Изменение N 1 ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Утверждено
и введено в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 2 мая 2012 г. N 64-ст

Дата введения -
1 июля 2012 года

ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ Р 52160-2003. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ. ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Раздел 1. Заменить слова: "автотранспортных средств категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, находящихся в эксплуатации, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей)" на "транспортных средств категорий M, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния".

Раздел 2. Первый абзац. Заменить слова: "использована ссылка на" на "использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:";

дополнить ссылками:

"ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования".

Пункты 3.1, 3.2 изложить в новой редакции:

"3.1. Свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с.

3.2. Максимальная частота вращения nmax, мин.-1: Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода".

Пункт 3.10. Наименование термина. Заменить обозначение: "XM" на "Xср".

Пункт 3.12 изложить в новой редакции:

"3.12. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя".

Пункт 3.13. Заменить слова: "автотранспортное" на "транспортное", "прошедший регистрацию" на "прошедший государственную регистрацию".

Раздел 3 дополнить пунктами 3.14 - 3.16:

"3.14. Изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

3.15. Экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16. Транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий M, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования".

Пункт 4.2 изложить в новой редакции:

"4.2. Дымность Xср автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24".

Пункт 4.3. Заменить обозначение: "X1М" на "Xср";

дополнить абзацем (после последнего):

"Дымность Xср на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) - не более 1,5 м-1".

Пункт 5.2.4 дополнить ссылкой: [1].

Пункты 5.3.2, 5.3.3. Заменить слова: "предприятием-изготовителем" на "изготовителем".

Пункт 5.3.4. Четвертый абзац. Исключить слова: "(для автобусов категории M3 и грузовых автомобилей категорий N2, N3)";

седьмой абзац изложить в новой редакции:

"- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";

примечание исключить.

Пункт 5.3 дополнить подпунктом 5.3.5:

"5.3.5. При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения".

Пункты 5.4.1 (шестой абзац), 5.4.2. Заменить обозначение: "X'M" на "Xср".

Стандарт дополнить разделом 6:

"6. Требования безопасности

6.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

6.2. При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля".

Стандарт дополнить приложением В:

Приложение В
(справочное)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНАЩЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.

Таблица В.1

Экологический класс

Категории транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия

Выполняемые требования к предельному содержанию вредных (загрязняющих) веществ

4

M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], уровень выбросов B

N1

Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], уровень выбросов B или Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень выбросов B1, или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов B1

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3

Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], уровень выбросов B1 или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов B1

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N1, N2 и N3 повышенной проходимости, с приводом на все колеса, в том числе с отключаемым приводом одной из осей

Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5]

5

M1 и M2 максимальной массой не более 3,5 т

Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6]

N1

Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] или Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов B2, C

M1 максимальной массой свыше 3,5 т, M2, M3, N2 и N3

Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], уровень выбросов B2, C

Стандарт дополнить элементом "Библиография":

"БИБЛИОГРАФИЯ

[1]

ПР 50.2.006-94

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2]

Правила ЕЭК ООН N 83-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[3]

Правила ЕЭК ООН N 49-04

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[4]

Правила ЕЭК ООН N 49-05

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5]

Правила ЕЭК ООН N 96-02

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями

[6]

Правила ЕЭК ООН N 83-06

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя".

Библиографические данные. Ключевые слова. Заменить слова: "автомобиль" на "автомобили", "нормы дымности" на "нормы", "методы измерения дымности" на "методы измерения".