ГОСТ Р 52160-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Оглавление

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 18 декабря 2003 г. N 375-ст

Дата введения -
1 января 2005 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

MOTOR VEHICLES, EQUIPPED WITH COMPRESSION IGNITION ENGINES. VISIBLE POLLUTANTS. NORMS AND METHODS OF THE CONTROL FOR ESTIMATION OF TECHNICAL CONDITION

ГОСТ Р 52160-2003

Предисловие

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст.

4. Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности. II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции. III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности. IV. Измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах".

5. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий M, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24). Единообразные предписания, касающиеся:

I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности.

II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции.

III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности.

IV. Измерения мощности двигателей.

ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1. Свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.

                                                 -1
    3.2. Максимальная частота вращения n   , мин.  : Достигаемая при
                                        max
нажатой до упора  педали  частота  вращения  коленчатого  вала  двигателя в
режиме холостого хода.
                                                      -1
    3.3.   Минимальная   частота  вращения  n   , мин.  :  частота
                                             min
вращения  вала  двигателя  в  режиме холостого хода при отпущенной
педали.

3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

                                            -1
    3.7.  Коэффициент  поглощения света k, м  : значение дымности,
измеренное  дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от
0 до бесконечности.
    3.8.  Коэффициент  ослабления  света  N, %: значение дымности,
измеренное  дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора
с диапазоном от 0 до 100%.
    3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения
       -1
Х ,   м  :  максимальное  значение  коэффициента  поглощения  (см.
 М
приложение Б) <*>, измеренное в режиме свободного ускорения.
    ------------------------------------
    <*> Не приводится.

    3.10.   Результат   измерения  дымности  в  режиме  свободного
                   -1
ускорения    Х  , м  :    среднеарифметическое   значение  четырех
              ср
последних     измерений Х  ,  полученных  в соответствии с 5.4.1 и
                         ср
5.4.2.
                                                               -1
    3.11.   Предельно   допустимое   значение  дымности  X ,  м  :
                                                          L
предельно  допустимое  значение  коэффициента  поглощения в режиме
свободного  ускорения, установленное для автомобиля в соответствии
с 4.2 или 4.3.

3.12. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.13. Транспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.

3.14. Изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.15. Экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16. Транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий M, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

4. Нормы дымности

4.1. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А.

     4.2.  Дымность X   автомобилей в режиме свободного ускорения не должна
                     ср
превышать  значение  коэффициента  поглощения  X , указанное в сообщении об
                                                L
официальном  утверждении  или в знаке официального утверждения, нанесенного
на  двигатель/автомобиль,  в  соответствии  с  приложениями  А,  Б к ГОСТ Р
41.24.
    4.3. Дымность Х   автомобилей,  не имеющих  знака официального
                   ср
утверждения,  не  должна  превышать  в режиме свободного ускорения
следующих значений:
         -1
    2,5 м   - для двигателей без наддува;
         -1
    3,0 м   - для двигателей с наддувом.
    Дымность  X    на  режиме  свободного ускорения для автомобилей 4-го и
               ср
                                                                       -1
более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 м  .

5. Методы контроля

5.1. Условия проведения испытаний

5.1.1. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.

    5.2.3.   Для   измерения  частоты  вращения  коленчатого  вала
                                                                -1
двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000  мин.
и  погрешностью  измерений  не  более  +/- 2,5%  верхнего  предела
измерений.

5.2.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].

5.2.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3. Подготовка к измерениям

5.3.1. Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

    5.3.3. Измеряют значения n    и n   , которые  должны  быть  в
                              min    max
пределах, установленных изготовителем.

5.3.4. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг".

Абзац исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст.

5.3.5. При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.

5.4. Измерение дымности

    5.4.1. Измерение  дымности  в  режиме   свободного   ускорения
проводят в следующей последовательности:
    - при  работе  двигателя  в  режиме  холостого  хода  на  n
                                                               min
равномерно  перемещают  педаль  за 0,5 - 1,0 с  до  упора.  Держат
педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с
приступают к выполнению следующего цикла;
    - циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
    - измеряют значения Х  на последних четырех циклах  свободного
                         M
ускорения по максимальному показанию дымомера;
    - измеренные  значения Х  считают  достоверными,  если  четыре
                            M
последовательных  значения  не  образуют  убывающей  зависимости и
                                   -1
располагаются в зоне шириной 0,25 м  ;
    -  определяют   среднеарифметическое   значение  Х  ,  четырех
                                                      ср
последних  измерений  Х ,  которое   принимается   за    результат
                       M
измерения.
    График  изменения  частоты  вращения  (n)  и  дымности  (k)  в
процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
    5.4.2. Дымность автомобилей с  раздельной  выпускной  системой
измеряют  в  каждой  выпускной  трубе.  За   результат   измерения
принимают   максимальное   среднеарифметическое    значение   Х  ,
                                                               ср
полученное в одной из выпускных труб.

