Изменение N 1 ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Утверждено
и введено в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 2 мая 2012 г. N 63-ст

Дата введения -
1 июля 2012 года

ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ Р 52033-2003. АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ. НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Раздел 1. Третий абзац. Заменить слова: "предприятиями-изготовителями" на "изготовителем";

четвертый абзац изложить в новой редакции:

"Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832".

Раздел 2 изложить в новой редакции:

"В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001. Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования".

Пункт 3.2. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем".

Пункты 3.5, 3.6 изложить в новой редакции:

"3.5. Экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.6. Изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси)".

Пункт 4.1. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем" (2 раза);

четвертый абзац изложить в новой редакции:

"- значение nпов устанавливают в пределах:

2500 - 3500 мин.-1 для автомобилей категории M1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации;

2000 - 2800 мин.-1 для автомобилей категории M1 и N1, оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации".

Пункт 4.2 изложить в новой редакции:

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Категории и комплектация <1> транспортных средств (экологический класс) <2>

Дата выпуска

Обороты холостого хода

Объемная доля CO, %

Объемная доля CH, млн.-1

M и N

До 31.12.1986

Минимальные

4,5

-

M1 и N1

С 01.01.1987 по 31.12.2006

Минимальные

3,5

1200

Повышенные

2,0

600

M2, M3, N2 и N3

С 01.01.1987 по 31.12.2006

Минимальные

3,5

2500

Повышенные

2,0

1000

M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 2, 3, 4)

С 01.01.2007 по 31.12.2012

Минимальные

0,5

-

Повышенные

0,3

100

M2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 2, 3, 4)

С 01.01.2007 по 31.12.2012

Минимальные

0,5

-

Повышенные

0,3

200

M1 и N1, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 4 и выше)

С 01.01.2013

Минимальные

0,3

-

Повышенные

0,2

100

M2, M3, N2 и N3, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов <3> (экологические классы 4 и выше)

С 01.01.2013

Минимальные

0,3

-

Повышенные

0,2

200

<1> В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха .

<2> Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением Г.

<3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3.

Пункты 4.3, 6.4.3. Исключить слово: "трехкомпонентной".

Пункт 4.3. Заменить слова: "предприятия-изготовителя" на "изготовителя" (2 раза).

Пункт 5.1. Таблицу 2 дополнить наименованием - "Система питания":

Система автомобиля

Требования к техническому состоянию

Система питания

Комплектность (отсутствие или несоответствие элементов системы питания эксплуатационным документам не допускается);

герметичность (подтекание бензина не допускается)

Подпункт 6.1.1. Второй, третий абзацы изложить в новой редакции:

"- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;

- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.)".

Подпункт 6.1.2. Первый абзац дополнить ссылкой: [1].

Подпункт 6.2.1. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем".

Подпункт 6.2.3 изложить в новой редакции:

"6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора)".

Подпункт 6.4.1 дополнить словами: "Содержание O2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора".

Раздел 6 дополнить пунктом - 6.5:

"6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3".

Стандарт дополнить разделом - 7:

"7. Требования безопасности

7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля".

Приложение Б. Пункт Б.1.1 изложить в новой редакции:

"Б.1.1. Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода (CO2) и кислорода (O2), для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0";

пункт Б.1.3. Заменить обозначения: "0; I или II" на "00; 0 или I";

заменить ссылку: [1] на [2];

исключить слова: "Двухканальные газоанализаторы (CO и CH) должны соответствовать приборам класса II.";

таблица Б.1. Графа "Класс прибора". Заменить обозначения: "0; I" на "00; 0; I"; класс прибора II и соответствующие значения исключить;

таблицу Б.2 изложить в новой редакции:

Таблица Б.2

Класс прибора

Погрешность

Пределы допускаемой погрешности <1>

CO

CO2

O2

CH

00

Абсолютная <2>

+/- 0,02

+/- 0,3

+/- 0,1

+/- 4

Относительная

+/- 5%

+/- 5%

+/- 5%

+/- 5%

0

Абсолютная <2>

+/- 0,03

+/- 0,5

+/- 0,1

+/- 10

Относительная

+/- 5%

+/- 5%

+/- 5%

+/- 5%

I

Абсолютная <2>

+/- 0,06

+/- 0,5

+/- 0,1

+/- 12

Относительная

+/-5%

+/-5%

+/- 5%

+/- 5%

<1> Абсолютная или относительная, что больше.

<2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида углерода, диоксида углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли углеводородов - в миллионных долях.

пункт Б.1.7 изложить в новой редакции:

"Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;

- относительная влажность - не более 85% без конденсации;

- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;

- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;

- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;

- напряжение аккумулятора автомобиля:

- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,

- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В";

пункт Б.1.8 исключить.

Приложение В изложить в новой редакции:

Приложение В
(рекомендуемое)

ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ

Дата проверки

Модель автомобиля, экологический класс

Государственный регистрационный знак

Дата выпуска

Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, %, углеводородов, млн.-1 и значение 

Подпись проводившего проверку

Заключение

Нормативные требования

Результаты измерения

CO

CH

CO

CH

nмин

nпов

nмин

nпов

nпов

nмин

nпов

nмин

nпов

nпов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Примечание - Измеренные концентрации CO и CH в отработавших газах автомобилей (а также значения ) фиксируются в графах 10 - 14. Если эти значения не превышают установленные нормы, то в графе 16 делается запись - "норма". При превышении любого из указанных нормативов в графе 16 делается запись "не соответствует" и автомобиль должен быть подвергнут регулировке или ремонту для устранения неисправностей, вызывающих повышенные выбросы.

Приложение Г изложить в новой редакции:

Приложение Г
(справочное)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ

Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.

Таблица Г.1

Экологический класс

Категории автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями

Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ

2

M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень выбросов B

N1

Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3], уровень выбросов B или CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3

CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 10 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)

3

M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов А

N1

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов А или CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3

CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 7 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)

4

M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов B

N1

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5], уровень выбросов B или CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3

CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55 г/кВт.ч, окислов азота NOx - 2 г/кВт.ч при испытании по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4] (испытательный цикл ESC)

5

M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т, N1

Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6]

Стандарт дополнить элементом - "Библиография":

"БИБЛИОГРАФИЯ

[1]

ПР 50.2.006-94

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2]

OIMLR 99-1&2:2008

International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2). Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)

[3]

Правила ЕЭК ООН N 83-04

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[4]

Правила ЕЭК ООН N 49-03

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5]

Правила ЕЭК ООН N 83-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[6]

Правила ЕЭК ООН N 83-06

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя"

Библиографические данные. Ключевые слова дополнить словами: "бензиновые двигатели, газоанализаторы";

заменить слово: "углеводороды" на "углеводород".