    n      у   автомобилей,   оборудованных
                            пов
системой  нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах
данных,  установленных  изготовителем.  Если  данные  изготовителя
отсутствуют  или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха
лямбда должно быть от 0,97 до 1,03.

4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

5. Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│Система автомобиля │    Требования к техническому состоянию     │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Система выпуска    │Комплектность (отсутствие элементов системы │
│отработавших газов │выпуска не допускается); герметичность      │
│                   │(отсутствие механических пробоев и сквозной │
│                   │коррозии; при работе двигателя на холостом  │
│                   │ходу в соединениях и элементах системы      │
│                   │выпуска отработавших газов не должно быть   │
│                   │утечек, а для автомобилей, оборудованных    │
│                   │системой нейтрализации отработавших газов,  │
│                   │не допускаются утечки в атмосферу, минуя    │
│                   │нейтрализатор)                              │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Система нейтрализа-│Комплектность (отсутствие или несоответствие│
│ции отработавших   │эксплуатационным документам элементов       │
│газов и другое     │системы нейтрализации, системы улавливания  │
│оборудование для   │паров топлива, рециркуляции отработавших    │
│снижения вредных   │газов, экономайзера принудительного         │
│выбросов           │холостого хода и т.п. не допускается)       │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Система вентиляции │Комплектность; герметичность (рассоединение │
│картера            │трубок в системе вентиляции картера         │
│                   │двигателя, утечка картерных газов через     │
│                   │различные неплотности в атмосферу не        │
│                   │допускаются)                                │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Встроенная система │Функционирование диагностического индикатора│
│диагностирования   │соответствует исправной работе двигателя и  │
│двигателя          │его систем (диагностический индикатор при   │
│                   │работе двигателя выключен)                  │
├───────────────────┼────────────────────────────────────────────┤
│Система питания    │Комплектность (отсутствие или несоответствие│
│                   │элементов системы питания эксплуатационным  │
│                   │документам не допускается);                 │
│                   │герметичность (подтекание бензина не        │
│                   │допускается)                                │
└───────────────────┴────────────────────────────────────────────┘

5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

6. Методы измерений

6.1. Общие требования

6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;

- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).

6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.

6.2. Подготовка к проведению измерений

6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.

6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

    6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:
    -   запускают   двигатель,   нажимая   на   педаль  управления
дроссельной  заслонкой,  увеличивают  частоту вращения коленчатого
вала двигателя до n    и работают в этом режиме не менее 15 с;
                   пов
    -   отпускают   педаль   управления   дроссельной   заслонкой,
устанавливая   минимальную  частоту  вращения  вала  двигателя  (в
соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание
оксида углерода и углеводородов;
    -  устанавливают  повышенную  частоту  вращения вала двигателя
n    и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода
 пов
и углеводородов.
    6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами
нейтрализации отработавших газов
    6.4.1.  Перед  проведением измерений проверяют и устанавливают
нулевые  показания  газоанализатора  на  шкалах измерения СО, СН и
СО .  Содержание  O  должно  быть  в  пределах,   установленных  в
  2                2
инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.
    6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:
    -   запускают   двигатель,   нажимая   на   педаль  управления
дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя
до  n   ,  выдерживают  этот  режим  в  течение  2  -  3 мин. (при
     пов
температуре  окружающего  воздуха  ниже 0 °С - 4 - 5 мин.) и после
стабилизации  показаний  измеряют  содержание  СО, СН  и фиксируют
значение коэффициента избытка воздуха лямбда;
    -  устанавливают  минимальную  частоту вращения вала двигателя
n     (в  соответствии  с  4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют
 мин
содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению
на n     следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме
    мин
n   .
 пов

6.4.3. На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания:

1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).

6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.

