Оглавление
Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 18 декабря 2003 г. N 375-ст
Дата введения -
1 января 2005 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст.
4. Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности. II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции. III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности. IV. Измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах".
5. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств категорий М , М , М , N , N , N , находящихся в эксплуатации, 1 2 3 1 2 3 которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24). Единообразные предписания, касающиеся:
I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности.
II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции.
III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности.
IV. Измерения мощности двигателей.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1. Свободное ускорение: увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) до упора.
-1 3.2. Максимальная частота вращения n , мин. : ограниченная max регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при нажатой до упора педали. -1 3.3. Минимальная частота вращения n , мин. : частота min вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
-1 3.7. Коэффициент поглощения света k, м : значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до бесконечности. 3.8. Коэффициент ослабления света N, %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%. 3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения -1 Х , м : максимальное значение коэффициента поглощения (см. М приложение Б) <*>, измеренное в режиме свободного ускорения. ------------------------------------ <*> Не приводится. 3.10. Результат измерения дымности в режиме свободного -1 ускорения Х , м : среднеарифметическое значение четырех последних M измерений Х , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2. M -1 3.11. Предельно допустимое значение дымности X , м : L предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12. Обкатка автомобиля: пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3.13. Автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.
4. Нормы дымности
4.1. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А.
4.2. Дымность обкатанных автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения X , L указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенное на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 или приложением 2 Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомобилей не должна -1 превышать более чем на 0,5 м значение коэффициента поглощения X . L 1
4.3. Дымность Х автомобилей, не имеющих знака официального M утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений: -1 2,5 м - для двигателей без наддува; -1 3,0 м - для двигателей с наддувом.
5. Методы контроля
5.1. Условия проведения испытаний
5.1.1. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.
5.2.3. Для измерения частоты вращения коленчатого вала -1 двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин. и погрешностью измерений не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.
5.2.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3. Подготовка к измерениям
5.3.1. Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3. Измеряют значения n и n , которые должны быть в min max пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М и грузовых автомобилей 3 N , N ); 2 3
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание. При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.
5.4. Измерение дымности
5.4.1. Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности: - при работе двигателя в режиме холостого хода на n min равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла; - циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз; - измеряют значения Х на последних четырех циклах свободного M ускорения по максимальному показанию дымомера; - измеренные значения Х считают достоверными, если четыре M последовательных значения не образуют убывающей зависимости и -1 располагаются в зоне шириной 0,25 м ; - определяют среднеарифметическое значение Х', четырех M последних измерений Х , которое принимается за результат M измерения. График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Х', M полученное в одной из выпускных труб.
Приложение А
(справочное)
ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ k В N (ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 М)
┌───────┬─────┬─────┬────┬─────┬────┬────┬────┬────┬─────────────┐ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │0,0 │0,1 │0,2 │0,3 │0,4 │0,5 │0,55│0,6 │0,65 │ │N, % │0,0 │4 │8 │11 │15 │20 │21 │23 │24 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │0,7 │0,75 │0,8 │0,85 │0,9 │0,95│1,0 │1,05│1,1 │ │N, % │26 │28 │29 │31 │32 │34 │35 │36 │38 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │1,15 │1,2 │1,25│1,3 │1,35│1,4 │1,45│1,5 │1,55 │ │N, % │39 │40 │42 │43 │44 │45 │46 │47 │49 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │1,6 │1,65 │1,7 │1,75 │1,8 │1,85│1,9 │1,95│2,0 │ │N, % │50 │51 │52 │53 │54 │55 │56 │57 │58 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │2,05 │2,1 │2,15│2,2 │2,25│2,3 │2,35│2,4 │2,45 │ │N, % │59 │59,5 │60 │61 │62 │63 │64 │64,4│65 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │2,5 │2,55 │2,6 │2,65 │2,7 │2,75│2,8 │2,85│2,9 │ │N, % │66 │67 │67,3│68 │69 │69,3│70 │71 │71,3 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │3,0 │3,05 │3,1 │3,15 │3,2 │3,25│3,3 │3,35│3,4 │ │N, % │72,5 │73 │73,6│72 │75 │75,3│76 │76,3│77 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │3,45 │3,5 │3,55│3,6 │3,65│3,7 │3,75│3,8 │3,85 │ │N, % │77,3 │78 │78,3│79 │79,2│80 │80,1│80,5│81 │ ├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤ │ -1 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │k, м │3,9 │3,95 │4,0 │4,05 │4,1 │4,15│4,2 │4,25│бесконечность│ │N, % │81,3 │81,7 │82 │82,5 │83 │83,3│83,7│84 │100 │ └───────┴─────┴─────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────────────┘
Примечание. Пересчет значений N в k проводят по формуле: 1 N k = - - ln(1 - ---), L 100 где: -1 k - коэффициент поглощения света, м ; L - эффективная база дымомера, м; N - коэффициент ослабления света, %.