Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. ГОСТ Р 52033-2003

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 27 марта 2003 г. N 100-ст

Дата введения -
1 января 2004 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

MOTOR VEHICLES WITH PETROL ENGINES. EMISSION OF THE EXHAUST GAS POLLUTANTS. NORMS AND METHODS OF THE CONTROL FOR ESTIMATION OF TECHNICAL CONDITION

ГОСТ Р 52033-2003

Предисловие

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.

3. Введен впервые.

1. Область применения

    Настоящий   стандарт   распространяется   на   находящиеся   в
эксплуатации  автотранспортные  средства с бензиновыми двигателями
(далее   -    автомобили)   категорий  М , М , М , N , N , N  <1>,
                                        1   2   3   1   2   3
оснащенные  или не оснащенные системами нейтрализации отработавших
газов.

--------------------------------

<1> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных предприятиями-изготовителями.

Настоящий стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.

3. Определения и обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего двигателя.

3.3. Коэффициент избытка воздуха, лямбда: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5. Двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.

3.6. Трехкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха лямбда), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.

3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

4. Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха

    4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших
газах  определяют  при работе двигателя в режиме холостого хода на
минимальной   (n   )   и   повышенной  (n   )  частотах   вращения
                мин                      пов
коленчатого    вала    двигателя,   установленных   предприятием -
изготовителем автомобиля.
    При    отсутствии   данных,   установленных   предприятием   -
изготовителем автомобиля:
    - значение n   , не должно превышать:
                мин
             -1
    1100 мин.   для автомобилей категорий М  и N ;
                                          1    1
            -1
    900 мин.   для автомобилей остальных категорий;
    - значение n    устанавливают в пределах:
                пов
                       -1
    2500  -  3500  мин.   для автомобилей  категорий  М  и N ,  не
                                                       1    1
оборудованных системами нейтрализации;
                       -1
    2000   -  3500 мин.   для   автомобилей  категорий  М   и  N ,
                                                         1      1
оборудованных системами нейтрализации;
                        -1
    2000   -   2800 мин.    для  автомобилей  остальных  категорий
независимо от их комплектации.

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах данных, установленных предприятием - изготовителем автомобиля, но не более значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

┌────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────┐
│    Комплектация автомобиля <1>     │Частота │  Оксид  │Углево- │
│                                    │вращения│углерода,│дороды, │
│                                    │коленча-│объемная │объемная│
│                                    │того    │ доля, % │доля,   │
│                                    │вала    │         │    -1  │
│                                    │        │         │млн.    │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М , М , М , N ,│n       │4,5      │-       │
│                      1   2   3   1 │ мин    │         │        │
│N , N , произведенные до 01.10.1986 │        │         │        │
│ 2   3                              │        │         │        │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М  и N , не    │n       │3,5      │1200    │
│                      1    1        │ мин    │         │        │
│оснащенные системами нейтрализации  ├────────┼─────────┼────────┤
│отработавших газов <2>              │n       │2,0      │600     │
│                                    │ пов    │         │        │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М , М , N , N ,│n       │3,5      │2500    │
│                      2   3   2   3 │ мин    │         │        │
│не оснащенные системами             ├────────┼─────────┼────────┤
│нейтрализации отработавших газов <2>│n       │2,0      │1000    │
│                                    │ пов    │         │        │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М  и N ,       │n       │1,0      │400     │
│                      1    1        │ мин    │         │        │
│оборудованные двухкомпонентной      ├────────┼─────────┼────────┤
│системой нейтрализации отработавших │n       │0,6      │200     │
│газов                               │ пов    │         │        │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М , М , N , N ,│n       │1,0      │600     │
│                      2   3   2   3 │ мин    │         │        │
│оборудованные двухкомпонентной      ├────────┼─────────┼────────┤
│системой нейтрализации отработавших │n       │0,6      │300     │
│газов                               │ пов    │         │        │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М  и N  с      │n       │0,5      │100     │
│                      1    1        │ мин    │         │        │
│трехкомпонентной системой нейтрали- ├────────┼─────────┼────────┤
│зации отработавших газов и те же    │n       │0,3      │100     │
│автомобили, оборудованные встроенной│ пов    │         │        │
│(бортовой) системой диагностирования│        │         │        │
│<3>                                 │        │         │        │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Автомобили категорий М , М , N , N  │n       │0,5      │200     │
│                      2   3   2   3 │ мин    │         │        │
│с трехкомпонентной системой нейтра- ├────────┼─────────┼────────┤
│лизации отработавших газов и те же  │n       │0,3      │200     │
│автомобили, оборудованные встроенной│ пов    │         │        │
│(бортовой) системой диагностирования│        │         │        │
│<3>                                 │        │         │        │
├────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┤
│    <1> В эксплуатационных документах автомобиля предприятие-   │
│изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля          │
│оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ        │
│(далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание      │
│оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений   │
│коэффициента избытка воздуха лямбда.                            │
│    <2> Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативные       │
│значения содержания оксида углерода и углеводородов в           │
│отработавших газах установлены технологическими нормами         │
│предприятия-изготовителя.                                       │
│    <3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы   │
│установлены в 4.3 и 6.4.3.                                      │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
    4.3.  Значение  коэффициента  избытка  воздуха лямбда в режиме
холостого    хода    на    n      у   автомобилей,   оборудованных
                            пов
трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно
быть  в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем.
Если  данные  предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны,
значение  коэффициента  избытка  воздуха   лямбда  должно  быть от
0,97 до 1,03.