7. Требования безопасности

7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

Приложение А
(рекомендуемое)

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

Проверки могут быть проведены:

- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

- при сертификационных испытаниях;

- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

Приложение Б
(обязательное)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

    Б.1.1.     Для   измерения   содержания   нормируемых   компонентов   в
отработавших  газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы,
предназначенные  для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода (CO ) и
                                                                       2
кислорода  (O ),  для  проведения  измерений  на автомобилях экологического
             2
класса  4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные
газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0";
    Б.1.2. Применяют для измерения содержания:
    -  СО,  СН  и  СО   в  отработавших  газах  -  газоанализаторы
                     2
непрерывного   действия,   принцип  действия  которых  основан  на
инфракрасной спектроскопии;
    - О  - электрохимический сенсор.
       2
    Б.1.3.  Четырехканальные  газоанализаторы, предназначенные для
измерения  содержания  СО, СН, СО  и О , должны соответствовать по
                                 2    2
метрологическим  характеристикам  приборам  классов  00; 0 или I в
соответствии  с  классификацией,  изложенной  в [2].

Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

Таблица Б.1

┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Класс прибора│        Диапазон измерений, объемная доля         │
│             ├───────┬────────────┬───────────────┬─────────────┤
│             │       │            │               │          -1 │
│             │ СО, % │   СО , %   │     О , %     │  СН, млн.   │
│             │       │     2      │      2        │             │
├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤
│00; 0; I     │0 - 5  │0 - 16      │0 - 21         │0 - 2000     │
├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤
│Исключено с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1,    утв.  Приказом│
│Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)               │             │
└─────────────┴───────┴────────────┴───────────────┴─────────────┘

Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной (ДЕЛЬТА) или относительной (дельта) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

Таблица Б.2

┌───────┬───────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Класс │    Погрешность    │Пределы допускаемой погрешности <1> │
│прибора│                   ├─────────┬────────┬────────┬────────┤
│       │                   │   CO    │   CO   │   O    │   CH   │
│       │                   │         │     2  │    2   │        │
├───────┼───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│00     │Абсолютная <2>     │+/- 0,02 │+/- 0,3 │+/- 0,1 │+/- 4   │
│       ├───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│       │Относительная      │+/- 5%   │+/- 5%  │+/- 5%  │+/- 5%  │
├───────┼───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│0      │Абсолютная <2>     │+/- 0,03 │+/- 0,5 │+/- 0,1 │+/- 10  │
│       ├───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│       │Относительная      │+/- 5%   │+/- 5%  │+/- 5%  │+/- 5%  │
├───────┼───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│I      │Абсолютная <2>     │+/- 0,06 │+/- 0,5 │+/- 0,1 │+/- 12  │
│       ├───────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│       │Относительная      │+/-5%    │+/-5%   │+/- 5%  │+/- 5%  │
├───────┴───────────────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┤
│    <1> Абсолютная или относительная, что больше.               │
│    <2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида   │
│углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах,    │
│объемной доли углеводородов - в миллионных долях.               │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;

- относительная влажность - не более 85% без конденсации;

- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;

- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;

- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;

- напряжение аккумулятора автомобиля:

- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,

- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.

Б.1.8. Исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.

Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент лямбда по формуле:

                                Н                   О
                 [СО]            сv       3,5        сv
         [СО ] + ---- + [О ] + (--- х ----------- - ---) ([СО ] + [СО])
            2      2      2      4          [СО]     2       2
                                      3,5 + -----
                                            [СО ]
                                               2
лямбда = --------------------------------------------------------------, (1)
                       Н     О
                        сv    сv
                  (1 + --- - ---) ([СО ] + [СО] + (К  [СН]))
                        4     2       2             1

