Утверждено
и введено в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 2 мая 2012 г. N 63-ст
Дата введения -
1 июля 2012 года
Раздел 1. Третий абзац. Заменить слова: "предприятиями-изготовителями" на "изготовителем";
четвертый абзац изложить в новой редакции:
"Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832".
Раздел 2 изложить в новой редакции:
"В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 51832-2001. Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования".
Пункт 3.2. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем".
Пункты 3.5, 3.6 изложить в новой редакции:
"3.5. Экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.6. Изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси)".
Пункт 4.1. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем" (2 раза);
четвертый абзац изложить в новой редакции:
"- значение nпов устанавливают в пределах:
2500 - 3500 мин.-1 для автомобилей категории M1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации;
2000 - 2800 мин.-1 для автомобилей категории M1 и N1, оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации".
Пункт 4.2 изложить в новой редакции:
4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Категории и комплектация <1> транспортных средств (экологический класс) <2> | Дата выпуска | Обороты холостого хода | Объемная доля CO, % | Объемная доля CH, млн.-1 |
M и N | До 31.12.1986 | Минимальные | 4,5 | - |
M1 и N1 | С 01.01.1987 по 31.12.2006 | Минимальные | 3,5 | 1200 |
Повышенные | 2,0 | 600 | ||
M2, M3, N2 и N3 | С 01.01.1987 по 31.12.2006 | Минимальные | 3,5 | 2500 |
Повышенные | 2,0 | 1000 | ||
M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 2, 3, 4) | С 01.01.2007 по 31.12.2012 | Минимальные | 0,5 | - |
Повышенные | 0,3 | 100 | ||
M2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 2, 3, 4) | С 01.01.2007 по 31.12.2012 | Минимальные | 0,5 | - |
Повышенные | 0,3 | 200 | ||
M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 4 и выше) | С 01.01.2013 | Минимальные | 0,3 | - |
Повышенные | 0,2 | 100 | ||
M2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 4 и выше) | С 01.01.2013 | Минимальные | 0,3 | - |
Повышенные | 0,2 | 200 | ||
<1> В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха . | ||||
<2> Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением Г. | ||||
<3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3. |
Пункты 4.3, 6.4.3. Исключить слово: "трехкомпонентной".
Пункт 4.3. Заменить слова: "предприятия-изготовителя" на "изготовителя" (2 раза).
Пункт 5.1. Таблицу 2 дополнить наименованием - "Система питания":
Система автомобиля | Требования к техническому состоянию |
Система питания | Комплектность (отсутствие или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не допускается); герметичность (подтекание бензина не допускается) |
Подпункт 6.1.1. Второй, третий абзацы изложить в новой редакции:
"- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.)".
Подпункт 6.1.2. Первый абзац дополнить ссылкой: [1].
Подпункт 6.2.1. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем".
Подпункт 6.2.3 изложить в новой редакции:
"6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора)".
Подпункт 6.4.1 дополнить словами: "Содержание O2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора".
Раздел 6 дополнить пунктом - 6.5:
"6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3".
Стандарт дополнить разделом - 7:
"7. Требования безопасности
7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля".
Приложение Б. Пункт Б.1.1 изложить в новой редакции:
"Б.1.1. Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода (CO2) и кислорода (O2), для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0";
пункт Б.1.3. Заменить обозначения: "0; I или II" на "00; 0 или I";
заменить ссылку: [1] на [2];
исключить слова: "Двухканальные газоанализаторы (CO и CH) должны соответствовать приборам класса II.";
таблица Б.1. Графа "Класс прибора". Заменить обозначения: "0; I" на "00; 0; I"; класс прибора II и соответствующие значения исключить;
таблицу Б.2 изложить в новой редакции:
Таблица Б.2
Класс прибора | Погрешность | Пределы допускаемой погрешности <1> | |||
CO | CO2 | O2 | CH | ||
00 | Абсолютная <2> | +/- 0,02 | +/- 0,3 | +/- 0,1 | +/- 4 |
Относительная | +/- 5% | +/- 5% | +/- 5% | +/- 5% | |
0 | Абсолютная <2> | +/- 0,03 | +/- 0,5 | +/- 0,1 | +/- 10 |
Относительная | +/- 5% | +/- 5% | +/- 5% | +/- 5% | |
I | Абсолютная <2> | +/- 0,06 | +/- 0,5 | +/- 0,1 | +/- 12 |
Относительная | +/-5% | +/-5% | +/- 5% | +/- 5% | |
<1> Абсолютная или относительная, что больше. | |||||
<2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли углеводородов - в миллионных долях. |
пункт Б.1.7 изложить в новой редакции:
"Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:
- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;
- относительная влажность - не более 85% без конденсации;
- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;
- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;
- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;
- напряжение аккумулятора автомобиля:
- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,
- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В";
пункт Б.1.8 исключить.
Приложение В изложить в новой редакции:
Приложение В
(рекомендуемое)
ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ
Дата проверки | Модель автомобиля, экологический класс | Государственный регистрационный знак | Дата выпуска | Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, %, углеводородов, млн.-1 и значение | Подпись проводившего проверку | Заключение | |||||||||
Нормативные требования | Результаты измерения | ||||||||||||||
CO | CH | CO | CH | ||||||||||||
nмин | nпов | nмин | nпов | nпов | nмин | nпов | nмин | nпов | nпов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Примечание - Измеренные концентрации CO и CH в отработавших газах автомобилей (а также значения ) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 делается запись - "норма". При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись "не соответствует" и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения неисправностей, вызывающих повышенные выбросы. |
Приложение Г изложить в новой редакции:
Приложение Г
(справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ
Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.
Таблица Г.1
Экологический класс | Категории автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями | Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ |
2 | M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т | Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень выбросов B |
N1 | Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень выбросов B или CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) | |
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3 | CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) | |
3 | M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов А |
N1 | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов А или CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) | |
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3 | CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) | |
4 | M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов B |
N1 | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов B или CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) | |
M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3 | CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC) | |
5 | M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 | Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] |
Стандарт дополнить элементом - "Библиография":
"БИБЛИОГРАФИЯ
[1] | ПР 50.2.006-94 | Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений |
[2] | OIMLR 99-1&2:2008 | International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2). Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств) |
[3] | Правила ЕЭК ООН N 83-04 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя |
[4] | Правила ЕЭК ООН N 49-03 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ |
[5] | Правила ЕЭК ООН N 83-05 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя |
[6] | Правила ЕЭК ООН N 83-06 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя" |
Библиографические данные. Ключевые слова дополнить словами: "бензиновые двигатели, газоанализаторы";
заменить слово: "углеводороды" на "углеводород".