6. Требования безопасности

6.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

6.2. При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

Приложение А
(справочное)

ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ k В N (ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 М)

┌───────┬─────┬─────┬────┬─────┬────┬────┬────┬────┬─────────────┐
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │0,0  │0,1  │0,2 │0,3  │0,4 │0,5 │0,55│0,6 │0,65         │
│N, %   │0,0  │4    │8   │11   │15  │20  │21  │23  │24           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │0,7  │0,75 │0,8 │0,85 │0,9 │0,95│1,0 │1,05│1,1          │
│N, %   │26   │28   │29  │31   │32  │34  │35  │36  │38           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │1,15 │1,2  │1,25│1,3  │1,35│1,4 │1,45│1,5 │1,55         │
│N, %   │39   │40   │42  │43   │44  │45  │46  │47  │49           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │1,6  │1,65 │1,7 │1,75 │1,8 │1,85│1,9 │1,95│2,0          │
│N, %   │50   │51   │52  │53   │54  │55  │56  │57  │58           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │2,05 │2,1  │2,15│2,2  │2,25│2,3 │2,35│2,4 │2,45         │
│N, %   │59   │59,5 │60  │61   │62  │63  │64  │64,4│65           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │2,5  │2,55 │2,6 │2,65 │2,7 │2,75│2,8 │2,85│2,9          │
│N, %   │66   │67   │67,3│68   │69  │69,3│70  │71  │71,3         │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │3,0  │3,05 │3,1 │3,15 │3,2 │3,25│3,3 │3,35│3,4          │
│N, %   │72,5 │73   │73,6│72   │75  │75,3│76  │76,3│77           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │3,45 │3,5  │3,55│3,6  │3,65│3,7 │3,75│3,8 │3,85         │
│N, %   │77,3 │78   │78,3│79   │79,2│80  │80,1│80,5│81           │
├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤
│    -1 │     │     │    │     │    │    │    │    │             │
│k, м   │3,9  │3,95 │4,0 │4,05 │4,1 │4,15│4,2 │4,25│бесконечность│
│N, %   │81,3 │81,7 │82  │82,5 │83  │83,3│83,7│84  │100          │
└───────┴─────┴─────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────────────┘
    Примечание. Пересчет значений N в k проводят по формуле:

                             1         N
                       k = - - ln(1 - ---),
                             L        100

    где:
                                       -1
    k - коэффициент поглощения света, м  ;
    L - эффективная база дымомера, м;
    N - коэффициент ослабления света, %.

Приложение В
(справочное)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНАЩЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.

Таблица В.1

┌─────────────┬──────────────────────────────┬────────────────────────────┐
│Экологический│    Категории транспортных    │  Выполняемые требования к  │
│    класс    │     средств, оснащенных      │   предельному содержанию   │
│             │ двигателями с воспламенением │   вредных (загрязняющих)   │
│             │          от сжатия           │          веществ           │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│4            │M  и M  максимальной массой   │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2],│
│             │ 1    2                       │уровень выбросов B          │
│             │не более 3,5 т                │                            │
│             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│             │N                             │Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2],│
│             │ 1                            │уровень выбросов B или      │
│             │                              │Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3],│
│             │                              │уровень выбросов B1, или    │
│             │                              │Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4],│
│             │                              │уровень выбросов B1         │
│             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│             │M  максимальной массой свыше  │Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3],│
│             │ 1                            │уровень выбросов B1 или     │
│             │3,5 т, M , M , N  и N         │Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4],│
│             │        2   3   2    3        │уровень выбросов B1         │
│             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│             │M  максимальной массой свыше  │Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5] │
│             │ 1                            │                            │
│             │3,5 т, M , M , N , N  и N     │                            │
│             │        2   3   1   2    3    │                            │
│             │повышенной проходимости, с    │                            │
│             │приводом на все колеса, в том │                            │
│             │числе с отключаемым приводом  │                            │
│             │одной из осей                 │                            │
├─────────────┼──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│5            │M  и M  максимальной массой   │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │
│             │ 1    2                       │                            │
│             │не более 3,5 т                │                            │
│             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│             │N                             │Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] │
│             │ 1                            │или Правила ЕЭК ООН N 49-05 │
│             │                              │[4], уровень выбросов B2, C │
│             ├──────────────────────────────┼────────────────────────────┤
│             │M  максимальной массой свыше  │Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4],│
│             │ 1                            │уровень выбросов B2, C      │
│             │3,5 т, M , M , N  и N         │                            │
│             │        2   3   2    3        │                            │
└─────────────┴──────────────────────────────┴────────────────────────────┘

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] ПР 50.2.006-94               Государственная система обеспечения
                                 единства измерений. Порядок проведения
                                 поверки средств измерений
[2] Правила ЕЭК ООН N 83-05      Единообразные предписания, касающиеся
                                 официального утверждения транспортных
                                 средств в отношении выбросов загрязняющих
                                 веществ в зависимости от топлива,
                                 необходимого для двигателя
[3] Правила ЕЭК ООН N 49-04      Единообразные предписания, касающиеся
                                 официального утверждения двигателей с
                                 воспламенением от сжатия и двигателей,
                                 работающих на природном газе, а также
                                 двигателей с принудительным зажиганием,
                                 работающих на сжиженном нефтяном газе
                                 (СНГ), и транспортных средств, оснащенных
                                 двигателями с принудительным зажиганием,
                                 работающими на СНГ, в отношении выделяемых
                                 ими загрязняющих веществ
[4] Правила ЕЭК ООН N 49-05      Единообразные предписания, касающиеся
                                 официального утверждения двигателей с
                                 воспламенением от сжатия и двигателей,
                                 работающих на природном газе, а также
                                 двигателей с принудительным зажиганием,
                                 работающих на сжиженном нефтяном газе
                                 (СНГ), и транспортных средств, оснащенных
                                 двигателями с принудительным зажиганием,
                                 работающими на СНГ, в отношении выделяемых
                                 ими загрязняющих веществ
[5] Правила ЕЭК ООН N 96-02      Единообразные предписания, касающиеся
                                 официального утверждения двигателей с
                                 воспламенением от сжатия для установки на
                                 сельскохозяйственных и лесных тракторах и
                                 внедорожной мобильной технике в отношении
                                 выброса загрязняющих веществ этими
                                 двигателями
[6] Правила ЕЭК ООН N 83-06      Единообразные предписания, касающиеся
                                 официального утверждения транспортных
                                 средств в отношении выбросов загрязняющих
                                 веществ в зависимости от топлива,
                                 необходимого для двигателя.