    где:
    [СО ],  [СО], [О ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и
       2            2
кислорода соответственно, %;
    Н   -  отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода
     сv
в бензине, Н   = 1,7261;
            сv
    О   - отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода
     сv
в бензине, О   = 0,0176;
            сv
    К   -   поправочный   коэффициент   для  пересчета  содержания
     1
углеводородов,   измеренного   инфракрасным  методом,  на  гексан.
           -4
К  = 6 х 10  , если сумма углеводородов выражена в объемных  долях
 1
     -1
(млн.  ) гексана.  Значение  К  может  быть уточнено изготовителем
                              1
прибора;
    [СН]  -  объемная  доля  углеводородов  в пересчете на гексан,
    -1
млн.  .
    Б.1.10.  Время  установления  выходного сигнала (показаний) не
должно превышать, с:
    - 30 - для каналов измерения СО, СО  и СН;
                                       2
    - 60 - для канала измерения О .
                                 2
    Б.1.11.    Газоанализаторы   должны   быть   градуированы   по
многокомпонентным  смесям,  содержащим не менее трех компонентов с
указанными ниже диапазонами объемных долей:
    - для четырехканальных газоанализаторов:
    СО - 0,3% - 5%;
    СО  - 4% - 16%;
      2
                        -1
    СН - 100 - 2000 млн.  ;
    О  - 0,5% - 20,9%;
     2
    газ-разбавитель  -  азот или воздух (для смесей, не содержащих
кислород);
    - для двухканальных газоанализаторов:
    СО - 0,5% - 7%;
    СО - 4% - 16%;
      2
                        -1
    СН - 100 - 2500 млн.  ;
    газ-разбавитель - азот  или  воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.

Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2. Требования к тахометрам

    Тахометры  должны  обеспечивать  измерения  в двух минимальных
диапазонах  частоты  вращения  коленчатого вала двигателя: от 0 до
         -1                    -1
1200 мин.   и от 0 до 6000 мин.   с погрешностью не более +/- 2,5%
верхнего предела измерений.

Б.3. Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.

Приложение В
(рекомендуемое)

ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ

┌─────┬───────────┬─────────┬─────┬─────────────────────────────────────────────────────┬─────────┬──────┐
│Дата │Модель     │Государ- │Дата │ Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, │Подпись  │Заклю-│
│про- │автомобиля,│ственный │выпу-│                            -1                       │проводив-│чение │
│верки│экологиче- │регистра-│ска  │      %, углеводородов, млн.   и значение лямбда     │шего     │      │
│     │ский класс │ционный  │     ├──────────────────────────┬──────────────────────────┤проверку │      │
│     │           │знак     │     │  Нормативные требования  │   Результаты измерения   │         │      │
│     │           │         │     ├─────────┬─────────┬──────┼─────────┬─────────┬──────┤         │      │
│     │           │         │     │   CO    │   CH    │лямбда│   CO    │   CH    │лямбда│         │      │
│     │           │         │     ├────┬────┼────┬────┼──────┼────┬────┼────┬────┼──────┤         │      │
│     │           │         │     │n   │n   │n   │n   │ n    │n   │n   │n   │n   │ n    │         │      │
│     │           │         │     │ мин│ пов│ мин│ пов│  пов │ мин│ пов│ мин│ пов│  пов │         │      │
├─────┼───────────┼─────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼─────────┼──────┤
│  1  │     2     │    3    │  4  │ 5  │ 6  │ 7  │ 8  │  9   │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │  14  │   15    │  16  │
├─────┼───────────┼─────────┼─────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────┼────┼────┼────┼──────┼─────────┼──────┤
├─────┴───────────┴─────────┴─────┴────┴────┴────┴────┴──────┴────┴────┴────┴────┴──────┴─────────┴──────┤
│    Примечание - Измеренные концентрации CO и CH в отработавших газах автомобилей (а также значения     │
│лямбда) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 │
│делается запись - "норма". При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись "не │
│соответствует" и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения               │
│неисправностей, вызывающих повышенные выбросы.                                                          │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Приложение Г
(справочное)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ

Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.