4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

5. Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2

Система автомобиля 
    Требования к техническому состоянию     
Система выпуска    
отработавших газов 
Комплектность (отсутствие элементов системы 
выпуска не допускается); герметичность      
(отсутствие механических пробоев и сквозной 
коррозии; при работе двигателя на холостом  
ходу в соединениях и элементах системы      
выпуска отработавших газов не должно быть   
утечек, а для автомобилей, оборудованных    
системой нейтрализации отработавших газов,  
не допускаются утечки в атмосферу, минуя    
нейтрализатор)                              
Система нейтрализа-
ции отработавших   
газов и другое     
оборудование для   
снижения вредных   
выбросов           
Комплектность (отсутствие или несоответствие
эксплуатационным документам элементов       
системы нейтрализации, системы улавливания  
паров топлива, рециркуляции отработавших    
газов, экономайзера принудительного         
холостого хода и т.п. не допускается)       
Система вентиляции 
картера            
Комплектность; герметичность (рассоединение 
трубок в системе вентиляции картера         
двигателя, утечка картерных газов через     
различные неплотности в атмосферу не        
допускаются)                                
Встроенная система 
диагностирования   
двигателя          
Функционирование диагностического индикатора
соответствует исправной работе двигателя и  
его систем (диагностический индикатор при   
работе двигателя выключен)                  

5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

6. Методы измерений

6.1. Общие требования

6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 10 до плюс 35 °С;

- атмосферное давление - от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.).

6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке.

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.

6.2. Подготовка к проведению измерений

6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной предприятием-изготовителем измерения не проводят.

6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3. После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к измерениям в следующем порядке:

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

    6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:
    -   запускают   двигатель,   нажимая   на   педаль  управления
дроссельной  заслонкой,  увеличивают  частоту вращения коленчатого
вала двигателя до n    и работают в этом режиме не менее 15 с;
                   пов
    -   отпускают   педаль   управления   дроссельной   заслонкой,
устанавливая   минимальную  частоту  вращения  вала  двигателя  (в
соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание
оксида углерода и углеводородов;
    -  устанавливают  повышенную  частоту  вращения вала двигателя
n    и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода
 пов
и углеводородов.
    6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами
нейтрализации отработавших газов
    6.4.1.  Перед  проведением измерений проверяют и устанавливают
нулевые  показания  газоанализатора  на  шкалах измерения СО, СН и
СО .
  2
    6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:
    -   запускают   двигатель,   нажимая   на   педаль  управления
дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя
до  n   ,  выдерживают  этот  режим  в  течение  2  -  3 мин. (при
     пов
температуре  окружающего  воздуха  ниже 0 °С - 4 - 5 мин.) и после
стабилизации  показаний  измеряют  содержание  СО, СН  и фиксируют
значение коэффициента избытка воздуха лямбда;
    -  устанавливают  минимальную  частоту вращения вала двигателя
n     (в  соответствии  с  4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют
 мин
содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению
на n     следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме
    мин
n   .
 пов

6.4.3. На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания:

1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).