Таблица Г.1

┌─────────────┬──────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│Экологический│      Категории       │Выполняемые требования к предельному │
│    класс    │   автотранспортных   │  содержанию вредных (загрязняющих)  │
│             │ средств, оснащенных  │               веществ               │
│             │      искровыми       │                                     │
│             │    (бензиновыми)     │                                     │
│             │     двигателями      │                                     │
├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│2            │M  и M  максимальной  │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень │
│             │ 1    2               │выбросов B                           │
│             │массой не более 3,5 т │                                     │
│             ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│             │N                     │Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень │
│             │ 1                    │выбросов B или CO - 55 г/кВт.ч, CH - │
│             │                      │2,4 г/кВт.ч, окислов азота NO  - 10  │
│             │                      │                             x       │
│             │                      │г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК│
│             │                      │ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл  │
│             │                      │ESC)                                 │
│             ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│             │M  максимальной массой│CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 г/кВт.ч,   │
│             │ 1                    │окислов азота NO  - 10 г/кВт.ч при   │
│             │свыше 3,5 т, M , M ,  │                x                    │
│             │              2   3   │испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│
│             │N  и N                │[4] (испытательный цикл ESC)         │
│             │ 2    3               │                                     │
├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│3            │M  и M  максимальной  │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │
│             │ 1    2               │выбросов А                           │
│             │массой не более 3,5 т │                                     │
│             ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│             │N                     │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │
│             │ 1                    │выбросов А или CO - 20 г/кВт.ч, CH - │
│             │                      │1,1 г/кВт.ч, окислов азота NO  - 7   │
│             │                      │                             x       │
│             │                      │г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК│
│             │                      │ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл  │
│             │                      │ESC)                                 │
│             ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│             │M  максимальной массой│CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 г/кВт.ч,   │
│             │ 1                    │окислов азота NO  - 7 г/кВт.ч при    │
│             │свыше 3,5 т, M , M ,  │                x                    │
│             │              2   3   │испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│
│             │N и N                 │[4] (испытательный цикл ESC)         │
│             │ 2   3                │                                     │
├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│4            │M  и M  максимальной  │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │
│             │ 1    2               │выбросов B                           │
│             │массой не более 3,5 т │                                     │
│             ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│             │N                     │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень │
│             │ 1                    │выбросов B или CO - 4 г/кВт.ч, CH -  │
│             │                      │0,55 г/кВт.ч, окислов азота NO  - 2  │
│             │                      │                              x      │
│             │                      │г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК│
│             │                      │ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл  │
│             │                      │ESC)                                 │
│             ├──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│             │M  максимальной массой│CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 г/кВт.ч,   │
│             │ 1                    │окислов азота NO  - 2 г/кВт.ч при    │
│             │свыше 3,5 т, M , M ,  │                x                    │
│             │              2   3   │испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03│
│             │N  и N                │[4] (испытательный цикл ESC)         │
│             │ 2    3               │                                     │
├─────────────┼──────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│5            │M  и M  максимальной  │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6]          │
│             │ 1    2               │                                     │
│             │массой не более 3,5 т,│                                     │
│             │N                     │                                     │
│             │ 1                    │                                     │
└─────────────┴──────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] ПР 50.2.006-94       Государственная система обеспечения единства
                         измерений. Порядок проведения поверки средств
                         измерений
[2] OIMLR 99-1&2:2008    International Recommendation Instruments for
                         measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации
                         Международной Организации Законодательной
                         Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2). Приборы для измерения
                         уровня выбросов выхлопных газов транспортных
                         средств)
[3] Правила ЕЭК ООН      Единообразные предписания, касающиеся официального
    N 83-04              утверждения транспортных средств в отношении
                         выбросов загрязняющих веществ в зависимости от
                         топлива, необходимого для двигателя
[4] Правила ЕЭК ООН      Единообразные предписания, касающиеся официального
    N 49-03              утверждения двигателей с воспламенением от сжатия
                         и двигателей, работающих на природном газе, а
                         также двигателей с принудительным зажиганием,
                         работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и
                         транспортных средств, оснащенных двигателями с
                         принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в
                         отношении выделяемых ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН      Единообразные предписания, касающиеся официального
    N 83-05              утверждения транспортных средств в отношении
                         выбросов загрязняющих веществ в зависимости от
                         топлива, необходимого для двигателя
[6] Правила ЕЭК ООН      Единообразные предписания, касающиеся официального
    N 83-06              утверждения транспортных средств в отношении
                         выбросов загрязняющих веществ в зависимости от
                         топлива, необходимого для двигателя