Приложение А
(рекомендуемое)

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

Проверки могут быть проведены:

- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

- при сертификационных испытаниях;

- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

Приложение Б
(обязательное)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов

Б.1.1. Применяют для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:

- не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными (окислительными) системами нейтрализации - двухканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на гексан;

    -   оснащенных  трехкомпонентными  системами   нейтрализации -
четырехканальные  газоанализаторы,  предназначенные  для измерения
содержания СО, СН, диоксида углерода (СО ) и кислорода (О ).
                                        2                2
    Четырехканальные газоанализаторы могут быть также использованы
для  проведения  измерений на автомобилях, не оснащенных системами
нейтрализации    или    оснащенных   двухкомпонентными   системами
нейтрализации.
    Б.1.2. Применяют для измерения содержания:
    -  СО,  СН  и  СО   в  отработавших  газах  -  газоанализаторы
                     2
непрерывного   действия,   принцип  действия  которых  основан  на
инфракрасной спектроскопии;
    - О  - электрохимический сенсор.
       2
    Б.1.3.  Четырехканальные  газоанализаторы, предназначенные для
измерения  содержания  СО, СН, СО  и О , должны соответствовать по
                                 2    2
метрологическим  характеристикам  приборам  классов  0; I или II в
соответствии  с  классификацией,  изложенной  в [1]. Двухканальные
газоанализаторы  (СО  и СН) должны соответствовать приборам класса
II.

Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

Таблица Б.1

┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│Класс прибора│        Диапазон измерений, объемная доля         │
│             ├───────┬────────────┬───────────────┬─────────────┤
│             │       │            │               │          -1 │
│             │ СО, % │   СО , %   │     О , %     │  СН, млн.   │
│             │       │     2      │      2        │             │
├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤
│0; I         │0 - 5  │0 - 16      │0 - 21         │0 - 2000     │
├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤
│II           │0 - 7  │0 - 16      │0 - 21         │0 - 3000     │
└─────────────┴───────┴────────────┴───────────────┴─────────────┘

Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной (ДЕЛЬТА) или относительной (дельта) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

Таблица Б.2

┌───────┬────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Класс │  Погрешность   │  Пределы допускаемой погрешности <1>  │
│       │                ├────────┬─────────┬─────────┬──────────┤
│       │                │   СО   │   СО    │    О    │   СН     │
│       │                │        │     2   │     2   │          │
├───────┼────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│0      │Абсолютная <2>  │+/- 0,03│+/- 0,5  │+/- 0,1  │+/- 10    │
│       ├────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│       │Относительная   │+/- 3%  │+/- 4%   │+/- 3%   │+/- 5%    │
├───────┼────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│I      │Абсолютная <2>  │+/- 0,06│+/- 0,5  │+/- 0,1  │+/- 12    │
│       ├────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│       │Относительная   │+/- 4%  │+/- 4%   │+/- 4%   │+/- 5%    │
├───────┼────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│II     │Абсолютная <2>  │+/- 0,2 │+/- 1    │+/- 0,2  │+/- 20    │
│       ├────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤
│       │Относительная   │+/- 6%  │+/- 6%   │+/- 6%   │+/- 6%    │
├───────┴────────────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┤
│    <1> Абсолютная или относительная, что больше.               │
│    <2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида   │
│углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли         │
│углеводородов - в миллионных долях.                             │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
    Б.1.7.   Газоанализаторы   должны   обеспечивать  измерения  с
пределами  погрешности,  указанными в таблице  Б.2,  при следующих
условиях:
    - температура окружающего воздуха - (20 +/- 5) °С;
    - относительная влажность воздуха - (65 +/- 15)%;
    - атмосферное давление - (101,3 +/- 1,5) кПа;
                                  -15
    - напряжение питания - 220 В (---)%.
                                  +10

Б.1.8. Нормы дополнительных погрешностей газоанализаторов, обусловленных изменениями каждой из влияющих величин по Б.1.7, должны быть в пределах, установленных стандартами или техническими условиями на газоанализаторы конкретных типов.

Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент лямбда по формуле:

                                Н                   О
                 [СО]            сv       3,5        сv
         [СО ] + ---- + [О ] + (--- х ----------- - ---) ([СО ] + [СО])
            2      2      2      4          [СО]     2       2
                                      3,5 + -----
                                            [СО ]
                                               2
лямбда = --------------------------------------------------------------, (1)
                       Н     О
                        сv    сv
                  (1 + --- - ---) ([СО ] + [СО] + (К  [СН]))
                        4     2       2             1

    где:
    [СО ],  [СО], [О ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и
       2            2
кислорода соответственно, %;
    Н   -  отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода
     сv
в бензине, Н   = 1,7261;
            сv
    О   - отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода
     сv
в бензине, О   = 0,0176;
            сv
    К   -   поправочный   коэффициент   для  пересчета  содержания
     1
углеводородов,   измеренного   инфракрасным  методом,  на  гексан.
           -4
К  = 6 х 10  , если сумма углеводородов выражена в объемных  долях
 1
     -1
(млн.  ) гексана.  Значение  К  может  быть уточнено изготовителем
                              1
прибора;
    [СН]  -  объемная  доля  углеводородов  в пересчете на гексан,
    -1
млн.  .
    Б.1.10.  Время  установления  выходного сигнала (показаний) не
должно превышать, с:
    - 30 - для каналов измерения СО, СО  и СН;
                                       2
    - 60 - для канала измерения О .
                                 2
    Б.1.11.    Газоанализаторы   должны   быть   градуированы   по
многокомпонентным  смесям,  содержащим не менее трех компонентов с
указанными ниже диапазонами объемных долей:
    - для четырехканальных газоанализаторов:
    СО - 0,3% - 5%;
    СО  - 4% - 16%;
      2
                        -1
    СН - 100 - 2000 млн.  ;
    О  - 0,5% - 20,9%;
     2
    газ-разбавитель  -  азот или воздух (для смесей, не содержащих
кислород);
    - для двухканальных газоанализаторов:
    СО - 0,5% - 7%;
    СО - 4% - 16%;
      2
                        -1
    СН - 100 - 2500 млн.  ;
    газ-разбавитель - азот  или  воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.

Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2. Требования к тахометрам

    Тахометры  должны  обеспечивать  измерения  в двух минимальных
диапазонах  частоты  вращения  коленчатого вала двигателя: от 0 до
         -1                    -1
1200 мин.   и от 0 до 6000 мин.   с погрешностью не более +/- 2,5%
верхнего предела измерений.

Б.3. Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.

Приложение В
(рекомендуемое)

ЖУРНАЛ ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СООТВЕТСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

┌─────┬──────┬─────┬──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬────┬─────┐
│Дата │Модель│Реги-│Комп- │              Содержание вредных выбросов в отработавших газах               │Лич-│При- │
│изме-│авто- │стра-│лекта-├─────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┤ная │меча-│
│рения│мобиля│цион-│ция   │     до регулировки      │    после регулировки    │        по норме         │под-│ние  │
│     │      │ный  │авто- ├─────────┬─────────┬─────┼─────────┬─────────┬─────┼─────────┬─────────┬─────┤пись│     │
│     │      │знак │мобиля│  Оксид  │Углеводо-│Коэф-│  Оксид  │Углеводо-│Коэф-│  Оксид  │Углеводо-│Коэф-│    │     │
│     │      │     │      │углерода │роды     │фици-│углерода │роды     │фици-│углерода │роды     │фици-│    │     │
│     │      │     │      │         │         │ент  │         │         │ент  │         │         │ент  │    │     │
│     │      │     │      │         │         │лямб-│         │         │лямб-│         │         │лямб-│    │     │
│     │      │     │      │         │         │да   │         │         │да   │         │         │да   │    │     │
│     │      │     │      ├────┬────┼────┬────┤     ├────┬────┼────┬────┤     ├────┬────┼────┬────┤     │    │     │
│     │      │     │      │n   │n   │n   │n   │     │n   │n   │n   │n   │     │n   │n   │n   │n   │     │    │     │
│     │      │     │      │ мин│ пов│ мин│ пов│     │ мин│ пов│ мин│ пов│     │ мин│ пов│ мин│ пов│     │    │     │
├─────┼──────┼─────┼──────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┤    │     │
├─────┼──────┼─────┼──────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┤    │     │
├─────┼──────┼─────┼──────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┤    │     │
└─────┴──────┴─────┴──────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴─────┘

Приложение Г
(справочное)

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] International Standard/Recommendation ISO 3930/OIMLR99, Edition 2000 Instruments for measuring vehicle exhaust emissions